Научный архив: статьи

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРЕВОДОВ СТИХОТВОРЕНИЯ Г. ТУКАЯ «РОДНОЙ ЯЗЫК» (2021)

В статье дается сравнительный анализ переводов стихотворения татарского поэта Г. Тукая «Родной язык», осуществленных русскими поэтами А. Чепуровым, С. Липкиным и носителем татарского языка и культуры Р. Бухараевым. Переводы анализировались на предмет соответствия оригиналу и адекватности использования средств художественной выразительности, привычных для русскоязычного читателя, постигающего национальную картину мира, созданную татарским поэтом. Сравнив три из многочисленных переводов на русский язык знаменитого стихотворения Г. Тукая, авторы пришли к выводу, что художественный перевод настолько специфичен, что не может быть единственного однозначно верного перевода. У каждого из рассмотренных переводов авторы отметили и достоинства, и недостатки. Но все три стихотворных перевода, так или иначе, лаконично звучат на русском языке, сохраняя основные смыслы и многие поэтические особенности стихотворения и языка татарского поэта.

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Автор(ы): Таирова Ирина, Хайруллин Руслан Зинатуллович
Сохранить в закладках
ПЕРЕВОДЧЕСКАЯ РЕЦЕПЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ И ВОСТОЧНОЙ ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ И. А. БУНИНА (2022)

В статье раскрывается многогранный переводческий опыт И. А. Бунина, начиная с ранних работ – перевода английской поэзии (Дж. Бай рона, Ф. Гименс, Г. Лонгфелло, Т. Мура, Т. Гуда), попутно изучая язык источника; немецкой поэзии – с опорой на уже имевшиеся переводы произведений Гёте и Шиллера на русский язык; итальянских (А. Негри), французских авторов (А. Ламартина и других). Обращаясь к жанру соне та, Бунину удалось сохранить национальный польский дух, мотивы и ав торские образы А. Асныка и А. Мицкевича. Не владея аутентичным языком, И. А. Бунин дерзнул перевести афоризмы Саади, персидского поэта XIII в., чьи поэмы Бустан («Плодовый сад») и Гулистан («Розовый сад»), полные суфийской мудрости, не просто привлекали русского поэта, а являлись его неизменными попутчиками в путешествиях по Сирии и Турции (в 1907 и 1913 гг.). Несмотря на то, что И. А. Бунину не довелось передать точное содержание фрагментов персидских сочинений, его вольные переводы полны особенных до стоинств. Однако переводами с английского, итальянского, немецкого, фран цузского, персидского, татарского, украинского языков не исчерпывает ся переводческая деятельность И. А. Бунина. Путешествуя по странам Европы и Ближнего Востока, поэт подкрепил свои знания «книжных» культур разных народов увиденной там жизнью вне колорита и в то же время связанной с местными традициями, прочувствовав их националь ный характер, внеязыковую и языковую действительность. Помимо вольных переводов ему удалось создать собственные шедевры, о которых в научном мире до сих пор нет чёткого понимания, яв ляются ли они переводами или это собственно стихотворения И. А. Бунина. В них поэт мастерски вкрапил иноязычные слова и их дефиниции. Сумев проникнуть во внутреннюю суть поэтического мира неродных ему культур, их образный ряд, И. А. Бунин сделал их реалии достоянием не только своей творческой деятельности, но и мировой культу ры в целом.

