Формулируются и теоретически обосновываются основные закономерности развития трудовых ресурсов в условиях цифровизации. Особое внимание уделено социальным и гуманитарным проблемам труда, развитию человека как творческой личности. Сделан вывод, что трансформационные изменения сферы труда и постоянное совершенствование материально-технических и организационных условий развития современного общества приводят к формированию работника широкого профиля, овладевшего смежными профессиями. При благоприятных производственных условиях это неизбежно генерирует трудовую активность работника, сообщает ей энергию ускоренного развития. Новые формы и методы организации трудового процесса в эпоху цифровизации требуют нового подхода к подготовке кадров, его личностному компоненту. Возрастает значение общеобразовательной подготовки как фундамента профессионализма. Показано, что инновационный характер современного развития актуализирует проблему ликвидации разрыва между новейшими достижениями цифровизации и квалификацией инженеров. Возникает настоятельная потребность сделать упор на опережающую подготовку инженерных кадров для перспективных научно-технических направлений, так как их дефицит способен стать серьезным тормозом развития цифрового общества как целостного образования. При этом учебу как вид творческого труда студента и инженера необходимо стимулировать и морально, и материально. Целесообразно вовлечение студентов в решение реальных практических задач в области развития новых цифровых технологий на возможно более ранней стадии обучения - в зависимости от индивидуальных особенностей. Результаты исследования позволили выработать практические рекомендации, направленные на совершенствование сложившегося механизма государственного регулирования, а также определить перспективные направления повышения трудовой активности работников.
Введение. Современный информационный мир внес коррективы в развитие познавательных функций поколений. Многие исследователи отмечают снижение памяти, внимания, мыслительных способностей. В меньшей степени изучается внимание поколения Z (2000– 2018 годы рождения), особенно студентов. Больше внимание уделяется особенностям внимания школьников. Обзор литературы свидетельствует о том, что представители поколения Z погружены в цифровую среду в процессе обучения в вузе и это накладывает определенный отпечаток на их познавательные процессы. Отмечается, что у молодых высока отвлекаемость, снижена концентрация внимания, большая зависимость от электронных игр, они визуально ориентированы в процессе обучения.
Материалы и методы. Для исследования внимания применяли методики: «Корректурная проба», методика «Расстановка чисел»; для исследования слуховой кратковременной, оперативной памяти – «Двойной тест». Респонденты 370 чел. – студенты, 1, 2 курс, возраст 17-19 лет, г. Ростов-на-Дону.
Результаты исследования. Установлены средние показатели по производительности внимания. Точность внимания в группах преимущественно выше среднего. Но по сравнению с исследованием 2016 г. точность снижена. Устойчивость концентрации внимания высокая по группам, но в 2016 г она была гораздо выше. Произвольность внимания в среднем по группам была ниже среднего, но она выше в сравнении с исследованием 2013 г. Установлены высокие показатели оперативной и кратковременной слуховой памяти студентов. Производительность внимания выше оказалась у студентов 2 курса.
Обсуждение и заключения. Отмечено, что поток информации, в котором существуют и обучаются студенты велик, высока утомляемость и тревожность студентов, что может снижать показатели внимания. Предлагается организовывать занятия со студентами по управлению содержанием информации, с целью не перегружаться, что в свою очередь будет развивать возможности внимания студентов.
Приведены результаты исследования вопроса о роли либеральной интеллигенции в революционном процессе в Российской империи начала XX в. Материалом для исследования стали работы отечественных ученых 2016-2020 гг., вышедшие к столетию Великой российской революции. Их анализ позволяет оценить наметившиеся в профессиональных исследованиях подходы к осмыслению реальной картины исторических событий того времени, раскрытию степени участия либеральной интеллигенции в революционных событиях, выявлению динамики мировоззренческой позиции представителей мыслящей элиты. Авторами рассматривались работы таких известных в этой области ученых, как В. В. Шелохаев, В. П. Булдаков, К. А. Соловьев, Ф. А. Гайда, В. А. Щипков и др. В исследованиях так или иначе анализируются причины краха либеральной идеи в сложных исторических условиях и прекращения участия в революционном процессе представителей либеральной интеллигенции. Анализ современной историографической ситуации проблемы показывает, что демократические идеи представителей либерально мыслящей элиты не могли найти понимания, отклика у большинства населения страны, так как они в целом не соответствовали традиционным для общества того времени ценностям. Кроме того, в научных работах последнего времени уточняется: в среде либеральной интеллигенции отсутствовала тенденция к консолидации; понятные для большинства, конкретные ответы на вызовы времени не были представлены. В результате либеральная интеллигенция постепенно становилась сторонним участником революционного процесса.
Введение. Статья посвящена изучению принципа персонализации и его применения при проектировании образовательных программ для взрослых обучающихся. В ходе исследования были проанализированы научные источники, опыт и выступления разработчиков образовательного контента с целью уточнения толкования термина «персонализация». Рассмотрена актуальность образовательных программ дополнительного профессионального образования, в том числе реализованных с использованием дистанционных образовательных технологий.
