ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕВЕРСИВНОЙ ТАКТИКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПО (2025)

В условиях цифровой трансформации системы среднего профессионального образования все большее значение приобретают инновационные педагогические подходы, способствующие повышению качества подготовки будущих специалистов. В статье рассматриваются возможности использования цифрового образовательного контента как средства реализации реверсивной тактики преподавания, ориентированной на развитие самостоятельности, критического мышления и коммуникативных навыков студентов. Исследование проводилось в рамках опытно-экспериментальной работы на базе Кузбасского педагогического колледжа и его партнеров. Описаны организационно-методические аспекты внедрения электронных образовательных ресурсов в учебный процесс, а также показано их влияние на развитие всех видов речевой деятельности. Реверсивная тактика деятельности преподавателей педагогического колледжа позволила перенести акцент с передачи знаний на формирование профессиональных компетенций через практико-ориентированный подход. Преподаватель выступил в роли тьютора и фасилитатора познавательной деятельности обучающихся. Статья демонстрирует, что реверсивная тактика в сочетании с цифровым образовательным контентом становится мощным ресурсом интенсификации обучения и позволяет эффективно решать задачи федерального проекта «Профессионалитет». Особое внимание уделено практической направленности внеаудиторной подготовки и активизации аудиторного взаимодействия. Предложены рекомендации по использованию цифровых платформ и разработке авторских материалов для преподавателей среднего профессионального образования.

Издание: КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 2 (26) (2025)
Автор(ы): Приходько Елена Валерьевна
Сохранить в закладках
Технология организации и проведения профессионального (демонстрационного) экзамена (на примере специального (дефектологического) образования и предметных областей «Русский язык и литература», «Искусство») (2024)

Введение. В статье представлен опыт проведения профессионального (демонстрационного) экзамена в магистратуре как инструмент оценки готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Рассмотрены механизмы оценки готовности выпускников магистратуры к деятельности в системе образования через призму сформированности профессиональных, предметных, методических, коммуникативных и управленческих компетенций.

Материалы и методы. Представленная характеристика организации и проведения профессионального (демонстрационного) экзамена базируется на теоретических методах исследования: логический анализ, структурно-функциональный метод, дискурсивный анализ. Основой выступает междисциплинарная методология, позволяющая синтезировать подходы, свойственные организации образовательного процесса. При описании методики технологии применялись метод систематизации и анализа имеющегося опыта в проведении профессионального демонстрационного экзамена.

Результаты исследования. Цель данных материалов состоит в обобщении и систематизации опыта проведения профессионального экзамена магистрантов в Уральском государственном педагогическом университете (УрГПУ). В качестве организационных оснований деятельности по организации и проведению профессионального (демонстрационного) экзамена приведены разработанные учебно-методическим советом УрГПУ принципы и этапы проведения профессионального (демонстрационного) экзамена. Обозначены принципы, реализуемые в профессиональном (демонстрационном) экзамене, такие, как преемственность и непрерывность подготовки педагогических кадров, инклюзивность образовательной среды, ориентация на профессиональную коммуникацию и принятие группового решения, принцип открытости, сочетания фундаментальности и практико-ориентированности.

Обсуждение и заключения. Оптимальной формой проведения демонстрационного экзамена педагогов определена соответствующая его задачам технология деятельностного типа, основанная на активном способе взаимодействия участников, – деловая игра. В ходе деловой игры экзаменуемые магистранты моделируют ситуацию заседания методического объединения или педагогического совета, где реализуют решение профессиональной задачи. Содержательные аспекты профессионального (демонстрационного) экзамена раскрываются в статье на материале конкретных иллюстраций вариантов экзаменационных заданий для обучающихся магистратуры по направлениям подготовки «Педагогическое образование» (на примере предметных областей «Русский язык и литература» и «Искусство») и «Специальное (дефектологическое) образование».

Издание: ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 12, № 3 (2024)
Автор(ы): Кусова Маргарита Львовна, СЕМЕНОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА, Симбирцева Наталья Алексеевна
Сохранить в закладках
Практический аспект включения педагогических инноваций в подготовку будущих педагогов (2025)

Статья освещает опыт организации на базе ВлГУ сетевых образовательных проектов (в частности, Деятельностной олимпиады для младших школьников и подростков) и привлечения к их реализации на добровольной основе студентов, получающих педагогическое образование. Статья описывает методы и приемы работы профессорско-преподавательского состава для получения личностных результатов у студентов в их профессиональных пробах различных позиций на проекте.

