Предметом исследования являются практики социально-психологической реабилитации детей, переживших кризисные ситуации, на примере проекта «Территория заботы», реализованного в Алтайском крае. В статье анализируются междисциплинарные подходы, объединяющие социологические и психологические концепции: теория стигмы Э. Гофмана, теория социальных систем Н. Лумана, социальный конструктивизм П. Бергера и Т. Лукмана, теория девиаций Г. Беккера и С. Венделл, и др. Эти теоретические рамки позволяют рассматривать кризис не только как индивидуальный, но и как социальный феномен, затрагивающий систему отношений ребёнка с окружающим миром. В статье рассматриваются подходы к социально-психологической реабилитации детей в кризисе, возрастные и социально-психологические особенности детей в состоянии кризиса, подчеркивается значимость своевременной поддержки. Представлены методы групповой, индивидуальной, арт-терапевтической, тренинговой работы, используемые в программе социально-психологической реабилитации, методика и результаты диагностики участников проекта. Проект «Территория заботы» продемонстрировал результативность реализованных практик в рамках комплексного подхода к социально-психологической реабилитации детей в кризисных ситуациях. Сочетание разных форм и методик работы в проекте позволило создать безопасную поддерживающую среду для детей и подростков целевой группы. Результаты проведенного исследования подтверждают положительную динамику состояния участников. Проект рассматривается как успешная модель реабилитации, сочетающая социальные и психологические аспекты, ориентированная на создание условий для личностного роста, социальной интеграции и профилактики девиантного поведения у детей, находящихся в состоянии кризиса. Проект вошел в реестр лучших практик помощи детям и семьям с детьми, реализованных в 2024 г. в рамках программ Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В регионах Российской Федерации с 2015 года осуществляется независимая оценка качества условий оказания социальных услуг (далее - НОК), которая выступает в качестве формы контроля со стороны незаинтересованного лица и позволяет сформировать общую картину о работе учреждения и его положении в рейтинге учреждений одного типа. Результаты НОК в дальнейшем могут быть использованы потенциальным получателем услуг при выборе поставщика услуг, а также самим учреждением для повышения (сохранения) качества оказания услуг. Предмет исследования: оценка качества условий оказания услуг в психоневрологических интернатах Алтайского края. Цель исследования: проведение оценки качества условий оказания услуг в психоневрологических интернатах Алтайского края в 2024 году и сравнительный анализ полученных результатов с результатами НОК 2018 и 2021 гг. В ходе исследования применялись следующие методы: анализ научной литературы, нормативно-правовых актов, экспертная оценка условий оказания услуг в психоневрологических интернатах; экспертная оценка информационных стендов, официальных сайтов психоневрологических интернатов в сети интернет; опрос получателей услуг (в форме интервью), тестирование функционирования дистанционных способов взаимодействия с получателями (проведенное в формате “контрольной закупки”). В статье рассмотрено понятие «качество» применительно к сфере социального обслуживания населения, описаны этапы реализации НОК и проанализированы результаты НОК условий оказания услуг в психоневрологических интернатах Алтайского края в 2018, 2021, 2024 гг. Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в рамках качественного и количественного исследований, проведенных в марте - ноябре 2024 г., в мае - ноябре 2021, 2018 гг. Проведенный сравнительный анализ результатов НОК позволил сформировать рейтинг психоневрологических интернатов Алтайского края, выявить тенденции в достижении учреждениями оценок по показателям НОК, а также сформулировать общие направления по улучшению качества условий оказания социальных услуг, в том числе с точки зрения получателей услуг.