В статье рассмотрены когнитивные и социально-психологические особенности поколения Z, представители которого обучаются в старших классах школ и вузах. Обосновано применение виртуальных технологий, способных удовлетворить интересы, поддержать мотивацию и повысить языковую компетенцию обучающихся с учетом их особенностей восприятия и запоминания информации. Приведены примеры виртуальных технологий и технологий дополненной реальности, позволяющих удовлетворить познавательные потребности современных студентов и школьников и повысить эффективность урока иностранного языка.
Идентификаторы и классификаторы
Появление новых информационных ресурсов и интеграция их в обыденную жизнь, с одной стороны, обусловлены изменяющейся внешней обстановкой и необходимостью под неё подстраиваться, а с другой стороны, они и сами выступают в роли катализатора ряда изменений. Не имея возможности оценить масштаб тех прорывов, которые произошли в развитии технологий за несколько последних десятилетий, молодые люди, рожденные после 2000 г., с самого раннего детства являются активными потребителями уже готового продукта – результата этого прогресса. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения
и когнитивных способностей современной молодёжи.
Список литературы
-
Асламова, Т. В. Медиа-технологии как элемент управления качеством языкового медиаобразования в высшей школе / Т. В. Асламова // Евразийский союз ученых. - 2015. - № 5-4 (14). - С. 32-34. EDN: WZTPDP
-
Голуб, Л. Н. Роль информационных технологий в развитии познавательной активности студентов / Л. Н. Голуб // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Информационные технологии. - 2017. - № 1 (9). - С. 17-20. EDN: YRWDNZ
-
Голубинская, А. В. Нейрокогнитивный подход к исследованию поколения Z / А. В. Голубинская // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - С. 161-167. EDN: XBELCN
-
Данилевич, С. Б. Глоссарий современного образования / С. Б. Данилевич; Нар. укр. акад.; под общей редакцией Е. Ю. Усик; [сост.: Астахова В. И. и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Харьков: Издательство НУА. 2014. - 532 с.
-
Кулакова, А. Б. Поколение Z: теоретический аспект / А. Б. Кулакова // Вопросы территориального развития. - 2018. - №2 (42). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokolenie-Z-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 26.12.23). EDN: YWRGCO
-
Международный семинар “Язык. Культура. Перевод: лаборатория актуальных смыслов” - URL: https://mgimo.ru/about/news/main/yaZyk-kultura-perevod-02-23/(дата обращения: 4.03.23).
-
Роберт, И. В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / И. В. Роберт, Т. А. Лавина. - Москва: ИИО РАО. 2009. - 44 c.
-
Ряховская, А. Ю. Обучение информационным технологиям в переводе как фактор повышения профессиональных мотивов будущих переводчиков / А. Ю. Ряховская, Н. Н. Образ // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2017. - № 4. - С. 174-181. EDN: YNSFOB
-
Селифонова, Е. Д. Реализация социокультурной компетенции посредством образовательных технологий esp и clil в высшей школе / Е. Д. Селифонова // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса. Сборник трудов XII международной научно-практической конференции. - 2021. - С. 728-735. EDN: UYQROJ
-
Технологии VR в обучении иностранным языкам в МГИМО: результаты и планы проекта Лингвистической лаборатории ФЛМК. 23 июня 2023. - URL: https://mgimo.ru/about/news/departments/vr-linguistic-laboratory-flmk/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru. (дата обращения: 21.09.23).
-
Хукаленко, Ю. С. Обучение иностранным языкам (на примере английского) с помощью технологий виртуальной реальности: обзор основных разработок / Ю. С. Хукаленко // Известия Восточного института. - 2021. - №2. - С. 118-128. EDN: CNEYUK
-
Церковникова, Н. Г. Цифровое поколение: потери и приобретения / Н. Г. Церковникова, В. С. Третьякова // Профессиональное образование и рынок труда. - 2021. - №2. - С. 53-65. EDN: IQZZWG
-
0 фактов о современной молодежи: исследование Сбербанка и Validata // Янгспейс. - 2017. - № 11. - URL: https://youngspace.ru/faq/sberbank-issledovanie-molodeZhi (дата обращения: 16.12.23).
