Архив статей журнала
Введение. Современные художники все чаще прибегают к новым способам создания произведений искусства – происходит постоянное внедрение нейросетевых программ и новых методик, что приводит к качественно новым результатам и новому художественному мышлению. В данном случае особо интересен опыт Китая, где на законодательном уровне внедряются разработки искусственного интеллекта в создание художественных работ. Теоретический анализ. Существуют несколько концепций, рассматривающих творчество и авторство в эпоху искусственного интеллекта. Исследователи сходятся на мнении, что сейчас мы находимся в эпохе соавторства с нейросетями, так как они могут привносить новые элементы в изначальный замысел художника. Китайские авторы активно используют ChatGPT, Midjourney и другие нейросети для разработки и усовершенствования своих идей.
Заключение. Методология применения нейросетей обогащает творчество современных художников, но одновременно может стать угрозой для когнитивных способностей будущих авторов.
Введение. В статье обозначены исследовательские позиции в рамках изучения социально-политического дискурса. Теоретический анализ. Отмечается, что социально-политический дискурс следует эксплицировать как модус (порядок) коммуникации власти и общества с целью выработки консенсуса. Исследование социально-политических дискурсов как различных модусов (порядков) властно-общественной коммуникации в статье представлено на основе методологии исследовательских программ И. Лакатоса. Понятие исследовательской программы из концепции Лакатоса полагается когерентным понятию социально-политического дискурса. В этой связи концептуальная лакатосовская терминология рассматривается как метафора для объяснения социально-политической динамики. В дескрипции и анализе социально-политических дискурсов, наряду с исследовательской программой, выделяются такие центральные метафоры как метафизическое ядро («жёсткое ядро») и защитный пояс, согласно используемой терминологии Лакатоса. Обозначено соперничество социально-политического дискурса либеральных ценностей и социально-политического дискурса традиционных ценностей как основная тенденция современного периода. Указано, что особенностью дискурса либеральных ценностей является симулякр метафизического ядра.
Заключение. Социально-политический дискурс традиционных ценностей послужил основой консенсуса большинства при принятии поправок к Конституции Российской Федерации 2020 г. и стал стержневым в динамике современной социально-политической системы России.
Введение. Статья посвящена этике трансгуманизма как философскому направлению, возводящему гедонистические ценности в главный принцип существования человека. Желание жить без боли и без страданий здесь и сейчас не требует объяснений, в то время как увещевания к страданиям в земной жизни ради призрачной нирваны вызывают немало вопросов. Сложность в оценке трансгуманистических идей связана с жесткой детерминированностью человеческой жизни техносферой. Теоретический анализ. Представления древних греков как основоположников гедонизма о достижении счастья во многом совпадают с основными идеями этики гедонистического трансгуманизма. В технике априори заключена гедонистическая сущность. Древние греки руководствовались в достижении счастья техникой как деятельностью, а представители трансгуманизма понимают под ней средства деятельности.
Заключение. Идеи трансгуманизма представляют собой естественное желание человека избавиться отстраданий, продолжая идеи античного гедонизма. Разница только в более совершенной технике, развитие которой может привести человечество к эре технологической сингулярности. В силу невозможности для человека отказаться от использования техники, он должен следовать в ее развитии и использовании принципам меры во всем и срединного пути.
Введение. Рост рефлексивности современного общества обусловил распространение возникших в сфере дизайна подходов на проектирование и анализ социальных феноменов. Несмотря на влияние дизайна на социальные процессы и социальную рефлексию, в социальной философии сегодня отсутствует аргументированная теория, предлагающая комплексный взгляд на данное явление. Теоретический анализ. Наиболее известной попыткой систематического осмысления феномена дизайна является концепция четырех порядков дизайна Р. Бьюкенена, выделяющая дизайн знаков и символов, дизайн материальных объектов, дизайн действий (сервисов) и дизайн организаций. Недостатками данной концепции является неоправданное разделение уровней знаков и материальных объектов, пропускдизайна взаимодействия человека с объектами, а также отсутствие анализа взаимосвязей различных уровней дизайна. Предлагается оригинальная концепция социоматериального дизайна как аналитического конструкта, выделяющего в социальных феноменах четыре взаимосвязанных уровня дизайна: материальных объектов и знаков; взаимодействия между человеком и неодушевленным предметом; межличностных и групповых взаимодействий; социальных институтов. К принципам социоматериального дизайна относятся проектность, трансформативность, деонтологичность, эвдемоничностьи устойчивость.
