Статьи в выпуске: 43

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ (2024)
Авторы: Ларина Галина Николаевна

В статье приводятся результаты исследования представлений студентов об экстремизме, который понимается как проявление «свободы от». Респонденты информированы о существовании в России нормативно-правовой базы противодействия экстремизму. У большинства студентов наблюдается высокая степень социального самоопределения относительно последствий экстремизма. Но в числе участников имеется группа молодежи, которую возможно расценивать как потенциально предрасположенную к экстремистской деятельности (4 %). Они не осознают последствий действий экстремистского характера, следовательно, могут представлять в определенной степени угрозу для общества. Результаты исследования служат основанием для организации профилактической деятельности на уровне образовательной организации для предупреждения экстремизма в студенческой среде.

Сохранить в закладках
РАЗНИЦА В ВОЗРАСТЕ И СМЕНА ПЕДАГОГА КАК ПРИЧИНЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ (2024)
Авторы: Зирин Валерий Алексеевич, Овсяник Ольга Александровна

В статье рассматривается социально-психологическая специфика танцевального спорта, и в частности завершение партнёрами совместной спортивной деятельности. В рамках исследования был проведён опрос танцоров высокой квалификации с целью выявления статистики распада пар, а также анкетирование по авторской экспресс-методике. Показаны основные группы причин расставания дуэтов в рамках танцевального спорта, среди которых важное место занимает роль тренера и разница в возрасте между партнёрами.

Сохранить в закладках
ЛИЧНОСТНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА ВУЗА (2024)
Авторы: Гришина Анастасия Викторовна, Косцова Мария Викторовна

В статье представлены результаты эмпирического исследования личностной креативности как предиктора научно-исследовательского потенциала студента вуза. Согласно статистическому анализу были выделены только прямые корреляционные связи между мотивационным компонентом исследовательского потенциала и личностной креативностью студентов (rs=0,2 при p≤0,05), а также корреляты между исследовательской мотивацией и сложностью, любознательностью (rs=0,2 при p≤0,05). Поэтому только мотивированные студенты могут проявлять личностную креативность и создавать свой уникальный исследовательский продукт. С остальными компонентами исследовательского потенциала взаимосвязей не выявлено. Гипотеза доказана частично.

Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УВОЛЕННЫХ В ЗАПАС (2024)
Авторы: Бессонова Татьяна Ивановна

Статья посвящена рассмотрению вопроса содержания психологического компонента адаптационного потенциала военнослужащих, уволенных в запас. Анализ научной литературы по проблеме исследования устанавливает: в одних и тех же жизненных ситуациях разные люди адаптируются по-разному и с различной степенью успешности. Динамика адаптационного потенциала личности в период военной службы и эффективность социально-психологической адаптации к мирным видам деятельности зависят от набора определенных качеств и свойств индивида, его личностных возможностей. Акцентируется внимание на обязательности диагностической программы психологической помощи военнослужащим, уволенным в запас, в профессиональной работе психолога.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (2024)
Авторы: Степанов М. В.

Статья посвящена проблеме формирования профессиональной готовности учителей информатики к использованию инновационных технологий в образовательном процессе. В статье выделены современные инновационные технологии и возможности их использования в контексте образования. Особое внимание уделяется роли обновления образовательных программ, методических материалов, структуры уроков, а также системе мониторинга.

Сохранить в закладках
ПУТИ УСТРАНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС (2024)
Авторы: Пилюгина Надежда Николаевна

Охарактеризованы особенности организации и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, направленных на непрерывное профессиональное развитие педагога; представлен опыт деятельности научно-методического центра сопровождения педагогических работников КГУ в области проведения самодиагностики профессиональных затруднений учителя химии.

Сохранить в закладках
ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2024)
Авторы: Никитина Д. В., Супряга Светлана Васильевна

Статья посвящена исследованию готовности педагогов начальной школы к реализации инновационной деятельности. Авторы также выявляют основные трудности, с которыми сталкиваются учителя в сфере начального общего образования в ходе внедрения в свою работу инновационных технологий.

