МОДЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЗОРЕСУРСНЫХ ПОТРЕБЛЯЮЩИХ СИСТЕМ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ КОНТРОЛЬНО-НОРМАТИВНОЙ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ (2024)

Рассматривается одна из важнейших задач экономики и развития мезохозяйственных систем - проблема рационального использования ресурсов в условиях долгосрочной динамики. Представлены индексные статистические методы и анализируется модель развития территориальной системы с учетом использования различных ресурсов города. Учитывается изменение объемов и предложения ресурсов под влиянием климатических изменений, экологии вод, повышения ставки дисконта, снижения издержек добычи ресурса, социальных причин, режимов хозяйственной деятельности и потребления. Для моделей ресурсопользования изучаются возможности типовых статметодов и схем расчета на основе методологии и методик индексного метода. Исследуется применение методов и инструментов руководства хозяйственными процессами в условиях наличия контроля ресурсной проблемы. Особый акцент сделан на росте эффективности вложений в динамику ресурсопользования. Анализ эффективности с помощью модельных индексов выявляет тесную взаимосвязь пространственно-временного характера…

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Спирягин Василий Игоревич
Сохранить в закладках
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ВЫСШЕГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (2024)

Анализируется как настоящее состояние высшего и общего образования в современном российском обществе, так и его перспективы. Его сегодняшнее состояние связано с выходом России из Болонского соглашения, поиском другой системы образования. Чтобы выйти из прежней системы, необходимо ввести новую модель образования, которой еще нет. Переход к другой системе образования связан прежде всего с изменением ее содержания. Это вопрос стратегический, который вышел на первый план. Начался процесс переосмысления подходов к уровневой системе образования, где используется модель смешанного обучения. Идет процесс поиска ценностных приоритетов в образовании, исходя из чего возможна его модернизация, реформирование, обновление, разработка нового стандарта, новой системы образования, с ориентацией на социальное будущее, XXI век, которая должна опираться на научную методологию определения ее эффективности и результативности. Перспективы развития образования будущего следует искать в потребностях, интересах, ценностях, традициях, состоянии производства, материально-технической базе, политической, культурной системе общества, в направленности его развития, где отражаются закономерности и тенденции. Основной закономерностью развития современного российского общества является его переход от индустриального типа цивилизации к постиндустриальному. В основе будущей модели образования должен лежать цивилизационный подход, основные тенденции современного мира, система как объективных, так и субъективных факторов, среди которых определяющая роль принадлежит производству, содержанию труда, культуре постиндустриального общества. Постболонская система образования, включающая в себя единство обучения и воспитания, должна стать носителем культурного кода российского общества, постиндустриального типа цивилизации.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Стегний Владимир Николаевич
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ РЕГИОНОВ (2024)

Обоснован научный подход к разработке методологии исследования устойчивого развития региональных социо-эколого-экономических систем. Описан вклад в ее формирование системного, эволюционного и функционально-ориентированного подходов. Рассмотрены достоинства, недостатки и ограничения данных методологических подходов к научному описанию исследуемых объектов. Систематизированы взгляды исследователей на уровни иерархической структуры социально-экономических систем. Отмечена целенаправленность поведения системы и наличие «входов» в виде необходимых ресурсов и «выходов» в виде результатов, на которые направлена региональная политика в области устойчивого развития. Предложение автора, имеющее научную новизну, заключается в комплексном рассмотрении региона как открытой, динамической системы мезоуровня, обладающей целостностью, взаимосвязанностью элементов и другими системными свойствами, проявляющимися при их взаимодействии и оказывающих влияние на функционирование систем других уровней (макро-, микро- и т. д.), эволюционно изменяющихся во времени, учитывающих глобальную, национальную и региональные стратегии устойчивого развития. Предложенная методология является интегративной по ряду оснований: 1) предусматривает локализацию ЦУР с глобального до регионального уровня; 2) учитывает взаимодействие социальной, экологической, экономической и институциональной подсистем; 3) предполагает взаимосвязь науки, управления и гражданских инициатив. При этом ключевым интегратором являются цели устойчивого развития ООН. Данная методология является логической основой для дальнейшей разработки методического инструментария, диагностирующего количественные и качественные процессы позитивных изменений региональных систем и позволяющего прогнозировать их дальнейшее состояние в контексте устойчивого развития. В этом заключается ее практическая значимость и применимость в прикладных целях.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Алферова Татьяна Викторовна
Сохранить в закладках
Внешнеполитическая мысль как система и процесс: И. Г. Тюлин о формировании идейных основ внешней политики Франции (2025)

