Статья: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАТНЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МНОГОМЕРНОГО И ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТОВ МЫШЛЕНИЯ (2025)

Читать онлайн

Решение задач - важнейший вид учебной деятельности, в процессе которого обучающимися усваивается предметное содержание учебных дисциплин, развиваются их творческие способности и самостоятельность мышления. В основе реализации задачного подхода в обучении лежит методика решения задач, которая имеет определяющую значимость в формировании мыслительных умений. В работе рассматривается взаимосвязь между многомерным и вариативным мышлением и операциями причинно-следственного анализа. Многомерное мышление проявляется в способности разрешать проблемную ситуацию, определяя и выстраивая взаимоотношения между элементами соответствующей задачной модели. Вариативное мышление проявляется в способности находить разнообразные варианты решения задачных ситуаций. Основное внимание в статье уделяется вопросу конструирования обратных задач. Обратная задача - важный инструмент в различных областях науки и техники. Она позволяет получить информацию о скрытых процессах и закономерностях на основе выходных данных. Постановка и решение обратной задачи как продуктивные преобразования, связаны с изменением задачной структуры, и характеризуются высоким уровнем сложности. Делается вывод о том, что задачи обратной структуры должны быть включены в процесс обучения как яркий пример интеллектуального творчества. Приведены примеры составления обратных задач. Задача о робототехническом устройстве «манипулятор» (вычисление углов по заданному положению рабочего органа манипулятора и известной схеме его кинематики) и задача о получении коэффициентов гармоник с целью синтеза звука инструментов (получение сигналов с помощью ряда Фурье с соответствующими коэффициентами).

Ключевые фразы: прямая задача, обратная задача, проблемные ситуации, многомерный компонент мышления, вариативный компонент мышления, робототехническое устройство «манипулятор», гармоники ряда фурье
Автор (ы): Ежкова Валентина Геннадьевна, ЛАЗАРЕВ МИХАИЛ ВИКТОРОВИЧ
Журнал: ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Образование
УДК
159.955. Мышление. Представления
371.3. Методы обучения. Формы преподавания. Формы получения образования
37.015.3. Педагогическая психология
Для цитирования:
ЕЖКОВА В. Г., ЛАЗАРЕВ М. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАТНЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МНОГОМЕРНОГО И ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТОВ МЫШЛЕНИЯ // ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2025. № 1
Текстовый фрагмент статьи