Введение. Ценология – научное направление, изучающее ценозы разной природы, основано профессором МЭИ Б. И. Кудриным около 40 лет назад. С тех пор ценология распространилась на многие области знаний. За это время исследователями накоплен большой эмпирический материал, требующий обобщения на теоретическом уровне, что обусловило актуальность заявленной темы. Спустя 20 лет Б. И. Кудрин сформулировал новую ценологическую парадигму: «…существует общность структуры ценозов любой природы… мир описывается моделями Н-распределения…» Статья посвящена ее обоснованию. Постановка задач: 1) обобщение и анализ результатов исследования ценозов разной природы живой и неживой материи, объекты которых образуют гиперболические ранговые Н-распределения (ГРР) по параметрам или составам; 2) классификация ГРР по масштабным уровням; 3) обоснование детерминированного процесса самоорганизации ценозов в иерархическую многоуровневую систему и образование ценологической матрицы Мира.
Методика и методология исследования. Специфические методы: 1) ценологический ранговый анализ – графическое построение ГРР объектов ценозов с помощью компьютерных программ и их аппроксимация гиперболической функцией; 2) оценка тесноты корреляционной связи ГРР с разных масштабных уровней методом Пирсона. Общие методы: индукция, дедукция, аналогия, моделирование.
Результаты. Проведенный ценологический ранговый анализ свидетельствует о детерминированном процессе самоорганизации ценозов разной природы на всех масштабных уровнях. Парное сравнение ГРР разной природы с разных уровней от дальнего космоса до микромира и социумов методом Пирсона показало высокую степень их корреляционной связи между собой, что доказывает самоорганизацию ценозов по иерархиям в многоуровневую фрактальную мегасистему, которая рассматривается автором как ценологическая матрица Мира (схема представлена).
Выводы. 1. Доказана ценологическая парадигма Б. И. Кудрина: «Мир описывается моделями Н-распределения». 2. Анализ результатов позволяет считать научно обоснованным существование ценологической матрицы Мира.
В статье рассмотрены особенности холакратической структуры как одной из форм гибкого управления организацией. Цель работы – исследование возможностей внедрения данного инструмента в управленческую практику российских ИТ-компаний, а также анализ последствий такого внедрения. Автором были решены следующие задачи: обозначены основные черты холакратии в контексте философии Agile, сопоставлены особенности холакратической и традиционной иерархической структур с точки зрения системного подхода к управлению организациями, изучена статистика использования данной технологии в деятельности отечественных ИТ-компаний, приведены наиболее интересные результаты опыта внедрения последних лет, обоснованы доводы в пользу применения холакратии как инструмента организационного управления в ИТ-компаниях. На основе анализа научной литературы по вопросам проектного менеджмента и ряда интернет-источников выявлены признаки готовности, которыми должна обладать организация для успешного перехода к холактратической структуре; рассмотрены риски и трудности такого перехода с учетом достоинств и недостатков данного метода управления. Применение гибких методов управления, к числу которых относится холакратия, представляется наиболее целесообразным для тех российских участников ИТ-рынка, чья деятельность предполагает наличие кросс-функциональных команд и микросервисной архитектуры. В качестве вывода подчеркнута решающая роль личностного фактора в обеспечении должного уровня самоорганизации компании и ее готовности к холакратии, а также рекомендован компромиссный вариант использования холакратических принципов для российских ИТ-компаний
Представлена синергетическая концепция эволюции поведения металла под действием нагружения в условиях различных температур, скорости деформ ации, количества и направления действия сил и пр. Показано, что существует каскад самоорганизованных переходов от одного механизма разрушения к другому, каждый из которых характеризует свойство материала сопротивляться внешней нагрузке. Оно выражено в поддержании его устойчивости на разных масштабных уровнях процесса эволюции. Показано, что внешние условия нагружения могут либо позволить металлу ре ализовать весь набор процессов самоорганизации, либо воспрепятствовать их реализации и поменять последовательность переходов от одного масштаба эволюции к другому.
В данной статье исследуется проблема укрепления и реализации суверенитета государств в контексте их самоорганизации. Для устойчивого развития социальной системы необходима согласованность целей между организацией и самоорганизацией, которая, как показывает анализ, из-за международной политики США и ряда других государств в контексте укрепления и реализации суверенитета государств, в настоящее время отсутствует. Цель исследования - показать, что попыткам самоорганизации государств, стремящихся к укреплению и реализации своего суверенитета в настоящее время противодействуют страны Запада во главе с США, которые пытаются политически закрепить свое господство над остальной частью мирового сообщества. Выводы. В настоящее время в развитии мирового сообщества существует проблема самоорганизации государств, в том числе и в контексте укрепления и реализации суверенитета, что может иметь тяжелые, катастрофические последствия в мировом развитии. Вместе с тем суверенитет играет очень важную роль в развитии государств. Принцип суверенного равенства государств относится к общепринятым принципам международного права. Иначе говоря, в мировом развитии нельзя игнорировать процессы самоорганизации в контексте развития суверенитета государств.