Статья представляет собой развёрнутый аналитический комментарий к основным концептам, идеям и научным построениям, выдвинутым И. Г. Тюлиным в его докторской диссертации, посвящённой исследованию процесса формирования и эволюции французских теорий международных отношений и концепций внешней политики по состоянию на конец 1980-х годов. Основной исследовательский вопрос: сохраняют ли свою значимость обсуждаемые в ней проблемы и аргументы, касающиеся путей эволюции французской внешнеполитической мысли, в современных, фундаментально изменившихся условиях? Ответ на него потребовал использования текстологического и сравнительно-исторического методов. Структурно статья состоит из введения, трех разделов и заключения. В первом разделе, посвящённом методологии, особое внимание обращено на показанную в работе И. Г. Тюлина обусловленность внешнеполитической мысли Франции национальными культурными традициями, а также на её анализ как целостной системы идейно-теоретического производства. Во втором разделе рассматриваются место и роль теорий и концепций в структуре французской внешнеполитической мысли, институциональные механизмы её формирования и эволюции по состоянию, сложившемуся на конец 1980-х годов. В третьем разделе даётся по необходимости краткий обзор изменений, которые произошли с тех пор в институциональной и теоретико-концептуальной сферах современной французской внешнеполитической мысли. Анализ этих изменений в свете тюлинских идей показывает, что в них находят своё проявление описанные в диссертации преемственность и тенденции идейно-теоретического производства в современной Франции. Присущие ей такие черты, как социологизм, стремление позиционировать собственную идентичность, этатизм, внутренняя противоречивость и преобладание политического реализма, сохраняются и в настоящее время. Однако они развиваются в новом, ультралиберальном контексте, который придаёт свою специфику содержанию теорий, концептуальных схем, общественно-политических дебатов и способов выражения их участниками своего мнения. В заключении делается вывод о том, что в диссертации И. Г. Тюлина убедительно показана сложная, полная оттенков и в то же время во многом единая картина внешнеполитической мысли Франции, без изучения особенностей формирования и эволюции которой трудно понять современные перипетии внешнеполитического курса этой страны.

Издание: ВЕСТНИК МГИМО-УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 18, № 1 (2025)
Автор(ы): Цыганков Павел Афанасьевич
Сохранить в закладках
Системный подход в применении балльно-рейтингового метода оценивания в рамках вузовского обучения (2025)

В статье поднимается вопрос о целесообразности системного похода при использовании балльно-рейтингового метода оценивания достижений студентов. На основе анализа зарубежного и российского опыта применения балльно-рейтингового метода предложена модель системы оценивания профессиональной подготовки студентов, включающая как учебные достижения, так и социальную активность.

Издание: ВЕСТНИК ВЛАДИМИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА И НИКОЛАЯ ГРИГОРЬЕВИЧА СТОЛЕТОВЫХ. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: №1 (79) (2025)
Автор(ы): Дубровина Лариса Анатольевна
Сохранить в закладках
НАРОДНАЯ ПЕСНЯ КАК НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КИТАЯ (2025)