Заключение. Дальнейшее исследование социоматериального дизайна требует анализа взаимных смысловых связей дизайна и нарратива в оформлении социальных феноменов
Введение. Практическая философия чаще всего разрабатывается в форме исследования традиции и ее истории. В статье предпринята попытка экспликации понимания практического на материале современной культуры. Теоретический анализ. Утрата ориентиров и редукция идеала самоосуществления к эгоцентрическим формам – проблема современных обществ. Современный аксиологический, телеологический, нравственный и пр. кризисы не преодолеть путем реставрации одной из исторических версий практической философии. Реабилитация практической философии рассмотрена в русле тех стратегий социальной и гуманитарной мысли конца ХХ – начала ХХI вв., которые стремятся понятийно выразить масштабное изменение мировосприятия. Ход исследования подтвердил обоснованность оперирования с ними, эвристический эффект концептов «современность», «аффективный субъект», «новая искренность», «эстетика существования», с помощью которых раскрывается тема «практический поворот в постметафизической философии».
Заключение. Анализ убеждений и аргументов, возможных философских установок, характеризующих проект метамодернизма как новой культурной логики, альтернативной постмодернизму, позволяетзафиксировать возвращение к дискуссии относительно «культуры бытия» в контексте изменившегося отношения к материальному миру; рост значимости идеи о том, как сформировать, придать форму status-quo вопреки разрушению границ и расширению возможностей.
Введение. Современное школьное образование претерпевает обновление, которое требует от учителя новых умений. Противоречие между необходимостью владения учителем рядом профессиональных компетенций и недостаточной их сформированностью определяет заявку к системе дополнительного профобразования на дальнейшее становление профессиональной субъектности учителя, создающей условия для устранения профессиональных затруднений. Целью нашего исследования становится исследование развития профессиональной субъектности учителя. Ведущими методами – анализ литературы и педагогический эксперимент. Теоретический анализ. Проведение теоретического анализа позволило сделать вывод о существовании разных научных взглядов на профессиональную субъектность: как на специфическую способность личности проектировать, реализовывать, оценивать собственную деятельность, как на инструмент адаптации личности к профессии через образование и самообразование, как на систему умений по профессиональному саморазвитию, саморегуляции человека. Эмпирический анализ. В рамках эмпирического анализа, педагогического эксперимента выявлены разные уровни развития профессиональной субъектности учителя. Метод применения системы творческих заданий позволил сделать вывод о нем как о важном педагогическом условии развития профессиональной субъектности учителя.
Выводы. Развитие профессиональной субъектности учителя в учреждении системы дополнительного профессионального образования эффективно осуществляется при использовании в обучении метода применения системы творческих заданий.
Введение. Критическое мышление все более востребовано в профессиональной деятельности и частной жизни, однако системы образования пока не обеспечивают запрос на формирование этой компетенции в полной мере. В качестве основного решения обычно рассматривается внедрение на предметных занятиях практик, нацеленных на развитие критического мышления. Опыт показывает, что для эффективного использования таких практик требуется также формирование образовательной среды, в которой подкрепляется инициатива и самостоятельная активность учащегося. Теоретический анализ. Важность влияния среды обусловлена теорией самодетерминации: удовлетворение потребности ребенка в автономии способствует академической мотивации, которая и опосредует влияние среды на достижение метапредметных образовательных результатов. Эмпирический анализ. Рассмотрена связь между модальностью школьной среды и уровнем критического мышления учащихся 7-х классов. Показана корреляция количества учащихся на «продвинутом» и «развивающемся» уровнях с типами среды, различающихся по параметрам стимулирования свободы и активности учащихся.