Материалы и методы. В процессе исследования был проведен анализ научной литературы, а также использован метод анализа цифрового следа в системе дистанционного обучения. Систематизирован и обобщен практический опыт использования принципа персонализации при проектировании образовательных программ и разработке электронного образовательного контента.
Результаты исследования. Проанализированы различные толкования термина «персонализация», выявлены ключевые характеристики при использовании данного принципа в обучении взрослых. Уточнено понятие «персонализированное обучение взрослых». Описаны основные возможности для обучающего и обучающегося, которые предоставляет учет принципа персонализации при реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования.
Обсуждение и заключения. Проведенное исследование позволило выявить сущностные характеристики понятия «персонализация», сформулировать единое толкование термина применительно к системе обучения взрослых, определить основные возможности использования принципа персонализации при проектировании образовательных программ и электронного образовательного контента.
В данной статье рассматривается использование искусственного интеллекта в сфере бухгалтерского учета. Авторы исследуют возможности применения AI (artificial intelligence) для автоматизации процессов бухгалтерии, улучшения точности финансовых отчетов, оптимизации анализа данных и прогнозирования. Также обсуждаются преимущества и вызовы, связанные с внедрением искусственного интеллекта в бухгалтерию, и предлагаются рекомендации по успешной реализации подобных технологий в организациях.
Производительность труда является необходимой составляющей технологического и экономического развития любой страны. В настоящее время в условиях быстро развивающейся конкуренции на фоне внедрения индустриальных инноваций технического и цифрового характера в Российской Федерации активно реализуются государственные программы, нацеленные на достижение технологического суверенитета страны. Связанные с этим вопросы в настоящее время находятся в ракурсе пристального внимания руководства страны, взявшего курс на конструктивное их решение для достижения конкурентных преимуществ отечественной экономики. Целью статьи является развитие концептуальных основ влияния факторов на производительность труда на машиностроительных предприятиях. Методология исследования основана на методах теоретического и эмпирического познания (анализ, синтез, индукция, классификация, использование статистических методов). В статье представлена эволюция взглядов на производительность труда, начиная с работ классиков до современных научных школ. Дана оценка производительности труда в отрасли машиностроения, и показана роль государства в ее повышении, которая заключается в запуске ряда программных документов, в частности, программы «Производительность труда». На основе анкетирования руководителей предприятий машиностроения Оренбургской области были выявлены основные причины низкой эффективности производства. Разработана авторская концептуальная модель многофакторной производительности, состоятельность которой была подтверждена проведением расчетов с привлечением статистического инструментария на данных десяти машиностроительных предприятий, относящихся по ОКВЭД к виду деятельности 28.92: «Производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства» и участвующих в федеральной программе «Производительность труда». Представлен опыт повышения производительности труда на примере АО «Завод бурового оборудования» Оренбургской области. По итогам проделанной работы подтвердилась гипотеза о том, что в настоящее время на производительность труда влияет большое количество факторов, в числе которых капитал, инвестиции, инновации, основные средства, труд. Сделан вывод, что, учитывая значимость машиностроения и наличие множества актуальных проблем, требуется и дальнейшее осуществление государственной поддержки отраслевых предприятий. Выявленные в результате исследования причины низкой производительности труда позволили сделать вывод о низком качестве управления, что требует дополнительного внимания руководителей предприятий к данной проблеме.
Цифровизация существенно изменила как методы работы специалистов с историческим материалом, так и методы интерпретации истории. В статье показано, что развитие цифровых технологий идет параллельно с усилением постмодернистской стилистики не только в истории, но и в культуре в целом. Цифровые технологии создают новые возможности для целенаправленного воздействия на историческое сознание. Автор обобщает смысловые результаты этого процесса и приводит конкретные примеры интернет-проектов на исторические темы, в которых при помощи специальных социально-технологических приемов формируются произвольные интерпретации событий прошлого. Сконструированные онлайн исторические мифы воспринимаются как реальность. В итоге тщательно срежиссированное историческое знание закрепляется в сознании пользователей.
Цифровизация отраслей экономки Российской Федерации оказывает на них значительное влияние, трансформируя бизнес-процессы, повышая эффективность, оптимизируя затраты и создавая новые возможности для роста. Актуальность работы заключается в исследовании влияния цифровизации, которая активно проникает в отдельные отрасли экономики, вызывая в них коренные изменения в повышении эффективности производства и значительном снижении затрат. Авторы в статье рассматривают аспекты трансформации экономики и общества, которая в настоящее время вызвана стремительным развитием цифровых технологий, что диктует государственным структурам, обществу и частным компаниям активно инвестировать в цифровизацию, осознавая ее ключевую роль в повышении эффективности экономики государства. Предложены рекомендации по внедрению цифровых технологий в различных секторах экономики страны.