Рассматриваются изменения в профессиональной подготовке студентов и их готовности к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, происходящим благодаря развитию современных технологий, роботизации и автоматизации многих производственных процессов. Основной акцент делается на необходимости интеграции фундаментальных знаний и способности личности к саморазвитию. Это качество становится ключевым для успешной профессиональной карьеры. Способность к саморазвитию – надпрофессиональное универсальное качество, позволяющее специалисту адаптироваться к новым условиям, повышать свою личную эффективность и готовиться к карьерным изменениям. В этом контексте формирование способности к саморазвитию является неотъемлемой частью образования в вузе, что подкрепляется обращением к методологии профессиональной подготовки, направленной на развитие личности будущих специалистов. В работе показана роль профессионально ориентированного обучения иностранному языку в формировании способности к саморазвитию, выделена взаимосвязь между процессами овладения языком и способностями к самоорганизации, самооценке и саморефлексии. Иноязычная подготовка, обладающая характеристиками вариативности, позволяет студентам изучать образовательные варианты, учитывающие их будущие профессиональные потребности. В рамках образовательного варианта возможно научить студентов тайм-менеджменту, работе с информационными ресурсами и с текстовыми материалами. Таким образом, мы можем стимулировать процессы саморазвития, которые носят осознанный характер. Взаимодействие студентов, в том числе на иностранном языке, – ключ к развитию необходимых качеств будущего специалиста. Межличностное взаимодействие в группах, организуемое на занятиях по иностранному языку, помогает студентам обсуждать пути саморазвития, представлять свой собственный опыт и оценивать себя.
Введение. В статье раскрывается один из компонентов персонификации - самоактуализация как стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, способностей, своего потенциала, как ощущение собственной ценности (самоценность), как процесс самопознания и самопринятия. Цель заключается в определении компонентов самоактуализации и выявлении степени детерминированности зависимых переменных самоактуализации: самоценности, самопринятия, самообвинения, внутренней честности, от независимых переменных компонентов персонификации: самоотношения, мотивации, активности и самоорганизации. Методология, методы и методики. Теоретико-методологическую основу исследования составили концепция персонификации А. Б. Орлова, теории самоактуализации К. Гольдштейна, А. Маслоу, К. Роджерса. Основными методологическими подходами, примененными в исследовании, являются акмеологический подход (Б. Г. Ананьев) и ресурсный подход (Д. А. Леонтьев). Методами исследования являются: теоретико-методологический анализ научной литературы; эмпирические методы: для сбора данных - метод опроса, для обработки - методы математической статистики. Результаты. Определена содержательная структура самоактуализации, построена прогнозная модель, представляющая психологические факторы, от которых зависит самоактуализация студентов. Представлены аналитические данные эмпирического исследования компонентов самоактуализации, выявлено влияние определенных компонентов персонификации на зависимую переменную - самоактуализацию студентов. Научная новизна заключается в определении структуры самоактуализации, установлении сложного, разнонаправленного и зачастую нелинейного влияния компонентов персонификации на самоактуализацию студентов. Практическая значимость. Аналитические данные, полученные эмпирическим путем, могут стать основой для организации образовательного процесса с целью наиболее полного выявления и развития личностного потенциала студентов. Студенты находятся на этапе личностной и профессиональной самореализации, поэтому представление реальной картины будет способствовать мобилизации ресурсов для их развития и совершенствования.