Сохранить в закладках
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (2024)
Авторы: Дорохов Руслан Сергеевич

Статья посвящена исследованию методических аспектов развития грамматических умений с применением электронных образовательных технологий на уроках иностранного языка. Приводятся обзор современных подходов и методов, а также результаты проведенных исследований в этой области. В статье представлены результаты анализа актуального уровня компьютеризации в сфере обучения иностранным языкам и разработанные примеры упражнений, направленные на развитие грамматических умений обучающихся с применением компьютерных технологий на уровне основного общего образования.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИН "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" И "ИНФОРМАТИКА" (2024)
Авторы: Дорохов Руслан Сергеевич, Тарасюк Владимир Борисович, Тарасюк Наталья Александровна

В статье представлены теоретические и технологические аспекты процесса формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров педагогического образования на основе интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Информатика», рассматриваются особенности реализации ведущих педагогических подходов (интегративного и проблемно-деятельностного), а также основные этапы технологии, направленной на овладение знаниями, умениями и опытом профессиональной деятельности будущими бакалаврами педагогического образования, специализирующимися в области преподавания дисциплин «Иностранный язык» и «Информатика».

Сохранить в закладках
РЕАЛИЗАЦИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИН "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" И "ИСТОРИЯ РОССИИ" (2024)
Авторы: Нескородева В. Ю., Тарасюк Наталья Александровна

В статье излагается аксиологический подход в обучении иноязычному общению школьников профильных классов на основе интеграции двух дисциплин. Такой симбиоз дисциплин способствует коммуникативному, когнитивному и нравственному развитию школьников при овладении ими новым языком и фактами из другой культуры. Статья отсылает как к истории методических исследований, в рамках которых изучались вопросы формирования личностных результатов обучающихся, так и к современным проблемам формирования обучающегося как будущего гражданина РФ, способного представлять интересы страны в кросс-культурном пространстве. В исследовании рассматриваются лингвистические и исторические ценности, обосновывается важность внедрения аксиологического подхода на уроках иностранного языка.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЦЕЛЯХ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ИХ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2024)
Авторы: Нарыкова Ольга Николаевна

В данной научной статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранным языкам в высшей школе. Автор делает попытку доказать, что развитие навыков самостоятельной деятельности способствует развитию личностной индивидуальности обучающихся и кардинальному совершенствованию навыков их творческого мышления. По мнению автора, в случае изучения иностранного языка студентами неязыковых специальностей этот процесс должен выступать не самоцелью, а средством повышения всеобщего уровня образованности и становления профессионального мировоззрения обучающихся в рамках выбранной ими специальности, а также являться приоритетным условием развития умения самостоятельно применять накапливаемые знания в практической деятельности с использованием средств изучаемого языка.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕТСКОЙ АУТЕНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2024)
Авторы: Левантовский Ф. О., Тарасюк Наталья Александровна

В статье представлены теоретические и технологические аспекты процесса формирования личностных результатов школьников на основе применения детской аутентичной литературы, изложены подходы, обеспечивающие эффективность данного процесса, и отражены основные этапы технологии, базирующиеся на применении лингводидактического материала национальных корпусов. Особое место в статье уделяется рассмотрению видов заданий аксиологической направленности, обеспечивающих формирование наиболее значимых ценностей у школьников на уровне основного общего образования.

Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННОГО НУМИЗМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СУБРЕГИОНОВ АФРИКИ) (2024)
Авторы: Жуков Игорь Иванович, Гонеев Игорь Александрович

В статье предложено несколько вариантов использования относительно доступного нумизматического материала, а именно монет некоторых иностранных государств, в качестве наглядных средств обучения на уроках географии в средней школе. Проведен педагогический эксперимент, анализ результатов которого доказывает основные теоретические положения работы.

Сохранить в закладках
КОЛЛАЖИРОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИХ РЕАЛИЙ И КОГНИТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (2024)
Авторы: Нефёдова Марина Анатольевна

В статье раскрываются возможности применения технологии коллажирования значений лингвострановедческих реалий культуры своей страны и анализируются новые функции и роли коллажа в учебном процессе. Предлагаются рекомендации по развитию системного и критического мышления обучающихся в процессе самостоятельной когнитивной деятельности в интернете и в цифровом информационном пространстве в образовательных целях.

Сохранить в закладках
АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ В РАЗРАБОТКЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ (2024)
Авторы: Климентьев Дмитрий Дмитриевич, Климентьева Виктория Викторовна

В данной статье рассматривается применение нейронных сетей в преподавании иностранных языков. Даны основные определения и анализируются достоинства и недостатки одного из прикладных обучающих приложений, использующих современную нейросеть ChatGPT, в процессе разработки дидактических материалов по английскому языку.

