Национальная безопасность в условиях трансформации современного конституционализма: от декларативности к институционализации (2025)

Современные трансформации глобального и внутреннего порядка обусловливают переосмысление традиционных рамок конституционного регулирования, особенно в аспекте обеспечения безопасности. В условиях перманентных угроз - от кибератак до гибридных конфликтов - национальная безопасность приобретает статус системообразующего элемента конституционного правопорядка. Предметом настоящего исследования является выявление механизмов, посредством которых принципы и институты конституционализма адаптируются к этим вызовам. Актуальность темы определяется необходимостью правового оформления долгосрочных ответов на угрозы, которые ранее рассматривались как временные. Особое внимание уделяется тому, как меняется роль государства: от сдерживающего механизма власти - к гарантии устойчивости и стабильности. Это смещение акцентов требует разработки новой теоретической и нормативной конструкции. Конституционализм должен быть способен не только ограничивать власть, но и поддерживать жизнеспособность системы в условиях экзистенциальных рисков. В методологическом плане работа основывается на системном и сравнительно-правовом подходах, позволяющих исследовать адаптационные механизмы в разных юрисдикциях. Применяется формально-юридический и герменевтический анализ, направленный на выявление трансформации ключевых понятий в правовом поле. Научная новизна исследования заключается в концептуализации безопасности как внутренней конституционной категории, а не внешнего по отношению к правовой системе феномена. Впервые предпринимается попытка системно рассмотреть институционализацию безопасности в структуре современного конституционализма. Показано, что правовое закрепление мер безопасности должно сопровождаться созданием устойчивых институтов, а не сводиться к временным режимам чрезвычайного положения. Утверждается, что только через такую институционализацию возможен новый баланс между правами и мерами защиты. Исследование также обращает внимание на транснациональные правовые тренды, влияющие на национальные конституционные практики. Сделан вывод о необходимости гибкого, но нормативно определённого подхода к безопасности как конституционной категории. Представленные положения вносят вклад в развитие адаптивного конституционализма как ответной формы на вызовы XXI века.

Издание: НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NOTA BENE
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Поярков Сергей Юрьевич
Сохранить в закладках
Институционализация негосударственной системы обеспечения общественной безопасности в контексте современных вызовов национальной безопасности Российской Федерации (2025)

Предметом исследования является правовое и институциональное регулирование деятельности негосударственных субъектов, участвующих в обеспечении общественной безопасности в Российской Федерации. Автор уделяет внимание вопросам взаимодействия между государственными органами и негосударственными актами в контексте современных вызовов национальной безопасности, включая такие угрозы, как терроризм, экстремизм, киберугрозы и иные факторы риска. Рассмотрены ключевые аспекты функционирования негосударственной системы обеспечения общественной безопасности, включая проблемы законодательной и нормативной базы, препятствующие эффективной интеграции негосударственных акторов в общую систему обеспечения безопасности. Особое внимание уделяется анализу институциональных механизмов взаимодействия государственных и негосударственных субъектов, вопросам лицензирования, ответственности и правоприменительной практики. Автор также рассматривает вопросы адаптации зарубежного опыта, что позволяет выявить сильные и слабые стороны отечественного регулирования и обосновать необходимость его совершенствования. Исследование направлено на формирование системного понимания роли негосударственных субъектов в современных условиях и выработку рекомендаций для развития законодательства и повышения эффективности взаимодействия между государственными органами и негосударственными акторами. В исследовании используются методы формально-юридического, сравнительно-правового и институционального анализа. Применяется анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации и зарубежных источников, способствующих развитию теории и практики институционализации негосударственной системы обеспечения общественной безопасности. Дополнительно применялись инструменты искусственного интеллекта ChatGPT (OpenAI, 2023), для редактирования текста аннотации. Новизна исследования заключается в разработке системного подхода к институционализации негосударственной системы обеспечения общественной безопасности в России, а также в обосновании необходимости создания комплексного федерального закона, регулирующего статус негосударственных субъектов и формы их взаимодействия с государственными органами. Основными выводами проведенного исследования являются: 1) необходимость унификации и систематизации нормативно-правовой базы в сфере обеспечения общественной безопасности; 2) целесообразность создания единого федерального закона о негосударственной системе обеспечения общественной безопасности; 3) внедрение институциональных механизмов координации между государственными и негосударственными субъектами; 4) учёт зарубежного опыта лицензирования, регулирования и общественного контроля, способствующего повышению эффективности работы негосударственных субъектов. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их применения органами государственной власти для совершенствования законодательства и формирования эффективной политики в сфере обеспечения национальной безопасности.

