В одном из прошлых выпусков «Метаморфозиса» опубликована статья, посвященная памяти московского художника-урбаниста Евгения Ивановича Куманькова. Новый очерк посвящен истории жизни его сына - Антона Евгеньевича - который также, как и отец, связал свою жизнь с живописью. О сложной судьбе и непростом творческом пути Антона Евгеньевича рассказывает его брат - Никита Покровский.
В статье рассматривается мнемоническая составляющая поэзия Вяч. Иванова. Использование мотивов и темы памяти продиктовано твердой убежденностью поэта и ученого в существование единого источника лирики, генетически связанного с прадионисийством - культовой праосновой всех видов искусств, включая поэтическое. Представление темы памяти, исходящей из данной теоретической установки, не выглядит поэтому второстепенным приемом, а, скорее, является методом духовного самопознания, проникновения в тайны мира, жанровое воплощение которых происходит слиянием лирического «я» с общей мнемонической организацией бытия. А так как память есть одновременно и неотъемлемый атрибут, и предикат мироздания, объединяющий времена, эпохи, стили, жанры, идеи, то в ракурсе индивидуальной реализации она и осуществляет частную проекцию универсальной (космической) идеи творения и преображения мира, проводником которой становится поэт. Как онтологическая первооснова и стихия, а также творческая функция память включается в поэтический текст как структурный компонент. В лирике Вяч. Иванова мнемоническая поэтика имеет ту особенность, что на нее оказывает существенное влияние выдвинутая автором теория генезиса поэтического искусства. Обращенная к доисторическим (мифоритуальным) истокам, она справедливо полагает в качестве первоначального состояния искусства синкретизм, характеризующийся нерасчлененностью родов и видов, целостным восприятием мира, где еще отсутствует рефлексивное мышление, отвечающее за классификацию литературных объектов, за которой так или иначе следует творческая активность поэта. Жанрово-родовой синкретизм и мифопоэтика, мнемонически ориентированные, напротив же, ставят знак тождества между поэтом и поэзией, определяют позицию лирического субъекта как имперсональную в своей сущности, стремящуюся преодолеть индивидуацию и соединиться с соборным человеческим началом, а также руководят жанровым сознанием автора, опирающимся, с одной стороны, на устоявшуюся в традиции номенклатуру мнемонических жанров, с другой же, модифицирующим ее.
В ноябре 2024 г. скончалась профессор Пермского университета, доктор биологических наук Лидия Григорьевна Переведенцева. Ее жизнь была ярким примером преданности науке и педагогике.
Лидия Григорьевна родилась в пос. Новоильинский Нытвенского р-на Пермской обл. 27 декабря 1948 г. Там же в 1966 г. закончила среднюю школу № 7 с золотой медалью, поступила в Пермский государственный педагогический институт (факультет биологии и химии), в 1971 г. окончила его, получив диплом с отличием. Обучалась в очной аспирантуре в Институте экологии растений и животных УрО АН СССР (г. Свердловск, 1975–1978 гг.). В 1999 г. она получила степень доктора биологических наук по специальности 03.02.12 – микология в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. Тема ее докторской диссертации – «Биота и экология агарикоидных базидиомицетов Пермской области».
С 1971 г. Лидия Григорьевна работала (с перерывом на период обучения в аспирантуре) ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, профессором на кафедре ботаники Пермского государственного педагогического института, a в 2003 г. она стала профессором кафедры ботаники и генетики растений Пермского государственного университета.