Сохранить в закладках
ВИРТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПОКОЛЕНИЯ Z (2024)
Авторы: Ряховская Анастасия Юрьевна, Образ Наталья Николаевна

В статье рассмотрены когнитивные и социально-психологические особенности поколения Z, представители которого обучаются в старших классах школ и вузах. Обосновано применение виртуальных технологий, способных удовлетворить интересы, поддержать мотивацию и повысить языковую компетенцию обучающихся с учетом их особенностей восприятия и запоминания информации. Приведены примеры виртуальных технологий и технологий дополненной реальности, позволяющих удовлетворить познавательные потребности современных студентов и школьников и повысить эффективность урока иностранного языка.

Сохранить в закладках
ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ (2024)
Авторы: Касаткина Марина Игоревна

В статье рассматриваются ресурсные возможности применения деловой игры в обучении будущих социальных работников профессиональной деятельности. Раскрыта сущность и специфика деловой игры. Выделены ее основные принципы и структура. Дана характеристика основных этапов ее проведения. Представлен опыт организации деловых игр в процессе практико-ориентированного обучения студентов социальной работе с одинокими пожилыми людьми. Определены профессиональные компетенции и личностные качества, которые развиваются у будущих социальных работников в процессе их участия в деловых играх. Выделены условия, влияющие на эффективность проведения деловых игр в профессиональном обучении студентов социальной работе.

Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА (2024)
Авторы: Биценко Роман Викторович

В статье рассматриваются диалектические проблемы теории и практики тематической композиции в процессе подготовки будущих учителей изобразительного искусства. В контексте профессионально-творческой подготовки художника-педагога раскрываются основные рациональные категории композиции и методические подходы к изучению композиции как учебной дисциплины. Представлено краткое содержание структурной модели композиционного формообразования, которая включает в себя законы, правила, приемы и формально-выразительные средства создания произведения изобразительного искусства. В основу настоящей структурной модели положен анализ научно-методических исследований в области композиции и изучение исторического опыта мирового искусства.

Сохранить в закладках
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА (2024)
Авторы: Вильданов Ильфак Элфикович

Одной из приоритетных задач развития высшего образования в России сегодня является качественная профессиональная подготовка будущих специалистов, что осуществляется на фоне общих цифровых процессов. Именно в этом направлении актуализируется модернизация профессионального образования, где на первый план ставится задача разработок и внедрения инновационных средств обучения и их совершенствования в условиях развивающейся цифровизации образования. В этой связи выстраиваемая информационно-образовательная среда в техническом вузе показывает, что подобное образовательное пространство должно стать самостоятельной частью образовательной системы, направленной на качественную подготовку будущих специалистов с применением для этого современных информационных технологий. Актуальность настоящей статьи заключается в раскрытии важности информационно-образовательной среды для успешного функционирования технического вуза на основе технологического комплекса, что предполагает также связь с общей цифровизацией социума и одним из ее направлений - модернизацией высшего образования, ориентированной на комплексную подготовку будущих специалистов для производственной сферы. Цель исследования - определить в контексте проектирования образовательной среды технического вуза в условиях интеграции образования, науки и производства возможности технологического комплекса.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ (2024)
Авторы: Байтуганов Владимир Иванович

Статья посвящена актуальной задаче современного образования - формированию ценностных ориентаций детей и молодежи к нормам и ценностям традиционной народной культуры этноса. Рассматриваются вопросы природы ценностного отношения личности, формирования ценностных ориентаций школьников в области традиционной народной культуры, выявляются актуальные ценности-цели и ценности-средства, необходимые школьникам в процессе формирования ценностно-смыслового ядра самосознания личности. На основе выявленных и апробированных педагогических условий автор приводит результаты проведенной опытно-экспериментальной работы, показывает динамику формирования ценностных ориентаций детей и подростков в сфере традиционной народной культуры.

Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ В ПОНИМАНИИ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ ХХ ВЕКА (2024)
Авторы: Корня Г. А.

