Целью данного исследования является изучение источников угроз национальной безопасности государства со стороны компьютерных преступников. Объектами их посягательства выступают большие данные, в которых хранится личная информация пользователей, корпоративная и государственная информация. Кроме того, внутри экономических отношений, политических и социальных процессов всегда могут существовать ситуации, которые привлекают преступников и заставляют их проявить активность. Задачи исследования состоят в разработке предложений по снижению угроз национальной безопасности государства и обеспечению защиты больших данных. Посягательство преступников на большие данные осуществляется для дестабилизации работы органов государственной власти, дезорганизации работы информационных систем. Эти действия могут нести физическую угрозу жизни людей, создавать угрозу гибели, финансовые потери. Преступники могут использовать технику для нарушения общественной безопасности, давления на органы государственной власти, создания ажиотажа и паники среди населения. Установлено, что к основным способам борьбы преступниками относится разработка соответствующей законодательной базы и создание уполномоченных органов, которые будут заниматься расследованием таких преступлений. Законодатель уже принял несколько документов, устанавливающих приоритеты, цели и задачи борьбы с преступлениями в сфере больших данных. Несмотря на проделанную работу, законы, регулирующие отношения в виртуальном пространстве, все равно находятся на начальном уровне развития. Необходимо адаптироваться к действительности, в которой рост технологий порождает новые виды преступности. Сделан вывод, что потребуется решить ряд проблем, только тогда получится пресекать действия преступников эффективно. На сегодняшний день проблемы заключаются в том, что многие сферы даже внутри страны плохо контактируют друг с другом. Например, банковские и другие финансовые организации, операторы сотовой связи крайне плохо сотрудничают с правоохранительными органами. Общая система обмена информацией отсутствует. За счет этого преступники могут скрыть следы преступлений и скрыться сами
Энергетические системы всех стран мира в условиях вооруженных конфликтов всё чаще подвергаются внешним физическим атакам, в том числе с использованием передовых технологий (например, беспилотных аппаратов). Поскольку от функционирования таких систем зависит национальная безопасность страны, актуализируются вопросы своевременного пресечения подобных атак и выявления лиц, их осуществивших. Передовая роль в данном процессе отводится криминалистическим средствам, приемам и методам расследования данных криминальных событий. В статье выделяются проблемные аспекты, связанные с характеристиками объектов энергетического комплекса, технологиями их функционирования, типами беспилотных аппаратов и их конструктивными особенностями, а также современными техническими и кадровыми возможностями правоохранительных органов по обеспечению процесса обнаружения, фиксации и изъятия следовой информации.
Терроризм является основной угрозой, подрывающей безопасность любого государства и дестабилизирующим фактором повышения социальной напряженности. Обеспечение национальной безопасности в качестве приоритетной деятельности государства предполагает борьбу с проявлением различных форм терроризма. Целью исследования явилось - проведение анализа уровня криминализации в обществе от угроз террористического характера, рассмотрение терминологии терроризма, закрепленной в правовой базе и научной доктрине, а также характеристика сущности и форм проявления терроризма как угрозы национальной безопасности России. В качестве материалов были использованы научные труды по рассматриваемой проблематике, а также статистические данные, отражающие уровень криминализации преступлений террористического характера, опубликованные на портале правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Анализ терроризма как глобальной проблемы, создающей угрозу национальной безопасности, позволил авторам исследования охарактеризовать сущность современного терроризма, форм его проявления и сформулировать видение криминальной ситуации в нашей стране.
