В настоящее время педагогам, психологам, методистам, профессорам по всему миру необходимо работать над повышением качества образования, потому что от образования целого поколения зависит очень многое. Педагоги-практики утверждают, что качество технического образования в вузах можно повысить за счет использования современных, инновационных средств учебного процесса. Цель статьи - теоретически обосновать эффективность применения разработанной лексико-грамматической опоры в разноуровневых языковых группах студентов, где необходимо достигнуть единой цели, но не за счет количества заданий. Кроме того, приводится пример лексико-грамматической опоры и объясняется актуальность включения дополнительного материала в данную опору. В этой статье большое внимание уделяется тому, как вербальные опоры могут использоваться для поддержания интереса изучения языка путем обратной связи со студентами, в создании стимулирующей учебной среды, адаптированной к потребностям обучающихся. Результаты показали, что простая форма изложения позволяет любому преподавателю подобрать под свои учебные цели и задачи именно такой инструмент поддержки, что может благотворно влиять на моделирование образовательного процесса в высшей школе.
В статье рассматривается актуальная проблема поиска путей мотивации к обучению современных студентов образовательных организаций высшего образования. Условия информационного общества обусловливают необходимость трансформации системы обучения, поиска новых форм подачи учебного материала, способов формирования умений и приобретения практических профессиональных навыков. В качестве одной из таких форм авторы выделяют фиджитал-техно-логию, описывают примеры ее использования в образовательном процессе вуза, обозначая ее преимущества. Сделан вывод о том, что распространение фиджитал-технологий способно эффективно мотивировать не только студентов к обучению, но и преподавателей к их освоению и использованию.
Тема взаимосвязи богатства и принадлежности человека к какой-либо религии периодически поднимается в медиапространстве различными журналистами и аналитиками. Об отношении буддизма к занятию бизнесом и богатству широкой публике известно очень мало. Есть ли противоречие между духовностью и зарабатыванием денег с точки зрения Учения Будды?
В данной статье приводятся результаты внедрения подхода, учитывающего индивидуальные особенности обучающихся на уроках труда (технологии) при овладении предметными компетенциями. Анализируется результативность применения авторских индивидуализированных заданий, разработанных с учетом особенностей ведущей перцептивной модальности. Эффективность применения данного подхода в процессе обучения оценивалась посредством диагностики ряда показателей: уровня учебной мотивации, сформированности познавательной самостоятельности и уровня академической успеваемости учащихся. Представлено детальное обоснование изучаемой в рамках исследования проблематики: роль компетентностного подхода в современной системе образования и ее нормативной регламентации, предпосылки необходимости индивидуализации образовательного процесса, а также психофизиологические особенности протекания процесса восприятия у различных категорий обучающихся.
В период проведения теоретического исследования была организована следующая практическая реализация выводов: разработан комплект планов-конспектов уроков, включающих задания, нацеленные на учет индивидуальных характеристик ведущего канала обучающихся (аудиалы, визуалы, кинестетики); выполнен подробный анализ данных, полученных в ходе эмпирических исследований применения подхода; представлены и апробированы методические рекомендации по учету индивидуальных особенностей учащихся для педагогов и родителей. Сформулированы выводы о целесообразности применения индивидуализированного подхода на уроках труда (технологии) в 5-м классе.
В современных условиях руководители располагают достаточным арсеналом мотивационных средств. В статье рассматриваются современные инструменты мотивации персонала в быстро меняющихся повседневных обстоятельствах. Одной из главных проблем современных российских компаний является высокий уровень текучести кадров. Это актуально как для недавно созданных предприятий, так и для успешно действующих корпораций с высоким показателем эффективности. Наблюдения, опросы и тематические исследования показывают, что определенные инструменты обычно не пользуются популярностью. Основная причина заключается в том, что управляющие не до конца представляют себе их значимость и вообще их наличие. Если обратиться к мотивационным инструментам, то уместно заметить, что их рациональное применение может привести к переменам и способствовать дальнейшему совершенствованию управления самым важным ресурсом компании - ее персоналом. Понятие мотивации труда не так хорошо понимается за рубежом, как в России. В местной практике считается, что все россияне работают только за деньги. Понятно, что каждый гражданин работает ради материального вознаграждения, а не ради собственного удовлетворения. Однако материальные стимулы должны сопровождаться нематериальными стимулами. Некоторые теоретики в области мотивации утверждают, что все известные теории отражают научные явления, в то время как другие утверждают, что они охватывают все. Однако исследователи мотивации пришли к выводу, что универсальной и всеобъемлющей теории не существует, поскольку системы мотивации должны быть адаптированы к изменяющимся условиям организации, компании, общества, отрасли или глобальной экономики.
Политическая элита Восточной Сибири формировалась из назначенцев, уроженцев Европейской России, получивших образование и начавших карьеру в центре империи. Перед взором любого столичного назначенца на губернаторский пост в Восточную Сибирь, вне зависимости от временнóго периода, открывалась перспектива погружения в масштабный объем специфических проблем. Медицинские проблемы сохраняли свое постоянство в глубочайшем уровне отсталости. В парадигме рационального подхода рассмотрим инициативы регионального чиновничества в сфере «народного здравия», определим мотивационные установки представителей власти, направленные на медико-социальные изменения. Авторы выдвигают идею, что представители региональной власти рассматривали «народное здравие» с позиции рационального подхода, а личные качества выступали только дополнением к управленческим способностям.