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью формирования нравственного потенциала у молодого поколения XXI века. В настоящее время существует ряд проблем в использовании культурного наследия народного творчества, которое является основой нравственного становления личности. Цель данной статьи - проанализировать исторические основы и современные направления использования народной песни в воспитательной системе Китая для дальнейшего внедрения опыта использования народных песен в общеобразовательном процессе в России как средства развития нравственного потенциала личности. В данном исследовании народная песня выступает объектом, который позволяет рассмотреть возможности использования исторического наследия в формировании и развитии нравственного потенциала личности. Предметом исследования выступает нравственный потенциал народной песни, который включен в воспитательный процесс на всех ступенях образования в Китае. Методология исследования основывалась на анализе понятий “воспитательный потенциал” и “нравственный потенциал”. На основе определения воспитательного и нравственного потенциалов авторы статьи представляют систему музыкального образования в Китае, которая состоит из четырех основных ступеней. Научная новизна представленной работы заключается в обосновании основных общественных ценностно-целевых приоритетов китайской народной песни: 1) сохранение, развитие и распространение китайских народных традиций; 2) народная песня как источник личностного развития детей и молодежи; 3) народная песня как средство воспитания патриотизма и нравственности. Кроме того, рассматривается исторический анализ типов, жанров и содержания китайских народных песен, которые успешно используются как дидактический материал в современной педагогической практике школьного образования в Китае. В заключении статьи авторы выделяют основные перспективы использования китайских народных песен в российской образовательной системе. Знакомство с китайскими народными песнями в системе российского образования позволит их использовать в качестве средства воспитания и развития не только на уроках музыки, но и на уроках китайского языка, уроках истории и географии.

Издание: ПЕДАГОГИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Михайлова Ольга Борисовна, Линь Цзявань
Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЙ ЧАСТИ СОВЕТСКОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАК ЭЛЕМЕНТА СИСТЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА (2024)

Введение: в статье исследуется генезис и развитие Общей части уголовного законодательства России в советский период. Рассматриваются основополагающие начала систематизации и становления Общей части советского уголовного права.

Материалы и методы: методологическую основу статьи составил всеобщий метод диалектической познания при исследовании вопросов становления и формирования Общей части уголовного законодательства. В ходе решения некоторых задач в исследовании используются такие методы, как исторический, сравнительно-правовой, системный, структурный, а также применялись частнонаучные методы познания, в том числе формально-юридический.

Результаты исследования: в статье с учетом устоявшихся подходов в теории уголовного права и изучения специальной литературы проводится анализ основных актов уголовного законодательства советского периода, начиная с Руководящих начал по уголовному праву РСФСР 1919 г. Автором выявляются особенности уголовно-правового регулирования, институтов преступления и наказания в истории развития советского уголовного права.

Обсуждение и заключение: проведенное исследование позволило выделить характерные особенности становления и развития Общей части как элемента уголовного права, обосновать, что в начальный период ее становления наблюдались существенные «перекосы» уголовно-правового регулирования институтов преступления и наказания в пользу последнего; коллизионность некоторых положений уголовного закона, в частности таких понятий, как «общественная опасность личности» и «социально опасное лицо»; специфическое отношение законодателя к вине как элементу, присущему буржуазному уголовному праву. Последующее развитие отечественного уголовного законодательства позволило подтвердить, что большинство вышеуказанных проблем было успешно решено в дальнейшем. Анализ рассмотренных вопросов подтверждает, что принимаемые уголовно-правовые законодательные акты Советского государства, в том числе и кодифицированные, а также использованные при этом приемы законодательной техники имели огромное значение не только для дальнейшего развития советского уголовного законодательства как элемента системы уголовного права, но и для последующих кодификаций.

Издание: ВЕСТНИК КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Выпуск: Т. 15 № 3 (57) (2024)
Автор(ы): ИЛИДЖЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ, СОКОЛОВ ОЛЕГ ВАЛЕРЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПЕЦИФИКИ ОБЩЕЙ ЧАСТИ УГОЛОВНОГО ПРАВА РОССИИ (2025)

Введение: в статье исследуются юридическая природа и специфика Общей части уголовного права России при неразрывной взаимосвязи с его Особенной частью.

Материалы и методы: методологическую основу статьи составил всеобщий метод диалектического познания при исследовании вопросов определения сущности Общей части уголовного права, ее взаимосвязи с его Особенной частью. В статье использовались общенаучные исследовательские методы, в частности, сравнительно-правовой, системно-структурный, а также применялся анализ как частнонаучный метод познания.

Результаты исследования: в целях выявления юридической природы Общей части уголовного права определены закономерности ее формирования. Обоснованы принципы выделения в структуре уголовного права Общей и Особенной частей. Раскрыто уголовно-правовое значение выделения и обособления Общей части как структурного элемента уголовного права, которое следует рассматривать как феноменальное достижение в области юридической техники. В ходе исследования выявлены особенности взаимодействия, взаимообусловленности и взаимозависимости норм Общей части уголовного права с положениями его Особенной части. Исследование обозначенных вопросов позволило наилучшим образом выявить специфику Общей части уголовного права.

