Научный архив: статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ (2025)

Для получения качественного инженерного образования необходимы фундаментальная подготовка по ряду ключевых дисциплин, таких как математика, физика, химия, и умение решать проблемные профессионально-ориентированные задачи. Вопросам создания базового компонента как основы будущей профессиональной подготовки должно уделяться особое внимание не только в системе политехнического образования. Такая задача ставится сегодня перед системой общего среднего, среднего специального, дополнительного образования, прежде всего в вопросе развития технического мышления.

В работе рассматриваются основные компоненты инженерного мышления, которые имеют определяющее значение при проведении исследовательской инженерной деятельности.
В центре обсуждения вопросы формирования функциональной грамотности школьников в направлении развития функционально-графических умений и навыков с использованием исследовательских профессионально-ориентированных задач на уроках математики в основной и средней школе.

Актуальность исследования заключается в предложении формировать функционально-графические умения и навыки посредством профессионально-ориентированных задач.

Приводятся рекомендации, которые необходимо учитывать при разработке и подборе дидактического материала, направленного на формирование данных умений. Развивать указанные компоненты предлагается с помощью цикла практико-ориентированных задач, включенных в реальный процесс обучения математике в условиях массовой школы.

Издание: ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Ежкова Валентина Геннадьевна
Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАТНЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МНОГОМЕРНОГО И ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТОВ МЫШЛЕНИЯ (2025)

Решение задач - важнейший вид учебной деятельности, в процессе которого обучающимися усваивается предметное содержание учебных дисциплин, развиваются их творческие способности и самостоятельность мышления. В основе реализации задачного подхода в обучении лежит методика решения задач, которая имеет определяющую значимость в формировании мыслительных умений. В работе рассматривается взаимосвязь между многомерным и вариативным мышлением и операциями причинно-следственного анализа. Многомерное мышление проявляется в способности разрешать проблемную ситуацию, определяя и выстраивая взаимоотношения между элементами соответствующей задачной модели. Вариативное мышление проявляется в способности находить разнообразные варианты решения задачных ситуаций. Основное внимание в статье уделяется вопросу конструирования обратных задач. Обратная задача - важный инструмент в различных областях науки и техники. Она позволяет получить информацию о скрытых процессах и закономерностях на основе выходных данных. Постановка и решение обратной задачи как продуктивные преобразования, связаны с изменением задачной структуры, и характеризуются высоким уровнем сложности. Делается вывод о том, что задачи обратной структуры должны быть включены в процесс обучения как яркий пример интеллектуального творчества. Приведены примеры составления обратных задач. Задача о робототехническом устройстве «манипулятор» (вычисление углов по заданному положению рабочего органа манипулятора и известной схеме его кинематики) и задача о получении коэффициентов гармоник с целью синтеза звука инструментов (получение сигналов с помощью ряда Фурье с соответствующими коэффициентами).

Издание: ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Ежкова Валентина Геннадьевна, ЛАЗАРЕВ МИХАИЛ ВИКТОРОВИЧ
Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ АНТОФИЛЬНЫХ НАСЕКОМЫХ НА РОСТ И РАЗВИТИЕ ГРЕЧИХИ ПОСЕВНОЙ (FAGOPYRUM ESCULENTUM MOENCH) (2024)

В ходе коэволюции с цветковыми растениями у насекомых сформировались различные антофильные признаки. Отмечено, что постоянные и взаимовыгодные отношения между цветком и опылителем основаны на питании пыльцой, нектаром и другими веществами, которые являются первичными аттрактантами. Дана оценка влияния насекомых-опылителей на рост и развитие гречихи посевной (Fagopýrum esculéntum Moench). Установлена корреляционная зависимость количества и качества урожая гречихи от наличия антофильных насекомых во время цветения. Учитывая расположение посевов гречихи посевной рядом с другими посадками, следует предположить наличие выбора растений у насекомых-опылителей, который они не всегда делают в пользу опытной культуры. Опровергнута гипотеза о доминировании перепончатокрылых и, в частности, пчелиных в качестве основных опылителей гречихи. При снижении численности последних их место занимают другие очевидные (опушенные) опылители, среди которых главная роль принадлежит мухам-журчалкам (Syrphidae, Diptera). Приведен список потенциальных опылителей гречихи посевной, выявлена степень их доминирования, дано соотношение представителей разных отрядов за вегетационный период 2022 г. Доказано положительное влияние антофильных насекомых на растения, проявляющееся в увеличении их биомассы, массы плодов, содержания органических и минеральных веществ.

Издание: УСПЕХИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Зыков Игорь Евгеньевич, Алексеев М. Е., Ежкова Валентина Геннадьевна, Хотулёва Ольга Викторовна
Сохранить в закладках