Введение. События 2020 г. в Нагорном Карабахе актуализировали проблему урегулирования конфликта в регионе. Иран являлся одним из акторов переговорного процесса между армянской и азербайджанской сторонами с начала 90-х гг. ХХ в. Из соображений национальной безопасности это направление стало одним из важнейших во внешнеполитической деятельности Ирана в Закавказье. Ключевое внимание в статье уделяется позиции, занятой Ираном в отношении нагорно-карабахского конфликта в 1992–2018 гг. Иран считал, что может стать альтернативой западным государствам в переговорном процессе. В статье рассмотрены важнейшие аспекты ирано-армянских и ирано-азербайджанских отношений в обозначенный период. Выявлено влияние интересов Ирана в области экономики, логистики, энергетической сфере на позицию Тегерана в отношении конфликта. В статье уделяется внимание отношению Армении и Азербайджана к иранской ядерной программе в контексте межгосударственных отношений и региональной безопасности. Рассматривается проблема Зангезурского коридора, как одного из важнейших аспектов противоречий между Баку и Ереваном и влияющего на выстраивание национальной безопасности Ирана. Материалы и методы. В исследовании анализируются официальные документы, заявления и высказывания официальных лиц Ирана, Армении и Азербайджана вокруг проблемы урегулирования нагорно-карабахского конфликта в 1992–2018 гг. Для изучения проблемы применяются сравнительно-исторический, нарративный и проблемно-хронологический методы исследования. Анализ. В статье раскрывается влияние фактора нагорно-карабахского конфликта на выстраивание национальной безопасности Ирана в регионе. Прослеживается политика Тегерана в отношении Азербайджана и Армении в контексте региональной безопасности. Результаты. В исследовании сделан вывод о том, что интересы национальной безопасности привели к тому, что Иран стал одним из посредников при урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Официальная позиция Тегерана заключалась в недопущении эскалации конфликта и разрешении проблемы путем политических переговоров. Одним из аспектов позиции Ирана выступало недопущение прямого или косвенного вмешательства в конфликт со стороны США, НАТО, ЕС и т. д. С данной целью Тегеран вел деятельность по привлечению региональных акторов (Турции, Российской Федерации) для совместного диалога с азербайджанской и армянской сторонами. Иран исходил из интересов обеспечения национальной безопасности при выстраивании взвешенной позиции в отношениях с Азербайджаном и Арменией.
Введение: в современных условиях геополитической нестабильности обеспечение национальной безопасности становится ключевой задачей. Особую роль в этом процессе играет государственный контроль за оборотом гражданского оружия, осуществляемый войсками национальной гвардии Российской Федерации. Цель - изучить механизмы реализации полномочий Росгвардии по контролю за оборотом гражданского оружия, выявить их влияние на обеспечение безопасности государства, а также рассмотреть законодательные и организационные аспекты этой деятельности.
Методологическая основа: метод анализа нормативных правовых актов, регламентирующих контроль и надзор в сфере оборота оружия.
Результаты: определены ключевые формы контрольно-надзорной деятельности войск национальной гвардии РФ, выявлены изменения в законодательстве, ужесточившие правила оборота оружия, включая повышение возраста для получения лицензии и усиление медицинских требований, проанализированы риски, связанные с распространением оружия из зоны боевых действий, и предложены меры по их минимизации.
Выводы: эффективное правовое регулирование и контроль за оборотом гражданского оружия способствуют укреплению законности и безопасности. Усиление профилактических мер и систематическое ужесточение контроля позволят минимизировать риски противоправного использования оружия, а также обеспечить защиту прав граждан и интересов государства.
Авторы проводят обстоятельный анализ проблемы экстремизма и терроризма как одного из существенных факторов, угрожающих национальной безопасности и целостности российского государства. В статье раскрываются внутренние экономические, социально-политические, идеологические и внешние причины экстремистских проявлений, их влияние на многие сферы жизни российского социума. Авторы подчеркивают, что противодействие экстремизму и терроризму - сложная и многогранная задача, требующая консолидации усилий государства, гражданского общества и каждого гражданина.
Статья посвящена анализу ценностных установок государственных служащих. Авторы показывают их взаимосвязь с эффективностью государственного управления, представляют основные результаты исследования отношения студенческой молодежи к эффективности государственного управления, выявленные в ходе контент-анализа эссе студентов, а также показывают зависимость ценностных установок государственных служащих от политической, экономической ситуации в стране, ее культурных особенностей, исторического контекста. Цель исследования заключается в выявлении проблемных зон при формировании ценностных ориентаций государственных служащих и выработке предложений по их коррекции для повышения эффективности государственного управления.
В современных геополитических условиях и глобальной экономике морская логистика играет определяющую роль в международном перемещении грузов и мировой торговле. Достаточно сказать, что на ее долю приходится 80% всех транспортных перевозок. Россия, территория которой омывается многими морями, имеет выходы во все мировые океаны и является одной из ведущих морских держав.
В предлагаемой статье дается развернутый анализ состояния современных морских коммуникаций, роли и места России в международной морской транспортной системе. Исследуются проблемы, препятствующие более интенсивному развитию отечественной морской отрасли и эффективной интеграции России в международные логистические цепочки; рассматриваются действия недружественных стран по осуществлению недобросовестной конкуренции и проведению противоречащей международному праву санкционной политики.
На основе проведенного комплексного анализа с учетом сложившихся в мире реалий сформированы предложения, позволяющие выработать меры по укреплению экономических позиций России в сфере международных морских сообщений, эффективному развитию отношений в этой сфере с нейтральными и дружественными государствами (прежде всего БРИКС), а также в направлении укрепления национальной безопасности Российской Федерации.
