Архив статей

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТИ Э. Н. УСПЕНСКОГО «ШКОЛА КЛОУНОВ» (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: РОМАН СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

В статье рассматривается художественная специфика повести Э. Н. Успенского «Школа клоунов». Актуальность статьи вызвана включением произведений Эдуарда Николаевича, в том числе и исследуемой повести, в школьную программу по литературе, а также повышенным интересом к творчеству этого автора, наблюдаемым в наши дни. Повесть изучается как своеобразное художественное развитие идей, впервые реализованных Успенским при создании сценариев к телепередаче «АБВГДейка». Образы главных героев, осваивающих в произведении основы грамоты, трактуются в тесной связи со спецификой советской культурной традиции, в рамках которой клоуны являлись символами счастливого детства, оказывались «Своими», лишались какой-либо связи с архаическими ритуалами. В соответствии с законами цирковой культуры абсурдное, фантастическое становится в рамках повести нормой, практически не способно удивить персонажей, в то время как изучение алфавита, напротив, порождает у героев исключительно яркие, позитивные эмоции, что призвано сформировать у маленьких читателей и слушателей устойчивую радость от процесса учёбы. Первая публикация повести, осуществлённая на страницах журнала «Мурзилка», обусловила специфику её композиции (включение в текст многочисленных ребусов, шарад, игр и т. д.), в целом сохранившуюся и в книжных версиях. Несмотря на большое количество переизданий, в научной литературе повесть исследуется впервые.

Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О ДВОЙСТВЕННОМ ХАРАКТЕРЕ КОНЦЕПТА «ПЬЯНСТВО» (НА ПРИМЕРЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКОВНО-УЧИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И НАРОДНЫХ ПОСЛОВИЦ) (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: КОТОВА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА

В древнерусской литературе отношение к пьянству было двояким. С одной стороны, пьянство осуждалось христианской учительной литературой и народными пословицами. Обширная группа поучений считала этот порок грехом (запретом) и достаточно красноречиво изображала его последствия. С другой стороны, наблюдалось некоторое поощрительное отношение к бражничеству, особенно в среде духовенства и монашества, и даже нечто подобное сочувствия и жалости к самому пьянице. Приведённые в статье результаты исследования древнерусских источников доказывают факт одновременного существования в лингвокультуре Древней Руси как снисходительного, так и категорически неприемлемого отношения к пьянству. Автор статьи предполагает, что причина подобного феномена кроется в амбивалентности народного восприятия и двойственности человеческой натуры. Цель данной статьи - на примере древнерусских поучительных произведений и малых форм устного народного творчества (пословиц и афоризмов) раскрыть дуальность концепта «пьянство». Базой исследования послужили памятники древнерусской литературы такие, как «Патерик» (IV-V вв.), «Изборник 1076 года», «Поучение Луки Жидяты» (XI век), «Повесть временных лет» (XII век), «Кормчая книга» (XIII век), «Измарагд» (вторая половина XIV века), а также словари пословиц и поговорок В. И. Даля, П. К. Симони, К. Р. Галиуллина.

Сохранить в закладках
«ИЗ ЛЕСИ УКРАИНКИ» В. СОСНОРЫ: ПЕРЕВОД ИЛИ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Болнова Екатерина Владимировна

В статье рассматривается поэтический сборник В. Сосноры «Из Леси Украинки» с точки зрения его соотнесенности со стихотворениями украинской поэтессы рубежа XIX-XX вв. Леси Украинки. Определены стихотворения украинского поэта, к которым обращался автор. Поставлены вопросы соотношения оригинала и перевода, переводческой стратегии В. Сосноры, принципов работы с украинскими текстами. В качестве дополнительного материала привлекаются архивные материалы, содержащие черновые варианты переводов стихотворений Л. Украинки. Анализируется и обнаруженный среди них неоконченный перевод стихотворения «Епільоґ». Обращение к творческой лаборатории автора позволяет сделать некоторые выводы об общем векторе работы В. Сосноры над переводами стихотворений Л. Украинки. Анализируются изменения, затрагивающие идейно-тематический уровень, вносимые в систему образов, в заглавия текстов. Рассмотрена и формальная сторона организации переводов В. Сосноры с точки зрения соотнесения с украинским первоисточником. В заключительной части статьи предлагается вариант трактовки композиции сборника В. Сосноры «Из Леси Украинки», объясняющий принцип компоновки входящих в него произведений. Делается вывод о двойственной природе тестов В. Сосноры, входящих в сборник «Из Леси Украинки».

Сохранить в закладках
БЛОКНОТЫ Е. И. ЗАМЯТИНА - НЕИЗУЧЕННЫЙ ПЛАСТ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: БОДРОВ ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ

Уникальный аспект творчества Е. И. Замятина составляют его блокноты 1914 - 1928 гг. и 1931-1936 гг., хранящиеся в Бахметевском архиве при Колумбийском университете. В 1980-х гг. они частично были опубликованы в трех выпусках «Нового журнала» (Нью-Йорк), однако до сих пор нет серьезных исследований, касающихся анализа этих материалов.

