Прошедшее десятилетие ознаменовалось проведением в стране модернизации системы оказания скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи. На базе многопрофильных больниц, принимающих и проводящих лечение пациентов, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, предусмотрено создание стационарных отделений скорой медицинской помощи. Отсутствие большого опыта в реализации данных проектов в стране потребовало для осуществления намеченных планов разработки новых концептуальных проектов. Целью исследования является разработка и внедрение организационных медицинских технологий, направленных на совершенствование и улучшение качества оказания медицинской помощи населению города. Материалы и методы исследования. Для реализации нового московского стандарта оказания экстренной медицинской помощи — внедрения новых стационарных скоропомощных комплексов — выбраны 6 многопрофильных стационаров Департамента здравоохранения города Москвы, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь. Методы исследования — аналитический, статистический. Результаты и их обсуждение. Предусмотрено в условиях стационарного скоропомощного комплекса в круглосуточном режиме оказание экстренной и неотложной медицинской помощи пациентам по 12 профилям: хирургия, травматология и ортопедия, нейрохирургия, сердечно-сосудистая хирургия, гинекология, урология, офтальмология, челюстно-лицевая хирургия, оториноларингология, неврология, кардиология, терапия. Каждый комплекс имеет расширенные возможности оказания реанимационной помощи. Общая площадь всех ССК более 100 тысяч квадратных метров, коечная мощность — более 600 коек (более 50% — ургентные), достижение пропускной способности 1,5 тысяч экстренных пациентов в сутки. Функционируют четыре ССК: при НИИ СП им. И. В. Склифосовского, ГБУЗ ГКБ им С. П. Боткина, ГКБ им. В. В. Вересаева, ГКБ № 15 им. О. М. Филатова. Заключение. Стационарный скоропомощной комплекс на базе многопрофильного стационара является современным скоропомощным центром, оснащенным современным медицинским оборудованием, вертолетной площадкой, укомплектованным медицинским персоналом, способным оказать экстренную квалифицированную медицинскую помощь. Проект позволяет повысить эффективность оказания медицинской помощи населению города.
Цель исследования: продемонстрировать важность и эффективность волонтерской деятельности студентов медицинского вуза в обучении детей основам первой помощи. Задачи исследования. Повысить мотивацию детей к обучению, интерес к медицине, уровень знаний и навыков студентов в области оказания первой помощи. Сформировать и развить лидерские качества, коммуникативные навыки, ответственность, эмпатию и умения работать в команде. Создать прочный фундамент для будущей профессиональной деятельности. Подчеркнуть важность волонтерской деятельности студентов медицинского вуза в обучении детей правилам оказания первой помощи. Показать положительное влияние на детей, студентов и общество в целом. Призвать к расширению и укреплению такого сотрудничества для повышения уровня безопасности и здоровья будущих поколений. Материалы и методы исследования. Проведен анализ существующих научных публикаций, статей и руководств по первой помощи, а также материалов, касающихся волонтерской деятельности студентов медицинских вузов. Это позволило выявить основные подходы и методики обучения первой помощи. Разработаны опросники для детей- школьников, участвующих в обучающих программах. Опросы включали вопросы о восприятии программы, уровне усвоения материала и удовлетворенности обучением. Анкеты были распространены среди участников 7–11-х классов в пределах одного учебного заведения. Проведено наблюдение за процессом обучения, включая занятия по первой помощи, проводимые студентами- волонтерами. Это позволило оценить методы преподавания, взаимодействие с детьми и уровень вовлеченности участников. Собранные данные были проанализированы с использованием количественных и качественных методов. Результаты опросов и анкетирования обработаны с помощью статистических методов для выявления закономерностей. Все участники исследования были проинформированы о целях и методах исследования, получено согласие на участие. Обеспечена анонимность ответов. Результаты. До проведения обучения результаты знаний по правилам оказания первой помощи были в пределах 15,33%. После проведения мастер- класса уровень знаний повысился до 85%. Разница в средних баллах составила 69,7%, что подтверждает эффективность обучения. Все это подчеркивает важность внедрения программ по оказанию первой помощи в школьные курсы для повышения готовности учащихся к экстренным ситуациям. Заключение. Обучающая программа по оказанию первой помощи значительно повысила уровень знаний и навыков школьников в области первой помощи, что, в свою очередь, помогло существенно снизить риск негативных последствий в экстренных ситуациях и подготовить новое поколение к активным действиям в сложных обстоятельствах.