Заключение. Подтверждена важность среды, поддерживающей активность, для формирования критического мышления в основной школе, особенно в сочетании с высокими показателями среды по параметру свободы, проявляющейся в персонализированном подходе, высоком приоритете личностных интересов каждого обучающегося, предоставлении права на выбор, независимость суждений и поступков.
Введение. Важную роль в становлении дошкольной педагогической науки и практики в XIX в. сыграла педагогическая литература. Инструментом, обеспечивающим эффективность воздействия литературы, стала педагогическая библиография, в задачи которой входили систематизация педагогической литературы, ее организация и представление в соответствующих указателях. Таким образом, анализ ее зарождения и развития является важной частью истории дошкольной педагогики. Теоретический анализ. В ходе исследования были раскрыты научно-методические и библиографические условия формирования отечественной библиографии дошкольного воспитания и детства.
Заключение. Раскрыта роль Ф. Н. Медникова в разработке концепции педагогической библиографии и определения в ней места библиографии дошкольного воспитания. Уточнено место библиографии в становлении дошкольного воспитания, дан обзор основных библиографических указателей, выявлено ядро научной и методической литературы по дошкольному воспитанию и намечены пути ее дальнейшего изучения.
Введение. В современной теории и практике функционирования приемных семей существует противоречие признания пролонгированности процесса социально-психологической адаптации членов приемной семьи и недооценки асинхронности его компонентов. Цель и новизна исследования состояла в выявлении наиболее «уязвимых» из них на активном этапе ко-адаптации. Теоретический анализ. Анализ научных источников позволил сделать вывод о том, что сложность социально-психологической коадаптации связана с проблемой паритета ее основных компонентов, спецификой их содержательных характеристик для приемных детей и родителей. Особо остро это прослеживается на начальном этапе формирования замещающих детско-родительских отношений, что позволило ввести в научное поле уточняющий термин – ко-адаптация акторов приемной семьи – и обозначить новый ракурс проблемы. Эмпирический анализ. Мотивация приемных родителей и приемных детей соответствует достаточно высокому уровню потребности в семье как платформе для успешной социализации, развития и формирования устойчивых отношений привязанности. Выявленные значимые различия в познавательном компоненте отражают разницу ожиданий – у детей они сосредоточены на определенном прошлом и неопределенном будущем, а у взрослых – на стабильном настоящем и видимой перспективе. Коммуникативно-поведенческий компонент отражает доминанту проблем в установлении паритета акторов приемной семьи.
Заключение. Выявлены корреляционные связи между основными компонентами социально-психологической ко-адаптации, значимость и незначимость которых конкретизирует возможность позитивной динамики в дальнейшем.
Способность к формированию конструктивных межличностных отношений крайне важна для будущих психологов. Теоретический анализ. Рассматривается генезис развития теории привязанности и концепции межличностной зависимости. Эмпирический анализ.
Цель: изучить соотношение между типами привязанности в детстве к родителям и во взрослом возрасте устудентов-психологов. Гипотеза: студенты, характеризующиеся ненадежной привязанностью к родителям в детстве, проявляют ненадежную привязанность и склонность к межличностной зависимости во взрослом возрасте. Эмпирическое исследование проводилось при помощи следующих методик: проективная методика «Пространство Дерева и Света» К. Адамс(адаптация М. А. Одинцовой, Д. В. Лубовского, Е. С. Гусаровой, П. А. Ивановой); методика «Тест на тип привязанности» Э. Чен; опросник межличностной зависимости Р. Гиршфильда (адаптация О. П. Макушиной). Выявлено, что у большинства испытуемых была сформирована надежная привязанность к родителям. Студентов с надежной привязанностью в межличностных отношениях на настоящий момент также больше, чем студентов с ненадежной привязанностью. Однако значительная часть студентов-психологов имеют склонность к межличностной зависимости.