Читая блокноты Е. И. Замятина этих лет, видим, что он, возможно, глубже многих других знал и понимал, что творится в послереволюционной России, какова цена, заплаченная за преобразования в ней. Помимо трагических страниц, есть в блокнотах писателя и другие записи, напоминающие анекдоты, источником которых стала сама жизнь.

В большинстве блокнотных записей отразилась проявившаяся в полной мере и в художественной прозе Е. И. Замятина важная особенность - сочетание авторской иронии и трагизмом мироощущения. Е. И. Замятин великолепно переплетает трагическое и комическое, пробуждая в читателе неоднозначное восприятие записанных им небольших историй.

У блокнотных записей Е. И. Замятина богатая география: человек здесь перемещается из страны в страну, из города в город. Возникают образы Москвы, Нижнего Новгорода, Харькова, Ессентуков, Киева, Берлина, Парижа… Однако это не очерки с натуры, а своего рода заготовки, не только для рассказов, но и для более крупных эпических форм, некоторые из которых могли бы стать не только основой для рассказов, но даже средней и крупной прозы.

Сохранить в закладках
СЛОВЕСНАЯ ФОТОГРАФИЧНОСТЬ И СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И. С. ШМЕЛЁВА (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: БЛОХИН АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ

В статье рассматривается применение в ранних рассказах И. С. Шмелева особого художественного приема, основанного на статичном запечатлении происходящих событий и людей, с последующим их анализом в сознании главных героев, с возможностью воспроизвести в памяти увиденное и услышанное, что можно использовать вне времени и пространства. Такой прием соответствует словесной фотографичности, развернутой на поле символического пространства. Словесная фотографичность и символическое художественное пространство И. С. Шмелева тесно связаны с хронотопом ранних произведений, лишенных символистских тенденций и ориентированных на лучшие классические реалистические традиции русской литературы. И. С. Шмелеву удается создать в своих ранних произведениях уникальный синтез проверенного временем реализма и отстраненного символического метода, реализованного в образах конкретных людей и картин, представленных как нечто статичное или панорамное. В качестве объекта исследования выступают ранние рассказы автора «Гражданин Уклейкин» и «Пугливая тишина». В этих произведениях наиболее ярко представлен новаторский прием словесного фотографирования, используемый для создания образов современников автора и запечатления психологической и социальной обстановки России начала двадцатого века. Текстологический анализ рассказов сопровождается комментариями критиков и исследователей, вносящими дополнительные оттенки в представленную палитру художественных средств писателя.

Сохранить в закладках
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКЕ (О ПРАКТИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ) (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Осинина Татьяна Николаевна

Статья посвящена возможностям практического применения положений общепсихологической концепции произвольного воспроизведения, разработанной автором по материалам многолетнего лонгитюдного эксперимента, в образовательном процессе. Практическое значение концепции произвольного воспроизведения состоит в возможности представленных результатов непосредственной и отсроченной реконструкции материала помочь в разработке проблемы репрезентации информации, а выявленных закономерностей произвольного воспроизведения - в решении проблем развития и коррекции памяти, создании новых методик и технологий обучения и воспитания, анализе психологических причин неуспеваемости, формировании индивидуальных образовательных траекторий и мотивации обучающихся.

Положения авторской концепции произвольного воспроизведения закладывают основы управления процессами припоминания материала с помощью мнемических действий, которые представляют собой совокупность ассоциативно-ориентировочных, аналитико-синтетических и контрольно-оценочных действий, выполняющих функцию инструментов актуализации информации. Представляется, что закономерности функционирования психических процессов при произвольном воспроизведении необходимо учитывать при организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, формировании результатов, представленных в федеральных государственных образовательных стандартах.

В статье представлены действия учителя для эффективной организации произвольного воспроизведения обучающихся на различных этапах урока на уровне основного общего образования. При разработке действий учителя автор руководствовался необходимостью их формирования и внедрения в практику работы педагога. При обосновании действий учителя автор отталкивался от механизмов, составляющих структуру произвольного воспроизведения и обусловливающих его стадии. Учет форм произвольного воспроизведения и их детерминант позволил обосновать конкретное наполнение действий учителя и ученика.