Современный мир переживает радикальную трансформацию, движимую цифровыми технологиями, которые все чаще проявляют черты автономии: алгоритмы, управляющие социальными сетями, нейросети, генерирующие контент, или роботизированные системы, принимающие решения, - все они функционируют по внутренней логике, не сводимой к человеческим намерениям. Эта растущая независимость технологий ставит перед обществом фундаментальные вопросы: кто или что контролирует техносоциальную реальность? Как сохранить человеческое агентство в мире, где технологии обретают собственный «разум»? В этом случае два подхода - процессуальная философия техники Жильбера Симондона и системная теория Никласа Лумана - остаются недостаточно интегрированными и исследованными, несмотря на взаимодополняющий потенциал. Симондон акцентирует свое внимание на индивидуацию и трансдукцию, раскрывает технологии как динамические процессы, вплетенные в становление человека и общества. Луман, описывая технологии через призму автопоэтических, самореферентных систем, демонстрирует их способность к самоорганизации и операционной замкнутости. Методологическая основа статьи - сравнительный анализ и теоретический синтез. В статье мы сопоставляем ключевые концепции Симондона и Лумана, выявляя точки их пересечения и противоречия. В качестве примеров рассматриваются цифровые платформы, где автономия алгоритмов (Луман) и их роль в формировании пользовательских практик (Симондон) проявляются наиболее ярко. Цель данной статьи - предложить синтез этих подходов, преодолевая разрыв между процессуальным и системным пониманием техносоциальной автономии. Мы утверждаем, что объединение идей Симондона и Лумана позволяет: 1) объяснить, как технологии одновременно эволюционируют через взаимодействие с обществом (Симондон) и функционируют как замкнутые системы (Луман); 2) раскрыть диалектику человеческого и технологического агентства в условиях цифровизации; 3) создать основу для этического осмысления автономных технологий, избегая крайностей технооптимизма и детерминизма. Научная новизна работы заключается в преодолении дисциплинарных границ: философская глубина Симондона обогащает структурный анализ Лумана, а системная теория придает процессуальности социологическую конкретность. Этот синтез открывает путь к более целостному пониманию техносоциальной реальности не как противостояния человека и машины, а как сложного симбиоза, где автономия технологий становится условием и вызовом для нового этапа социальной эволюции.
Введение. Ценология – новое научное направление, возникшее более сорока лет назад, изучающее ценозы разной природы (техно-, био-, эко-, космо-, социоценозы). Выяснено, что объекты ценозов самоорганизуются в гиперболические ранговые распределения (ГРР) на всех масштабных уровнях. Техногенная самоорганизация описана Б. И. Кудриным. Ранее сообщалось о самоорганизации космических объектов (спутники планет, планеты, звезды, звездные скопления, галактики, скопления галактик) в ГРР на всех космических уровнях и фрактальном характере этого процесса (Р. В. Гурина). Был сделан вывод о детерминированном характере этих процессов: Бог не играет в кости. Происходят ли подобные процессы в сфере образования? Цель настоящего исследования – найти ответ на этот вопрос.
Постановка задачи. Обобщение и анализ результатов изучения ГРР образовательных систем за период 2002 – 2024 гг.; классификация ГРР по масштабным уровням.
Методика и методология исследования. Индукция, дедукция, аналогия; графическое построение и аппроксимация ГРР с помощью компьютерных программ; сравнение ГРР методом Пирсона.
Результаты. Приводятся примеры из графической доказательной базы за этот период: рейтинги учащихся, образовательных учреждений городов, стран. Как оказалось, все они – классические гиперболы разной крутизны. В процессе анализа результатов выявлен синергетический фрактальный характер организующихся в ценозы образовательных объектов, подобно био- и техноценозам, что составляет новизну и научную ценность исследования. При этом фрактальность является неотъемлемым свойством образовательных ценозов, так же, как и у техноценозов. В отличие от фракталов Мандельброта самоорганизация объектов в образовании, как и в технике осуществляется на разных иерархических уровнях не по геометрическому, а по ценологическому типу – в ГРР. Рассмотренная совокупность образовательных объектов распределена по пяти масштабным уровням и образует фрактальную мегасистему, модель которой представлена в виде уровневой схемы.
Выводы. Полученные результаты являются вкладом в теорию и практику ценологии – нового научного направления, распространившегося на сферу образования; принцип Парето 80/20 является логическим следствием закона ГРР.
Статья посвящена самоорганизации права как одному из проявлений его системной природы. Постановка этой проблемы дает возможность объяснить механизм, обеспечивающий сохранение объективного права в его специфической качественности. Ответить на вопрос о самоорганизации права – значит, выяснить, чем поддерживается заданное изначально качественное состояние права: спонтанными процессами в нем самом либо целенаправленным управляющим воздействием извне.
Цель исследования – осмыслить методологическую возможность применения к праву синергетической модели самоорганизации, описывающей самопроизвольные процессы формирования или изменения структуры в открытых, неустойчивых и нелинейных системах.