Издание: НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NOTA BENE
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Ротко Андрей Геннадьевич
Сохранить в закладках
Антикоррупционная подготовка военных специалистов как элемент системы обеспечения национальной безопасности России (2025)

Статья посвящена исследованию антикоррупционной подготовки военных специалистов как системного элемента обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Предметом изучения выступает комплекс факторов, способствующих возникновению коррупционных правонарушений в Вооружённых Силах РФ, а также механизмы их нейтрализации через образовательные и организационные меры. В фокусе анализа находятся политические, правовые, социально-экономические и социокультурные аспекты коррупции, включая слабость общественного контроля, несовершенство законодательства в сфере госзакупок, теневые экономические практики и укоренившиеся традиции «неформальных вознаграждений». Особое внимание уделено институциональным особенностям военной среды, таким как закрытость структур, принцип единоначалия и ограничение гражданских прав военнослужащих, которые создают условия для злоупотреблений. Автор исследует, как эти факторы взаимосвязаны и каким образом они влияют на боеготовность армии, эффективность управления ресурсами и доверие общества к государственным институтам. Актуальность темы обусловлена необходимостью противодействия угрозам, которые коррупция представляет для оборонного суверенитета страны, особенно в условиях геополитической нестабильности и роста бюджетных ассигнований на военные нужды. В работе применены: системный анализ, нормативно-правовой подход и кейс-стади для выявления структурных факторов коррупции и оценки эффективности антикоррупционных мер в военной сфере. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе коррупционных рисков в Вооружённых Силах РФ через призму их институциональной специфики. Автор впервые объединил политические, правовые и социокультурные факторы в единую модель, выявив ключевую роль традиции «неформальных вознаграждений» как системного катализатора коррупции. Разработана оригинальная методика антикоррупционной подготовки, интегрирующая интерактивные кейсы и программы мониторинга этического поведения. Установлено, что закрытость военных структур и принцип единоначалия не только повышают риски злоупотреблений, но и затрудняют их выявление, формируя «ловушки прозрачности». Основные выводы: 1. Борьба с коррупцией в армии требует адаптации антикоррупционных мер к её институциональным особенностям. 2. Социокультурные факторы доминируют над экономическими: низкая правовая культура и терпимость к бытовой коррупции снижают эффективность законодательных запретов. 3. Внедрение интерактивных образовательных практик повышает вовлечённость военнослужащих в противодействие коррупции. Результаты исследования создают основу для реформирования системы военного образования и усиления контроля за госзакупками в оборонном секторе.

Издание: НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NOTA BENE
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Максимов Илья Геннадьевич
Сохранить в закладках
Оценка состояния национальной безопасности региона Российской Федерации: исследование и обоснование набора показателей (2025)

Предметом исследования является система оценки и государственного мониторинга состояния национальной безопасности Российской Федерации, а также набор показателей для проведения этой оценки. Изучены существующие научные подходы к проблеме. В статье обоснована необходимость перехода с федерального на региональный уровень при оценке состояния национальной безопасности Российской Федерации. Также подчеркнута важность учета региональных особенностей при формировании такой оценки, в том числе улучшение координации действий государственных органов, важность взаимодействия с местными сообществами и повышение оперативности принятия решений. Проведен анализ существующих подходов к оценке социально-экономического положения и национальной безопасности регионов Российской Федерации, указаны недостатки используемой ныне государственной методики, обозначен крен в сторону экспертных оценок. При проведении исследования использованы методы математической статистики, в частности корреляционный и факторный анализ, также проведен анализ содержания и полноты данных. В статье приводится обоснование набора показателей регионального уровня при помощи методов математической статистики с учетом важности соблюдения баланса между количеством показателей и удобством работы с ними. Описаны процессы отбора и верификации данных из различных источников, приведения их в формат панельных и выбора оптимального периода для анализа и сравнения с предыдущими периодами. Намечены пути дальнейшего исследования. В статье разработаны критерии и требования для формирования системы оценки состояния национальной безопасности Российской Федерации, обоснована актуальность выбранной темы и потенциальные сферы применения результатов исследования. Выдвинута гипотеза о необходимости составления научно-обоснованного перечня показателей национальной безопасности Российской Федерации на региональном уровне для повышения эффективности анализа, прогнозирования и моделирования ситуации.

Издание: НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NOTA BENE
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Макрушин Денис Анатольевич
Сохранить в закладках
РОССИЙСКАЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ ЗАПАДНОЙ ЭКСПАНСИИ: ВЫЗОВЫ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТЬ СИСТЕМНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ (2025)

В статье исследуется влияние западной экспансии на российскую телевизионную культуру с целью выявления связанных с данным процессом вызовов и разработки стратегий ее модернизации в интересах национальной безопасности. Анализируются структура телевизионной культуры, ее развлекательная парадигма и телепередачи, копирующие западные образцы, а также определяются ключевые «предметы умолчания». Методология опирается на культурологический подход, а также концепции М. Маклюэна, Ж. Бодрийяра и Н. Лумана. Выявлены черты телевизионной культуры - фрагментарность, интертекстуальность, симуляция - и проблемы формирования национальных ценностей. Обоснована необходимость культурной политики в медиа, направленной на создание оригинального контента, укрепляющего российскую идентичность, и постепенный отказ от западных заимствований.

