В статье излагается взгляд на релятивистскую составляющую психоаналитических концепций Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга. В данном контексте обращается внимание на изначально негативное, но при этом входящее в противоречие с базовыми установками данного направления отношение к релятивизму основателя психоанализа. Высказывая мнение, что постулирование наличия скрытой части психической системы значительно расширило область применения психиатрии и психологии и релятивизировало понимание «душевных расстройств», автор вместе с тем утверждает, что, оставаясь преданным ключевой позитивистской установке, Зигмунд Фрейд последовательно отвергал все прочие, кроме науки, методы познания, считая их спекулятивными и потому не заслуживающими доверия. Отношение Фрейда к релятивизации научной истины сравнивается в статье с позицией Юнга, который, последовательно преодолевая мировоззренческие рамки классического психоанализа, по мнению автора, стал тем, кто продолжил развитие идей его основателя в их естественном направлении. В частности, как глубоко релятивистская по духу автором характеризуется ключевая юнговская концепция коллективного бессознательного, поскольку принцип его действия - материализация автономного содержания в явлениях самого различного рода - фактически подразумевает такое мироустройство, в котором и роль человека, и его возможности весьма относительны. Автор также высказывает мысль о том, что принципы проявления коллективного бессознательного по Юнгу базируются на релятивистском понимании пространственно-временного фактора, тогда как акаузальный характер проявлений автономного содержания подразумевает деабсолютизацию представлений о времени и пространстве; на этой основе делается вывод о взаимопроникновении концептуальных установок аналитической психологии и релятивистской физики (теории относительности и квантовой механики).
Одним из важнейших факторов, определяющих состояние правоохранительной системы, является характер ценностных ориентаций сотрудников органов правопорядка. В свою очередь, характеристики социального мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России определяют тенденции и перспективы развития органов внутренних дел. В статье представлены результаты всероссийского социологического исследования характеристик мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России. Авторы рассматривают особенности ценностных ориентаций и деятельных установок курсантов, а также влияние фактора социальной стратификации на распределение ценностных ориентаций курсантов.
В настоящей статье исследуется технология формирования профессионального мировоззрения курсантов образовательных организаций МВД России. Объектом исследования выступает процесс профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в вузах МВД России, предмет исследования - методы, средства и педагогические условия, способствующие становлению их профессионального мировоззрения. Целью исследования является разработка и научное обоснование технологии формирования профессионального мировоззрения курсантов вузов МВД России. Автор подробно рассматривает этапы технологии, которые включают: диагностику уровня профессионального мировоззрения курсантов; разработку образовательной программы, которая включает теоретические занятия, практические задания и тренинги; интеграцию практических стажировок и оценку результатов, что позволяет зафиксировать достигнутые изменения в профессиональном мировоззрении. Приведены педагогические условия и даны рекомендации, которые будут способствовать успешной реализации предложенной технологии формирования профессионального мировоззрения курсантов МВД России. Особое внимание уделяется интеграции теоретической подготовки с практической деятельностью, влиянию воспитательной работы и служебного опыта на развитие профессионального мировоззрения, а также практико-ориентированным методам подготовки курсантов, поскольку профессиональное мировоззрение формируется в деятельности. В заключении автор делает выводы о необходимости комплексного подхода к формированию мировоззрения курсантов, сочетающего образовательные, воспитательные и практические компоненты. Автор применяет комплексную методологию, основанную на системном, деятельностном и личностно-ориентированном подходах; использует теоретические (анализ научной литературы, систематизация, моделирование) и эмпирические (экспертные оценки, наблюдение) методы исследования. Новизна исследования заключается в систематизации и уточнении ключевых компонентов профессионального мировоззрения курсантов вузов МВД России, разработке теоретически обоснованной модели формирования профессионального мировоззрения, интегрирующей этапы образовательного процесса и педагогические условия эффективной реализации. Особым вкладом автора в исследование темы является: выявление специфических педагогических условий, способствующих формированию профессионального мировоззрения, а также разработка критериев оценки сформированности профессионального мировоззрения, включая устойчивость ценностных ориентаций, готовность к принятию решений в нестандартных ситуациях и уровень правосознания. Предложена система наставничества как механизм сопровождения профессиональной адаптации выпускников, что расширяет традиционные подходы к подготовке сотрудников правоохранительных органов. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования учебных программ и методик подготовки курсантов вузов МВД России.
