Статья посвящена планированию и формированию Ростовской агломерации в контексте развития транспортной системы. Показаны проблемы развития транспортной системы под воздействием демографического фактора. Выявлено что демографическая динамика городов-спутников развивается разнонаправленно, что требует учета при планировании развития транспортной системы будущей агломерации. Сегодняшнее количество автомобилей на тысячу жителей Ростова-на-Дону существенно меньше, чем количество автомобилей у жителей области и прилегающих к ядру, городах-спутниках. Прогнозные оценки показали рост общей численности населения как в ядре агломерации, так и в городах-спутниках, что приведет к нарастанию числа личных автомобилей в транспортном потоке. Своевременное реагирование на выявленные проблемы позволит формировать транспортную систему агломерации более удобную для агломерации и её жителей. Предлагается сбалансированно развивать полицентризм в агломерации, чтобы жители одного населенного пункта не стремились в другие районы к месту работы или для получения каких-либо услуг. Кроме того, предлагается регулярно проводить корректировку совместных планов развития пока ещё отдельных городов и прилегающих территорий, чтобы заблаговременно реагировать на возможные проблемы в развитии транспортной инфраструктуры всей будущей агломерации.
В статье обсуждаются проблемы транспортной системы Ростовской агломерации. Рассмотрена общеисторическая динамика процессов урбанизации и зарождения агломераций, описаны особенности и характеристики, влияющие на транспортное сообщение. Раскрыта проблема привлекательности городов и агломераций, раскрыто влияние некоторых факторов на привлекательность Ростовской агломерации. Приводится обсуждение влияние критических характеристик агломерации на эффективность транспортной системы агломерации, уделено внимание такому важному преимуществу Ростовской агломерации как мультимодальность транспортной системы. Что позволяет делать положительные прогнозы развития транспортной системы и всей Ростовской агломерации. Далее обсуждаются вопросы перераспределения функций между ядром агломерации и городами - спутниками в транспортном аспекте, указывается что не только ядро получает определенные ресурсы от городов - спутников в агломерации, но и города - спутники приобретают отдельные возможности.
На основании сказанного представляются рекомендации, позволяющие уже на современном этапе гармонизировать транспортные системы ядра агломерации и городов - спутников. В рекомендациях делается акцент на мероприятия, которые формируют транспортный спрос в агломерации. Делается вывод о том, что необходимо заблаговременно планировать развитие транспортной системы Ростовской агломерации с учетом особенностей.
Статья посвящена обсуждению проблем построения эффективной транспортной системы городской агломерации в виду того, что на данный момент не существует общепринятых и универсальных методов построения и развития агломераций, а транспортная систем выступает как некоторый каркас, вокруг которого формируется инфраструктура города. Рассуждение отталкивается от положения высказанного в начале 20 века архитектором Ле Корбюзье, сказавшим, что ни один город не сможет расти быстрее чем растет его транспортная система. В статье делается предположение что правильно построенная и эффективно функционирующая транспортная система, послужит хорошим фундаментом для сбалансированного развития агломерации. В статье представлена критика некоторых спорных плановых положений по формированию Ростовской агломерации. Рассмотрены ключевые принципы формирования транспортной системы агломерации и представлены рекомендации по практической реализации. Проведены рассуждения о проблемах развития транспортной инфраструктуры и программно-аппаратного обеспечения пассажирских перевозок в рамках всей агломерации.
В статье акцентируется внимание на необходимости первоочередного развития общественного транспорта, как обеспечивающего большую эффективность всей транспортной системы агломерации. Рассуждения строятся на некоторых статистических и фактических данных Ростовской агломерации.