Статья: МЕТОДОЛОГИЯ ГАРМОНИЧЕСКОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ ДЛЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ УНИВЕРСАЛИЗМА (2024)

Читать онлайн

Введение. Статья посвящена методологическим вопросам формирования мировоззрения универсализма, исключающим редукцию единого, целого, многого и части друг к другу. Ограниченные, односторонние типы мировоззрений холизма, меризма и генологического типа допускают такую редукцию, исключая выбор оптимального, устойчивого со-развития природы, общества и человека.

Теоретический анализ. Проводится компаративный анализ мировоззренческо-методологических установок холизма, меризма и единоцентризма с целью выявления их редукционистских крайностей. В качестве их замены предлагается новый вариант мировоззрения универсализма (постхолизм), формируемый методологическими средствами, исключающими абсолютизацию единого, целого или частей. Основными такими средствами позиционируются понятие «единое целое в единичной части», процедура «гармонической конвергенции» и принцип «нонредукционизма», которые обеспечивают тенденцию к сплавленности смыслового содержания понятий единого, целого, единичного, уникального.

Заключение. Формулируется вывод о том, что, благодаря данным инструментам, мировоззрение постхолизма способно нивелировать методологические недостатки холизма, механицизма, элементаризма, индивидуализма, генотеизма и других мировоззренческо-методологических платформ. Это позволяет осуществить соразмерное взаимодействие в ходе развития единого (фундаментальных законов бытия), целого (общества) и части (человека).

Ключевые фразы: ЕДИНОЕ, целое, мировоззрение, холизм, универсализм, гармоническая конвергенция
Автор (ы): МЯКИННИКОВ СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ
Журнал: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
140.8. Мировоззрение
141.132. Рационализм. Интеллектуализм. Универсализм
Для цитирования:
МЯКИННИКОВ С. П. МЕТОДОЛОГИЯ ГАРМОНИЧЕСКОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ ДЛЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ УНИВЕРСАЛИЗМА // ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. 2024. Т. 24 № 2
Текстовый фрагмент статьи