Актуальность представленной статьи определяется активным интересом преподавателей-лингвистов к поиску новых образовательных возможностей и решений на занятиях РКИ, особенно в китайской аудитории. Педагоги, работая с современными китайскими студентами в России или за границей, сталкиваются с проблемами погружения иностранных учащихся в аутентичную языковую среду. Одним из наиболее эффективных способов такого погружения, а значит, и развития, совершенствования у студентов различных составляющих русского языка, среди которых особое место занимает знание о культуре народа, способствующее обучению активной, адекватной и эффективной межкультурной коммуникации, является российская аудиовизуальная культура, и в частности, кинофильмы. Новизна статьи обусловлена установкой на комплексный подход к анализу аудиовизуального материала: так, в статье описываются возможности, которые предоставляет лингвокультурологический, а также культурологический, проблемный и семиотический анализ кинокартин. Кроме того, новизна статьи исходит из самого выбранного материала - фильма «Волшебный портрет», - в котором явно и ярко проявляет себя двукультурность, двунаправленность этого кино - ориентированность одновременно на русского и китайского зрителя, что порождает двойную оптику восприятия. Лингвокультурологический, а также культурологический, проблемный и семиотический анализ этого фильма направлен на достижение китайскими учащимися глубокого понимания как смысла и поэтики, так и присутствующих в картинах коммуникативных ситуаций, с проявленными в них лексическими и стилистическими элементами, которые знакомят студентов с различными аспектами общественно-политической, экономической, культурной, религиозной, бытовой русской и китайской жизни прошлого и настоящего.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
В условиях перехода современного общества к получению информации от текстовой к аудиовизуальной культуре меняются также и особенности работы педагогов. Интернет-и телеконтент, собрание художественных фильмов рассказывают иностранцам о бытовой, культурной и языковой жизни российского общества не менее, чем, например, учебные или литературные тексты.
Список литературы
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. М.: Русский язык. Курсы; М.: Фонд “Русский мир”, 2018. 495 с. EDN: YVSCLR
2. Березняцкая М.А., Свешникова О.А. Современное российское кино на уроках РКИ // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: сборник материалов V Международной научно-методической конференции, Воронеж, 25-27 января 2018 года. Воронеж: Издательско-полиграфический центр “Научная книга”, 2018. С. 18-24. EDN: YROYIW
3. Болдырева Л.И. Лингвокультурологическая компетенция как составляющая коммуникативной компетенции // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции в 3 ч. Ч 2. Пенза: МЦНС “Наука и Просвещение”, 2018. 222 с. EDN: YRVYZK
4. Верещагин В.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Русский язык, 1990. 246 с. EDN: PWFJUD
5. Гринкевич Е.И., Буховец С.К. Работаем по фильмам на уроках РКИ: учебно-методическое пособие. Минск: БГМУ, 2019. 111 с.
6. Дмитриева Д.Д. Специфика использования кино и телевидения в процессе преподавания русского языка как иностранного // АНИ: педагогика и психология. 2021. №2 (35). С. 109-111.
7. Иванова А.П., Лаврова О.В. Образовательное значение просмотра художественных фильмов в практике преподавания РКИ // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 124-127. EDN: YYHZKP
8. Кабяк Н. В. Любимые советские фильмы на уроке РКИ: учебное пособие / науч. ред. Л.Л. Андреева. М.: Флинта, 2022. 392 с.
9. Карпеченкова Ю.Г. Обучение крылатым выражениям русского языка студентов-иностранцев (на материале отечественного кино): дис. … канд. пед. наук. СПб., 2012. 212 с. EDN: SUUQJL
10. Ли Боюй. Формирование лингвокультурологической компетенции при обучении китайских студентов-филологов русскому языку как иностранному на основе художественного фильма: дис. … канд. пед. наук. СПб, 2023. 156 с.
11. Матвеенко В.Э. Лингводидактическая система обучения иностранных студентов-филологов национально-окрашенной лексике с использованием аудиовидеосредств: дис.. канд. пед. наук. М., 2014. 253 с. EDN: SVCCSN
12. Смотрим современное российское кино: учебно-методическое пособие по работе над художественным фильмом на занятиях по русскому языку для студентов-иностранцев / А.В. Денисенко, Л.П. Яркина, М.А. Березняцкая, Е.К. Аль-Афанди, Т.П. Понякина М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2017. 69 с. EDN: WBCFBJ
13. Сунь Юежань. Работа с фильмами на уроках РКИ // Научный аспект. 2024. Т. 24. № 2. С. 3027-3035. EDN: SNQUUD
14. Телия В.Н. Русская фразеология. М.: Школа “Языки русской культуры”, 1996. 288 с. EDN: SUMHNJ
15. Хурмуз О.В. Методическая модель использования художественных фильмов при обучении русскому языку как иностранному: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2018. 22 с.