Обсуждение и заключение: проведенное исследование позволило выделить основополагающие начала формирования Общей части уголовного права при обособлении от его Особенной части и обосновать, что закономерное развитие структуры уголовного права есть результат проявления пандектного принципа построения кодифицированного уголовного законодательства. Выявлено и обосновано ключевое уголовно-правовое значение Общей части уголовного права как фундамента, на котором строится и формируется его Особенная часть. Анализ рассмотренных вопросов подтверждает вывод, что важнейшей характеристикой Общей части является то, что она представляет собой выражение специфики отрасли уголовного права. Исследование анализируемых проблем позволяет определить точки соприкосновения Общей и Особенной частей уголовного права и механизм реализации их норм правоприменителем.

Издание: ВЕСТНИК КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Выпуск: Т. 16 № 1 (59) (2025)
Автор(ы): ИЛИДЖЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ, АБУТАЛИПОВ АРТУР РИНАТОВИЧ
Сохранить в закладках
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ГЕНЕЗИСА СИСТЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО / ТРУДОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ХХ ВЕКЕ (2024)

Актуальность изучения методологических подходов к исследованию генезиса системы технологического / трудового образования школьников в ХХ в. обусловлена необходимостью усовершенствования научного аппарата историко-педагогических исследований, сложность которых заключается в их дуализме – сочетании элементов научного поиска в области педагогики и истории. В настоящее время одним из наиболее востребованных является технологическое образование, значение которого переосмыслено в свете обновления требований к выпускнику общеобразовательного учреждения, который должен не только обладать способностью к преобразованию материала (информации), но быть готовым к устойчивому саморазвитию в условиях преобразования техногенной среды. В этой связи особую важность приобретает изучение опыта технологического / трудового обучения школьников в ХХ в., и особенно в период СССР как государства, в котором человек труда являлся смыслообразующим фактором государственной системы. Однако данное исследование должно строиться на обоснованном подборе методологических подходов, которые позволят осуществить комплексное исследование и получить валидные выводы.

Цель: выявить и теоретически обосновать комплекс методологических подходов, позволяющих осуществить всестороннее исследование генезиса системы технологического / трудового образования школьников в ХХ в. Предположительно выявленные методологические основы позволяют осуществить многовекторное исследование генезиса системы технологического / трудового образования школьников в ХХ в. и на научной основе совершенствовать процесс технологического образования школьников на современном этапе. Методы (инструменты): теоретический анализ историко-педагогических исследований и нормативно-правовых актов, анализ результатов исследования выбранного исторического периода. Основные результаты: расширено научное представление о гносеологических возможностях культурологического, аксиологического, системного, исторического подходов в исследовании генезиса системы технологического / трудового образования школьников. Представлено авторское видение системы технологического / трудового образования школьников как педагогического явления.

Выводы: выявленный и теоретически обоснованный комплекс методологических подходов позволяет осуществить всестороннее исследование генезиса системы технологического / трудового образования школьников в ХХ в. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть полезны в процессе разработки современной концепции системы технологического образования, обновления содержания технологического образования.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Выпуск: Т. 13 № 1 (49) (2024)
Автор(ы): Финогеева Татьяна Евгеньевна
Сохранить в закладках
Правительство Российской Федерации в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: административно-правовой аспект (2025)