Сохранить в закладках
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК ФАКТОР ВЫБОРА КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: КИШИКОВ РОМАН ВАЛЕНТИНОВИЧ, СУХОВЕРШИНА ЮЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА

Статья посвящена вопросам исследования жизнестойкости и копинг-стратегий личности с учетом профессиональной обусловленности поведения личности в условиях стресса. Тематика исследования является актуальной в современных условиях в связи с необходимостью улучшения адаптации людей к стрессовым ситуациям, выработки наиболее оптимальных стратегий адаптационного поведения личности. Исследование дает возможность выявить особенности жизнестойкости личности и провести сравнительный анализ совладающего поведения в соответствии с психологическими характеристиками различных видов деятельности. В эмпирическом исследовании реализованы следующие методики: «Тест жизнестойкости» С. Мадди; Тест-опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций СПСС/SACS» С. Хобфолл; Методика «Экспресс-диагностика состояния стресса» К. Шрайнер; «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С. Джексон; Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А. В. Зверьков, Е. В. Эйдман. Для подтверждения достоверности полученных результатов использовались методы математической статистики с применением рангового Н-критерия - Краскела-Уоллиса и коэффициента ранговой корреляции Спирмена. В результате проведения исследования было установлено: наличие взаимосвязи жизнестойкости с различными видами копинг-стратегий и эмоциональным состоянием; выявлены особенности у каждой группы испытуемых по адаптации к стрессовым ситуациям. Результаты исследования позволили определить мероприятия по повышению уровня жизнестойкости, связанные с организационно-управленческими, социально-психологическими, психологическими факторами жизнестойкости. Также определены направления психологической деятельности по повышению уровня жизнестойкости личности: симптоматика; диагностика; формирование, развитие, коррекция; профилактика. Научная новизна исследования заключатся в том, что в статье рассмотрены особенности профессиональной жизнестойкости на выборке специалистов различных профессиональных групп. Выявлены характеристики адаптивного поведения представителей различных профессий.

Сохранить в закладках
АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ ПРОЯВЛЕНИЯ АСПЕКТОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ В СПОСОБАХ СОВЛАДАНИЯ У МОЛОДЕЖИ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: КАРЛИН ВАДИМ ВИКТОРОВИЧ, ХАРИТОНОВА ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА

В статье представлены результаты анализа специфики проявления аспектов саморегуляции в способах совладания у молодёжи. В результате теоретического анализа проблемы саморегуляции у молодых людей была выявлена её особая роль для совладающего поведения. Выявлено, что саморегуляция, согласно различным исследованиям, по существу, может выступать с одной стороны в качестве медиатора для адаптивных стратегий совладания, а с другой, быть условием для мобилизации ресурсов личности, а также являться таковым в процессе совладания. Также теоретический анализ показал, что её недостаточное развитие в период юности может способствовать возникновению у личности неадаптивного поведения и преобладанию различных защитных механизмов. Исходя из этого, обнаруженные особенности послужили причинами для исследования специфики отдельных аспектов саморегуляции в способах совладания. В связи с однородностью дисперсии (F-критерий Ливиня) использованы параметрические методы анализа: t-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона, однофакторный дисперсионный анализ, а также описательные статистики, теоретический анализ. Проведенное исследование выявляет выраженную полоролевую специфику в механизмах самоуправления и совладающего поведения. Можно заключить, что для юношей характерен проактивный, инструментальный стиль преодоления стресса, основанный на волевых ресурсах. У девушек адаптивный потенциал в большей степени определяется способностью сдерживать неконструктивные поведенческие реакции посредством саморегуляции. Полученные результаты подчеркивают необходимость дифференцированного подхода в процессе индивидуального психологического консультирования, при разработке программ психологической поддержки, тренингов, направленных на развитие адаптивных ресурсов личности у молодежи.

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ НА МОТИВАЦИЮ ДОСТИЖЕНИЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: ГОНЧАРОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА, ЗЕЛЕНКОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

В статье рассматривается проблема адаптации студентов первых курсов к обучению в вузе во взаимосвязи с их психологическими характеристиками и мотивацией достижений. Актуальность исследования определяется значимостью мотивации достижения в успешности психологической и академической адаптации первокурсников на начальном периоде обучения в вузе. Авторы подчеркивают различие между академической и психологической адаптацией, которые взаимосвязаны и критически важны для успешности первокурсников.

Цель исследования - выявить комплексное влияние личностных черт, эмоциональных состояний и адаптационных ресурсов на мотивацию достижения у первокурсников.

Выдвигаемая гипотеза исследования: мотивация достижения поддерживается физиологическими ресурсами и подавляется невротическими чертами.

Использовались: тест мотивации достижения (ТМД) А. Мехрабиана, тест Леонгарда-Шмишека, опросник ХАЛ-НПН Д. Шпаченко, опросник Айзенка «Самооценка психических состояний», методика «Самочувствие, активность, настроение» (САН), корреляционный анализ по Пирсону.

Эмпирическое исследование, проведенное на выборке из 100 студентов, выявило значимые корреляции между мотивацией достижения и личностными факторами. Результаты показали, что мотивация достижения положительно связана с хорошим самочувствием, активностью и настроением (методика САН), выступающими ключевым ресурсом. В то же время она негативно коррелирует с невротическими чертами, такими как тревожность, фрустрация и психастения, которые подавляют мотивацию и являются источником напряжения. Гипотеза исследования подтвердилась.