Автор статьи обращается к философско-педагогическому анализу феномена социальной активности личности, предпринимает попытку с позиций истории педагогики представить методологические подходы и концепции, отражающие основные направления исследований и теоретических поисков в сфере развития социальной активности студенческой молодежи, профессионального воспитания студенчества, сложившиеся в российской педагогике в ХХ-XXI вв. Особое внимание уделяется анализу теоретических концепций, в которых наиболее полно и всесторонне отражено влияние включенности студентов в жизнедеятельность общественных объединений и организаций на развитие социальной активности личности, формирование ее активной жизненной позиции, обретение опыта участия в жизни гражданского общества. Автор увязывает развитие социальной активности студенческой молодежи с демократизацией общественной жизни, референтностью студенческого самоуправления, сплоченностью, организованностью, ценностно-ориентационным единством студенческого коллектива, подчеркивает актуальность проблемы развития социальной активности студенческой молодежи в современной социальной ситуации российского общества, отмечает необходимость теоретической разработки методологии социального воспитания студенческой молодежи, обеспечения условий для реализации субъектности, инициативности, ответственности молодежных сообществ в образовательной среде университета.

Сохранить в закладках
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДА РЕСПУБЛИКИ БЕНИН (2024)
Авторы: Ахо Феликс Радост Медессе Т.

Автор обращается к размышлениям о механизмах наследования ценностей и нормативов культуры подростками в условиях нарастания влияния информационной среды и глобализации современного мира, рассказывает о традициях народа Республики Бенин, его обычаях и верованиях, организации этнической социализации подростков и юношества. Особое внимание автор обращает на проникновение в культуру народов Африки современной европейской и американской культуры, что свидетельствует о всеобщей глобализации мира, взаимовлиянии культур.

Сохранить в закладках
ИДЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ПОИСКОВ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (2024)
Авторы: Сорокин Н. С.

Поиск смысла жизни является актуальной проблемой подросткового возраста. Сложность осознания смысла жизни для подростков состоит в наличии в их жизни разного рода препятствий, которые блокируют их смысложизненное самоопределение. Значимую роль в решении данной проблемы играет оказание подросткам педагогической поддержки, направленной на стимулирование преодолевать эти препятствия, а также указывающей на продуктивные способы решения проблем.

Сохранить в закладках
ФЕНОМЕН ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕЙ СЕМЬЕ В СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА: ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ (2024)
Авторы: Лебедев М. М.

В статье анализируются представления студентов о будущей семье, показана сложность и многогранность их в сознании личности. Особое внимание автор обращает на дезориентирующее влияние информационной среды на формирование представлений молодежи о будущей семье, сложность и противоречивость формирования таких представлений в современной социокультурной ситуации российского общества, а также на влияние примера родителей на формирование представлений студентов о будущей семье, показывает возможные варианты принятия или отвержения их опыта. Автор приводит результаты собственных эмпирических исследований, отражающих представления студенческой молодежи о моделях семейно-брачных отношений, о ролевой позиции в будущей семье, готовности молодых людей к преодолению семейных кризисов. Особое внимание автор обращает на необходимость обеспечения грамотного психологического сопровождения процесса формирования представлений молодежи о будущей семье в условиях современного университета.

Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ ПОДХОДОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XXI ВЕКА (2024)
Авторы: РЫБАК МАРИНА ВИКТОРОВНА

В арсенале современной языковой педагогики имеется множество подходов к преподаванию иностранных языков, которые способствуют их быстрому усвоению. Важное место занимают коммуникативный, культурологический и его разновидности, а также компетентностный, инновационный и некоторые другие. В статье дан анализ развития данных подходов в первой четверти XXI в., раскрываются причины, которые повлияли на возникновение того или иного подхода. Обращено внимание на малоизвестные подходы в преподавании иностранного языка, которые применяются в процессе обучения. Рассматриваются инновационные подходы, развитие которых стало следствием совершенствования информационно-коммуникационных технологий. Сделан вывод о том, что широкий арсенал подходов, имеющийся в современном языковом образовании, расширяет возможности педагогов в организации процесса обучения иностранным языкам.

Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ КАК ВАЖНЫЙ РЕСУРС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (2024)
Авторы: Богомолова Оксана Валерьевна, Мокроусова Людмила Васильевна

В статье представлены результаты опроса обучающихся в рамках работы профильных психолого-педагогических классов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Проектная деятельность», направленного на мониторинг готовности школьников к проектной деятельности, их отношения к ней и определение степени сформированности у них проектных компетенций. Обоснована важность проектных компетенций в структуре профессиональной компетентности будущих специалистов в области психолого-педагогической деятельности.