Издание: ВЕСТНИК ВЛАДИМИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА И НИКОЛАЯ ГРИГОРЬЕВИЧА СТОЛЕТОВЫХ. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: №1 (79) (2025)
Автор(ы): Монасевич Зоя Леонидовна, Чернявская Надежда Владимировна
Сохранить в закладках
ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ИЗУЧАЮЩИМИ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК (2025)

Целью научного исследования совершенствования языковой компетенции курсантов неязыковых вузов является применение электронных образовательных ресурсов, создающих обратную связь в процессе решения ситуационных задач будущей профессиональной деятельности, сопряженной с иноязычным общением. Различные формы аудио, видео учебной информации, реальные макеты, аутентичный текстовый материал, интерактивные упражнения, тренажёрная база, учебно-тренировочные комплексы профилирующих кафедр для обработки лексических единиц военно-морской тематики создают обучающимся условия полного погружения в языковую среду с целью совершенствования иноязычных коммуникативных навыков. Следует отметить, что интегрирование освоенных лексических единиц информации, рекомендуемых стандартными фразами международной морской организации для взаимопонимания в процессе коммуникации, помогают принимать единственно правильные решения по вопросам профессиональной военно-морской деятельности. Безусловно, осуществление международных поисково-спасательных операций, гуманитарной поддержки, борьбы с пиратами при прохождении торговых судов опасных зон, так же как и многие другие проблемы международного сотрудничества, проведения совместных учений и обмена информацией военного характера, расширят границы взаимодействия.

Издание: МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Автор(ы): Аванесова Татьяна Панайотовна, Фаттахова Наталья Анатольевна, Дементьева О. И.
Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ-ГРАФИКОВ (2024)

Введение. В образовании существует ряд противоречий, заключающихся в том, что получаемые в учебном заведении знания, умения и навыки не удовлетворяют рынок труда. В целом обучение по специальности «Художник-график (станковая графика)» может быть интересным и полезным для тех, кто хочет работать в сфере искусства. Для успеха на рынке труда необходимо развивать не только свои способности, но и навыки маркетинга, продвижения работы и поиска заказов. В настоящей статье рассмотрены компетенции будущих художников-графиков со специализацией № 1 «Художник-график (станковая графика)». Анализ контингента художественно-педагогических заведений позволяет заключить, что специальность мало востребована.

Теоретический анализ проблемы формирования профессиональной компетенции будущих художников-графиков дает возможность выявить компоненты и показатели профессиональной готовности будущих художников-графиков.

Заключение. Особенности формирования профессиональных компетенций – процесс многогранный. Они могут быть связаны с индивидуальными особенностями студентов, спецификой профессии и учебного процесса. Индивидуальный подход к студентам, использование современных методов обучения и ориентация на реальные потребности рынка труда помогут эффективно формировать профессиональные компетенции у будущих специалистов в любой области.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Выпуск: Т. 24 № 3 (2024)
Автор(ы): Аль-Муршеди Ахмед Вахид Хамза
Сохранить в закладках
ИЗМЕНЕНИЕ ИМИДЖА ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (2024)

Статья посвящена анализу ситуации, связанной с трансформацией статуса педагога в современных условиях. Изменения, связанные с переосмыслением ценности образования в целом, ставят статус педагогического работника в противоречивое положение. С одной стороны, длительные условия пандемии продемонстрировали потребность в создании новой методической системы всех форм образования, предъявляя тем самым новые требования к личности и профессиональному уровню педагога. С другой стороны, наличие проблем, связанных с кадровой дефицитарностью педагогических работников, создает ограничители для вхождения в систему новой личности, отвечающей современным образовательным вызовам и запросам. Вместе с тем справедливыми остаются научные дискуссии по поводу того, каким именно должен быть современный педагогический работник, чтобы его имидж и уровень доверия со стороны обучающихся и родителей начали расти. На сегодняшний день имидж становится основным атрибутом социально-профессиональных отношений. В педагогической деятельности все большую актуальность приобретают процессы по созданию профессионального имиджа, который заключается в усвоении и репродукции личностью социального опыта. В связи с переосмыслением процессов профессионального самоопределения и становления возникает необходимость анализа профессиональных компетенций в контексте подготовки будущего педагогического работника. Во многом профессиональная деятельность педагога предполагает конструктивное взаимодействие с субъектами образовательного процесса: с коллегами, обучающимися и их родителями. Вместе с тем, на ряду с классическими критериями, имидж современного педагога определяет и соответствие новым требованиям, а именно наличие эмоционального интеллекта и его правильная проекция на обучающихся с учетом их запросов и социальных потребностей. Этот вектор целесообразно закладывать на этапе освоения программ высшего педагогического образования, системно меняя образовательные программы по подготовке будущих педагогов. В статье раскрываются вопросы, связанные с имиджевыми характеристиками статуса современного педагога, основанными на эмпирических оценках основных субъектов образовательного процесса. Отмечена перспективность научного осмысления данной проблематики наряду с ростом интереса к поиску оптимальных механизмов, направленных на повышение роли и значимости педагогической профессии в современных условиях.

