На поле популяризации евангельского движения в России заметным игроком является просветительский проект «Русское богоискательство»1.
Прежде чем непосредственно перейдём к рецензированию интересующей нас работы, обратим особое внимание на серию, в которой она выпущена.
Рецензия на: Носачев П. Г. Очарование тайны. Эзотеризм и массовая культура. М.: Новое литературное обозрение, 2024.
В статье рассматриваются идеи и концепции Т. В. Рис-Дэвидса, одного из основателей научной буддологии, в историческом контексте культурных и религиоведческих представлений его времени. Описывается гипотеза «восточного Ренессанса», одной из составляющих которого было знакомство Запада с буддийскими понятиями и теориями. Восприятие буддизма в то время во многом определялось представлением о древней «арийской» (индоевропейской) общности народов Индии и Европы. Также значительное влияние на Рис-Дэвидса оказали идеи основателя позитивизма О. Конта. Рис-Дэвидс разрабатывал концепцию «первоначального буддизма», в рамках которой Будда был представлен как исторический персонаж, основатель этического учения, а его традиционный образ подвергся полной «демифологизации». Буддийская нирвана рассматривалась как моральное совершенство, обретаемое в этой жизни. Учение Будды об отсутствии души объяснялось практической направленностью на преобразование земной жизни, а не обеспечением благоприятной посмертной судьбы. Буддийские концепции страдания и кармы были интерпретированы с использованием идеи Конта о единстве Человечества. Исторический путь буддизма рассматривался как постепенная деградация буддийского учения, происходящая вследствие вторжений в Индию неарийских племен, не способных воспринять положения первоначального буддизма. В заключении показано влияние деятельности и концепций Рис-Дэвидса на западную буддологию и современные формы буддизма.
В статье исследуется процесс создания и судьба советского немого фильма «Третья жена муллы» как примера антирелигиозного кинематографа 1920-х годов. Объектом исследования выступает история создания киноленты, начиная от написания сценария американской сценаристкой Люситой Сквайр и заканчивая критическим восприятием фильма в советском обществе. Методология исследования основана на анализе архивных материалов, киносценария, критических отзывов и документов того периода. Особое внимание уделяется изучению биографий ключевых участников проекта - сценариста, режиссера и продюсеров. Научная новизна работы заключается в комплексном исследовании малоизученного эпизода советского кинематографа, раскрывающем механизмы создания антирелигиозного кино в период НЭПа. В ходе исследования выявлены ключевые проблемы производства фильма: несоответствие режиссерского видения идеологическим требованиям, сложности с локализацией съемок, конфликты между творческими и административными решениями. Религиоведческий анализ показал, что образы и ритуалы были искажены или заимствованы из вторичных источников, что отражает характерное для того времени поверхностное представление о религиозных традициях. Основные результаты демонстрируют, что фильм «Третья жена муллы» стал примером неудачного синтеза коммерческого кино и идеологического проекта. Исследование показывает, как спонтанные творческие решения приводили к созданию неоднозначного произведения, которое не отвечало ни художественной, ни идеологической повестке времени. Практическая значимость работы состоит в расширении понимания механизмов формирования советского антирелигиозного кинематографа и его влияния на общественное мнение. Исследование может быть полезно историкам кино, культурологам и специалистам по религиозному дискурсу в искусстве
Цель данной работы - показать значение и специфическую роль обоих полушарий мозга в различных отраслях философского знания. Анализируется функциональная асимметрия полушарий мозга в онтологии, гносеологии и прикладной философии. Показана роль правого и левого полушарий в диалектическом и метафизическом (антидиалектическом) мышлении на примере основных законов и категорий диалектики. В работе представлено то, как формируется целостная картина мира и обосновывается тезис о том, что из всех наук именно в философии используется наиболее эффективная организация работы обоих полушарий мозга.
Последняя неделя марта была насыщена конференциями и форумами в Москве, посвященными очертаниям образования будущего. Актуальность тематики понятна: современное образование (и среднее, и высшее) нуждается в переформатировании, все заинтересованные структуры ищут новые форматы. Таковой стала очередная Международная конференция ICMED’ 2025 (International Conference on Modern Education Development) «Образование будущего и будущее образования». Конференция стала официальным мероприятием Десятилетия науки и технологий в РФ, сопредседателями которой уже долгое время являются доктор психологических наук, почетный член РАО Д. Б. Богоявленская и доктор философских наук, кандидат физикоматематических наук А. О. Карпов, основатель программы «Шаг в будущее» (с 1991 года), Президент Российского молодежного политехнического общества.