Цифровизация структуры и содержания контроллинга инженерного бизнеса, включающего организацию производства, управленческий учет и инновационную деятельность, является актуальной задачей. Для выживания в жесткой конкурентной борьбе цифровизация помогает реализовывать стратегические направления его деятельности в режиме реального времени. Вместе с тем в условиях нестабильных внешних факторов существования предприятия контроллинг с применением цифровых методов обработки информации обеспечивает ему высокую скорость адаптации к ним. В статье рассмотрены перспективные направления трансформации методологии и практики бухгалтерского учета, а именно роль цифрового контроллинга. Обусловлена необходимость реализации направления цифровизации в сфере контроллинга тем, что она позволяет раскрыть нереализованный до настоящего времени потенциал роста ресурсоэффективности. С другой стороны, цифровая трансформация также влияет на сам контролинг. Когда дело доходит до цифровизации контроллинга, он сам должен решать новые задачи, использовать возможности цифровизации и становиться более эффективным за счет стандартизации и автоматизации. Внедрение моделей цифрового контроллинга дает возможность учитывать специфику той или иной отрасли, а также факторы динамично меняющейся внешней среды. Однако нет единого мнения о том, как формировать цифровую трансформацию в контроллинге и какими темпами она должна происходить. Первым этапом реализации, обеспечивающим условия для дальнейшего эффективного развития, является формирование больших объемов первичных данных, необходимых для управленческого учета. На втором этапе процесса цифровизации процесса контроллинга на современном предприятии необходима разработка инструментов упреждающего прогнозирования на основе собранных на первом этапе массивов данных.
Цифровая трансформация отрасли здравоохранения необходима для обеспечения доступности и повышения скорости оказания медицинской помощи, что особенно актуально для северных территорий. Целью настоящего исследования является анализ особенностей цифровой трансформации отрасли здравоохранения региона на примере Республики Коми. Задачи исследования: анализ стратегий и программ цифровой трансформации всех субъектов Российской Федерации; апробация методического аппарата, предлагаемого для оценки уровня цифровой зрелости отрасли здравоохранения региона; анализ результатов статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в Республике Коми. Объект исследования: процессы цифровой трансформации отрасли здравоохранения субъектов Российской Федерации. Выявлено, что некорректное прогнозирование показателей цифровой зрелости на этапе утверждения стратегических документов приводит к невозможности расчетов по утвержденной методике. В настоящий момент больший упор в цифровизации отрасли здравоохранения Республики Коми делается на ведение медицинской документации в электронном виде, а именно внедрение структурированных электронных медицинских документов. Отставание от плановых показателей цифровой трансформации отрасли здравоохранения в Республике Коми связано с технологическими сложностями и с недостатками размещения цифровой инфраструктуры региона. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут оказаться востребованными при мониторинге хода выполнения стратегий и программ цифровой трансформации здравоохранения регионов. Перспективность дальнейших исследований определяется более глубоким анализом цифровой трансформации отрасли здравоохранения на уровне муниципалитетов региона.
В данной статье исследуется трансформация маркетинговых стратегий организаций под влиянием цифровых технологий. Авторы анализируют ключевые изменения, произошедшие в маркетинговой деятельности в условиях цифровизации экономики и изменения потребительского поведения. Особое внимание уделяется рассмотрению новых digital-инструментов, включая социальные медиа, мобильные приложения, технологии искусственного интеллекта и big data. В работе представлен подробный анализ современных цифровых маркетинговых платформ: поискового маркетинга (SEO и PPC), медийной рекламы (баннерные объявления) и маркетинга в социальных сетях (SMM, influencer marketing). Авторы систематизируют ключевые метрики эффективности цифровых кампаний (CPM, CPC, CPO и др.) и рассматривают возможности CRM-систем для анализа потребительского поведения. Особую ценность представляет исследование адаптации российского бизнеса к новым цифровым реалиям, включая переход на отечественные платформы в условиях санкционных ограничений. На конкретных примерах (Wildberries, Ozon, Сбербанк) показаны успешные практики использования альтернативных digital-каналов. В статье также рассматриваются перспективные технологии, революционизирующие маркетинг: искусственный интеллект для персонализации контента, big data для прогнозирования спроса, AR/VR для создания иммерсивного покупательского опыта. Приводятся кейсы международных (Netflix, IKEA) и российских компаний. Авторы выделяют основные проблемы цифрового маркетинга: низкая цифровая грамотность, недостаточное нормативное регулирование ИИ, вопросы информационной безопасности. В заключении формулируются ключевые тренды развития отрасли и практические рекомендации по интеграции цифровых технологий в маркетинговые стратегии.
В статье анализируются цифровые механизмы обращения граждан Российской Федерации в органы власти и местного самоуправления. Автор устанавливает, что степень распространения электронных государственных услуг обусловлена региональной спецификой. Отдельный акцент делается на соответствии цифровизации государственного сектора национальным целям развития Российской Федерации до 2030 года.