Статья посвящена анализу нынешней ситуации и перспектив развития двух евро-атлантических институтов - ЕС и НАТО. На основе предложений по реформированию Евросоюза и трансформации Североатлантического альянса исследуются возможности расширения этих международных организаций, воздействия данного процесса на будущее всей системы международной и евро-атлантической безопасности. Делается вывод о неопределенности их развития в условиях хаотизации всей системы международных отношений в связи с военными конфликтами в Европе и на Ближнем Востоке.
В статье анализируются основные тенденции мирового и европейского развития в течение последнего года: после объявления Россией в декабре 2021 г. требований к США и НАТО в сфере безопасности и в особенности после начала специальной военной операции (СВО) 24 февраля 2022 г. Исследованию подвергнута реакция отдельных стран Запада, а также международных институтов, прежде всего НАТО и ЕС, на кардинально изменившуюся ситуацию в сфере евро-атлантической безопасности, включая решение в недавнем прошлом нейтральных государств Финляндии и Швеции о присоединении к Североатлантическому альянсу. Особый интерес вызывает и изменившаяся ситуация на постсоветском пространстве, а также позиция основных игроков не-Запада - Китая и Индии. Предпринята попытка прогнозирования основных сценариев построения системы европейской безопасности в будущем.
В статье анализируются отношения между Россией и Североатлантическим альянсом в течение последних 30 лет - с момента распада Советского Союза и организации Варшавского договора и до наших дней. Эти отношения были сложными и драматичными, отмечены взлетами и падениями, тесным сотрудничеством и кризисами, и по сути обозначили путь двух важных акторов мировой политики от холодной войны периода биполярной конфронтации до новой холодной войны периода глобализации. Вскрываются причины подобного драматического хода событий, предпринимается попытка анализа мотиваций обеих сторон и путей выхода из нового витка конфронтации.
В статье анализируются усилия Евросоюза по разработке новой стратегической концепции этого интеграционного комплекса, предпринимаемые с конца 2019 г. Особое внимание уделено влиянию, которое возымела политика администрации 45-го президента США на развитие трансатлантических отношений после 2016 г. Анализу подвергнуты итоги встречи министров иностранных дел стран - участниц НАТО 1-2 декабря 2020 г. и их воздействие на процесс разработки новой стратегии Евросоюза. При анализе настоящего и будущего трансатлантических отношений уделяется внимание кризисному развитию ЕС в последние годы, а также российскому фактору. Делается вывод о перезапуске трансатлантических отношений после прихода в Белый дом администрации демократов во главе с Дж. Байденом.
В статье рассматриваются вызовы для мультилатерализма на нынешнем этапе развития системы международных отношений. Отдельно анализируется внешняя политика действующей американской администрации, которая демонстрирует отказ от принципа «win-win», когда выигрывают все. Внимание уделяется политике европейских союзников США в рамках трансатлантического партнерства, последние пытаются сохранить основы союзнической солидарности. Анализу подвергнуты результаты юбилейного саммита НАТО в Лондоне, который был одним из самых парадоксальных в истории Альянса.
В статье анализируются причины нынешнего кризиса между Россией и Западом, отношения России с евроатлантическими институтами, такими как НАТО, Евросоюз, ОБСЕ. Выявляются попытки интеграции России не институционально, но де-факто в существовавшую после распада СССР систему европейской безопасности и реакция западных институтов и отдельных стран на политику РФ. Анализируются нынешнее состояние отношений между Москвой и Брюсселем (НАТО, ЕС), нежелание обеих сторон переходить к стадии реальной конфронтации и стремление оставаться в парадигме сдержанности, несмотря на определенные элементы холодной войны. Даются рекомендации относительно путей выхода из нынешнего кризиса.
Вызовы в сфере международной и евро-атлантической безопасности, к коим следует отнести острейший кризис в отношениях России и Запада, одной из причин которого является развитие событий в Украине в конце 2013 – начале 2014 гг. и российская операция в Крыму в марте того же года; нынешнее состояние трансатлантических отношений и попытки администрации США взламывать ту систему договоров и соглашений, которая сложилась при предыдущих администрациях, кризис системы контроля над вооружениями; миграционный кризис в Европе, вызванный конфликтным развитием на Ближнем Востоке, состояние американо-китайских отношений, грозящих перейти в настоящую торговую войну двух мощных экономических игроков; Брекзит с пока еще неизвестными последствиями как для самой Великобритании, так и для Евросоюза в целом, – имеют следствием разбалансировку системы взаимодействия государств на мировой арене.
История существования Североатлантического альянса изобилует периодами, которые аналитики обозначали как кризисы. При этом на Западе ряд экспертов справедливо считали кризисы имманентно присущими развитию отношений между США и тогда еще Западной Европой, а противоречия, которые рано или поздно разрешались, – двигателем, обеспечивающим движение вперед.
Минули 100 дней президента США Д. Трампа после инаугурации. Закончились победой центристских сил выборы в Нидерландах и во Франции, и настал момент, когда России, почти избавившейся от иллюзорных надежд на чудо в связи со сменой политических режимов в ключевых странах ЕвроАтлантики, необходимо трезво посмотреть на формирование элементов новой системы европейской безопасности.