В статье анализируются работы 1990-х-2000-х гг., заявленные как исследования «религиозно-философской мысли Антона Павловича Чехова». Выявляются методологические недостатки этих работ, главный из которых - неразличение категорий «образ автора» и «автор-творец» (по Н. Д. Тамарченко), приводящее к ложному отождествлению идей в художественных произведениях Чехова и мировоззрения самого писателя. Анализ поэтики чеховских рассказов, повестей и пьес неправомерно и нелогично оказывается в приводимых исследованиях способом уточнения отношения А. П. Чехова к философии и религии. Кроме того, в указанных исследованиях нередко игнорируется или недостаточно обсуждается вопрос о принципиальной (не)возможно-сти влияния той или иной философской системы на А. П. Чехова с учетом фактов его биографии, круга его чтения, содержания его переписки. Методологически корректное же исследование данной темы сталкивается с ограниченностью материала. Однако тема остается актуальной для чеховедов.
В статье рассматриваются причины возникновения интереса П. Л. Проскурина к личности и текстам Ф. И. Тютчева. Отмечается, что писатель оценивает художественное наследие поэта как воплощение Большой истории, миссии русского народа, провиденциального образа России, бессмертия творчества. П. Л. Проскурин использует различные средства и приемы для презентации личности и поэзии Ф. И. Тютчева: пафосную модальность, эзопов язык, рассмотрение философской лирики поэта в контексте традиции, мотив поэта-пророка. Типологические схождения между взглядами и творчеством поэта ХРХ в. и писателя ХХ в. прослеживаются в их историософских взглядах на положение России как державы между Западом и Востоком, в том, как они понимали значение и роль страны в мировой истории человечества. Обращение к концепции державности России поэта-философа позволяет раскрыть новые грани в оппозиции «Восток - Запад - Россия» в художественном мире автора трилогии о Захаре Дерюгине, оценить его поэтику в контексте развития классической традиции.
Искусственный интеллект постепенно внедряется во все сферы жизнедеятельности человека. Безусловно, его повсеместное использование имеет свои явные преимущества, однако все более актуальным становится вопрос о потенциальной угрозе, исходящей от ИИ. В данном исследовании рассматриваются возможные социальные риски и угрозы для рынка труда при внедрении систем искусственного интеллекта, а также разрабатывается комплекс мер по их минимизации в контексте сформулированных авторами ранее философских принципов применения систем искусственного интеллекта для гражданского общества, политиков и частного сектора, направленных на предотвращение, снижение риска возникновения и эскалации угроз и проблем при применении систем ИИ на рынке труда. Это принципы прозрачности, ответственности, автономии, конфиденциальности, социальной справедливости и непричинения вреда человеку. Выделенные принципы могут служить этическим императивом, способствующим укрепление социальной сплоченности в эпоху бурного развития искусственного интеллекта.
В статье рассматриваются проблемы преподавания философии и фундаментальных научных дисциплин в системе высшего и среднего профессионального образования. Исходя из парадигмы целостного мировоззрения, активно развиваемой известным российским философом В. А. Балхановым, автор исследует проблемы фундаментализации образования, объявленной одним из важнейших направлений развития российского образования в начале века, но в действительности недостаточно реализуемой сегодня в образовательных организациях, в значительной степени ориентированных на цели и задачи прикладного образования. Опираясь на опыт развития российской высшей школы, на аргументы исследователей и практиков, автор приходит к выводу о необходимости и безальтернативности осуществления профессиональной подготовки современных специалистов на базе целого комплекса фундаментальных гуманитарных и естественных наук и философии как формы рационального мировоззрения.
Статья посвящена рассмотрению такого современного направления социально-философского анализа как техногуманизм с точки зрения обоснования его в качестве современного вида мировоззрения. В статье указывается, что техногуманизм может выступать как «новая форма гуманизма» на текущем витке научно-технического прогресса. Через технику и технологии у человека формируются возможности проявлять любовь к себе, своей природе, свободе и ответственности, самосовершенствованию. Сформированный в эпоху Возрождения классический гуманизм посредством техники и технологий возрождается в новом, неизученном еще, качестве. Техногуманизм как мировоззрение человека XXI в. захватывает все большее количество людей и получает распространение среди больших общностей. Также в статье рассматриваются возможные отдельные направления общей мировоззренческой системы техногуманизма. Выделено пять направлений: техносоциоцентризм, техноиндивидуализм, технонатурализм, технотрансцендентализм, технокоммунитаризм. Техносоциоцентризм ориентирует человека на ценности социального взаимодействия через научно-технический прогресс. Техноиндивидуализм формирует пространство для обращения к индивидуальной природе человека благодаря новейшим технике и технологиям. Технонатурализм создает предпосылки к возврату первозданного облика планеты Земля с использованием новейших технологий. Технотрансцендентализм показывает возможные выходы человека за границы материального благодаря таким технологиям. Технокоммунитаризм намечает перспективы построения утопического социального мира. Границы статьи не позволяют полностью представить каждое направление, но позволяют обозначить возможность их возникновения при должном академическом философском интересе.