Сохранить в закладках
ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС (2024)
Авторы: Трусова Елена Валентиновна

В статье рассмотрены аспекты и возможности значительного повышения эффективности и доступности образования с использованием искусственного интеллекта, что открывает новые возможности для обучающихся и преподавателей. Уделяется особое внимание рассмотрению проблем разработки инновационных методик обучения, которые учитывают индивидуальные потребности каждого ученика. С помощью алгоритмов машинного обучения можно определить наиболее эффективные стратегии обучения для каждого учащегося, а также предлагать персонализированные задания и материалы. Показана интеграция искусственного интеллекта в сферу образования, имеющая множество возможностей для улучшения и преобразования образовательной среды.

Сохранить в закладках
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОБРЕТЕНИЯ И ПОТЕРИ, УРОКИ, ОБРАЗ БУДУЩЕГО (ДОКЛАД ДЛЯ XXXII МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ "ПРАВОСЛАВИЕ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: ПОТЕРИ И ПРИОБРЕТЕНИЯ МИНУВШЕГО, ОБРАЗ БУДУЩЕГО" (2024)
Авторы: Меньшиков Владимир Михайлович

Описываются самые значимые события в истории российского образования и анализируются те факторы, которые определяли его состояние и развитие, показывается их значение для развития образования, выявляются уроки, которые можно извлечь из истории нашего образования; определяются возможные пути выхода современного российского образования из кризисного состояния, для чего в качестве его стратегической цели развития обосновывается идея создания инновационно-классического всестороннего непрерывного образования.

Сохранить в закладках
ЕС-АФРИКА: СТРАТЕГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ (2024)
Авторы: Судоргин Алексей Евгеньевич

В статье рассматривается эволюция отношений между Европейским союзом и Африкой, а также проводится оценка современного стратегического положения ЕС в отношении африканского континента в контексте современных вызовов. Установлено, что ЕС более не может относиться к Африке как к региону-донору, однако Африка не может игнорировать стратегические инициативы ЕС. Современное возобновление отношений по линии ЕС-Африка является одновременно и перспективным, и непростым направлением устойчивого стратегического взаимодействия.

Сохранить в закладках
ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА МОСТА ТХАНГ ЛОНГ КАК ОДНОГО ИЗ ГЛАВНЫХ СИМВОЛОВ СОВЕТСКО-ВЬЕТНАМСКОЙ ДРУЖБЫ (2024)
Авторы: Кудрявцев Владислав Юрьевич

На протяжении второй половины XX в. СССР оказывал Вьетнаму безвозмездную помощь в строительстве ряда крупных объектов народного хозяйства, которые зачастую становились символами дружбы между странами. В статье освещены события, связанные с историей возведения моста Тханг Лонг, причины отказа китайской стороны от взятых на себя обязательств по сооружению данного объекта инфраструктуры, значение помощи Советского Союза в завершении строительства. В результате анализа документов центральных российских архивов и материалов вьетнамских СМИ сделан вывод, что помощь СССР обусловила появление возможности ввода моста в эксплуатацию, тем самым обеспечив условия для реализации долгосрочной стратегии развития Ханоя.

Сохранить в закладках
СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИИ И БЕЛОРУССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ (2024)
Авторы: Веревкина Юлия Ивановна

Статья посвящена анализу современных российско-белорусских отношений. Особое внимание уделено опыту строительства Союзного государства и перспективам его развития с учетом современной международной политической ситуации. Автор приходит к выводу, что приверженность интеграционному типу взаимодействия отвечает коренным интересам двух стран и в условиях перехода Запада к широкомасштабной конфронтации с Россией и Белоруссией союзное строительство для сторон превращается в актуальную стратегическую задачу. Отдельное внимание в работе уделено фактору коллективного Запада, а также планам Польши установить контроль над Центральной и Восточной Европой, что напрямую затрагивает интересы безопасности России и Белоруссии.

Сохранить в закладках
А. В. СУВОРОВ В АНГЛИЙСКОЙ КАРИКАТУРЕ (2024)
Авторы: Филимонова Мария Александровна

Изучение визуальности является одним из актуальных направлений исторической науки. Не менее актуально исследование репрезентации Другого в разных культурах. Данная статья посвящена графическим образам А.В. Суворова, созданным английскими карикатуристами конца XVIII в. Созданные ими репрезентации отличаются высокой степенью мифологизации. Они практически не связаны с реальной личностью Суворова, но при этом позволяют исследовать механизмы английской пропаганды и восприятие русскости в Великобритании эпохи Просвещения.