-
Larry D. Rosen Understanding the iGeneration-Before the Next Mini-Generation Arrives // Rewired. Understanding igeneration and the way they learn. 2010. - URL: https://nieman.harvard.edu/articles/understanding-the-igeneration-before-the-next-mini-generation-arrives/(дата обращения: 22.12.23).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье приводятся результаты исследования представлений студентов об экстремизме, который понимается как проявление «свободы от». Респонденты информированы о существовании в России нормативно-правовой базы противодействия экстремизму. У большинства студентов наблюдается высокая степень социального самоопределения относительно последствий экстремизма. Но в числе участников имеется группа молодежи, которую возможно расценивать как потенциально предрасположенную к экстремистской деятельности (4 %). Они не осознают последствий действий экстремистского характера, следовательно, могут представлять в определенной степени угрозу для общества. Результаты исследования служат основанием для организации профилактической деятельности на уровне образовательной организации для предупреждения экстремизма в студенческой среде.
В статье рассматривается социально-психологическая специфика танцевального спорта, и в частности завершение партнёрами совместной спортивной деятельности. В рамках исследования был проведён опрос танцоров высокой квалификации с целью выявления статистики распада пар, а также анкетирование по авторской экспресс-методике. Показаны основные группы причин расставания дуэтов в рамках танцевального спорта, среди которых важное место занимает роль тренера и разница в возрасте между партнёрами.
В статье представлены результаты эмпирического исследования личностной креативности как предиктора научно-исследовательского потенциала студента вуза. Согласно статистическому анализу были выделены только прямые корреляционные связи между мотивационным компонентом исследовательского потенциала и личностной креативностью студентов (rs=0,2 при p≤0,05), а также корреляты между исследовательской мотивацией и сложностью, любознательностью (rs=0,2 при p≤0,05). Поэтому только мотивированные студенты могут проявлять личностную креативность и создавать свой уникальный исследовательский продукт. С остальными компонентами исследовательского потенциала взаимосвязей не выявлено. Гипотеза доказана частично.
Статья посвящена рассмотрению вопроса содержания психологического компонента адаптационного потенциала военнослужащих, уволенных в запас. Анализ научной литературы по проблеме исследования устанавливает: в одних и тех же жизненных ситуациях разные люди адаптируются по-разному и с различной степенью успешности. Динамика адаптационного потенциала личности в период военной службы и эффективность социально-психологической адаптации к мирным видам деятельности зависят от набора определенных качеств и свойств индивида, его личностных возможностей. Акцентируется внимание на обязательности диагностической программы психологической помощи военнослужащим, уволенным в запас, в профессиональной работе психолога.
Статья посвящена проблеме формирования профессиональной готовности учителей информатики к использованию инновационных технологий в образовательном процессе. В статье выделены современные инновационные технологии и возможности их использования в контексте образования. Особое внимание уделяется роли обновления образовательных программ, методических материалов, структуры уроков, а также системе мониторинга.
Охарактеризованы особенности организации и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, направленных на непрерывное профессиональное развитие педагога; представлен опыт деятельности научно-методического центра сопровождения педагогических работников КГУ в области проведения самодиагностики профессиональных затруднений учителя химии.
Статья посвящена исследованию готовности педагогов начальной школы к реализации инновационной деятельности. Авторы также выявляют основные трудности, с которыми сталкиваются учителя в сфере начального общего образования в ходе внедрения в свою работу инновационных технологий.
Статья посвящена исследованию методических аспектов развития грамматических умений с применением электронных образовательных технологий на уроках иностранного языка. Приводятся обзор современных подходов и методов, а также результаты проведенных исследований в этой области. В статье представлены результаты анализа актуального уровня компьютеризации в сфере обучения иностранным языкам и разработанные примеры упражнений, направленные на развитие грамматических умений обучающихся с применением компьютерных технологий на уровне основного общего образования.