Практическая значимость работы: выводы исследования имеют прикладной характер и могут быть использованы для построения конкретной системы поддержки первокурсников, основанной на данных об их индивидуально-психологических особенностях.

Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К РУССКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: ШЕЙНОВА ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА

В статье приведены результаты исследования по формированию познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка с использованием занимательного материала. В настоящее время в теории и практике начального образования предпринимаются попытки усовершенствовать методику преподавания русского языка. Учет сущности, структуры и особенностей развития познавательного интереса младших школьников, а также использование разнообразных занимательных, интересных методов и приемов обучения позволяют повышать эффективность процесса изучения русского языка и закладывать основы для успешного дальнейшего обучения и самообразования. С философских и теоретических позиций рассмотрены понятия «интерес», «познавательный интерес», «занимательность», их связь с познавательными универсальными учебными действиями. Познавательный интерес обучающихся формируется прежде всего в процессе учебной деятельности и предполагает использование педагогом разнообразных дидактических средств, в том числе занимательного характера. На примере изучения по учебникам русского языка УМК «Школа России» имен существительных, одной из значимых лексико-грамматических групп, проанализированы потенциальные возможности применения интересного для младших школьников, занимательного материала на уроках и во внеурочной деятельности. В статье представлен авторский материал с примерами разнообразных заданий, игр, наглядных, интерактивных ресурсов, наиболее результативно способствующих формированию интереса младших школьников к русскому языку и овладению предметными знаниями. Сделан вывод о необходимости использования занимательного дидактического материала в процессе изучения русского языка и формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ КАРТИНЫ МИРА У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ И ЭКСТРЕМИСТСКИХ УГРОЗ СОВРЕМЕННОСТИ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: ЦВЕНТАРНАЯ ОЛЕСЯ ВЛАДИМИРОВНА

Статья описывает актуальность угроз террористического и экстремистского толка и необходимость формирования у детей позитивной картины мира. Учитывая реалии современных вызовов, педагогам и родителям важно сформировать у ребенка позитивную картину мира в аспекте формирования безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. В статье приводятся практические предложения для бережного формирования картины мира дошкольника при формировании у него представлений об опасностях современного мира и навыков выживания. Работа проводилась через педагогические методы: словесный (беседы и приведение примеров помогающих профессий, беседы о своих возможностях в опасности), наглядный (через позитивные примеры действий для безопасности, для спасения, возможности управления своим поведением для выживания), практический (игры в смоделированных ситуациях для ощущения своих возможностей и использование разных вариантов мест и путей для спасения). Для создания картины мира дошкольника, которая объективна современной реальности, в которой живет ребенок (с угрозами террористического и экстремистского толка), авторы считают важным внести образы, формирующие кластеры понятий «защита», «спасение», «безопасность», «добро». Описаны дидактические средства для занятий с детьми и даны методические рекомендации практикам (воспитателям). Сделан вывод о том, что, расширяя картину мира ребенка и внося в неё позитивные образы и понятия, педагог не пугает, а даёт ребёнку возможности для управления опасностью при террористических и экстремистских вызовах современности.

Сохранить в закладках
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: ТИМОХИНА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА

В статье представлены теоретическое обоснование, анализ научной литературы и охарактеризованы возможности практической профессиональной подготовки педагогических кадров к работе в области обучения грамоте дошкольников. Вопросы профессиональной подготовки разрабатываются в рамках различных научных исследований и изучения тенденций развития дошкольного образования. Приведены некоторые результаты проведенного кафедрой теории и методики начального и дошкольного образования опроса воспитателей дошкольных образовательных организаций и учителей начальных классов в плане проблематики подготовки детей к обучению грамоте. Представлены некоторые результаты научного исследования, проведенного 2024-2025 учебном году кафедрой теории и методики начального и дошкольного образования ГГТУ. Качественные характеристики профессиональной готовности студентов к обучению грамоте дошкольников в условиях детского сада были оценены по параметрам, отражающим современные аспекты дошкольного образования. Проведенное теоретическое и прикладное исследование позволило выявить и охарактеризовать современные аспекты профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования к обучению грамоте дошкольников в условиях детского сада. Это учет новых образовательных технологий, тенденций и веяний в науке и практике обучения грамоте дошкольников; необходимость развития информационной грамотности в профессиональной подготовке к работе с дошкольниками; знание и использование будущими педагогами основ развития речи у дошкольников; практическая ориентированность профессиональной подготовки; использование аксиологического аспекта в профессиональной подготовке, трансдисциплинарное взаимодействие.

Сохранить в закладках
назад вперёд