Настоящее исследование направлено на анализ и сопоставление когнитивных профилей при расстройствах различного генеза: эндогенного, представленного случаями шизофрении, и экзогенного, обусловленного употреблением новых психоактивных веществ (НПВ), преимущественно синтетических катинонов и каннабиноидов. Объектом изучения являются особенности нарушений когнитивной деятельности, проявляющиеся в таких функциональных областях, как память, внимание и мышление. Исследование предполагает выявление различий в структуре, выраженности и потенциальной устойчивости этих нарушений, что приобретает особую значимость в контексте современной дифференциальной диагностики. Сравнительный анализ когнитивных характеристик при состояниях различного происхождения позволяет не только уточнить представления о закономерностях их формирования, но и заложить основы для индивидуализированного подхода к восстановлению когнитивных функций в рамках реабилитационной терапии, с учётом специфики нарушений в каждой из групп. Использовались шкала BACS, таблицы Шульте, методика «Исключение лишнего» и субтест «Недостающие детали» теста Векслера. В работе представлены систематизированные различия когнитивных характеристик пациентов с шизофренией и НПВ-индуцированными психозами. Установлено, что при шизофрении преобладают нарушения в области семантической обработки, вербальной памяти и устойчивого внимания, отличающиеся стабильностью. В группе НПВ-психозов доминируют регуляторные и исполнительные дефициты, включая ослабление произвольного контроля, снижение объёма рабочей памяти и ситуативные ошибки мышления. Эти нарушения, в отличие от шизофренического профиля, характеризуются большей лабильностью. Полученные данные уточняют представления о когнитивной организации психотических состояний разного происхождения и могут быть использованы в практике дифференциальной диагностики, а также при построении индивидуальных программ когнитивной коррекции. Несмотря на различия, обе группы показывают сходные трудности в гибкости мышления и внимании, что может затруднять дифференциацию в остром периоде. Выявленные профили позволяют точнее разграничивать психозы различного генеза и служат основой для построения индивидуализированных программ когнитивной коррекции с учётом специфики нарушений в каждой группе.
Данное исследование посвящено анализу изменений спектральной мощности основных корковых ритмов (дельта: 1-4 Гц; тета: 4-8 Гц; альфа: 8-13 Гц; бета: 13-30 Гц; гамма: 30-50 Гц) у здоровых взрослых участников при выполнении теста вербального обучения Рея (RAVLT). Особое внимание уделяется топографическому распределению и динамике этих ритмов на этапах заучивания слов из вербального списка, введения интерферирующего списка, а также при немедленном и отсроченном воспроизведении материала. Исследование направлено на выявление нейрофизиологических маркеров начального кодирования, автоматизации запоминания, механизмов преодоления интерференции и процессов системной консолидaции долговременной памяти. Полученные данные призваны уточнить временную организацию мнестических процессов и спектральные индикаторы когнитивной нагрузки, что может способствовать развитию диагностических и реабилитационных методик для оценки и коррекции вербальной памяти. В исследовании участвовали 60 здоровых испытуемых (18-44 лет), не имевших неврологических и психических расстройств. ЭЭГ регистрировалась по 19 каналам (система 10-20) с использованием энцефалографа «Мицар-202». Спектральный анализ проводился методом Вэлча, применялось логарифмирование мощности. Статистическая обработка включала RM-ANOVA с поправкой Холма (α = 0,05). Изучение нейрофизиологических маркеров памяти и механизмов интерференции приобретает особую значимость в контексте оценки когнитивных нарушений. Оценка энцефалографических ритмов, сопровождающих процессы запоминания, интерференции и воспроизведения информации, позволяет глубже изучить механизмы перераспределения когнитивных ресурсов и оценить роль функциональной организации ритмов при реализации мнестических задач. Полученные результаты демонстрируют статистически значимые различия в мощности ЭЭГ-ритмов в зависимости от этапа выполнения теста RAVLT. Альфа- и бета-синхронизация связаны с активной переработкой информации и произвольным вниманием, в то время как снижение низкочастотных ритмов указывает на преодоление интерференции. Наблюдаемая динамика ритмов подтверждает функциональную специализацию корковых областей при выполнении вербальных задач различной сложности. Экспериментальные данные дополняют представления о временной и пространственной организации мнестических процессов и могут использоваться для оценки состояния когнитивных функций в клинической практике.