Введение. В статье рассмотрены теоретические аспекты соотношения понятий «цивилизация», «идеология», «мировоззрение». Показаны мировоззренческие аспекты цивилизационного анализа общества. Теоретический анализ. Аргументируется методологическая и теоретическая возможности создания новой концепции цивилизационного развития и предлагается вариант взаимной дополнительности стадиальной и циклической моделей цивилизационного процесса. Это представляется оптимальным вариантом осмысления на мировоззренческом уровне природы и перспектив российской цивилизации. Подчеркивается, что при всем значении традиций и опыта истории концепция цивилизации должна быть ориентирована на исследование проблемного поля современного общества, его будущего и перспектив развития. Рассматривается возможность использования концепта «другой Европы» для характеристики специфики российской цивилизации. В рамках предлагаемой теоретической позиции изучены некоторые особенности российского цивилизационного развития.
Заключение. Определена перспектива разработки новой концепции цивилизационного развития России, интегрирующая в себе потенциал новых «гибридных» идеологических конструктов, которые будут ей соответствовать и выражать социальные интересы большинства общества.
Введение. Статья посвящена методологическим вопросам формирования мировоззрения универсализма, исключающим редукцию единого, целого, многого и части друг к другу. Ограниченные, односторонние типы мировоззрений холизма, меризма и генологического типа допускают такую редукцию, исключая выбор оптимального, устойчивого со-развития природы, общества и человека.
Теоретический анализ. Проводится компаративный анализ мировоззренческо-методологических установок холизма, меризма и единоцентризма с целью выявления их редукционистских крайностей. В качестве их замены предлагается новый вариант мировоззрения универсализма (постхолизм), формируемый методологическими средствами, исключающими абсолютизацию единого, целого или частей. Основными такими средствами позиционируются понятие «единое целое в единичной части», процедура «гармонической конвергенции» и принцип «нонредукционизма», которые обеспечивают тенденцию к сплавленности смыслового содержания понятий единого, целого, единичного, уникального.
Заключение. Формулируется вывод о том, что, благодаря данным инструментам, мировоззрение постхолизма способно нивелировать методологические недостатки холизма, механицизма, элементаризма, индивидуализма, генотеизма и других мировоззренческо-методологических платформ. Это позволяет осуществить соразмерное взаимодействие в ходе развития единого (фундаментальных законов бытия), целого (общества) и части (человека).
В статье освещается акцентированная Карлом Ясперсом проблема сохранения исторического человечества, анализируются современные геополитические и психологические риски, способные деформировать культуры как многоуровневые системы ценностей и исказить их передачу между поколениями. Для аналитического рассмотрения уровней и путей развития культур человечества на передний план выдвигаются освещённые в современном философско-психолого-политическом дискурсе Кеном Уилбером модель структур сознания Жана Гебсера, включающая в себя архаический, магический, мифический, рациональный и интегральный уровни, а также связанная с нею модель этики заботы Кэрол Гиллиган, описывающая эгоистический, этноцентрический и мироцентрический уровни. В статье предметом анализа выступает текущий декларируемый и воплощаемый в жизнь политическим руководством США и России статус западной и российской культур-цивилизаций, рассматриваются и выявляются ключевые геополитические и идеологические факторы, способные эволюционно или инволюционно повлиять на развитие западной и русской культур-цивилизаций. Методологической основой исследования выступает сравнительный анализ, в котором на основании рассмотрения моделей структур сознания, предложенных Гебсером, Гиллиган и Уилбером, производится оценка и сопоставление текущих статусов и направлений изменений декларируемых и утверждаемых ценностей Запада и России в контексте настоящих геополитических процессов. Научная новизна исследования заключается в комплексном сведении и компаративном рассмотрении философских взглядов на культуры как многоуровневые системы ценностей, отражённых в трудах Ясперса, Гебсера, Гиллиган и Уилбера, с привлечением в качестве предмета исследования текущего состояния западной и русской культур в их политическом выражении. В статье сделаны выводы о будущности человеческих культур, о факторах, влияющих на их гармонический рост и интегральное взаимодействие, о причинах, приводящих к противостоянию и вырождению культур. Обозначена проблема сохранения исторического человечества и предложено решение в виде укрепления культур как систем ценностей через глубоко трактуемое понятие традиции, которую предлагается рассматривать и применять в качестве основного средства сохранения и передачи между поколениями наследуемого и совершенствуемого культурного опыта на всех уровнях сознания, присущих соответствующим культурам-цивилизациям.