16. Юн Л.Г. Модель взаимосвязанного формирования сокомпетенции у китайских учащихся инженерного профиля в условиях неязыковой среды: совместные программы вузов Китая и России: дис. … канд. пед. наук. М., 2022. 226 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются возможности использования статистических сборников Российской империи в рамках преподавания локальной истории в школе. Подчеркивается важность изучения локальной истории для формирования у обучающихся знаний о прошлом малой родины и чувства патриотизма, отмечается наличествующий, несмотря на значимость изучения локальной истории, недостаток специализированных учебников и методических пособий. В этом контексте в статье предлагается использовать статистические сборники Российской империи как ценный источник информации о губерниях, уездах и волостях. Полнота информации, содержащаяся в статистических сборниках, позволяет педагогам использовать их как теоретическую базу урока по локальной истории. Также в статье описаны широкие возможности применения статистических сборников как средства организации самостоятельной исследовательской работы обучающихся. Работа со статистическими сборниками позволяет ознакомить обучающихся с демографической ситуацией, состоянием промышленности и сельского хозяйства, уровнем грамотности и другими аспектами социально-экономического развития региона. Материалы данной статьи могут быть использованы педагогами при подготовке к урокам по локальной истории XIX-XX вв. В дальнейшем перечень заданий, представленный в статье, может быть использован при разработке учебно-методических пособий по локальной истории.
Статья посвящена исследованию проблемы педагогического сопровождения в условиях учебных центров. Педагогическое сопровождение в современных условиях как система подчиненных определенной цели действий педагога, направлено на обеспечение образовательного процесса. С позиций ретроспективного анализа рассмотрены подходы современных исследователей к педагогическому сопровождению, его сущности, основным характеристикам и трансформации дефиниций. Это позволило определить термин «профессионально важные качества» как компоненты профессиональной пригодности, личностные особенности, которые необходимы человеку для успешного решения профессиональных задач в практическом применении. В анализе специфических особенностей педагогического сопровождения сделан особый акцент на железнодорожную отрасль. Термин «сопровождение» представлен с учетом разнообразия его трактовок с различных научных позиций. Проблема педагогического сопровождения в условиях учебных центров связана с формированием и дальнейшим развитием у обучающихся профессионально значимых, необходимых именно в этой отрасли, качеств. Рассмотрены современные исследования о наличии доминантных качеств и специфических особенностей педагогического сопровождения в соответствии с ними, для различных видов профессиональной деятельности. Прокомментированы недостатки развития данного процесса на современном этапе: недостаток ресурсов, кадров, недостатки в содержании учебных дисциплин. Сделан вывод о необходимости дальнейшей разработки данной темы.
В данной статье рассматривается создание и развитие электронного образовательного ресурса «Алгоритмизация глагольного словоизменения», который нацелен на формирование и совершенствование навыков иностранных учащихся в области морфологии русского языка. В процессе разработки онлайн-курса автором был сделан акцент на те его элементы, которые способствуют более глубокому пониманию и освоению тематики: схемы, таблицы, задания, дифференцированные по уровням владения русским языком как иностранным. В работе описана история создания электронного образовательного ресурса, дан обзор практики его использования, приведены рекомендации по улучшению курса в связи с перспективами его развития. Кроме того, рассматриваются возможные направления дальнейшего совершенствования онлайн-курса, такие как расширение функционала ресурса и снабжение его новым наглядно-иллюстративным материалом, что обеспечит его актуальность и практическую ценность в условиях цифровизации образования. Немаловажно, что в статье приводятся авторские методические разработки, касающиеся алгоритмизации спряжения, а также рассматриваются некоторые теоретические аспекты данной проблемы (например, формализация словоизменения глаголов, модели которых нередко смешивают). В заключении даны чёткие выводы по вопросам развития электронных образовательных ресурсов по словоизменению.