Издание: КУЛЬТУРНЫЙ КОД
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): ГРИЦАЙ ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА
Сохранить в закладках
ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОГО ПОГРАНИЧЬЯ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА ВОКРУГ УКРАИНЫ (2025)

Рассматриваются наиболее актуальные проблемы обеспечения национальной безопасности пограничных субъектов Российской Федерации в условиях политического конфликта вокруг Украины. Обоснованы содержание и особенности политики защиты российского-украинского пограничья, реализуемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления. Новизна исследования состоит в выявлении специфики внешних и внутренних угроз безопасности приграничных муниципальных территорий, определении ведущих тенденций в реализации политики безопасности российского пограничья. Основной вывод заключается в том, что противодействие этим угрозам требует обновленных подходов к стратегии согласованных действий всех органов публичной власти и общества.

Издание: ИЗВЕСТИЯ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Огнева Валентиновна Васильевна, Эрендженов Александр Алексеевич
Сохранить в закладках
ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (2025)

Рассмотрены теоретико-прикладные аспекты развития гражданского общества в современной России. Подчёркнуто, что гражданское общество в России и странах БРИКС несколько отличается от такового на Западе. Автор обращает внимание на ряд опасностей, исходящих от зарубежных грантовых организаций. Рассматриваются также вопросы национальной безопасности в контексте функционирования гражданского общества. Проанализированы результаты социологических опросов в регионах России. Уделено внимение ценностным аспектам политического участия граждан. Подчёркнута роль российского гражданского общества в планировании новых национальных проектов.

Издание: ИЗВЕСТИЯ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): ЩЕДРОВА ГАЛИНА ПЕТРОВНА
Сохранить в закладках
ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ И ТЕКУЩЕЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ (2024)

Цель работы заключается в обосновании положений по расширению сущностного содержания категории «финансовая безопасность», а также процесса «управление финансовой безопасностью. На достижение этой цели направлены следующие задачи: изучение теоретических положений обеспечения финансовой безопасности на уровне населения, организации, государства, выявление текущих тенденций, влияющих на процесс обеспечения финансовой безопасности, обоснование мер, ориентированных на повышение финансовой безопасности общества в целом, как основы для обеспечения национальной безопасности. Гипотеза исследования проявляется в отсутствии оформленных положений по управлению финансовой безопасностью на разных уровнях, а также правоприменительной практики. В работе нашли применение такие научные методы исследования как анализ и синтез, наблюдения, классификации. Достигнутые результаты заключаются в актуальности проводимого исследования в условиях ограничений.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ МЕЖДУНАРОДНОГО БАНКОВСКОГО ИНСТИТУТА
Выпуск: № 4 (50) (2024)
Автор(ы): РЕДЬКИНА ТАТЬЯНА МАРКОВНА, НАЗАРОВ ПАВЕЛ ВЛАДИМИРОВИЧ, БАРАБАНОВА МАРИНА ИВАНОВНА
Сохранить в закладках
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ДОСТИЖЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ (2024)

В статье исследована роль государственных закупок в качестве инструмента достижения экономических целей в области национальной безопасности страны. Методологическая база исследования опирается на общенаучные и диалектические подходы к познанию, а также на специальные методы, такие как формально-логический и сравнительно-правовой. В ходе работы были применены методы сбора данных, изучения полученной информации, а также анализа нормативно-правовых документов. Для достижения указанной цели авторами были проанализированы основополагающие документы стратегического планирования в области национальной и экономической безопасности. Для характеристики роли государственных закупок в современных политических и экономических условиях был затронут аспект бюджетного финансирования государственных программ и национальных проектов, а региональный разрез продемонстрирован на примере Адресной инвестиционной программы Санкт-Петербурга. Таким образом, государственные закупки в своем современном виде представляются не просто механизмом обеспечения государственных органов необходимыми для осуществления повседневной деятельности товарами и услугами, а инструментом достижения национальных целей в области экономики, инструментом претворения в жизнь мероприятий федерального и регионального значения, инструментом достижения целей научно-технологического развития.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ МЕЖДУНАРОДНОГО БАНКОВСКОГО ИНСТИТУТА
Выпуск: № 3 (49) (2024)
Автор(ы): КАРПОВА ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА, ФАЛИНСКИЙ ИЛЬЯ ЮРЬЕВИЧ, СОБОЛЕВА ВЛАДИСЛАВА ОЛЕГОВНА
Сохранить в закладках
ОТРАСЛЕВОЙ УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЛЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (2025)

В статье рассматривается интеграция теории экосистем и теории отраслевых рынков для оценки и управления отраслевым уровнем экономической безопасности на примере фармацевтической промышленности России.