В статье представлены теоретические и технологические аспекты процесса формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров педагогического образования на основе интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Информатика», рассматриваются особенности реализации ведущих педагогических подходов (интегративного и проблемно-деятельностного), а также основные этапы технологии, направленной на овладение знаниями, умениями и опытом профессиональной деятельности будущими бакалаврами педагогического образования, специализирующимися в области преподавания дисциплин «Иностранный язык» и «Информатика».
В статье излагается аксиологический подход в обучении иноязычному общению школьников профильных классов на основе интеграции двух дисциплин. Такой симбиоз дисциплин способствует коммуникативному, когнитивному и нравственному развитию школьников при овладении ими новым языком и фактами из другой культуры. Статья отсылает как к истории методических исследований, в рамках которых изучались вопросы формирования личностных результатов обучающихся, так и к современным проблемам формирования обучающегося как будущего гражданина РФ, способного представлять интересы страны в кросс-культурном пространстве. В исследовании рассматриваются лингвистические и исторические ценности, обосновывается важность внедрения аксиологического подхода на уроках иностранного языка.
В данной научной статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранным языкам в высшей школе. Автор делает попытку доказать, что развитие навыков самостоятельной деятельности способствует развитию личностной индивидуальности обучающихся и кардинальному совершенствованию навыков их творческого мышления. По мнению автора, в случае изучения иностранного языка студентами неязыковых специальностей этот процесс должен выступать не самоцелью, а средством повышения всеобщего уровня образованности и становления профессионального мировоззрения обучающихся в рамках выбранной ими специальности, а также являться приоритетным условием развития умения самостоятельно применять накапливаемые знания в практической деятельности с использованием средств изучаемого языка.
В статье представлены теоретические и технологические аспекты процесса формирования личностных результатов школьников на основе применения детской аутентичной литературы, изложены подходы, обеспечивающие эффективность данного процесса, и отражены основные этапы технологии, базирующиеся на применении лингводидактического материала национальных корпусов. Особое место в статье уделяется рассмотрению видов заданий аксиологической направленности, обеспечивающих формирование наиболее значимых ценностей у школьников на уровне основного общего образования.
В статье предложено несколько вариантов использования относительно доступного нумизматического материала, а именно монет некоторых иностранных государств, в качестве наглядных средств обучения на уроках географии в средней школе. Проведен педагогический эксперимент, анализ результатов которого доказывает основные теоретические положения работы.
В статье раскрываются возможности применения технологии коллажирования значений лингвострановедческих реалий культуры своей страны и анализируются новые функции и роли коллажа в учебном процессе. Предлагаются рекомендации по развитию системного и критического мышления обучающихся в процессе самостоятельной когнитивной деятельности в интернете и в цифровом информационном пространстве в образовательных целях.
В данной статье рассматривается применение нейронных сетей в преподавании иностранных языков. Даны основные определения и анализируются достоинства и недостатки одного из прикладных обучающих приложений, использующих современную нейросеть ChatGPT, в процессе разработки дидактических материалов по английскому языку.
В статье рассматриваются ресурсные возможности применения деловой игры в обучении будущих социальных работников профессиональной деятельности. Раскрыта сущность и специфика деловой игры. Выделены ее основные принципы и структура. Дана характеристика основных этапов ее проведения. Представлен опыт организации деловых игр в процессе практико-ориентированного обучения студентов социальной работе с одинокими пожилыми людьми. Определены профессиональные компетенции и личностные качества, которые развиваются у будущих социальных работников в процессе их участия в деловых играх. Выделены условия, влияющие на эффективность проведения деловых игр в профессиональном обучении студентов социальной работе.
В статье рассматриваются диалектические проблемы теории и практики тематической композиции в процессе подготовки будущих учителей изобразительного искусства. В контексте профессионально-творческой подготовки художника-педагога раскрываются основные рациональные категории композиции и методические подходы к изучению композиции как учебной дисциплины. Представлено краткое содержание структурной модели композиционного формообразования, которая включает в себя законы, правила, приемы и формально-выразительные средства создания произведения изобразительного искусства. В основу настоящей структурной модели положен анализ научно-методических исследований в области композиции и изучение исторического опыта мирового искусства.