Издание: ЯЗЫК, КОММУНИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА
Автор(ы): Таирова Ирина
Сохранить в закладках
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНОВ Ч. Т. АЙТМАТОВА "ТАВРО КАССАНДРЫ" И "КОГДА ПАДАЮТ ГОРЫ (ВЕЧНАЯ НЕВЕСТА)" (2023)

В статье рассмотрены художественные особенности произведений киргизского писателя Чингиза Айтматова, проанализирована история переводов и научных исследований его произведений. Прослежена эволюция авторского стиля: от психологизма ранних повестей к глубокому нравственно-философскому осмыслению действительности в позднем творчестве. Авторы отмечают, что роман «Тавро Кассандры» значительно отличается от всех предыдущих произведений писателя своей космической масштабностью и обращением к глобальным проблемам современного мира, полного трагических событий, бедствий и катастроф. В романе обнаружено три концентра (российский, американский, космический), оппозиция Космоса и Хаоса, а также архетипические образы природных стихий, животных и птиц, с помощью которых писатель выражает опасение за будущее человечества. Авторы выявили, что в романе «Когда па дают горы (Вечная невеста)» писатель актуализирует притчи, легенды, научную фантастику, а изображение строится в двух плоскостях: горизонтальной (Человек – животный мир – мифологические миры) и вертикальной (Земля – Небо – Космос). Акцентируется внимание на том, что, несмотря на различие тематики и проблематики произведений, Айтматов остается верен принципам изображения главных героев –правдолюбцев и максималистов. И хотя в большинстве произведений финал трагичен, тем не менее, творения писателя оптимистичны и вселяют надежду на положительные изменения в обществе в будущем. Анализ последних романов Айтматова показывает, что их отличает универсализм, переплетение мифа с реальностью и глубина философского осмысления действительности. В своих произведениях он не только обращается к истории, мифологии, фольклору, фантастике, но и сопрягает мировые проблемы современности с жизнью родного аула.

Издание: НОВЫЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Автор(ы): Таирова Ирина, Шаряфетдинов Рамиль Хайдярович, Хайруллин Руслан Зинатуллович
Сохранить в закладках
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПИСЬМЕННЫХ ПАМЯТНИКАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (2023)

С помощью филологического анализа музыкального искусства в письменных источниках в статье рассматривается парадигма мировосприятия представителями цивилизаций Древнего Востока. Особое внимание уделяется семантической сфере «музыка» как одной из базовых составляющих общей концепции представлений о мире ранних человеческих общностей. На основе древних текстов как феномена восточных культур выявляются символические и сакральные смыслы музыкальных инструментов в контексте строгих канонов традиционных культур. Приводятся документальные свидетельства – первые упоминания о музыкальном искусстве в системе мировидения древнейших государств Востока, легенды, а также произведения более поздних авторов о музыке в контексте национально-культурной специфики первых цивилизаций – Древнего Египта, Месопотамии, Древней Персии, Древней Индии, Древнего Китая.

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Автор(ы): Таирова Ирина, Шаряфетдинов Рамиль Хайдярович
Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМА ФОРМОТВОРЧЕСТВА В РОК-ТЕКСТЕ А. М. ЛИТВИНОВА (2025)

Усложненность художественного языка и экзистенциально-абсурдистская ориентированность проблематики текстов рок-поэта А. М. Литвинова позволяют рассматривать его творчество в контексте художественных исканий поэзии русского модернизма. Основной массив литвиновской лирики подчиняется сущностной модернистской установке на эпатаж и игру. Эпатажно-игровая эстетика реализуется в двух аспектах. Первый связан с декларацией асемантичности, смысловой затемненности текста, граничащей с абсурдом. Для реализации принципа асемантичности автор использует целый спектр приемов людической поэтики. Второй аспект заключается в абсолютизации «периферийных» с точки зрения традиционного искусства формальных компонентов текста. Анализ ряда произведений А. М. Литвинова позволяет говорить о значительной роли фонетической аксиологии в поэтике его текстов - об их «символичности», а не о «иллюстративности».