Энергетические системы всех стран мира в условиях вооруженных конфликтов всё чаще подвергаются не только кибератакам, но и внешним физическим атакам, в том числе с использованием передовых технологий (например, беспилотных аппаратов). Поскольку от функционирования таких систем зависит национальная безопасность страны, актуализируются вопросы своевременного пресечения подобных атак и выявления лиц, их осуществляющих. Немаловажная роль в данном процессе отводится криминалистическим средствам, приемам и методам расследования преступлений. В этом направлении выделяются проблемные аспекты, связанные с характеристиками объектов энергетического комплекса, технологиями их функционирования, типами беспилотных аппаратов и их конструктивными особенностями, а также современными техническими и кадровыми возможностями правоохранительных органов по обеспечению процесса обнаружения, фиксации и изъятия следовой информации. На уровне деятельности правоохранительных органов криминалистика должна реализовывать свою обеспечительную функцию в аспектах совершенствования технических, тактических и методических разработок в области расследования актов незаконного вмешательства в деятельность объектов энергетического сектора. Настоятельно требуют решения вопросы, связанные с технической оснащенностью следственных органов в целях эффективного выявления и сбора полной следовой и доказательственной информации.
Статья посвящена анализу понятия и принципов национальной безопасности. Национальная безопасность рассматривается как комплексное явление, охватывающее различные аспекты жизни страны и ее граждан, включая политическую, экономическую, социальную, информационную и военную сферы. С юридической точки зрения, национальная безопасность представляет собой не только фактическое состояние, но и правовой режим, обеспечиваемый системой правовых норм и институтов. Автором отмечено, что в российском законодательстве понятие национальной безопасности закреплено в Федеральном законе «О безопасности» и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Согласно этим документам, национальная безопасность определяется как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие страны. В статье отмечено, что в юридической науке и практике выделяется ряд принципов национальной безопасности, которые лежат в основе формирования и реализации государственной политики в этой сфере. Одним из ключевых принципов является принцип законности, который предполагает, что все меры по обеспечению национальной безопасности должны осуществляться в строгом соответствии с Конституцией и законодательством страны. Этот принцип имеет особое значение в правовом государстве, так как он гарантирует, что деятельность по защите национальных интересов не будет противоречить правам и свободам граждан.
В настоящем исследовании раскрыты проблемы и особенности современного состояния обеспечения сельскохозяйственного производства регионов Российской Федерации. Изложены основные аргументы, доказывающие целесообразность включения в методологию управления аграрным сектором целевых качественных показателей (повышение эффективности функционирования аграрного сектора, наращивание объемов производства сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров до уровня, обеспечивающего продовольственную безопасность региона), устанавливаемых в соответствии с исходной и прогнозируемой ситуацией в сфере обеспечения населения продовольствием, что позволило, на основе методов статистического прогнозирования, построить матрицу ключевых направлений в развитии сельскохозяйственного производства при соблюдении требований национальной безопасности, выявить существенные различия между регионами, обосновать оптимальное соотношение для каждой территории между производительностью и рентабельностью, производством и потреблением сельскохозяйственной продукции. Разработка адаптированных к современным условиям социально-экономического и научно-технического развития общетеоретических положений оценки роли сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в российских регионах с различными природно-климатическими условиями, а также научно обоснованных рекомендаций по вопросам объемов и направлений расширения сельскохозяйственной специализации даже в регионах с неблагоприятными природно-климатическими условиями определяют научную значимость полученных результатов.
Введение: в статье раскрывается актуальность пересмотра подходов к образованию и воспитанию в условиях трансформации геополитических угроз, внутренней и внешней политики России.
Материалы и методы: в качестве материальной основы в статье использованы нормативные правовые акты, в том числе Конституция Российской Федерации; научные источники; применены общенаучные и специальные юридические методы, в частности метод сравнительного правоведения.
Результаты исследования: рассмотрены политико-правовые особенности формирования национальных приоритетов в образовании и воспитании с учетом их влияния на социально-экономическое развитие страны.
Обсуждение и заключение: в настоящее время переосмыслению подвергается вектор духовно-патриотического воспитания будущего поколения с учетом тех вызовов и угроз, с которыми столкнулась Россия в последние годы. Накопленный опыт либерального реформирования системы образования и воспитания, начиная с 90-х годов прошлого столетия, привел к необходимости трансформации идеологических основ этого стратегически важного направления внутренней политики, определяющего направления национальной безопасности.