Одной из приоритетных задач развития высшего образования в России сегодня является качественная профессиональная подготовка будущих специалистов, что осуществляется на фоне общих цифровых процессов. Именно в этом направлении актуализируется модернизация профессионального образования, где на первый план ставится задача разработок и внедрения инновационных средств обучения и их совершенствования в условиях развивающейся цифровизации образования. В этой связи выстраиваемая информационно-образовательная среда в техническом вузе показывает, что подобное образовательное пространство должно стать самостоятельной частью образовательной системы, направленной на качественную подготовку будущих специалистов с применением для этого современных информационных технологий. Актуальность настоящей статьи заключается в раскрытии важности информационно-образовательной среды для успешного функционирования технического вуза на основе технологического комплекса, что предполагает также связь с общей цифровизацией социума и одним из ее направлений - модернизацией высшего образования, ориентированной на комплексную подготовку будущих специалистов для производственной сферы. Цель исследования - определить в контексте проектирования образовательной среды технического вуза в условиях интеграции образования, науки и производства возможности технологического комплекса.
Статья посвящена актуальной задаче современного образования - формированию ценностных ориентаций детей и молодежи к нормам и ценностям традиционной народной культуры этноса. Рассматриваются вопросы природы ценностного отношения личности, формирования ценностных ориентаций школьников в области традиционной народной культуры, выявляются актуальные ценности-цели и ценности-средства, необходимые школьникам в процессе формирования ценностно-смыслового ядра самосознания личности. На основе выявленных и апробированных педагогических условий автор приводит результаты проведенной опытно-экспериментальной работы, показывает динамику формирования ценностных ориентаций детей и подростков в сфере традиционной народной культуры.
Автор статьи обращается к философско-педагогическому анализу феномена социальной активности личности, предпринимает попытку с позиций истории педагогики представить методологические подходы и концепции, отражающие основные направления исследований и теоретических поисков в сфере развития социальной активности студенческой молодежи, профессионального воспитания студенчества, сложившиеся в российской педагогике в ХХ-XXI вв. Особое внимание уделяется анализу теоретических концепций, в которых наиболее полно и всесторонне отражено влияние включенности студентов в жизнедеятельность общественных объединений и организаций на развитие социальной активности личности, формирование ее активной жизненной позиции, обретение опыта участия в жизни гражданского общества. Автор увязывает развитие социальной активности студенческой молодежи с демократизацией общественной жизни, референтностью студенческого самоуправления, сплоченностью, организованностью, ценностно-ориентационным единством студенческого коллектива, подчеркивает актуальность проблемы развития социальной активности студенческой молодежи в современной социальной ситуации российского общества, отмечает необходимость теоретической разработки методологии социального воспитания студенческой молодежи, обеспечения условий для реализации субъектности, инициативности, ответственности молодежных сообществ в образовательной среде университета.
Автор обращается к размышлениям о механизмах наследования ценностей и нормативов культуры подростками в условиях нарастания влияния информационной среды и глобализации современного мира, рассказывает о традициях народа Республики Бенин, его обычаях и верованиях, организации этнической социализации подростков и юношества. Особое внимание автор обращает на проникновение в культуру народов Африки современной европейской и американской культуры, что свидетельствует о всеобщей глобализации мира, взаимовлиянии культур.
Поиск смысла жизни является актуальной проблемой подросткового возраста. Сложность осознания смысла жизни для подростков состоит в наличии в их жизни разного рода препятствий, которые блокируют их смысложизненное самоопределение. Значимую роль в решении данной проблемы играет оказание подросткам педагогической поддержки, направленной на стимулирование преодолевать эти препятствия, а также указывающей на продуктивные способы решения проблем.