Специфику самоорганизационных процессов в праве автор связывает с его телеологической природой. В работе выделяются два аспекта телеологической обусловленности права: целевая детерминация его генезиса и целевая определенность его качественного своеобразия. С одной стороны, право, будучи производным в своем возникновении от конкретной цели, существует не как самостоятельное и самодовлеющее наличное бытие, а как специализированное средство специальной цели. С другой стороны, право есть целенаправленно и целесообразно функционирующая система, качество которой всегда специализировано, приспособлено к достижению сознательно социальной цели. Доказывается, что телеологическая природа права исключает наличие у него синергетически понимаемых самоорганизационных свойств, подразумевающих возможность самопроизвольной активности системы. В статье утверждается, что для процессов, протекающих в праве, характерна не внутренняя, спонтанная, а внешняя детерминация. Последовательность и содержание этих процессов задается извне сознательно-целенаправленной деятельностью правосозидающего субъекта и подчиняется общей логике целевого назначения права. Рассматривая право в качестве организуемой человеком и управляемой по своей сути системой, автор тем не менее доказывает наличие у него самоорганизационных свойств. Под самоорганизацией права в статье понимается один из специфических способов сохранения и воспроизводства его целостных характеристик. Самоорганизационные свойства права, по мнению автора, сводятся к возможностям его «самонастройки», возникающим не стихийно, а сознательно заложенным человеком для достижения соответствующих целей. Механизм такой «самонастройки» формируется из набора адаптивных правовых средств и специфических связей, позволяющих сохранять целостность, качественную определенность и работоспособность права вне зависимости от внешних условий.
Цель работы - определение системных характеристик жилой среды как основы проектирования и создания поддерживающей и содействующей среды для молодой семьи.
Объект исследования - система «жилая среда и молодая семья». Выбор предмета исследования определен гипотезой о субъектности молодой семьи в отношении значимых для данной социальной группы объектов - жилища и жилой среды. Методическим подходом для исследования жилой среды для молодой семьи стала теория систем и системный анализ. Также для целей исследования установлено, что жилая среда имеет жизненный цикл, состоящий из двух основных этапов.
Первый этап - создание жилой среды, длительностью ~4,5 года, детерминирует условия организации жизнедеятельности человека на последующие ~100 лет (~2,5 поколения).
В связи с деятельностным характером молодой семьи в жилой среде (локальной среде обитания) предложено определять площадь территории жилой среды на базе концепции хроноурбанизма или 5-10-15-20-минутного города, что применялось в отечественной градостроительной практике начиная с 1920-х гг. и может быть переосмыслено в связи с актуальными потребностями молодых семей.
В связи с целевым характером системы «жилая среда и молодая семья» в статье обоснована потенциальная субъектность молодой семьи в отношении жилой среды и охарактеризованы взаимодействия с другими субъектами ее формирования.
Полученные выводы о свойствах системы «жилая среда и молодая семья» рассматриваются как основа перспективных исследований жилищных запросов молодых семей, организации взаимодействия молодых семей с другими субъектами формирования жилой среды и социологического прогнозирования развития жилой среды.
Статья посвящена исследованию проблемы развития педагогического коучинга, как инновационной образовательной технологии, направленной на выявление личностного творческого потенциала обучающихся, формирования их самоэффективности и самореализации; стимулирование и активизацию учебно-познавательной деятельности. Основные идеи педагогического коучинга нашли отражение в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов, что подтверждает актуальность выбранной темы исследования. В статье автором доказывается тезис о том, что педагогический коучинг представляет собой современный подход к профессиональному развитию педагогов, который активно интегрируется в образовательный процесс в соответствии с требованиями образовательных стандартов. В условиях реализации образовательных стандартов коучинговая технология становится немаловажным инструментом, способствующим не только формированию у обучающихся соответствующих универсальных учебных действия, способности к самообразованию и самоорганизации, но и развитию компетенций учителей, способности к усвоению и реализации образовательных стратегий в соответствии с потребностями своих обучающихся, повышению качества образования в целом. На основе научно-педагогического анализа исследований, посвященных изучению педагогического коучинга, этимологии термина «коучинговая технология», истории его появления и дальнейшего развития как педагогической категории, автор приходит к выводу, что педагогический коучинг, основанный на партнерских отношениях и диалоге, помогает учителям развивать у обучающихся необходимые умения, навыки и способы деятельности, создавая условия для их активного участия в учебно-воспитательном процессе на основе субъект-субъектного взаимодействия, развивая культуру сотрудничества и взаимопомощи в образовательной среде. Коучинг способствует формированию у обучающихся ответственности за достигнутые результаты, что является важным аспектом современного образования.
В статье представлен один из типов заданий новой рабочей тетради по геометрии для 7-го класса к учебнику авторов Л. С. Атанасян и др. Предлагается использовать наглядные схемы для обучения доказательным рассуждениям. Описаны различные виды упражнений, основой которых является прием схематизации, способствующий осознанному овладению учащимся процессом решения задачи на доказательство. Также рассмотрены приемы развития умения самоорганизации при работе со схемами.