Цель исследования -разработка теоретико-методического обеспечения экономической безопасности, соответствующего современным тенденциям развития отраслей промышленности по экосистемному принципу. Традиционный кластерный подход долгое время считался эффективной моделью для развития отраслей, включая фармацевтику.

Однако в условиях цифровизации, глобализации и ускоренной трансформации экономики он становится недостаточным. Автором предложен экосистемно-рыночный подход, учитывающий три типа конкуренции в экосистеме: внутреннюю, межэкосистемную и конкуренцию между ядром и периферией.

В рамках исследования разработана методология оценки экономической безопасности с использованием индекса коопетиции (CI), позволяющего количественно измерить баланс между конкуренцией и кооперацией в отрасли на внутреннем - национальном уровне. Предложены направления для методического определения трех уровней обеспечения экономической безопасности фармацевтической отрасли.

Практическая значимость работы заключается в формировании аналитического инструментария для мониторинга состояния отрасли и принятия стратегических решений в области государственного регулирования и развития фармацевтического сектора.

Заключение показывает, что экосистемно-рыночный подход является эффективным инструментом анализа и управления экономической безопасностью фармацевтической отрасли, учитывающим баланс конкуренции и кооперации.

Разработанный индекс коопетиции (CI) может использоваться для прогнозирования рисков монополизации, повышения устойчивости отрасли.

Издание: ВЕСТНИК ТИХООКЕАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 2 (77) (2025)
Автор(ы): Степченкова Ольга Сергеевна
Сохранить в закладках
К вопросу о содержании и задачах правоинтерпретационных средств обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (2025)

Введение. Несмотря на то, что проблематика содержания и потенциала юридических средств обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в контексте современных геополитических вызовов и угроз привлекает к себе внимание значительного количества специалистов, есть все основания утверждать, что именно правоинтерпретационные средства обеспечения национальной безопасности государства оказываются наименее исследованными. Сказанное представляется достаточно существенным пробелом юридической доктрины, т. к. именно толкование права, разные формы его интерпретации позволяют не только повысить эффективность правореализационного процесса, но и защитить ключевые национальные интересы Российской Федерации.

Материалы и методы. При написании статьи использовались как общенаучные, так и частно-научные методы, среди которых можно выделить диалектический, структурно-функциональный, системный, формально-юридический, метод правового моделирования и др. Автор также использовал герменевтический и эвристический методологические подходы в обосновании потенциала правоинтерпретационных средств обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Результаты исследования. В работе обосновывается авторская концепция правоинтерпретационных средств обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, под которыми предлагается понимать деятельность, направленную на уяснение и разъяснение смысла нормативно-правовых предписаний, а также акты официального и неофициального толкования права, имеющие своей целью охрану, защиту и обеспечение гарантированной реализации национальных интересов. Формулируются цели и признаки данных юридических средств, а также их ключевые задачи, к некоторым из которых автор предлагает относить раскрытие содержания и значения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, объяснение сущности, значимости и разновидностей национальных интересов России, формирование российской правовой доктрины с учетом специфики цивилизационных особенностей государства и т. д.

Обсуждение и заключение. В статье аргументируется вывод о том, что наряду с официальным толкованием права неофициальное толкование также является весьма значимым, но очевидно недооцененным правоинтерпретационным средством обеспечения национальной безопасности государства, потенциал которого практически не используется. В обозначенном контексте речь идет не столько о доктринальном толковании права, сколько об обыденном его толковании, которое может быть дано широко известными, пользующимися заслуженным уважением и доверием в обществе личностями (т. н. инфлюенсерами).

Издание: ПРАВО И УПРАВЛЕНИЕ. XXI ВЕК
Выпуск: том 21, №1 (2025)
Автор(ы): Маркус Сергей Альбертович
Сохранить в закладках
ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ МАТЕРИАЛОВ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ США (2023)

Стратегические материалы критически важны для экономики и национальной обороны. В последнее время глобальные цепочки их поставок оказываются подверженными серьезным рискам сбоев вследствие геополитических конфликтов, форс-мажорных обстоятельств и других факторов, что заставляет США вырабатывать новые стратегии устойчивости и самообеспеченности.

Издание: МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: Т. 67 № 2 (2023)
Автор(ы): Кондратьев Владимир Борисович, Попов Владимир Васильевич, Кедрова Галина Васильевна
Сохранить в закладках