Издание: ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ФИЛОЛОГИЯ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): КОЛМАКОВА ОКСАНА АНАТОЛЬЕВНА
Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ: СЕМАНТИЧЕСКИЙ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ (2025)

Статья посвящена проблемам классификации экономической терминологии на материале анализа семантических и словообразовательных особенностей 500 экономических терминов, встречающихся в текстах печатных и электронных СМИ в период 2010-2020-х гг. При классификации критериями послужили тематическая принадлежность, словообразовательные особенности и степень использования экономических терминов в процессе деятельности людей. Классификация позволила наглядно выявить словообразовательные и семантические особенности экономической терминологии в процессе её изменения под влиянием общественных процессов. На устойчивость классификации экономической терминологии влияют собственно лингвистический (семантический потенциал и способ словообразования) и социальный факторы. Внутренние и внешние связи между подсистемами экономики, приводящие к прозрачности границ между различными группами классификации экономических терминов по тематическому признаку, обусловлены неоднородностью и многозначностью самого понятия «экономика».

Издание: ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ФИЛОЛОГИЯ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): ЧЭНЬ СЯОЮЙ
Сохранить в закладках
Выявление предпочтений целевой аудитории криптовалютных активов в интернет-среде (2023)

Данная работа посвящена выявлению предпочтений целевой аудитории криптовалютных активов в интернет-среде среди интернет-пользователей в России. Исследование анализирует предпочтения людей при продвижении криптовалют, рассматривает формирование эффективных стратегий и изучает механизмы продвижения, актуальные для данного рынка. Анализ данных социологического опроса, проведенного среди 1213 пользователей, показывает, что криптовалюты становятся все более популярными, особенно среди мужчин в возрасте от 18 до 35 лет. Криптовалюты привлекают инвесторов своей потенциальной прибылью и ростом цен. В отличие от традиционных активов, криптовалюты обладают способностью к быстрому росту стоимости, что особенно привлекательно для инвесторов с высоким аппетитом к риску. Кроме того, появление новых перспективных проектов с уникальными технологиями и применением также стимулирует инвестиционную активность. Однако, высокая волатильность цен является одной из главных причин, сдерживающих инвестирование в криптовалюты. Цена может резко колебаться как вверх, так и вниз, что делает их крайне рискованным активом для консервативных инвесторов. Отсутствие четкого правового регулирования в большинстве стран также создает неопределенность и риск для инвесторов. Неясные правила отношения к криптовалютам могут привести к спорам и убыткам для инвесторов. Еще один важный фактор — риск мошенничества. Без централизованного контроля и анонимность транзакций делают криптовалюты привлекательными для мошенников. Важно понимать, что инвестирование в криптовалюты — это высоко-рискованное дело, требующее внимательного анализа, глубокого понимания рынка и умения правильно управлять рисками. В заключении, исследование подтверждает, что социальные сети (Telegram, VK) являются наиболее эффективным каналом для продвижения криптовалютных активов. Партнерские программы и реферальные бонусы также считаются эффективным методом распространения информации. А также подчеркивает необходимость дальнейшего развития продвижения криптовалютных активов среди интернет-пользователей, улучшения информированности, создания более прозрачной и регулируемой среды, а также использования эффективных рекламных стратегий, ориентированных на молодежь и использующих популярные источники информации, такие как социальные сети.

Издание: МЕДИА ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Выпуск: № 1, Том 1 (2023)
Автор(ы): Сепиашвили Екатерина Николаевна, Положенцева Ирина Вениаминовна
Сохранить в закладках
Проблематика рекламного продвижения ритуальных услуг в медиапространстве (2023)