В статье рассматривается актуальное состояние проблемы обеспечения когнитивной безопасности российского общества. Научную новизну рассматриваемых вопросов определяют предложенные авторами классификация когнитивных угроз и возможные направления их реализации через создание и продвижение соответствующих субкультур как оснований для разработки психологически адекватных механизмов противодействия данным угрозам. В работе сформулировано представление о сущности психологического инструментария когнитивной войны как переформатировании смыслов, формирующих системообразующие элементы этнической картины мира на уровне второй сигнальной системы. Авторами рассмотрено содержание общественных идеологем на различных этапах отечественной истории, сделаны выводы о приоритетности деятельности органов государственной власти, руководства силовых ведомств, научного и медийного сообщества, общественных организаций по формированию мировоззренческих ценностей в условиях активизации негативного информационно-психологического воздействия деструктивных сил.
Объектом данного исследования выступает мировоззрение известного дореволюционного публициста, мыслителя и общественного деятеля Михаила Осиповича Меньшикова. Предметом исследования является проблема влияния позитивизма на систему взглядов М. О. Меньшикова о сущности и природе религии. В существующих ныне исследованиях говорится о не стабильности его религиозных взглядов, иногда об их противоречивости на разных этапах его жизни. Также отмечается существенное влияние на мировоззрение Меньшикова позитивизма, одного из значимых культурных направлений XIX века. Однако этот вопрос не имеет детального рассмотрения: в чем конкретно проявилось это влияние, насколько оно было абсолютным. Соответственно, целью нашего исследования становится рассмотрение взглядов Меньшикова о религии с точки зрения их идейных истоков в позитивизме. Материалом исследования выступают ранние дневниковые записи Меньшикова, которые на данный момент не опубликованы и не изучены в подобном контексте. Методологическая база исследования включает как общенаучные (анализ, синтез, сравнение обобщение, каузальный и др.), так и частнонаучные методы (герменевтический, биографический и сравнительно-исторический анализ). Их совокупность направлена на объективное изучение преемственности идей с учетом биографии Меньшикова и исторического контекста, в рамках которого писались личные рассуждения Меньшикова. Научная новизна исследования заключается в выявлении и описании непосредственного влияния позитивизма на мировоззрение Меньшикова в целом и на его представление о религии в частности. Сравнение смысловых структур высказываний мыслителя о религии с ключевыми принципами позитивистов XIX века позволяет заключить, что преемственность идей позитивизма имеет частичный характер. Осмысление религии им строится на бинарном пересечении позитивистских и рационалистических принципов. С одной стороны, Меньшиков, как и многие позитивисты, отказывается от метафизического понимания сущности религии. Он призывает перепроверять ее систему взглядов эмпирическими и точными науками. Но с другой - оставляет за дедуктивным методом решающее значение в сущностном познании. Также принцип эволюционизма сопровождается непринятием агностицизма, который был тогда свойственен позитивистской философии. Это ставит его взгляды в данном вопросе в оппозицию позитивизму.