В статье анализируются представления студентов о будущей семье, показана сложность и многогранность их в сознании личности. Особое внимание автор обращает на дезориентирующее влияние информационной среды на формирование представлений молодежи о будущей семье, сложность и противоречивость формирования таких представлений в современной социокультурной ситуации российского общества, а также на влияние примера родителей на формирование представлений студентов о будущей семье, показывает возможные варианты принятия или отвержения их опыта. Автор приводит результаты собственных эмпирических исследований, отражающих представления студенческой молодежи о моделях семейно-брачных отношений, о ролевой позиции в будущей семье, готовности молодых людей к преодолению семейных кризисов. Особое внимание автор обращает на необходимость обеспечения грамотного психологического сопровождения процесса формирования представлений молодежи о будущей семье в условиях современного университета.
В арсенале современной языковой педагогики имеется множество подходов к преподаванию иностранных языков, которые способствуют их быстрому усвоению. Важное место занимают коммуникативный, культурологический и его разновидности, а также компетентностный, инновационный и некоторые другие. В статье дан анализ развития данных подходов в первой четверти XXI в., раскрываются причины, которые повлияли на возникновение того или иного подхода. Обращено внимание на малоизвестные подходы в преподавании иностранного языка, которые применяются в процессе обучения. Рассматриваются инновационные подходы, развитие которых стало следствием совершенствования информационно-коммуникационных технологий. Сделан вывод о том, что широкий арсенал подходов, имеющийся в современном языковом образовании, расширяет возможности педагогов в организации процесса обучения иностранным языкам.
В статье представлены результаты опроса обучающихся в рамках работы профильных психолого-педагогических классов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Проектная деятельность», направленного на мониторинг готовности школьников к проектной деятельности, их отношения к ней и определение степени сформированности у них проектных компетенций. Обоснована важность проектных компетенций в структуре профессиональной компетентности будущих специалистов в области психолого-педагогической деятельности.
В статье рассмотрены аспекты и возможности значительного повышения эффективности и доступности образования с использованием искусственного интеллекта, что открывает новые возможности для обучающихся и преподавателей. Уделяется особое внимание рассмотрению проблем разработки инновационных методик обучения, которые учитывают индивидуальные потребности каждого ученика. С помощью алгоритмов машинного обучения можно определить наиболее эффективные стратегии обучения для каждого учащегося, а также предлагать персонализированные задания и материалы. Показана интеграция искусственного интеллекта в сферу образования, имеющая множество возможностей для улучшения и преобразования образовательной среды.
Описываются самые значимые события в истории российского образования и анализируются те факторы, которые определяли его состояние и развитие, показывается их значение для развития образования, выявляются уроки, которые можно извлечь из истории нашего образования; определяются возможные пути выхода современного российского образования из кризисного состояния, для чего в качестве его стратегической цели развития обосновывается идея создания инновационно-классического всестороннего непрерывного образования.
В статье рассматривается эволюция отношений между Европейским союзом и Африкой, а также проводится оценка современного стратегического положения ЕС в отношении африканского континента в контексте современных вызовов. Установлено, что ЕС более не может относиться к Африке как к региону-донору, однако Африка не может игнорировать стратегические инициативы ЕС. Современное возобновление отношений по линии ЕС-Африка является одновременно и перспективным, и непростым направлением устойчивого стратегического взаимодействия.
На протяжении второй половины XX в. СССР оказывал Вьетнаму безвозмездную помощь в строительстве ряда крупных объектов народного хозяйства, которые зачастую становились символами дружбы между странами. В статье освещены события, связанные с историей возведения моста Тханг Лонг, причины отказа китайской стороны от взятых на себя обязательств по сооружению данного объекта инфраструктуры, значение помощи Советского Союза в завершении строительства. В результате анализа документов центральных российских архивов и материалов вьетнамских СМИ сделан вывод, что помощь СССР обусловила появление возможности ввода моста в эксплуатацию, тем самым обеспечив условия для реализации долгосрочной стратегии развития Ханоя.