В предлагаемой статье исследуется акмеологические признаки эффективности современных педагогических технологий. Целью статьи является рассмотрение на примере педагогической технологии проектного типа в университетском образовании акмеологической природы педагогического проектория и его потенциала в формировании профессиональных ценностных ориентиров в рамках Педагогического клуба Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева. Для достижения поставленной цели методом контент-анализа, аналитического обзора литературы, нормативно-правовых источников и образовательной практики определяется сущность педагогического проектория, его потенциал в образовательном процессе университета, принципы организации, место в Программе студенческого педагогического клуба «Ступени мастерства», технологические отрезки в структуре педагогической технологии проектория в профессионально-педагогическом образовании в университете. Предложенные особенности портрета поколения «зуммеров» рассмотрены в применении к аспектам проектирования, как вида учебной и квазипрофессиональной деятельности в университете. Согласно нашей рабочей гипотезе, технология проектной деятельности, на примере Педагогического проектория, способствует формированию профессиональных ценностных ориентиров у будущих педагогов и акмеологическому вектору роста профессионализма и развития профессиональной компетентности у студентов в университете. Научная новизна результатов исследования заключается в том, что на основе полученных ранее результатов, идея проектной деятельности в студенческом клубном объединении обновлена новыми видами заданий и их решения в педагогическом проектории.
Данная статья посвящена проблеме обучения пунктуационной стороне иноязычной речи учащихся 10 и 11 классов средней общеобразовательной школы. Актуальность обучения англоязычной пунктуации представляется значимой, поскольку для эффективного решения коммуникативных задач в процессе письменного речевого общения важно уметь не только применять знаки препинания, но и адекватно их воспринимать при чтении. Методы исследования представлены анализом научно-методической литературы, обобщением и интерпретацией полученных данных. В рамках исследования проведен анализ учебных и учебно-методических пособий по методике обучения английскому языку с целью определить сущность пунктуационных навыков, их место в структуре умений письменной речи. Представлен анализ современных УМК, которые используются в 10 и 11 классах, отражающий обучение этому феномену. Особое внимание уделяется принципам пунктуации, лежащим в основе русской и английской пунктуационных систем. В статье приведены значимые в лингводидактическом отношении результаты лингвистических исследований, раскрывающих взаимосвязь пунктуации и интонации, пунктуации и синтаксиса. Проведенное исследование позволяет автору сделать вывод о необходимости обучать не только расставлять знаки препинания, а также читать с опорой на знаки препинания.
Решение задач - важнейший вид учебной деятельности, в процессе которого обучающимися усваивается предметное содержание учебных дисциплин, развиваются их творческие способности и самостоятельность мышления. В основе реализации задачного подхода в обучении лежит методика решения задач, которая имеет определяющую значимость в формировании мыслительных умений. В работе рассматривается взаимосвязь между многомерным и вариативным мышлением и операциями причинно-следственного анализа. Многомерное мышление проявляется в способности разрешать проблемную ситуацию, определяя и выстраивая взаимоотношения между элементами соответствующей задачной модели. Вариативное мышление проявляется в способности находить разнообразные варианты решения задачных ситуаций. Основное внимание в статье уделяется вопросу конструирования обратных задач. Обратная задача - важный инструмент в различных областях науки и техники. Она позволяет получить информацию о скрытых процессах и закономерностях на основе выходных данных. Постановка и решение обратной задачи как продуктивные преобразования, связаны с изменением задачной структуры, и характеризуются высоким уровнем сложности. Делается вывод о том, что задачи обратной структуры должны быть включены в процесс обучения как яркий пример интеллектуального творчества. Приведены примеры составления обратных задач. Задача о робототехническом устройстве «манипулятор» (вычисление углов по заданному положению рабочего органа манипулятора и известной схеме его кинематики) и задача о получении коэффициентов гармоник с целью синтеза звука инструментов (получение сигналов с помощью ряда Фурье с соответствующими коэффициентами).
В данной статье рассматривается методический потенциал мультимодального рекламного текста с интерактивным компонентом, представленным в виде QR-кода, и его использование на занятиях по русскому языку как иностранному (РКИ). Объектом исследования является интеграция QR-кодов в рекламные материалы, что позволяет создать многослойный контекст для изучения языка. Мультимодальные тексты, объединяющие визуальные, вербальные и аудиовизуальные элементы, способствуют более глубокому восприятию информации и активизации учебного процесса. Статья анализирует преимущества использования QR-кодов в образовательной практике, включая доступ к дополнительным ресурсам и возможность интерактивного взаимодействия студентов с материалом. Рассматриваются примеры грамматических тем, подходящих для применения на занятиях по русскому как иностранному (РКИ) в полиэтнических группах с уровнем владения языком B1 и B2 (ТРКИ-I и ТРКИ-II соответственно). Описываются методические приемы работы с мультимодальными рекламными текстами, которые помогают развивать навыки критического мышления, межкультурной коммуникации и языковой компетенции у учащихся. Также рассматриваются примеры заданий, направленных на активизацию речевой деятельности студентов и углубление их понимания социокультурных аспектов языка. В заключение подчеркивается необходимость внедрения мультимодальных подходов в преподавание РКИ для повышения мотивации и эффективности обучения.
