Настоящая статья посвящена изучению саксофонных произведений казахстанских композиторов Артура Оренбургского, Алиби Абдинурова и Юлии Лебедевой, основанных на казахской народной музыке. Данные композиции стали важной частью исполнительской и педагогической практики саксофонистов Казахстана, их регулярно исполняют на крупных концертных площадках, фестивалях и конкурсах. Цель работы – изучить процесс создания сочинений, их роль в формировании национального репертуара и развитии исполнительской практики, а также выявить характерные черты стиля и техники исполнения.
Авторы применяют различные методы в исследовании: комплексный подход, включающий аналитический, исторический – сбор и изучение архивного материала; антропологический – беседы с казахстанскими композиторами и преподавателями класса саксофона Казахской национальной консерватории имени Курмангазы.
В ходе исследования были выявлены основные музыкальные характеристики саксофонных сочинений, соответствующие казахской традиционной музыке: метрическая свобода, импровизационность, уникальность ритма, формообразования и тембра. Изученные произведения представляют собой авторское переосмысление традиционных первоисточников посредством имитации ритмических элементов домбровой игры и характерного для народных духовых инструментов звукоизвлечения. Эти элементы определяют национальный колорит в музыке и могут рассматриваться как признаки «этнической идентичности».
С практической точки зрения данная работа, раскрывающая уникальные стилистические особенности и новые возможности использования саксофона в казахской музыкальной культуре, будет полезна музыкантам, преподавателям и исследователям, интересующимся синтезом народной и современной музыки.