Предметом выступают концептуальные аспекты и нормативные правовые акты, определяющие правовой статус Правительства Российской Федерации. В статье раскрыты признаки органов исполнительной власти. Проведен анализ положений нормативных правовых актов, затрагивающих правовой статус Правительства Российской Федерации. Актуальность статьи заключается в выявлении имеющейся правовой неопределенности места и роли Правительства Российской Федерации при осуществлении исполнительной власти. Теоретическую базу составляют научные работы учёных и практиков в сфере публичного права, в центре научных интересов которых находились вопросы исследования системы органов исполнительной власти в России. Основная цель статьи заключается в анализе правового положения Правительства Российской Федерации и формулировании выводов о его месте в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти и роли в публичной, в том числе исполнительной, власти государства. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись правовые методы (формально-логический, сравнительно-правовой), а также методология системного анализа и экспертный анализ. В результате анализа конституционного и административного законодательства в области публичного управления выявлены существенные признаки Правительства Российской Федерации, охарактеризовано взаимодействие и соотношение с федеральными органами исполнительной власти и выявлены проблемные аспекты его правового статуса. Утверждение в ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”, что Правительство РФ входит в систему федеральных органов исполнительной власти, не представляется достаточно обоснованным с учетом содержания Основного закона России и актов главы государства. Новизна статьи заключается в обосновании необходимости проверки положений нормативных правовых актов о правовом статусе Правительства Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, а также в необходимости толкования их Конституционным Судом РФ с учетом внесенных в 2020 году изменений в Конституцию Российской Федерации.

Издание: ПРАВО И ПОЛИТИКА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Лапина Марина Афанасьевна, Валентик Георгий Игоревич, Самофалов Дмитрий Евгеньевич
Сохранить в закладках
КОММУНИКАЦИЯ И СЕТЬ КАК ДВЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА И СОЦИАЛЬНОСТИ (2024)

Целью статьи является прояснение смысла феноменов «коммуникация» и межличностное «сетевое взаимодействие», разделение их границ, дефиниций и эволюционных перспектив в плане политической организации человека и социальности. На основе представленной двойственности определений авторы обосновывают, что информационное пространство изобилует на первый взгляд взаимоисключающими нарративами о жизни людей в «связанном мире», в «человеческой паутине», в «сетевом обществе» и одновременно о жизни «свободной», «независимой», «индивидуальной». Авторы отмечают, что открывается возможность для оценки глубинной сути, содержания, направленности, пределов и перспектив циркулирующей межу людьми информации в контексте организации как самого человека, так и любой создаваемой им локальной или глобальной социальности. В результате ключевым понятием возникшей логической дихотомии «связанность - свобода» становится именно «связанность», способная при определённых условиях примирить между собой «свободу» и «самостоятельность», уравновесив их «взаимодействием» и «взаимозависимостью». Изучение и структурирование сущности смыслов феноменов «коммуникации» и «сетевого взаимодействия» позволяет абстрагировать границы и в контексте информационного обмена рассматривать их как эквивалентные понятия. В заключение делается вывод, что в современных условиях глобальной социальности, с одной стороны, человек озадачен свалившейся на него самостоятельностью в результате окончательного крушения иллюзий относительно способности любой внешней сторонней иерархической систематизации социальности и формализации себя в ней в том или ином качестве; с другой стороны - ему постепенно приходит понимание того, что собственная самостоятельность по-прежнему имеет определённые границы, детерминированные его принадлежностью к некоему общему локальному или глобальному социальному.

Издание: СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Выпуск: Т. 19 № 5 (2024)
Автор(ы): Михайлёнок Олег Михайлович, Назаренко Алексей Владимирович
Сохранить в закладках
Профессор Н. А. Захаров о самобытной эволюции исторического развития русской государственной власти (2025)

Статья посвящена концепции социологии власти профессора Захарова Николая Александровича (1883–1937) изложенной им в исследовании “Система русской государственной власти” (1912). Н. А. Захаров отстаивал за государством право самобытности, непохожести, оригинальности. В его глазах именно индивидуальные особенности государства порождают политическую независимость и жизненную силу этих государств. Из этого положения, для него вытекала необходимость изучать государственный строй государств в связи с историей. Особенности формирования русской системы власти он видел во влиянии византийской идеи власти императора, идеи религиозного автократизма и в частноправовом характере власти великих князей из рода Рюриковичей, смотревших на свои владения, как на свою неотчуждаемую вотчину, переходящую по наследству в их роде. Влияние западнических идей сменилось государственными реформами 1905–1906 годов, которые Н. А. Захаров воспринимал одновременно и выправлением некоторых перегибов абсолютизма, и установлением порядка, который восстанавливал традиционные начала русской власти.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
Выпуск: Том 31 № 2 (2025)
Автор(ы): СМОЛИН МИХАИЛ БОРИСОВИЧ
Сохранить в закладках