В данной статье мы рассмотрим социологическое исследование — экспертное интервью респондентов, были проведены интервью действующих и экс-сотрудников частных ритуальных организаций и сотрудников из государственных учреждений. В качестве цели нашего исследования мы выделим анализ основных факторов положительно влияющих на событийное продвижение ритуальных услуг ООО «Светлый путь». Благодаря анализу интервью сотрудников из различных структур ритуальных организаций и разных полюсов рынка ритуального бизнеса автор выявил нюансы и проблематику ниши, с которыми сталкиваются компании на ритуальном рынке при продвижении услуг в различных каналах. Ключевая проблема продвижения ритуального бизнеса — это неуместность предложения ритуальных товаров и услуг напрямую для аудитории, которая пока не заинтересована или не нуждается. Еще одной проблемой является наличие стереотипов среди населения о ритуальном бизнесе. Данная сфера общественно значимая, как упоминалось ранее, почти все люди вынуждены с этой сферой взаимодействовать в определенной ситуации. Среди населения очень много стереотипов о коррумпированности и других противозаконных действиях со стороны сотрудников ритуальной сферы. И такие предположения высказываются в отношении сотрудников государственных учреждений, оказывающих услуги в сфере ритуального обслуживания, так и в сторону коммерческих участников рынка. Из-за обилия стереотипов ритуального бизнеса среди потребителей, имидж ритуальных организаций очень слабый. Для этого ряд компаний в своих названиях используют слова: «московский», «государственный», «городской», «областной». Это позволяет сформировать положительный образ у потенциальной аудитории и повысить доверие со стороны клиента. Уровень клиентского сервиса, на достаточно низком уровне, лишь некоторые компании стали предлагать дополнительные услуги для потребителей. Для того, чтобы избавиться от стереотипов необходимо модернизировать систему бизнеса и законодательную базу.

Издание: МЕДИА ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Выпуск: № 1, Том 1 (2023)
Автор(ы): Плытов Даниил Григорьевич, Чернавский Михаил Юрьевич
Сохранить в закладках
Инструменты коммуникации посредством социальных сетей территориальных органов исполнительной власти на примере Управы района Марьино Москвы (2023)

В данной статье описан процесс проведения исследования, направленного на сравнительный анализ подходов к разработке инструментов коммуникации посредством социальных сетей территориальных органов исполнительной власти. Проведенное нами исследование, основанное на методах SWOT- и PEST-анализа, а также сравнительном анализе коммуникационной активности территориальных органов исполнительной власти в социальных сетях, позволило выявить ключевые факторы, влияющие на эффективность деятельности Управы района Марьино г. Москва. SWOT-анализ показал наличие как сильных сторон, таких как официальный статус и авторитет, доступ к широкой аудитории и возможность оперативного распространения информации, так и слабых сторон, включающих ограниченность ресурсов, недостаточную интерактивность, однообразие формального стиля и недостаточную защиту от негатива. PEST-анализ выявил значимое влияние внешних факторов, таких как государственная политика в сфере местного самоуправления, политика Правительства Москвы, бюджетное финансирование, цифровизация государственных услуг, развитие электронного документооборота, развитие социальных сетей и мессенджеров. Сравнительный анализ коммуникационной активности территориальных органов исполнительной власти в социальных сетях продемонстрировал ряд системных проблем, таких как низкий уровень развития официальных сообществ, отсутствие системной работы с аудиторией и недостаточная численность и активность аудитории. На основании полученных данных мы пришли к выводу о необходимости разработки комплексной стратегии, направленной на повышение эффективности работы Управы района Марьино г. Москва.

Издание: МЕДИА ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Выпуск: № 1, Том 1 (2023)
Автор(ы): Пронин Артём Александрович, Емцева Ольга Викторовна
Сохранить в закладках
Динамика языковых особенностей в отображении образа преподобного Сергия Радонежского (2023)

В статье производится изучение динамики описания личностных аспектов преподобного Сергия и его роли в истории отечества в российской историографии. В работе проводится историографический анализ произведений, посвященных Сергию Радонежскому в период с XV по XXI вв. Образ Сергия Радонежского всегда вызывал пристальный интерес со стороны исследователей его жизнеописания. Первые попытки описать образ его личности был сделан теми, кто его знал лично, в том числе его учениками. Сегодня для исследователей есть возможность познакомиться с непосредственными источниками, житийным описанием его духовного образа, в которые вошли в том числе и описания очевидцев. Необходимо отметить, что от века к веку, язык таких источников менялся вслед за теми изменениями, которые претерпевало все общество. Интерес к образу Сергия Радонежского меняется у исследователей от его духовного облика, личностных качеств, человеческого проявления, до исторического контекста его жизни, нравственных уроков его служения. Все данные изменения, которые отражаются в языковых особенностях, используемых авторами для представления читателям образа святого и анализируются в данном исследовании.

