В представленной статье авторы рассматривают политико-мировоззренческие интенции студенческой молодежи, связанные с активизацией сетевой среды, для прогноза социально-политической устойчивости гражданского общества и оценки возможных рисков. Процесс политической социализации молодежи последние годы претерпел серьезные трансформации: с появлением новых технологий изменились формы политической активности и взаимодействия, геополитическая ситуация вызвала активизацию общественно-политических, патриотических движений. Это повлекло за собой постепенный переход даже ранних этапов политической социализации из семейной среды в общественно-сетевую. Изменения затронули и тесно связанные с политической социализацией процессы становления гражданской культуры. От того, как это отразилось на специфике политического мировоззрения студенческой молодежи, глубоко погруженной в сетевую среду, зависит картина будущего российского общества. На основе данных всероссийского социологического исследования была проведена оценка зависимости вектора общественно-политических установок студенческой молодежи от уровня ее цифровой компетенции и сетевой активности. Как показал проведенный анализ, студенческая молодежь с повышенной сетевой активностью и развитыми цифровыми компетенциями обладает и большим потенциалом недовольства по сравнению с группой менее дигитализированных студентов. Учитывая востребованность трудовых кадров, обладающих навыками работы в цифровой среде, возникает необходимость принятия мер по снижению возможных рисков и канализации в позитивные формы проявления, так как нынешнее позиционирование студенческой молодежи может способствовать росту напряженности в обществе.
В статье показаны особенности организации коммуникации органов местного самоуправления и населения в условиях ускоренной цифровизации, основные рамки которой были заложены в федеральном законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Авторы рассматривают эффективную коммуникацию как один из факторов легитимации местного самоуправления, показателем которого выступает доверие. Контент-анализ сайтов и страниц местных администраций в социальных сетях позволил сделать вывод, что форсированное создание интернет-ресурсов пока не привело к повсеместному качественному обмену информацией между властью и обществом. Исследование выявило несущественные региональные различия в плане функционирования официальных сайтов и страниц в социальных сетях муниципальных органов власти. Опираясь на эмпирические данные всероссийского мониторинга о динамике уровня доверия к местной власти, авторы делают вывод, что доверие к местной власти коррелирует с оценками уровня развития МСУ в стране. При этом коммуникация между властью и населением как механизм легитимации МСУ оценивается как низкоэффективная.