Статья отражает результаты анализа профессионально-ориентированного речевого дискурса двух языковых личностей из разных социокультурных сред, но имеющих схожее образование и профессию. Анализ был направлен на выявление интегральных и дифференциальных признаков внутри фрагментов ценностной картины мира разных стран, ценностных доминант, детерминирующих речевое поведение данных языковых личностей. Сравнительный анализ высказываний, эксплицитно или имплицитно содержащих отрицания в рамках диалогических единиц, позволил нам описать функциональный диапазон речевых тактик и стратегий, соотношение задач прагматического характера с ценностными ориентирами, которые детерминируют специфику речевого и неречевого поведения говорящего, особенности мотивационной и аксиологической систем на разных уровнях общения в рамках профессиональной иерархии. Особое внимание уделяется эмоциональному фону, сопровождающему отрицания, и сравнительному анализу психоэмоциональных реакций на всех этапах исследования речевого дискурса говорящих. Для анализируемых личностей характерен девиантный тип поведения, интересный для анализа тем, что регулярно выходит за рамки нормы, тем самым демонстрирует нетипичный функциональный диапазон языковых средств в типичных коммуникативных ситуациях. В результате анализа был обнаружен ряд общих характеристик, таких как преданность профессии, защита личного пространства, уверенность в собственной правоте. Прибегая к схожим речевым тактикам и стратегиям, доктор Быков и доктор Хаус транслируют совершенно разные ценности. Доктору Хаусу присущ в большей степени индивидуализм, его мало волнуют проблемы и эмоции других. Доктор Быков, наоборот, ощущает ответственность за всех и за все, что происходит в его отделении, для него имеет значение не только собственная рефлексия, но рецепция внешнего мира, что свидетельствует о тесной корреляции индивидуальной и национальной картин мира.
В свете современных технологических и образовательных тенденций, где активное участие и мотивация обучающихся играют ключевую роль, геймификация и игрофикация выделяются как инновационные методы, направленные на стимулирование учебного процесса и повышение его эффективности. Предметом исследования являются игровые техники и практики, применяемые в образовательном процессе. Целью исследования является выявление значимости и роли геймификации и игрофикации в образовании. В статье представлен комплексный обзор концепций геймификации и игрофикации применяемых в образовательном процессе; приводятся определения понятий с установкой их отличительных черт; дается исторический обзор развития данных методик с практическими аспектами применения игровых механик в образовательных контекстах; разрабатываются рекомендации для интеграции игровых методик в образовательный процесс с целью повышения мотивации учащихся и общей эффективности обучения. Для выявления эффективности данных геймификации и игрофикации проводится экспериментальное исследование на запоминание английских слов уровня С1, позволяющее в количественном виде показать их результативность и эффективность. В работе выделяются основные игровые механики, такие как «достижения», «награда за компетентность», «большая идея» и «планирование»; определяется их роль в достижении различных образовательных целей. Особым вкладом авторов исследования является систематизация и выявление основных правил внедрения игрофикации в образовательный процесс, таких как: образовательная ценность, интеграция в образовательную программу, структурированность, баланс между образовательной и развлекательной функциями игры, интерес, командная работа, индивидуальный подход, оценка результатов. В заключении подчеркивается значимость интеграции игровых механик в образовательный процесс, которые не только способствуют эффективному усвоению знаний, повышению мотивации, вовлеченности и заинтересованности обучающихся, но и делают процесс обучения более разнообразным и увлекательным, стимулируя творческое мышление, развитие профессиональных умений и навыков, а также обеспечивая активное взаимодействие обучающихся и преподавателей в образовательной среде.
Жизнь человека в современном мире не представляется без знаний иностранного языка, необходимого как для личных целей, так и для профессионального роста. Структура и временные рамки урока не позволяют в полной мере осуществить достижения главной цели обучения иностранным языкам - формирования коммуникативной компетенции. Существенным подспорьем на пути реализации данной цели является преемственное сочетание урочной и внеурочной деятельности. Цель данной статьи - показать возможности внеклассной работы для достижения наилучшего результата в обучении иностранному языку и осуществления межпредметных связей в обучении. Актуальность темы обусловлена тем, что в работе подробно рассматриваются принципы организации внеклассной деятельности по иностранному языку, соответствующие целям и задачам иноязычного образования; большое внимание уделяется формированию положительной мотивации в обучении. Внеклассная работа обеспечивает сплочение коллектива в ходе неформального общения при подготовке проведения праздников, фестивалей, совместной работе над проектами. При такой форме работы у обучающихся пропадает страх говорения и допущения речевых ошибок, что способствует совершенствованию речевой практики.