Цель исследования: оценить влияние метеорологических факторов и времени суток на количество вызванных ДТП для разработки, внедрения и оценки эффективности новых организационных технологий медицинского обеспечения. Материалы и методы исследования. Отчеты о работе территориального центра медицины катастроф (ТЦМК) Тульской области, учетные формы, заполняемые специалистами ТЦМК в информационной системе «Мониторинг центров медицины катастроф» (smk. minzdrav. gov. ru); отчетные формы отраслевого статистического наблюдения №№ 55 и 56 «Сведения о деятельности медицинских организаций, осуществляющих оказание экстренной медицинской помощи и проведение медицинской эвакуации при выездных формах работы, в том числе имеющих отделения экстренной консультативной медицинской помощи» за 2018–2022 гг. Методы исследования: аналитический, статистический. Результаты и их обсуждение. Выполнен сравнительный анализ показателей количества дорожно- транспортных пришествий в зависимости от времени суток, времени года на территории Тульской области.
К врачам-специалистам, участвующим в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, предъявляются высокие требования в отношении их специальной подготовки. Цель исследования — установить уровень профессиональных компетенций оказания медицинской помощи в экстренной форме и определить потребность в обучении на циклах повышения квалификации по медицине катастроф у врачей нештатных формирований службы медицины катастроф (СМК) городских поликлиник. Сбор данных осуществлялся методом анонимного анкетного опроса, объем выборки составил 262 человека. При проведении исследования установлено, что только 46,7% респондентов владеют необходимыми практическими навыками, наибольшие затруднения вызывают интубация трахеи (24,0%), трахеостомия при асфиксии и умение пользоваться аппаратурой для проведения искусственной вентиляции легких (по 27,1%). Также выявлена высокая степень потребности врачей-специалистов в дополнительном профессиональном обучении по медицине катастроф в рамках циклов повышения квалификации: только 26,0% врачей в течение последних 5 лет были обучены по медицине катастроф в рамках дополнительного профессионального образования, о потребности в изучении вопросов медицины катастроф сообщили 79,4% респондентов. Таким образом, укомплектование нештатных формирований СМК должно осуществляться только врачами-специалистами, прошедшими обучение по медицине катастроф. При разработке дополнительных профессиональных программ по медицине катастроф целесообразно предусматривать взаимодействие кафедр медицины катастроф с профильными клиническими кафедрами для закрепления навыков выполнения врачебных манипуляций для оказания экстренной медицинской помощи.
Актуальность. Высококвалифицированные медицинские кадры Службы медицины катастроф (СМК) являются ее главным ресурсом, способным многократно повысить эффективность деятельности. Актуальность подготовки врачей-специалистов СМК в медицинских вузах обусловлена сложными специфическими условиями решения задач, возложенными на них полномочиями, постоянной готовностью к оказанию пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (ЧС) экстренной медицинской помощи. В рамках модернизации медицинского образования в соответствии с новыми законодательными актами России подготовка врачей СМК, являясь одной из важных государственных задач, остается высоковостребованной.
Цель – изучение опыта подготовки врачебных кадров в системе высшего образования по специальностям, актуальным для СМК, и выявление проблемных вопросов их обучения в медицинских вузах России.
Методология. Проведен анализ нормативных правовых актов России и данных открытых научных источников, характеризующих состояние подготовки врачебных кадров СМК. По результатам анализа проведена систематизация полученных данных, сформулированы ключевые позиции и выводы. Результаты и их анализ. Существующие образовательные программы не уделяют достаточного внимания практической подготовке медицинских специалистов для работы в системе СМК, назрела необходимость разработки и утверждения Минздравом России единой образовательной программы по дисциплине «Медицина катастроф». Выявлена потребность законодательного закрепления специальности «Медицина катастроф» с разработкой образовательного стандарта и программы обучения по специальности. Также необходимыми являются разработка более эффективных методов подготовки обучающихся, внедрение объективных способов оценки их знаний и качества освоения практических навыков, дальнейшее продолжение активного сотрудничества и взаимодействия кафедр медицины катастроф с различными структурами СМК.
Заключение. Подготовка врачей-специалистов в системе высшего образования для работы в СМК на сегодняшний день не является оптимальной. Реализация выявленных проблемных вопросов подготовки врачебных кадров СМК в медицинских вузах может стать основой повышения уровня и эффективности медицинского обеспечения населения, пострадавшего в ЧС.