Предметом исследования выступает рассмотрение художественно-выразительных качеств Триумфальной арки Астрахани и выявление особенностей её скульптурных рельефов. Объектом исследования является изучение вопросов сохранения исторической памяти средствами монументального искусства. Цель исследования: изучить Триумфальную арку Астрахани с позиции её художественных особенностей и репрезентативных возможностей в деле сохранения исторической памяти. Теоретической базой исследования служат труды Л. П. Репиной, Л. Н. Мазур о вопросах формирования исторической памяти; Е. О. Романовой об исторической памяти в современном монументальном искусстве; Г. И. Панксенова о методах и приёмах монументально-декоративного искусства; В. С. Поплавского, Тюхменевой Е. А. о репрезентативных возможностях триумфальных арок; О. П. Вороновой о скульптуре и скульптурном рельефе; В. М. Викторина, А. С. Маркова, которые являются ведущими историками Астраханского региона. В статье применяются такие методы исследования, как общенаучный метод (анализ исторического и логического), историко-архитектуроведческий подход в исследованиях, искусствоведческие методики, связанные с иконографическим подходом и методом визуального осмотра. Также проводилась работа с историческими справками и другими документами. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые рассмотрены художественно-выразительные качества Триумфальной арки Астрахани и особенности её скульптурных рельефов. В результате исследования можно сделать вывод, что триумфальная арка Астрахани, являясь достойным образцом синтеза архитектуры и скульптуры, выступая целостной художественной структурой, обладает богатыми репрезентативными возможностями в деле сохранения исторической памяти и культурного наследия астраханского края. Практическая значимость исследования состоит в определённом вкладе в деле сохранения исторической памяти и культурного наследия, а также в создании общей картины развития архитектуры Астрахани. Содержание и выводы данной работы будут использованы в педагогической деятельности для усовершенствования образовательного процесса. Материалы статьи будут представлены на общественных обсуждениях и в научных дискуссиях.
В статье рассматриваются практики почитания икон среди старообрядцев в условиях антирелигиозной политики СССР и их трансформации после окончания религиозных преследований. Основными источниками являются результаты этнографических наблюдений и воспоминания, записанные с 2008 по 2023 год среди старообрядцев Северо‑Западного Причерноморья и переселенцев из этого региона в Россию. В статье уделяется внимание роли икон в осмыслении религиозного опыта, трансляции представлений о своей вере, регламентации взаимодействия с иконой в разных контекстах. В условиях антирелигиозных кампаний почитание икон переносится в безопасное и скрытое от внешнего окружения пространство, а наиболее значимым для верующего, судя по материалам интервью, становится проживание религиозного опыта и знание о присутствии сакрального в домашнем пространстве. После окончания религиозных преследований формулируются новые правила, позволяющие более свободное расположение икон в доме, что уже не воспринимается как нарушение традиционных предписаний. Среди актуальных правил, регламентирующих организацию пространства около икон, встречаются запреты помещать кровать под божницей, размещать рядом с ней зеркало, класть на божницу мобильные телефоны, размещать в переднем углу / под иконой / напротив иконы телевизор и др. Важной функцией домашних икон является сохранение памяти о прошлом. За выбором наиболее почитаемых образов стоят значимые для семейной истории события, нередко связанные с преодолением трудного прошлого, что особенно ярко проявляется в традиции «служить праздник» / «брать праздник в дом», то есть устанавливать обетный праздник, который далее передается из поколения в поколение.
Цель исследования - выявить на примере обучения грамматической стороне иноязычной речи дидактический потенциал использования приемов мнемотехники в практике преподавания немецкого языка. Вопрос о том, как облегчить процесс восприятия, запоминания, долговременного хранения и успешного воспроизведения новых знаний, получает особую актуальность в современном технологичном и перегруженном информацией мире и ставит перед преподавателями задачу, связанную с поиском новых и эффективных методов преподавания, способствующих активизации процессов памяти обучающихся. В рамках данного исследования отдельное внимание уделяется феномену человеческой памяти, проводится анализ теоретических моделей рабочей памяти, затрагивается работа визуальных, слуховых и прочих каналов восприятия информации. Предлагаемые в работе приемы мнемотехники построены в том числе с опорой на указанную выше модель памяти. Приемы мнемотехники понимаются как особый педагогический инструмент, призванный облегчить процесс овладения иностранным языком на всех этапах его изучения. В ходе исследования и с опорой на научно-методическую литературу выделяются основные этапы мнемического запоминания, а также дается классификация мнемотехнических приемов в целом. Выделены мнемотехнические приемы, наиболее эффективные для обучения грамматическому строю немецкого языка: интеллект-карты, квази-слова, рифмизация, создание образов, символов, работа с ассоциациями и пр. В статье изложен алгоритм работы с приемами мнемотехники, приводятся примеры их использования. Возможности внедрения данного педагогического инструмента в процесс преподавания анализируются во взаимосвязи с процессами памяти. Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования изложенных в работе приемов в практике преподавания немецкого языка.
