В контексте стратегического развития Российской Федерации особую значимость приобретает устойчивое функционирование агропромышленного комплекса (АПК), являющегося ключевым драйвером экономического роста страны. Государственная поддержка АПК, характеризующаяся многоаспектностью и разнонаправленностью, оказывает существенное влияние на динамику развития перерабатывающих отраслей, выступающих неотъемлемым элементом цепочки создания добавленной стоимости в сельскохозяйственном секторе. Целью данного исследования является комплексный анализ эффективности государственной поддержки АПК в РФ и выявление ее роли в обеспечении устойчивого развития перерабатывающих отраслей. Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области государственного регулирования АПК, устойчивого развития и экономики перерабатывающих отраслей. Информационно- эмпирическую базу работы сформировали статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, аналитические материалы научно-исследовательских институтов и экспертные оценки. Для достижения поставленной цели применялись методы системного, структурно-функционального, экономико-статистического анализа, а также графической интерпретации данных. Проведенный анализ позволил выявить положительную динамику ключевых показателей развития АПК РФ на фоне усиления государственной поддержки отрасли. Так, за период 2015-2020 годов объем финансирования Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия увеличился на 23,7%, достигнув 319,5 млрд рублей в 2020 году. При этом индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах вырос на 10,8%, а рентабельность сельхозорганизаций (с учетом субсидий) повысилась с 20,3 до 23,5%. В разрезе перерабатывающих отраслей наблюдается неоднородная картина: наиболее высокие темпы роста демонстрирует пищевая промышленность (индекс производства за 2015 2020 годов составил 123,1%), в то время как легкая промышленность характеризуется стагнационными тенденциями (рост на 4,2%). Установлено, что государственная поддержка АПК способствует модернизации материально-технической базы перерабатывающих предприятий, стимулирует привлечение инвестиций и ускоряет внедрение инновационных технологий. Вместе с тем, выявлены проблемные аспекты, ограничивающие эффективность госрегулирования, среди которых: недостаточная согласованность мер поддержки на федеральном и региональном уровнях, слабая ориентация на стимулирование глубокой переработки сельхозсырья, ограниченный доступ малых форм хозяйствования к финансовым ресурсам.
В данной статье рассматривается актуальная проблема оптимизации организационно- экономических механизмов в хлебопекарной отрасли России на основе успешных практик региональной поддержки. Цель исследования заключается в выявлении эффективных инструментов и подходов, способствующих повышению конкурентоспособности и устойчивому развитию хлебопекарных предприятий в современных условиях. Для достижения поставленной цели применялся комплекс методов, включая системный анализ, экономико-статистический анализ, сравнительный анализ, метод экспертных оценок, а также изучение опыта передовых регионов в сфере поддержки хлебопекарной промышленности. Информационную базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики, Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК), аналитические материалы отраслевых союзов и ассоциаций, а также результаты собственных расчетов и наблюдений авторов. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что ключевыми направлениями оптимизации организационно-экономических механизмов в хлебопекарной отрасли на региональном уровне являются: стимулирование модернизации производства, развитие кооперации и интеграционных связей, внедрение инновационных технологий, расширение ассортимента и повышение качества продукции, развитие экспортного потенциала, а также укрепление кадрового потенциала. Так, меры поддержки технического перевооружения хлебозаводов в Москве и Московской области позволили за 5 лет обновить оборудование на 86 предприятиях на сумму 14,2 млрд рублей. В Алтайском крае за счет развития кооперации доля местных производителей муки на рынке региона достигла 92%, а реализация 18 инвестпроектов обеспечила создание 1150 новых рабочих мест в отрасли. Результаты исследования имеют прикладное значение и могут быть использованы при разработке и реализации стратегий
развития хлебопекарной промышленности на федеральном и региональном уровнях в целях повышения эффективности и конкурентоспособности отрасли, обеспечения продовольственной безопасности страны.