Издание: ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ РОССИИ
Выпуск: № 2 (107) (2024)
Автор(ы): Черевко Марина Александровна
Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МАГИСТРАНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СКЕТЧИНГУ (2025)

В статье рассматривается профессиональная подготовка магистрантов направления «Дизайн» на занятиях по скетчингу. Цель исследования - выявление влияния выполняемых студентами скетч-заданий на занятиях по графике на формирование качества восприятия объекта изображения, представлений реализации и исполнения художественного образа в художественных материалах, кроме того, применение графических материалов в раскрытии дизайн-концепции и, как следствие, на повышение профессиональной компетенции. В качестве основных задач профессиональной деятельности дизайнера выделены художественное моделирование и эскизирование проектируемых предметов и объектов. В подготовке будущих специалистов в области дизайна уделяется внимание образному восприятию изображаемого и самого изображения, технике выполнения быстрых зарисовок, эскизированию с помощью различных материалов, то есть реализации требований стандарта в профессиональной компетенции. Проанализированные подходы по педагогической практике использования скетчинга позволили выявить необходимые качества развития профессиональных компетенций магистрантов, критерии оценки профессиональной компетенции. Была разработана методика обучения магистрантов синтезировать изобразительные и выразительные свойства графических материалов в новом сочетании; способность актуализировать дизайн-концепцию в ходе выполнения рисунка (эскиза). Выявлено, что у магистрантов повысилось качество выполнения работ на занятиях по графике в процессе введения скетч-заданий, а это означает повышение профессиональной компетенции магистрантов направления «Дизайн».

Издание: СОВРЕМЕННЫЕ НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Сухарев Андрей Иванович, Савлучинская Наталья Владимировна
Сохранить в закладках
СТРУКТУРНО-КОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПАСАТЕЛЕЙ (2023)

Определена структурнокомпонентная модель служебноприкладной физической подготовки студентов - будущих спасателей среднего профессионального образования. Модель включает логично выстроенные компонентные характеристики. Основой создания модели являются компонентнофункциональный подход и метод структурного моделирования. В результате определена структурная схема взаимосвязей компонентов и причинноследственные связи между ними.

Издание: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. СПОРТ. ТУРИЗМ. ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕКРЕАЦИЯ
Выпуск: Т. 8 № 2 (2023)
Автор(ы): Аницоева Лейсан Кадимовна
Сохранить в закладках
ВЗАИМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (2024)

В статье представлено описание экспериментальной образовательной программы для будущих учителей начальных школ под условным названием «Цифровой университет», разработанной с целью совершенствования цифровых компетенций студентов. В основу организации программы совершенствования цифровых компетенций студентов положены механизмы взаимного обучения. Опыт показал, что взаимное обучение тонкостям использования даже традиционных ресурсов делает процесс обучения максимально адресным, позволяя студенту осваивать новые возможности и точечно ликвидировать возникшие дефициты в работе с уже известными и новыми цифровыми ресурсами.

Издание: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
Выпуск: № 6 (2024)
Автор(ы): Савенков Александр Ильич, Алисов Евгений Анатольевич, Калинченко Дмитрий Юрьевич
Сохранить в закладках
Пилотное исследование самооценки педагогами-психологами условий и дефицитов своей профессиональной деятельности в инклюзивной школе (2024)

Целью пилотного исследования стало выявление проблем, дефицитов и условий обеспечения готовности педагогов-психологов к эффективной профессиональной деятельности по психологической поддержке обучающихся с особыми образовательными потребностями и нормативно развивающихся детей в инклюзивной школе. Методы исследования представляли собой инструменты самооценки готовности и способности к психолого-педагогическому сопровождению в условиях инклюзивного образования, разработанные на основе компетентностного и деятельностного подходов, которые включали в себя 4 опросника: отношение к инклюзии, намерение реализовать инклюзивные практики, рефлексия трудностей и самоэффективность в реализации инклюзивных практик. Общий объем выборки составил 89 респондентов, которые представляли собой имеющих высшее образование педагогов-психологов инклюзивных школ из 5 регионов России. Ответы на вопросы анкеты собирались дистанционно через систему «Anketolog». Выполнялась описательная статистика по опросникам (M±SD), проводились проверка на нормальность распределений ответов по опросникам по критерию Колмогорова‒Смирнова и корреляционный анализ по Спирмену. Исходя из средних значений баллов по ответам определялся рейтинг ответов по опросникам «Эффективность» и «Трудности». Анализ результатов ответов на утверждения опросников показал умеренную положительную корреляцию между всеми опросниками, кроме опросника трудностей, где имела место отрицательная корреляция, что соответствует результатам ранее проведенных исследований по аналогичным опросникам. Практически у всех респондентов наблюдается положительное отношение к идее инклюзии и позитивная самооценка своей готовности и способности к реализации психолого-педагогической поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями. Отношение педагогов-психологов к трудностям реализации инклюзии в школе, выраженное значением 2,714, соответствует превалирующему выбору ответов по ликертовской шкале между «Не определился» (3 балла) и «Скорее не согласен» (2 балла), что отражает преимущественно несогласие респондентов с наличием трудностей в своей работе, включая несогласие с отсутствием поддержки администрацией школ. Таким образом, в условиях поддержки школами педагоги-психологи проявляют положительное отношение к инклюзии и оценивают свою эффективность по сопровождению обучающихся на высоком уровне.

