В статье проведен историографический анализ публикаций по проблеме формирования системы национальной безопасности Приднестровья в условиях статуса непризнанного государства. Авторы выделяют несколько периодов выхода в свет исторических и историко-политических трудов, где исследуются проблемы национальной безопасности в параллели с внутри- и внешнеполитическими процессами, а также ключевые проломы в определенный исторический период.
В статье рассмотрено применение программно-целевого подхода при профилактике безнадзорности, социальной и школьной дезадаптации, девиантного поведения, правонарушений несовершеннолетних в условиях становления новой российской государственности. Исследование проведено на общегосударственном уровне на основе принципов объективности и историзма. Оно позволило осветить и оценить с позиций исторической науки основные этапы разработки и претворения в жизнь соответствующих федеральных целевых программ в конкретно-исторических условиях в период с конца 1991 по 1999 г. Привлечение к исследованию разноплановых нормативных и литературных источников дало возможность обеспечить обоснованность и аргументированность авторских выводов, характеризующих вклад программно-целевого планирования в обеспечение системной профилактики негативных социальных явлений в детско-подростковой среде, границы его практического применения, факторы, оказавшие воздействие на результативность реализации программно-целевых мероприятий, а также его значение для достижения цели благополучного и безопасного детства в современных условиях.
В статье рассматривается практически не изученная проблема обеспечения профессиональными педагогическими кадрами сельскохозяйственных учебных заведений в пореформенной России в условиях становления и развития сети и системы сельскохозяйственных учебных заведений всех типов. Данная работа началась с подбора и расстановки специалистов, имеющих установленный законом образовательный ценз, затем перешла в стадию психолого-педагогической подготовки и методического обучения работавших преподавателей путем организации педагогических курсов и распространения педагогического опыта. Поиск форм и методов повышения педагогической подготовки преподавателей сельскохозяйственных школ, накопление опыта в этом деле способствовали активизации деятельности по учреждению специальных сельскохозяйственных педагогических учебных заведений.
В статье рассматривается малоизученный, а скорее намеренно преданный забвению аспект советской истории, получивший название «гагановское движение». Партийно-государственная политика, нацеленная на повышение эффективности общественного производства как условия решения социально-экономических проблем населения страны, стимулировала процесс развития индивидуальной самоматиавции работников на выполнение государственных планов как своих личных. Из работы следует, что движение взаимопомощи способствовало поиску новых форм организации хозяйственно-производственной деятельности, социально-профессиональной адаптации молодого поколения, а также становилось межпоколенческим способом гражданско-патриотического воспитания молодежи путём коллективной трансляции общественно-государственных ценностей.
В статье, посвященной героической обороне блокадного Ленинграда, показано, каким образом осенью 1941 г. начало налаживаться снабжение города, Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота всем необходимым по Ладожскому озеру. Освещены проблемы, выявленные в ходе эксплуатации водных путей транспортировки людей и грузов, и пути их решения. Опыт доставки людей и грузов водным путем, приобретенный в сентябре-ноябре 1941 г., позволил в 1942 г. создать водную Дорогу жизни, благодаря которой в январе 1943 г. была прорвана, а в январе 1944-го полностью снята блокада Ленинграда.
В работе рассматривается недостаточно разработанный в отечественной историографии вопрос обеспечения крестьянских хозяйств квалифицированными кадрами. В социально-экономической повседневности начала XX в. проблема оттока выпускников низших сельскохозяйственных школ из родительских хозяйств и земледелия в целом значительно обострилась. К тому же свои самостоятельные хозяйства выпускники не могли организовать по причинам малоземелья и безденежья. В этих условиях прогрессивная общественность, властные структуры, землевладельцы и руководство сельскохозяйственных учебных заведений предложили создание особого типа учебных заведений для взрослых крестьян. В них обучались хозяева, самостоятельно ведущие хозяйство без отрыва от производства и не покидая родных мест. Этими учебными заведениями стали начальные и народные сельскохозяйственные школы, получившие развитие в начале XX в.
В настоящее время профилактика правонарушений в подростково-юношеской среде является одним из направлений правоохранительной деятельности в Российской Федерации, требующих качественного совершенствования. В этой связи объективно необходимым становится обращение к истории развития системной работы заинтересованных субъектов в данной сфере. В рамках настоящей статьи рассмотрены отдельные вопросы эволюции сущности и содержания профилактики преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних в конкретно-исторических условиях, складывавшихся в период становления новой российской государственности и характеризовавшихся глобальной трансформацией всех сфер жизни общества, крайне высокой динамичностью экономических, социальных, политических процессов, идеологической и духовно-нравственной неопределенностью, резким ухудшением криминогенной ситуации в стране и, как следствие, значительным повышением уровня противоправной активности подраставшего поколения. В процессе исследования разноплановых исторических источников, как опубликованных, так и архивных, были использованы общенаучные и общеисторические методы, обеспечившие достоверность, всесторонность и конкретность полученных результатов.
8 сентября 1941 г. началась героическая блокада Ленинграда. Ленинградский фронт, Краснознаменный Балтийский флот, блокадный город нуждались в поставках продовольствия, топлива, оружия и боеприпасов. В статье показано, каким образом была создана и как функционировала логистическая система снабжения в самый тяжелый период блокады в 1941-1942 гг.