Статья посвящена изучению мировоззренческих оснований межпоколенческих конфликтов в современном российском обществе. Исследование фокусируется на анализе ценностных ориентаций четырех поколенческих когорт: поколения Z (18-24 лет), миллениалов (25-39 лет), поколения X (40-59 лет) и беби-бумеров (60 лет и старше). Основное внимание уделяется изучению отношения представителей разных поколений к базовым культурным универсалиям российского общества, включая семейные ценности, историческую память, отношение к труду, справедливости и моральным нормам. Особый акцент делается на анализе моральных универсалий по концепции Ш. Шварца и Дж. Хайдта: установок на сострадание и заботу, внутригрупповую лояльность, уважение к авторитету, представлений о чистоте и святости, а также понимания честности и справедливости. Рассматривается специфика российского контекста, характеризующегося одновременным сосуществованием представителей четырех-пяти поколений в условиях ускоряющихся социальных трансформаций, цифровизации и глобальных кризисов. Эмпирической базой служат результаты двух всероссийских репрезентативных опросов 2023 и 2024 годов (по 1600 респондентов каждый, погрешность ±2,45%), дополненных фокус-групповыми дискуссиями и анализом данных социальных сетей. Применялась стратифицированная выборка по возрастному и региональному критериям. Обработка данных осуществлялась с использованием статистического пакета SPSS. Проведен комплексный анализ межпоколенческих различий через призму моральных универсалий с применением концептуального аппарата современной психологии морали. Установлено существование устойчивого ядра российских культурных универсалий, объединяющих все поколения вокруг ценностей семьи, мира и исторической памяти, что существенно снижает конфликтный потенциал межпоколенческих отношений. Выявлена специфическая модель «символического фрондерства» российской молодежи, проявляющаяся в потребности психологической автономии при сохранении базовой лояльности к институтам власти. Обнаружены наиболее проблемные зоны межпоколенческих различий: отношение к авторитету, традиционной морали и сексуальной свободе. Молодые поколения демонстрируют значительно большую толерантность к индивидуальному выбору и меньшую склонность к нормативному конформизму. Зафиксирована амбивалентность российского сознания в вопросах справедливости, проявляющаяся в одновременной поддержке принципов меритократии и социального равенства. Результаты указывают на селективный, а не тотальный характер межпоколенческих различий в российском обществе.
В статье представлены некоторые результаты двух всероссийских социологических исследований, направленных на выявление специфики и мировоззренческих оснований межпоколенческих отношений в современном российском обществе. Объектом исследования стало сознание современного россиянина, а предметом выступили культурные универсалии в контексте межпоколенческих мировоззренческих различий. В качестве теоретической базы была использована теория самокатегоризации Дж. Тёрнера, в основе которой лежит представление о когнитивной самокатегоризации индивидов в качестве членов различных сообществ - местнических, профессиональных, поколенческих и т. д. Ключевым когнитивным механизмом самокатегоризации выступает принцип метаконтраста, суть которого состоит в эффекте отличительной черты, определяющей либо принадлежность к группе, либо непопадание в неё. Эти принципы были положены в основу анкеты социологического опроса. В процессе исследования анкетные опросы (N=1600) 2023 и 2024 гг. предварялись серией фокус-групп, а также анализом социальных сетей. В результате были выявлены мировоззренческие разломы между поколениями, а также те культурные универсалии, которые при всех межпоколенческих противоречиях, формируют ментальное единство российского общества. В числе специфицирующих поколения метаконтрастов определились следующие: проекция негативных характеристик на более молодых с параллельным наделением превосходными качествами представителей старшего поколения; исторические события: пандемия коронавирусной инфекции COVID-19, перестройка 1985-1991 гг., Специальная военная операция России на Украине, покорение космоса и Великая Октябрьская революция 1917 г. К общекультурным константам были отнесены ценности работоспособности, ответственности, веры в собственные силы и др., антиценности безответственности, импульсивности и др., а также специфические отношения к двум историческим событиям: Великой Отечественной войне и распаду СССР.