Статья посвящена теоретическому анализу роли конкурсной деятельности как инструмента самореализации иностранных учащихся на этапе довузовской подготовки. Актуальность исследования обусловлена ростом числа иностранных студентов в России (более 350 тыс. человек в 2023 г. по данным Министерства науки и высшего образования РФ) и необходимостью разработки педагогических стратегий, способствующих их интеграции в образовательное пространство через активизацию личностного и профессионального потенциала. В работе синтезируются ключевые концепции самореализации, включая теорию социального интереса А. Адлера и деятельностный подход К. А. Абульхановой-Славской, а также современные исследования мотивации (Е. Н. Легочкина) и межкультурной адаптации (Д. Н. Литвинова). Авторы раскрывают механизмы влияния конкурсных форматов на формирование академической, социальной и творческой идентичности учащихся, подчеркивая их роль в преодолении языковых барьеров, снижении ситуативной тревожности и развитии профессионального самоопределения. Теоретическая значимость работы заключается в систематизации педагогических принципов интеграции конкурсной деятельности, таких как: а) сочетание соревновательности и кооперации для баланса между мотивацией и сотрудничеством; б) ориентация на культурный плюрализм через проекты, соединяющие традиции стран учащихся и принимающего общества (например, межкультурные фестивали, хакатоны, квесты и др.). Практическая ценность исследования выражена в разработке рекомендаций по внедрению интерактивных методов. Например, использование геймифицированных форматов (онлайн-марафоны и др.) для повышения вовлеченности, внедрение тьюторской поддержки при подготовке конкурсных работ. Статья служит основой для дальнейших эмпирических исследований, направленных на оптимизацию образовательных траекторий иностранных учащихся в условиях глобализации высшей школы.
В статье представлены результаты исследования, целью которого является изучение особенностей развития интеллектуальной одарённости студентов в рамках деятельности студенческого научного сообщества. Рассматриваются вопросы проявления отдельных свойств психики, совокупно обеспечивающих развитие интеллектуальной одарённости у студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью в период их участия в работе студенческого научного сообщества. Данные, собранные из научных публикаций в электронных базах (Российская государственная библиотека, eLibrary, Web of Science и Scopus), служат основой для анализа теоретических аспектов рассматриваемой проблемы. Результатом исследования стало выявление у студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью в студенческом научном сообществе, уровня развития личностных характеристик, совокупно обеспечивающих степень проявления интеллектуальной одарённости в процессе её развития, признаков наличия как потенциальной, так и актуальной интеллектуальной одарённости, различающихся по степени выраженности. Установлена связь между личностными характеристиками, уровнем мотивации к научно-исследовательской деятельности и проявлениями интеллектуальной одарённости, что позволяет рассматривать участие в научном сообществе как фактор, способствующий её актуализации и развитию. Полученные данные легли в основу практических рекомендаций, направленных на поддержку интеллектуальной одарённости студентов и повышение эффективности деятельности студенческих научных обществ.
Предметом данного исследования являются особенности проявления самодетерминации и ее взаимосвязи с контролем поведения у студентов первого и третьего курсов. Авторы подробно рассматривают теоретические основы самодетерминации в рамках теории Деси и Райана, включая базовые психологические потребности (автономия, компетентность, принадлежность). Особое внимание уделяется сравнительному анализу показателей самодетерминации и поведенческого контроля у студентов разных курсов. Авторы исследуют, как изменяются эти показатели в процессе обучения, и выявляют статистически значимые различия между группами. Показано, что студенты первого курса демонстрируют более высокий уровень автономии и волевого контроля, в то время как у третьекурсников наблюдается повышенная тревожность при совершении ошибок. Особый акцент делается на выявленных корреляциях между автономией и эмоциональным контролем, а также между тревожностью и чувством принадлежности. Эти результаты имеют важное значение для понимания психологических механизмов адаптации студентов к учебному процессу. Выборку исследования составили 41 студент в возрасте от 17 до 21 года. Психологические методики: Шкала удовлетворения базовых психологических потребностей (M. Gagne), опросник Контроль поведения (Е. А. Сергиенко и др.) и Шкала направленности мотивации при совершении ошибки (K. Schell). Методы математической статистики: критерий Манна-Уитни и корреляционный анализ Спирмана. Новизна исследования заключается в комплексном изучении связи между уровнем самодетерминации, контролем поведения и отношением к совершаемым ошибкам у студентов первого и третьего курсов. Впервые выявлены различия в проявлении автономии, компетентности и принадлежности у первокурсников и третьекурсников, а также установлены их корреляции с эмоциональным и волевым контролем. Основными выводами проведенного исследования являются: у студентов первого курса показатели автономии и волевого контроля выше, чем у третьекурсников, что может быть связано с адаптацией к учебной среде; уровень самодетерминации коррелирует с эмоциональным контролем и мотивацией при совершении ошибок, но не зависит от возраста студентов; выявлена обратная связь между автономией и тревожностью по поводу ошибок, что подчеркивает важность развития самодетерминации для снижения стресса. Результаты исследования могут быть использованы для разработки стратегий поддержки студентов в процессе обучения.