Статья посвящена анализу современных российско-белорусских отношений. Особое внимание уделено опыту строительства Союзного государства и перспективам его развития с учетом современной международной политической ситуации. Автор приходит к выводу, что приверженность интеграционному типу взаимодействия отвечает коренным интересам двух стран и в условиях перехода Запада к широкомасштабной конфронтации с Россией и Белоруссией союзное строительство для сторон превращается в актуальную стратегическую задачу. Отдельное внимание в работе уделено фактору коллективного Запада, а также планам Польши установить контроль над Центральной и Восточной Европой, что напрямую затрагивает интересы безопасности России и Белоруссии.
Изучение визуальности является одним из актуальных направлений исторической науки. Не менее актуально исследование репрезентации Другого в разных культурах. Данная статья посвящена графическим образам А.В. Суворова, созданным английскими карикатуристами конца XVIII в. Созданные ими репрезентации отличаются высокой степенью мифологизации. Они практически не связаны с реальной личностью Суворова, но при этом позволяют исследовать механизмы английской пропаганды и восприятие русскости в Великобритании эпохи Просвещения.
Работа посвящена выявлению причин сохраняющегося до настоящего времени феномена двоеверия в православной культуре. Авторы приходят к выводу, что причина того, что двоеверие до сих пор оказывается устойчивым явлением в жизни православных верующих, находится в плоскости культурно-исторических оснований и специфики религиозных представлений в дохристианский период. Установлено, что способы репрезентации христианской истины имплицитно повлияли на сохранение языческих взглядов в сознании людей.
В статье проанализированы протоколы профсоюзных конференций и заседаний фабричного комитета, а также воспоминания сотрудников Курской биофабрики, которые позволили воссоздать повседневную жизнь коллектива предприятия и доказать, что основой ценностных ориентиров для них выступали советские принципы коллективизма, взаимовыручки и взаимопомощи в работе. Показано участие рабочих и сотрудников предприятия в производственной деятельности, а также в культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работе. Выявлены фамилии рабочих и служащих биофабрики, входивших в духовой оркестр, вокально-инструментальный ансамбль, танцевальный и хоровой кружки, добровольные спортивные общества - ДОСААФ, ДПО, Комитет Красного Креста и др. Освещена работа комитета, направленная на формирование у рабочих и сотрудников биофабрики организационной культуры.
В статье рассматривается малоизученный, а скорее намеренно преданный забвению аспект советской истории, получивший название «гагановское движение». Партийно-государственная политика, нацеленная на повышение эффективности общественного производства как условия решения социально-экономических проблем населения страны, стимулировала процесс развития индивидуальной самоматиавции работников на выполнение государственных планов как своих личных. Из работы следует, что движение взаимопомощи способствовало поиску новых форм организации хозяйственно-производственной деятельности, социально-профессиональной адаптации молодого поколения, а также становилось межпоколенческим способом гражданско-патриотического воспитания молодежи путём коллективной трансляции общественно-государственных ценностей.
В статье, посвященной героической обороне блокадного Ленинграда, показано, каким образом осенью 1941 г. начало налаживаться снабжение города, Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота всем необходимым по Ладожскому озеру. Освещены проблемы, выявленные в ходе эксплуатации водных путей транспортировки людей и грузов, и пути их решения. Опыт доставки людей и грузов водным путем, приобретенный в сентябре-ноябре 1941 г., позволил в 1942 г. создать водную Дорогу жизни, благодаря которой в январе 1943 г. была прорвана, а в январе 1944-го полностью снята блокада Ленинграда.
В 1930-е гг. многие советские общественные организации заботились об укреплении обороноспособности СССР. Внес свою лепту в дело укрепления советской военно-морской мощи и «Союз воинствующих безбожников». Руководство общественной организации осуществило сбор денежных средств на строительство подводной лодки «Воинствующий безбожник» для Балтийского флота. Впоследствии подводная лодка «Воинствующий безбожник» погибла во время Великой Отечественной войны. Только в 2007 г. затопленную подводную лодку удалось обнаружить шведской поисковой группе водолазов. Также в статье уделяется внимание неизвестным страницам истории Великой Отечественной войны на балтийском военно-морском театре боевых действий.