Заключение. Установлено, что у группы студентов с ненадежным типом привязанности в детстве более высокие показатели тревожного типа привязанности к партнеру на данный момент по сравнению со студентами с надежной привязанностью в детстве. Показатели неуверенности в себе также выше у студентов с ненадежным типом привязанности в детстве.
Введение. Профессиональные династии являются важной составляющей организационной культуры отечественного здравоохранения. Цель исследования – изучить влияние профессиональных династий на организационную культуру в системе здравоохранения. Теоретический анализ. Опираясь на ордерную методологию и исследования династийности в социальных науках предложено и обосновано социально-психологическое определение понятия «профессиональная династия». Теоретически обосновано влияние династийности на формирование субордеров организационной культуры в учреждениях здравоохранения. Эмпирический анализ. Представлены результаты исследования влияния профессиональных династий на организационную культуру в системе здравоохранения. Выявлено, что династийность является основой, на которой формируется достаточно гармоничное, близкое к эталонному, состояние организационной культуры, выражающееся в равномерном распределении субордеров. В семье молодого врача под влиянием родителей и старших родственников формируются духовные мотивы профессиональной деятельности, которые являются более устойчивыми, чем материальные.
Заключение. Династийность оказывает положительное влияние на формирование субордеров организационной культуры в здравоохранении. В медицине на основании экспертного мнения династийность начинается с двух поколений. Врач, воспитанный на примере своего родителя, перенимает ценностно-смысловые основания профессиональной деятельности, в том числе представления об организационной культуре медицинской организации, и является более готовым к трудностям профессиональной деятельности.
Во введении обосновывается актуальность изучения заботы как доминанты человеческого существования, задающей ему подлинный смысл, и заботы о себе, предполагающей не только осознанное и ответственное отношение к собственному физическому, эмоциональному и психологическому благополучию, актуализацию чувства собственного достоинства, обретение внутренней силы и свободы, духовное развитие, но и заботу о Другом. Теоретический анализ позволяет определить субъекта заботы о себе в контексте триединства: Я-Мир, Я-Другой, Я-Сам и выделить основную структуру заботы о себе, репрезентированную самопознанием, самосовершенствованием, саморегуляцией и самопреобразованием. Эмпирический анализ. Цель эмпирического исследования – построение психологической типологии заботы личности о себе как практики воспроизводства субъективности. Гипотеза: предполагается существование различных типов заботы о себе, заданных конфигурацией доминирующих личностных свойств в контексте триединства: Я-Мир, Я-Другой, Я-Сам. В исследовании принимали участие 94 человека, 24 мужчины и 70 женщин (N = 94; средний возраст = 32,5 ± 12 лет, медиана = 32).
Методы: психологическое тестирование с применением методик диагностики выраженности заботы о себе, теста на стрессоустойчивость, краткого опросника Большой пятерки, а также методы математико-статистической обработки данных (пакет JASP 0.19.2).
Заключение. Забота о себе рассматривается как повседневная духовная работа личности над собственным жизненным проектом, связанная с превращением имеющихся возможностей в активные ресурсы, сопряженная с трудностями, рисками и осознанными усилиями, обусловленная личностными и социально-психологическими характеристиками, включающая в качестве обязательного компонента заботу личности о Другом. Выделено три типа заботы о себе, обладающие высоким объяснительным потенциалом, два из которых предполагают среднюю степень заботы о себе, а один – высокую степень заботы о себе. Установлено, что каждый из сконструированных типов имеет свои преимущества и ограничения. Прикладной аспект исследования заключается в том, что его результаты могут служить основой для разработки диагностического инструментария оценки степени заботы личности о себе, а также технологий фасилитации ее субъектности.
- 1
- 2