ПОТЕНЦИАЛ УЧАСТИЯ БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (НА ОСНОВЕ ОЦЕНОК ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ) (2025)

Введение: органы власти уделяют значительное внимание поиску инструментов повышения эффективности развития инфраструктурного профиля российских территорий. Недостаточность местных бюджетов, изношенность инфраструктурного фонда и иные проблемы заставляют и властей, и население обращаться к практикам сотрудничества с предпринимательским сообществом. Цель: провести анализ потенциальных возможностей и существующих ограничений участия представителей бизнес-структур в процессах развития социальной инфраструктуры территорий. Методы: анкетный опрос представителей местных сообществ (N=844). Результаты: исследование показало наличие противоречия между признанием в оценках населения низкой значимости бизнеса как субъекта территориального развития и завышенным запросом к ресурсному вкладу предпринимателей в модернизацию социальной инфраструктуры. Установлено, что в мнениях общественности доминирует идея о приоритете социальной ответственности бизнеса в ущерб экономической целесообразности финансовых вложений предпринимателей. В частности, ответы респондентов иллюстрируют суженный диапазон участия бизнеса в развитии инфраструктуры: спонсорство и благотворительность. Только треть жителей продемонстрировали интерес к увеличению доли частных объектов социальной инфраструктуры. Среди сельских жителей и населения малых городов в большей степени доминирует потребительский запрос к предпринимателям на финансирование инфраструктурного развития. Выводы: результаты исследования показали высокий потенциал участия бизнеса в развитии территориальной инфраструктуры, обусловленный высоким общественным запросом на данные практики. Однако, в условиях доминирования патерналистских ожиданий населения, недостаточного интереса к услугам частных инфраструктурных объектов и в целом низкого уровня общественного доверия, потенциал привлечения бизнеса к развитию территориальной инфраструктуры существенно лимитирован.

Издание: ARS ADMINISTRANDI (ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ)
Выпуск: № 2, Том 17 (2025)
Автор(ы): РОГАЧ ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
Сохранить в закладках
Социальные аспекты формирования активов домохозяйств как инструмента воспроизводства доверия (2024)

В статье с использованием методов статистического и социологического анализа проведен анализ сберегательного поведения домохозяйств, современных практик формирования финансовых активов семей как социального инструмента воспроизводства доверия в экономических отношениях. Сделан вывод, что сберегательное поведение населения может рассматриваться как фундамент для трансфера сбережений населения в экономику. Однако установлено, что в 2023 г. россияне не реализовали свой сберегательный потенциал в полном объеме, закрепив распределение личных активов между банками и удержанием наличных средств «на руках». Атрибуция роста финансовых активов населения может прервать петлю недоверия, свойственную экономическим системам, которые находятся в состоянии кризиса. Делается заключение, что стратегическое значение для воспроизводства доверия имеет уровень финансовой грамотности населения; закрепление успешного паттерна распоряжения финансами домохозяйств будет способствовать воспроизводству доверия на макро и микроуровне. Также установлено, что незначительная часть россиян демонстрирует сегодня верные инвестиционные установки, в том числе на долгосрочное инвестирование. Делается заключение, что склонность индивида к инвестированию своих средств определяется в первую очередь уровнем доверия к финансовым институтам, а не уровнем дохода. При этом отсутствие альтернативных финансовых инструментов также не оказывает решающего влияния на развитие инвестиционных практик.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. ВЕСТНИК ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 14, № 5 (2024)
Автор(ы): РОГАЧ ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА, ФРОЛОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА
Сохранить в закладках
ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ (2023)

Достаточность объектов социальной инфраструктуры и их эффективное функционирование выступает одним из условий повышения качества жизни населения. Финансовая недостаточность региональных и местных бюджетов актуализирует поиск новых инструментов привлечения средств для развития территориальной инфраструктуры, обеспечивающей создание достойных условий жизнедеятельности населения. Одним из таких инструментов выступает механизм инициативного бюджетирования. Результаты исследования показали противоречие между признанием преимуществ данного механизма (решение острых территориальных проблем, рычаг влияния на власть, формирование площадки для диалога) в оценках населения и отсутствием готовности жителей к включению в новые финансовые инициативы. Ключевыми ограничениями реализации проектов инициативного бюджетирования выступают следующие: недостаточность информационного обеспечения, низкий уровень осведомлённости жителей о проблемах развития территории, дистанцированность от практик местного самоуправления. Результаты исследования показали, что респонденты в большинстве своём готовы включиться в решение социально-экономических проблем территории в случае, если они затрагивают личные интересы субъекта. В сложившихся условиях необходимо совершенствование информационно-коммуникационных мероприятий, направленных на популяризацию механизма инициативного бюджетирования, формирование социальной сплочённости местных сообществ, развитие территориальной идентичности граждан, интеграцию усилий власти и населения в решении социально-значимых проблем территории.

Издание: НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ
Выпуск: Том 26 № 2 (2023)
Автор(ы): ФРОЛОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА, РОГАЧ ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА, Разов Павел Викторович
Сохранить в закладках
ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫМ ЛЮДЯМ, ЛИШЕННЫМ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ, В НАЧАЛЕ ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ (2024)

Актуальность исследования определена дисфункциями жилищного обеспечения детей-сирот, необходимостью поиска и разработки новых механизмов решения проблем жилищной депривации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цель исследования заключалась в анализе зарубежного опыта реализации программ жилищного обеспечения, определении возможности их адаптации в условиях Российской Федерации. Ключевым отличием представленного материала выступает компаративный анализ данных из информационных источников зарубежных государственных социальных служб и общественных организаций. Научная новизна исследования состоит в расширении контуров разработки моделей социальной поддержки детей-сирот, выхода за рамки патерналистского подхода. Результаты исследования показали возможности и ограничения реализации «Independent living programs» (программы самостоятельного проживания). Установлено, что концепции жилищной поддержки выпускников европейских стран отличаются высокой степенью вариативности, учитывают индивидуальные возможности (финансовые, социальные, профессиональные) молодых людей. В частности, в Норвегии («Josephine Stiftelsens») вариативность выбора решения проблемы жилищного обеспечения зависит от успешности социальной адаптации выпускников и включает в себя дифференцированные модели поддержки. Политика «открытых дверей» (программа «SOS Children>s Villages», проводимая в 135 странах) предполагает создание «детских деревень» для проживания детей-сирот с возможностью их возврата в случае психологической или финансовой неготовности начать самостоятельную жизнь. Результаты исследования показали, что в странах Европы присутствует смещение акцента с решения жилищной проблемы на развитие адаптационных способностей и профессиональных траекторий детей-сирот как предиката снижения социальных и финансовых эксклюзий. В качестве направления будущих исследований авторы предлагают обратиться к сравнительному анализу траекторий взросления детей-сирот, а также стратегий достижения жизненного успеха в зависимости от модели постинтернатного сопровождения.


Издание: СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Выпуск: Т. 10 № 1 (2024)
Автор(ы): ВАСИЛЬЕВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА, РОГАЧ ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА, ФРОЛОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА
Сохранить в закладках