Введение. Рост числа заболеваний, связанных с неправильным питанием, достиг глобальных масштабов и стал серьезной проблемой для систем здравоохранения во всем мире. К примеру, в США ожирением страдает около 36 % взрослого населения, в России, Грузии и Республике Беларусь этот показатель колеблется от 21 % до 24 %. Зарубежный опыт (Нидерланды и США) иллюстрирует, что представление населения о правильном питании является нереалистичным: недооцененность высокого потребления жиров, низкого – овощей и фруктов и т. п., относительно их суточной нормы, заблуждение в оценке сбалансированности собственного рациона и др.
Цель исследования: изучить приверженность населения правильному питанию и определить факторы, влияющие на выбор людей.
Материалы и методы. В настоящей работе использовался метод анкетирования с применением разработанного опросника, состоявшего из семи блоков и 46 вопросов. Статистический анализ данных проведен с использованием программ Statistica for Windows version 10.0 и R-studio.
Результаты. В опросе приняли участие 2 731 респондентов старше 18 лет (45,7 % мужчин и 54,3 % женщин) из 85 субъектов Российской Федерации. Только 5 % (n = 136) ответили, что постоянно придерживались правильного питания, большая доля предпочитала не делать этого совсем (43,4 %, n = 1 186) и треть – время от времени (37,3 %, n = 1 018). Кроме того, важно, что 14,3 % респондентов (n = 391) затруднялись ответить на вопрос, что, скорее всего, связано с непониманием того, что включает в себя понятие «правильное питание». Параметрами, связанными с соблюдением респондентами правильного питания, являлись женский пол, высокое финансовое положение и регулярный прием завтрака. Кроме того, у некурящих, а также лиц, которые при выборе продуктов питания в магазине обращали внимание на состав, калорийность и надпись «Без ГМО»/ «Без сахара» / «Здоровое питание», шанс придерживаться правильного питания был выше по сравнению с остальными участниками.
Заключение. Необходимо повышать приверженность и информированность населения о правильном питании, фокусируясь, в первую очередь, на мужчинах, лицах с ожирением, низким финансовым положением, работниках/служащих/специалистах, курящих, часто принимавших пищу в ночное время, а также питавшихся дома полуфабрикатами.