Издание: МЕДИА ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Выпуск: № 1, Том 1 (2023)
Автор(ы): Шабалова Екатерина Сергеевна, Кураев Алексей Николаевич
Сохранить в закладках
Оценка рекламных и пиар-инструментов в продвижении криптовалютных активов среди интернет-пользователей (2023)

Статья посвящена оценке рекламных и пиар-инструментов в продвижении криптовалютных активов среди интернет-пользователей продвижения криптовалютных активов среди интернет-пользователей. В условиях стремительного роста крипторынка и растущего интереса к цифровым активам, ключевую роль играет правильный выбор маркетинговых инструментов и методов. В теоретической части рассматриваются: теория коммуникации по Х. Лассуэлу, мотивации по А. Маслоу, теория позиционирования по Д. Трауту и Э. Райсу и теория разумного выбора А. Смита и Джона Стюарта Милля. В ходе исследования было выявлено, что необходимо использовать широкий спектр форм анализа продвижения в интернете из-за быстрого и непрерывного развития технологий. Также в исследовании было проанализировано криптовалютных активов среди интернет-пользователей, проведены SWOT, сравнительный анализ, PEST-анализ показал, что макросреда создает благоприятные условия для продвижения криптовалютных активов, и в настоящее время возможности превышают угрозы. В результате данных, полученных после анализа, были разработаны цель, задачи для дальнейшего исследования. В процессе работы все аспекты были выполнены, а также подтверждены. В заключении говорится о том, что для успешного продвижения криптовалютных активов среди интернет-пользователей нужно понимать рынок, цифровые активы, инструменты рынка.

Издание: МЕДИА ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Выпуск: № 1, Том 1 (2023)
Автор(ы): Сенжапов Динар Линурович, Моисеева Ольга Александровна
Сохранить в закладках
Феномен закулисья: культурный и философский анализ массового увлечения скрытыми мирами (2025)

В статье приведён социально-философский и культурный анализ феномена «закулисья» (от англ. «Backrooms»), который получил вирусное распространение в интернет-культуре. Закулисье представляется как коллективный миф о бесконечных лабиринтах: эти отрисованные в цифре пространства имеют хорошо узнаваемый визуальный облик и аудио сопровождение (жёлтые стены, гудение ламп). Они вызывают у человека тревогу, стойкое ощущение дежавю и, по сути, символизируют лиминальные состояния — переходные фазы между реальностью и ирреальностью. Феномен активно продвигается в цифровой культуре, включая видеоигры, фильмы и интернет-мемы. В публикации анализируются визуальные, культурные и психоаналитические аспекты закулисья как пространства, одновременно знакомого и зловещего, вне времени и логики, содержащего отсылки к архетипу лабиринта, мифу о герое и современной медиареальности. Исследование основано на работах А. Лосева, К. Юнга, Ж. Лакана, С. Жижека. Сочетание их методов открывает новые возможности для анализа закулисья как сложного феномена, находящегося на пересечении мифа, символа и социальной реальности. Закулисье представляется метафорой социальной тревожности, отчуждения и поиска истины в эпоху постмодерна, он отражает коллективные страхи и вневременное стремление людей к пониманию скрытых механизмов общества. Через призму понятий «симулякр», «сверхреальность», «травма» и «ирония» исследуется способ репрезентации травматического опыта, вытесненного в массовом бессознательном. В итоге, закулисье предстает перед нами как форма цифрового коллективного сна, в котором размываются границы между субъектом и сценой, перформансом и реальностью, памятью и симуляцией.

Издание: ВОПРОСЫ МЕДИАБИЗНЕСА
Выпуск: № 1, Том 4 (2025)
Автор(ы): Чепьюк Ольга Ростиславовна
Сохранить в закладках