В статье рассматривается региональный компонент содержания образования в подготовке будущих педагогов. Цель статьи - актуализация возможностей регионального компонента в подготовке будущих педагогов с учетом требований современной жизни. Автор подчеркивает большой воспитательный потенциал регионального компонента. Сегодня необходимо новое поколение педагогов, способных реагировать на изменения и новые условия профессиональной деятельности.
Анализ практики и собственный преподавательский опыт показывает, что будущие педагоги часто не готовы к существующей педагогической действительности, что создает трудности вхождения в профессию. Представленные положения могут стать проблемным полем для дальнейшего научного обсуждения использования регионального компонента содержания образования в подготовке будущих педагогов дошкольного образования.
При написании статьи автором использовался теоретический и сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы, анализ собственного педагогического опыта, проектирование, наблюдение, прогнозирование.
Новизна исследования заключается во включении регионального компонента содержания образования в процесс подготовки будущих педагогов, обобщении и систематизации актуальных для региона идей, раскрытии конструктивных элементов регионального педагогического опыта и условий их использования в современном образовании.
Практическая значимость отражает возможность применения регионального компонента содержания образования в подготовке будущих педагогов.
В статье представлены результаты теоретического и прикладного исследования по развитию графомоторных навыков у младших школьников. Изучение научной литературы по данному вопросу показало, что в большинстве современных работ формирование и развитие графомоторных навыков осуществляется в рамках коррекционной педагогики, в работе с детьми, имеющими речевые, ментальные нарушения. Практика же, напротив, нацеливает на необходимость формирования данного вида навыков также у детей с нормотипичным развитием. Автором проанализированы исследования в области развития графомоторных навыков у детей, дана критическая оценка теоретическим и современным прикладным исследованиям в данной области. В статье представлены результаты работы кафедры по внедрению эффективных технологий развития графомоторных навыков младших школьников, которая осуществлялась в образовательных организациях городского округа Орехово-Зуево Московской области. Охарактеризованы наиболее эффективные технологии, используемые в 2023-2024 годах в первых классах общеобразовательных школ с охватом 227 испытуемых. Особо представлена работа с родителями первоклассников, направленная на развитие графомоторных навыков в условиях семьи, совместной деятельности детей и взрослых. Сделан вывод о необходимости продолжения начатого исследования в области развития графомоторных навыков у младших школьников.
В статье исследуется проблема чтения как важнейшего условия формирования опыта мыследеятельности. Регулярное чтение развивает мыслительные способности человека, учит думать, анализировать, оценивать информацию, накапливая и формируя необходимый в условиях инновационного развития опыт мыслительной деятельности. В статье рассматриваются формы работы, позволяющие сформировать условия, при которых чтение станет не просто обязательным занятием, а увлекательным и желанным процессом для каждого человека. Отмечаются большие перемены, происходящие в сфере культуры и задачи, которые ставит общество перед будущими специалистами данной сферы с учётом быстроменяющейся ситуации. Рассматривается роль формирования навыка регулярного чтения у будущих специалистов сферы культуры, т. к. именно они влияют на формирование культурных смыслов, способствуют сохранению культурных и духовных ценностей страны, формируют информационную культуру личности и прививают любовь к чтению. Цель статьи - определить значимость регулярного чтения для формирования опыта мыслительной деятельности, а также выявить пути интеграции чтения в образовательный процесс для повышения эффективности подготовки будущих специалистов. Согласно нашей гипотезе, регулярное чтение студентов - это не просто развлечение, а процесс, влияющий на развитие мыслительных процессов и формирование опыта мыследеятельности. Основным результатом исследования является вывод о том, что именно регулярное чтение является ключевым условием развития всех мыслительных процессов и формирования необходимого опыта мыслительной деятельности.
Издательство
- Издательство
- ГГТУ
- Регион
- Россия, Орехово-Зуево
- Почтовый адрес
- 142611, Московская обл, г Орехово-Зуево, ул Зеленая, д 22
- Юр. адрес
- 142611, Московская обл, г Орехово-Зуево, ул Зеленая, д 22
- ФИО
- Скударева Галина Николаевна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mo_ggtu@mosreg.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.ggtu.ru/