Данная статья посвящена изучению развития коноплеводства в Курской области в период перехода к колхозному типу хозяйствования. Основой статьи служат документы Государственного архива общественно-политической истории Курской области и материалы периодической печати - газеты «Курская правда». Они позволили проследить изменения, происходившие в отрасли в условиях перехода к плановому типу хозяйствования и широкого распространения колхозного строя.
Статья посвящена формированию и деятельности частей особого назначения (ЧОН) в Курской губернии в 1921-1922 гг. Автор ставит целью проанализировать формирование и деятельность этих частей на материалах типичной аграрной губернии, не слишком удаленной от столицы, в период, когда они утратили чрезвычайный характер и решением X съезда РКП(б) были включены в состав милиционных территориальных частей. Автор исследует проблемы, возникшие в процессе формирования ЧОН, и приходит к выводу, что они были системны и препятствовали эффективности деятельности ЧОН. Главную причину этого автор видит в двойственном военно-партийном статусе этих подразделений.
Представленное исследование посвящено жизни провинциального города Курской губернии в годы Первой мировой войны. В нем сделана попытка провести анализ тех процессов, которые были характерны для обычного городского поселения глубинной России того времени. Для примера был выбран г. Суджа, к началу военных действий один из 15 уездных центров Курской губернии. В работе рассмотрены вопросы организации местной власти в чрезвычайных условиях военного времени, проведение мобилизации и призыва новобранцев в действующую армию, размещение их в городе. Немалое место в статье уделено влиянию войны на городские финансы и экономику. В исследовании рассмотрены вопросы, связанные с отношением городского населения к войне, а также помощь, оказываемая органами власти семьям нижних чинов мобилизованных и ратников запаса.
В работе рассматривается недостаточно разработанный в отечественной историографии вопрос обеспечения крестьянских хозяйств квалифицированными кадрами. В социально-экономической повседневности начала XX в. проблема оттока выпускников низших сельскохозяйственных школ из родительских хозяйств и земледелия в целом значительно обострилась. К тому же свои самостоятельные хозяйства выпускники не могли организовать по причинам малоземелья и безденежья. В этих условиях прогрессивная общественность, властные структуры, землевладельцы и руководство сельскохозяйственных учебных заведений предложили создание особого типа учебных заведений для взрослых крестьян. В них обучались хозяева, самостоятельно ведущие хозяйство без отрыва от производства и не покидая родных мест. Этими учебными заведениями стали начальные и народные сельскохозяйственные школы, получившие развитие в начале XX в.
Курск - один из старейших городов России. Известно, что после реконструкции крепости в 1597 г. Курск успешно отражал вражеские осады, не допуская прорыва обороны России. Как и у большинства средневековых крепостей, основными элементами защиты Курска являлись реки Кур и Тускарь. Однако город за время своего существования многократно перестраивался, и после принятия Генерального плана от Курской крепости почти не осталось следов. Тем не менее сохранившиеся исторические документы позволяют детально изучить расположение утраченных естественных оборонительных элементов, которые существовали до принятия Генерального плана в 1782 г.
В июле - августе 1774 г. по территории Среднего Поволжья прокатилась волна Пугачевского восстания. Одним из ее последствий стало массовое убийство новокрещенами приходских священников. Целью данной статьи является анализ причин, хода и последствий этих трагических событий на территории Нижегородской епархии. Исследование опирается на документы Центрального архива Нижегородской области.
Издательство
- Издательство
- Курский государственный университет
- Регион
- Россия, Курск
- Почтовый адрес
- 305000, Курская область, город Курск, ул. Радищева, д.33
- Юр. адрес
- 305000, Курская область, город Курск, ул. Радищева, д.33
- ФИО
- Худин Александр Николаевич (ректор)
- E-mail адрес
- info@kursksu.ru
- Контактный телефон
- +7 (471) 2702247
- Сайт
- https://kursksu.ru