В статье исследуются особенности проявления премилленаристских идей в рамках эсхатологической концепции «Свидетелей Иеговы» (запрещенной на территории Российской Федерации организации). Представления о скором и неминуемом конце мира нередко становятся религиозно-философским базисом для формирования идеологических установок по отношению к актуальной действительности. При этом мироотрицающая позиция той или иной религиозной группы может напрямую вытекать из апокалиптических настроений, которые используются как в целях поддержания напряжения с окружающим социумом, так и для оправдания действий радикального характера. Обозначенная проблема является ключевой в данном исследовании. Предмет изучения - религиозно-философский взгляд на мир, присущий адептам премилленаристских религиозных групп. Цель исследования заключалась в выявлении наиболее значимых общих черт в рамках премилленаристских движений, а также анализе их теологических истоков. Обнаруженные особенности рассматриваются на примере ныне запрещенной организации «Свидетелей Иеговы». Выбор связан, во-первых, с премилленаристской сущностью основных догматов вероучения данного религиозного движения, во-вторых, с повышенной активностью его адептов, вопреки законодательному запрету. В исследовании используется сравнительно-исторический метод, направленный на сопоставление премилленаристских движений в разные эпохи и выявление общих черт между ними. Кроме того, для анализа мировоззренческих перемен и их причин применяется историко-генетический метод. Для изучения степени напряженности между «Свидетелями Иеговы» и социумом используется «теория религии» У. Беинбриджа и Р. Старка. В результате были выявлены следующие особенности мировоззрения премилленаристских групп: принципиальная оппозиционность, отождествление личного духовного роста со служением организации, вытеснение любых идентичностей, помимо внутриорганизационной. Актуальность исследования связана с тем, что премилленаризм как религиозный феномен характеризуется регулярным возрождением и способностью прижиться на любой социально-культурной почве. При этом описанные в статье особенности премилленаристского мировосприятия позволяют рассматривать его в качестве исторически воспроизводящегося фактора риска в любом социально-культурном пространстве. Итоги изучения могут быть использованы в области моделирования и прогнозирования религиозных процессов в духовном пространстве Российской Федерации и за ее пределами.
Профилактика деструктивных проявлений актуализируется в образовательной среде по причине социальной активности молодежи, направленной на самореализацию и изменение социально-политического устройства. Это усиливается когнитивной спецификой и сопровождается отказом от традиционных авторитетов и ценностей. Целью работы является выявление проблем при реализации профилактических мероприятий, решение которых обуславливает их эффективность. Методологическая основа исследования опирается на комплексный подход, позволивший охарактеризовать мировоззренческий, когнитивный, политический и социокультурный аспекты деструктивности. Системным подходом рассматриваются структура и связи сложившейся системы профилактики. Профилактика рассмотрена историко-генетическим методом как непрерывный процесс. Посредством социально-философского анализа установлены фундаментальные условия, причины неэффективности профилактики и предложены решения в рамках формирования общероссийской гражданской идентичности. Основными проблемами обозначены: неоднородность целевой аудитории, отсутствие единого вектора интерпретации и транслирования мировоззренческих установок, непроработанность методологических и педагогических приемов и непонимание содержательного наполнения в прогностическом аспекте. Мировоззренческие принципы в рамках концепции «Россия государство-цивилизация» представляются необходимыми структурообразующими элементами концептуального характера для всей системы профилактики. Разделение целевой аудитории на группы «профессионалов» и «обывателей» по признаку доступа к узкоспециализированной информации позволит, с одной стороны, подготовить обладающих соответствующими компетенциями профилактологов, которые способны выявлять деструктивные проявления и оказывать содействие субъектам профилактической работы. С другой - снизить риск возникновения излишнего интереса к деструктивной деятельности у широкого круга лиц. Формирование гражданской идентичности при сохранении традиционных этнических культур на основе унифицированных мировоззренческих принципов будет способствовать разрешению проблем профилактики.