Издание: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: Том 16, №4 (2024)
Автор(ы): Шеманов Алексей Юрьевич, Алехина Светлана Владимировна, Быстрова Юлия Александровна, Самсонова Елена Валентиновна
Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТА НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (НА ПРИМЕРЕ АНО ВО "УНИВЕРСИТЕТ ПРИ МПА ЕВРАЗЭС") (2024)

Введение. Статья является результатом кейс-анализа по изучению удовлетворенности студентов АНО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭС» учебным процессом как одним из показателей качества образования. Анализ различных аспектов удовлетворенности студентами деятельностью вуза позволяет выявить проблемы в организации процесса обучения и найти оптимальные способы их решения, используя имеющиеся ресурсы. Кроме того, определение общего уровня удовлетворенности студентов дает возможность принимать управленческие решения на основе актуальной информации о потребностях учащихся и качестве предоставляемых им образовательных услуг. Цель статьи - проанализировать степень удовлетворенности студентов АНО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭС» образовательным процессом в целом и их карьерные ориентации. Такая постановка вопроса позволит более точно определить проблемы и потребности учащихся, а также разработать рекомендации для улучшения качества образовательного процесса. Методология и источники. В качестве методологической стратегии выбран метод case-study. Основным исследовательским методом в работе являлся опрос. Результаты и обсуждение. Представлены результаты социологического исследования, проведенного в форме анкетного опроса. Тип выборки - сплошная. Согласно опросу, студенты демонстрируют прагматизм и нацеленность на результат в процессе обучения. Так, 70,6 % заявили, что учиться им помогает только внутренняя мотивация. В сложных конкурентных условиях студентам необходима уверенность в том, что профессия, которую они получат в вузе, будет востребована, что знаний хватит для ведения эффективной конкурентной борьбы с другими выпускниками на рынке труда. В этих условиях современные студенты нацелены не столько на получение фундаментальных знаний, сколько на приобретение практических навыков.

Заключение. Одним из основных результатов анализа стал вывод о том, что наиболее болезненными вопросами для студентов являются прохождение практики, а также возможности обучения по грантам. На эти два аспекта удовлетворенности руководству вуза следует обратить наиболее пристальное внимание.

Издание: ДИСКУРС
Выпуск: Т. 10 № 2 (2024)
Автор(ы): Кирсанова Наталия Павловна, Глухих Владимир Александрович, Гонашвили Александр Сергеевич, Гегер Алексей Эдуардович
Сохранить в закладках
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ (2025)

В данной статье рассмотрены проблемы и преимущества применения в современном обучении проектной деятельности. Также проведён анализ данного метода как неотъемлемой части современной педагогической практики, выступающей наиболее значимым фактором в достижении эффективного процесса, способствующим формированию у студентов более высокого уровня конкурентоспособности, а также увеличивая их мотивацию. В условиях глобализации и достаточно упрощённого современного образования, ориентированного на практико-ориентированный подход, данный метод позволяет не только освоить теоретический материал, но и развить именно те навыки, которые будут необходимы каждому студенту для понимания всех механизмов будущей профессиональной деятельности. Проектная деятельность направлена на интеграцию полученных в процессе обучения знаний и умений с практическими задачами, стоящими перед студентами. В отличие от традиционных методов преподавания, проектная деятельность требует от обучающихся более рационального подхода в обучении, например, как самостоятельный поиск и решение задач, работа в команде, а также владение междисциплинарными компетенциями. В вузах культуры - это особенно важно, так как инициативная и творческая составляющая играет ключевую роль в период подготовки профессиональных кадров в области искусства. Основное внимание в вузах культуры уделяется развитию творческих и исполнительских способностей у студентов. Без проектной деятельности невозможно сформировать практические навыки, которые будут необходимы студентам для осваивания будущей профессии. Проектная деятельность помогает адаптировать студентов к реальным условиям профессиональной деятельности в сфере культуры. Именно в рамках проектных инициатив многие студенты не только осваивают теоретические знания, но и приобретают очень полезный и ценный практический опыт, что значительно увеличивает их конкурентоспособность на рынке труда.

Издание: BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND EDUCATION
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Кузнецова Зоя Александровна, Труханова Александра Геннадиевна
Сохранить в закладках