Сохранить в закладках
ПРИЧИНЫ ДВОЕВЕРИЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (2024)
Авторы: Дьяченко Ольга Николаевна, Волобуева М. А.

Работа посвящена выявлению причин сохраняющегося до настоящего времени феномена двоеверия в православной культуре. Авторы приходят к выводу, что причина того, что двоеверие до сих пор оказывается устойчивым явлением в жизни православных верующих, находится в плоскости культурно-исторических оснований и специфики религиозных представлений в дохристианский период. Установлено, что способы репрезентации христианской истины имплицитно повлияли на сохранение языческих взглядов в сознании людей.

Сохранить в закладках
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФАБРИЧНОГО КОМИТЕТА КУРСКОЙ БИОФАБРИКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ: 1950-1980-Е ГОДЫ (2024)
Авторы: Миненко Илья Федорович

В статье проанализированы протоколы профсоюзных конференций и заседаний фабричного комитета, а также воспоминания сотрудников Курской биофабрики, которые позволили воссоздать повседневную жизнь коллектива предприятия и доказать, что основой ценностных ориентиров для них выступали советские принципы коллективизма, взаимовыручки и взаимопомощи в работе. Показано участие рабочих и сотрудников предприятия в производственной деятельности, а также в культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работе. Выявлены фамилии рабочих и служащих биофабрики, входивших в духовой оркестр, вокально-инструментальный ансамбль, танцевальный и хоровой кружки, добровольные спортивные общества - ДОСААФ, ДПО, Комитет Красного Креста и др. Освещена работа комитета, направленная на формирование у рабочих и сотрудников биофабрики организационной культуры.

Сохранить в закладках
ГАГАНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В 1960-Е ГОДЫ: КУРСКИЙ ОПЫТ В РЫНОЧНУЮ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (2024)
Авторы: Третьяков Александр Викторович, Ткачев Евгений Викторович

В статье рассматривается малоизученный, а скорее намеренно преданный забвению аспект советской истории, получивший название «гагановское движение». Партийно-государственная политика, нацеленная на повышение эффективности общественного производства как условия решения социально-экономических проблем населения страны, стимулировала процесс развития индивидуальной самоматиавции работников на выполнение государственных планов как своих личных. Из работы следует, что движение взаимопомощи способствовало поиску новых форм организации хозяйственно-производственной деятельности, социально-профессиональной адаптации молодого поколения, а также становилось межпоколенческим способом гражданско-патриотического воспитания молодежи путём коллективной трансляции общественно-государственных ценностей.

Сохранить в закладках
СНАБЖЕНИЕ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ОСЕНЬЮ 1941 ГОДА (2024)
Авторы: Федулов Сергей Валентинович, Третьяков Александр Викторович, Соколов В. В.

В статье, посвященной героической обороне блокадного Ленинграда, показано, каким образом осенью 1941 г. начало налаживаться снабжение города, Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота всем необходимым по Ладожскому озеру. Освещены проблемы, выявленные в ходе эксплуатации водных путей транспортировки людей и грузов, и пути их решения. Опыт доставки людей и грузов водным путем, приобретенный в сентябре-ноябре 1941 г., позволил в 1942 г. создать водную Дорогу жизни, благодаря которой в январе 1943 г. была прорвана, а в январе 1944-го полностью снята блокада Ленинграда.

Сохранить в закладках
БОЕВОЙ ПУТЬ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ "ВОИНСТВУЮЩИЙ БЕЗБОЖНИК" В СОСТАВЕ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (2024)

В 1930-е гг. многие советские общественные организации заботились об укреплении обороноспособности СССР. Внес свою лепту в дело укрепления советской военно-морской мощи и «Союз воинствующих безбожников». Руководство общественной организации осуществило сбор денежных средств на строительство подводной лодки «Воинствующий безбожник» для Балтийского флота. Впоследствии подводная лодка «Воинствующий безбожник» погибла во время Великой Отечественной войны. Только в 2007 г. затопленную подводную лодку удалось обнаружить шведской поисковой группе водолазов. Также в статье уделяется внимание неизвестным страницам истории Великой Отечественной войны на балтийском военно-морском театре боевых действий.

Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ КОНОПЛЕВОДСТВА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ КОЛХОЗНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА: 1929-1936 ГОДЫ (2024)

Данная статья посвящена изучению развития коноплеводства в Курской области в период перехода к колхозному типу хозяйствования. Основой статьи служат документы Государственного архива общественно-политической истории Курской области и материалы периодической печати - газеты «Курская правда». Они позволили проследить изменения, происходившие в отрасли в условиях перехода к плановому типу хозяйствования и широкого распространения колхозного строя.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТЕЙ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1921-1922 ГГ. (2024)

Статья посвящена формированию и деятельности частей особого назначения (ЧОН) в Курской губернии в 1921-1922 гг. Автор ставит целью проанализировать формирование и деятельность этих частей на материалах типичной аграрной губернии, не слишком удаленной от столицы, в период, когда они утратили чрезвычайный характер и решением X съезда РКП(б) были включены в состав милиционных территориальных частей. Автор исследует проблемы, возникшие в процессе формирования ЧОН, и приходит к выводу, что они были системны и препятствовали эффективности деятельности ЧОН. Главную причину этого автор видит в двойственном военно-партийном статусе этих подразделений.

Сохранить в закладках
ГОРОД СУДЖА КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (2024)

Представленное исследование посвящено жизни провинциального города Курской губернии в годы Первой мировой войны. В нем сделана попытка провести анализ тех процессов, которые были характерны для обычного городского поселения глубинной России того времени. Для примера был выбран г. Суджа, к началу военных действий один из 15 уездных центров Курской губернии. В работе рассмотрены вопросы организации местной власти в чрезвычайных условиях военного времени, проведение мобилизации и призыва новобранцев в действующую армию, размещение их в городе. Немалое место в статье уделено влиянию войны на городские финансы и экономику. В исследовании рассмотрены вопросы, связанные с отношением городского населения к войне, а также помощь, оказываемая органами власти семьям нижних чинов мобилизованных и ратников запаса.

Сохранить в закладках
ЗАКРЕПЛЕНИЕ КРЕСТЬЯН В АГРАРНОЙ СФЕРЕ РОССИИ НАЧАЛА XX ВЕКА: НАЧАЛЬНЫЕ И НАРОДНЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ (2024)
Авторы: Третьяков Александр Викторович, Логинов Сергей Павлович

В работе рассматривается недостаточно разработанный в отечественной историографии вопрос обеспечения крестьянских хозяйств квалифицированными кадрами. В социально-экономической повседневности начала XX в. проблема оттока выпускников низших сельскохозяйственных школ из родительских хозяйств и земледелия в целом значительно обострилась. К тому же свои самостоятельные хозяйства выпускники не могли организовать по причинам малоземелья и безденежья. В этих условиях прогрессивная общественность, властные структуры, землевладельцы и руководство сельскохозяйственных учебных заведений предложили создание особого типа учебных заведений для взрослых крестьян. В них обучались хозяева, самостоятельно ведущие хозяйство без отрыва от производства и не покидая родных мест. Этими учебными заведениями стали начальные и народные сельскохозяйственные школы, получившие развитие в начале XX в.

Сохранить в закладках
РЕКА КУР: ИЗМЕНЕНИЯ ГОРОДСКОГО РЕЛЬЕФА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПЛАНА 1782 ГОДА (2024)

Курск - один из старейших городов России. Известно, что после реконструкции крепости в 1597 г. Курск успешно отражал вражеские осады, не допуская прорыва обороны России. Как и у большинства средневековых крепостей, основными элементами защиты Курска являлись реки Кур и Тускарь. Однако город за время своего существования многократно перестраивался, и после принятия Генерального плана от Курской крепости почти не осталось следов. Тем не менее сохранившиеся исторические документы позволяют детально изучить расположение утраченных естественных оборонительных элементов, которые существовали до принятия Генерального плана в 1782 г.

Сохранить в закладках
АНТИЦЕРКОВНОЕ ДВИЖЕНИЕ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ В ПЕРИОД КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ 1773-1775 ГГ. (2024)

В июле - августе 1774 г. по территории Среднего Поволжья прокатилась волна Пугачевского восстания. Одним из ее последствий стало массовое убийство новокрещенами приходских священников. Целью данной статьи является анализ причин, хода и последствий этих трагических событий на территории Нижегородской епархии. Исследование опирается на документы Центрального архива Нижегородской области.

Сохранить в закладках