В статье рассмотрены ранние делопроизводственные практики городского суда Реймса, зафиксированные в древнейшем из городских картуляриев - составленном в XIV в. кодексе, названном позднее «Красной книгой». «Красная книга» начинается с фрагментов Евангелий и включает городскую хартию 1182 г. - «Вильгельмину», ордонансы, записи обычаев, соглашения, списки должностных лиц, разнообразные финансовые документы. Почти две трети ее объема занимают решения городского суда XIIIXIV вв., целенаправленно отобранные для этого кодекса, однако их систематизация или унификация формата записей при этом не проводились. Датируемые по годам краткие записи о рассмотренных эшевенами в XIII - начале XIV в. делах и вынесенных ими решениях содержат разнообразные сведения о повседневной жизни горожан и представляют большой интерес для истории Реймса и истории городского управления. На примере булочников автор отдельно останавливается на отсутствии дел, связанных с повторными нарушениями профессиональных предписаний.
Актуальность определяется возможностью оценки параметрических показателей памяти как полимодального когнитивного, познавательного процесса у юных спортсменов, занимающихся игровыми видами спорта (водное поло), в зависимости от спортивного периода. Цель - оценить объем различных видов памяти юных ватерполистов в условиях соревновательного периода. Материалы и методы исследования. Применялись бланковые вербализированные, визуализированные методики оценки параметров памяти, методики опосредованного запоминания: память на числа (слуховая, зрительная); пиктограммы, двигательный ряд. Результаты и их обсуждение. Определены объемные показатели оперативной слуховой, зрительной, ассоциативной, двигательной памяти в тренировочный период (8,43 ± 1,1; 8,80 ± 1,11; 4,19 ± 1,4; 44,12 ± 2,41) и в период соревнований (7,39 ± 1,2; 7,54 ± 1,7; 13,63 ± 1,5; 53,27 ± 3,01). Выводы и заключение. Оценка кратковременной памяти косвенно отражает нарушение психической работоспособности спортсменов, что может быть доминирующим признаком генерализированного утомления как реакция на стресс-фактор периода соревнований. При отсутствии адекватного восстановления это состояние иррадирует на показатели физической работоспособности (точность броска, техника упражнения, повышение сухожильных рефлексов, адинамия, апатия), снижая индивидуальную эффективность спортсмена.
Представленное исследование рассматривает микрообучение как метод, позволяющий повысить эффективность обучающей деятельности на занятии по иностранному языку. Актуальность исследования обусловлена возрастающим социальным запросом на новые методики в области иноязычного обучения, что объясняется всеобщей цифровизацией и технологизацией образования и общественной жизни. Влияние этих процессов неизбежно сказывается на количестве потребляемой информации, а также характере обработки данных и взаимодействия с ними. В связи с этим цель исследования представляет рассмотрение микрообучения с позиции того, как его применение воздействует на когнитивную сферу обучающихся: внимание, концентрацию и память. Понимание того, как работают названные механизмы, позволяет грамотно использовать метод микрообучения на уроке по иностранному языку и, как следствие, повысить общую продуктивность обучающихся и сформировать осознанный подход к учебному процессу. Для проведения исследования применялись методы систематического и традиционного описательного литературного обзора с последующим качественным анализом данных. Материалы исследования представлены научно-методическими статьями из периодических изданий, а также методическими пособиями и рукописями российских и зарубежных авторов. Для проведения исследования также привлекались теоретические и эмпирические научные исследования, опубликованные в изданиях, рецензируемых Scopus. Исследование показало, что микрообучение формирует высокую концентрацию внимания у обучающихся при выполнении заранее определённых учебных задач. Регулярное применение метода на уроках по иностранному языку способствует развитию у студентов способности переключаться в режим повышенной концентрации. Анализ подтвердил, что микрообучение наиболее эффективно в качестве дополнительного метода, интегрированного в уже существующую учебную программу и применяемого совместно с традиционными методиками обучения иностранным языкам, такими как коммуникативная методика, лексический подход и др. Полученные результаты представляют особую важность для педагогов с методической точки зрения и дополняют уже имеющуюся теоретическую базу исследований, посвящённых микрообучению как самостоятельной методике в контексте иноязычного образования.
В статье анализируются материалы районной газеты «Колхозни правда» (Колхозная правда - русск.), фронтовые письма чеченцев - жителей с. Ачхой-Мартан ЧИАССР, демонстрирующие их человеческие и духовно-нравственные качества, патриотизм, любовь к Родине, ненависть к фашизму, стойкость и мужество в деле защиты Отечества.