Во Введении обозначена проблема трансформации медицинской профессии в современном обществе, что имеет как свои плюсы, так и минусы. Одними из минусов являются риски потери накопленного предыдущими поколениями опыта и кадровый кризис в области медицины. Отмечается возможность уменьшения рисков через поддержку продолжения социального института профессиональной медицинской династии и изучение ее социально-психологических факторов. Теоретический анализ включает общий обзор исследований феномена династий и его характерной представленности в области медицины. Проведенный анализ существующих научных исследований позволил сделать выводы об отсутствии упорядоченных научных фактов о закономерностях формирования и социально-психологических факторах профессиональной династийности в области медицины. Предлагается рассматривать профессиональные династии в социальной психологии как специфичные социальные группы, которые образуются на основе сложной многоплановой системы межпоколенческих, примордиальных (кровнородственных), культурно-исторических и профессионально-деятельностных связей. Заключение касается необходимости проведения научных исследований в области социально-психологических факторов формирования мотивации продолжения последующим поколением медицинской профессии родителей, социально-психологических механизмов передачи профессионального опыта и способов психологической толерантности к возникновению эмоционального выгорания в династиях врачей.
Идентификаторы и классификаторы
Современное общество развивается в условиях бурного совершенствования технологий и изменения подходов к управлению информацией. Анализируя существующий рынок труда, можно провести аналогию со временем активной индустриализации и переходом от индивидуального к массовому производству. Активное внедрение машинных технологий в процесс производства продукции привел к глубочайшему кризису в области труда: к ликвидации огромного количества старых и к появлению массы новых профессий. В настоящий момент активное развитие искусственного интеллекта приводит к соответствующему состоянию рынка труда: рушится имеющийся институт профессий и выстраивается новый.
Список литературы
1. Решетников А. В. Социология медицины: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 256 с. EDN: QBMDJD
2. Макаров С. В., Гайдаров Г. М., Алексеевская Т. И., Апханова Н. С., Алексеева Н. Ю. Социологические аспекты текучести медицинских кадров // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. № 5. С. 1207-1213. EDN: CRXBBB
3. Большая Советская энциклопедия: в 65 т. Т. 22: Джуца - Договор торговый / гл. ред. О. Ю. Шмидт. М.: Советская энциклопедия, 1935. 840 с.
4. Корнейчук Л. С., Рахимкулов А. С., Сбитякова В. А. Исторический очерк о А. Я. Соколове - представителе третьего поколения медицинской династии Соколовых // Научный прорыв-2016. Конференция ученых Республики Башкортостан с международным участием, посвященная Дню Республики, Году Российского кино: сборник трудов / под ред. О. В. Галимова, А. С. Рахимкулова, А. А. Гафарова, Р. З. Садыкова. Уфа: Издательство Башкирского государственного медицинского университета, 2016. С. 78-80.
5. Иванова Е. Ю., Юрьев П. С. Профессиональные династии: тенденции и формы поддержки // XXI Уральские социологические чтения. Социальное пространство и время региона: проблемы устойчивого развития: материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 15- 16 марта 2018 г.) / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2018. С. 498-503. EDN: USRENA
6. Мансуров В. А., Иванова Е. Ю., Колесникова Е. М, Мамонова О. Н., Семенова А. В, Шатрова Е. А., Юрченко О. В., Юрьев П. С. Профессиональные династии как социальный ресурс и социальнокультурный капитал: направления исследования // Россия реформирующаяся. 2022. С. 149-175. EDN: IRNMVT
7. Преемственность // Большая советская энциклопедия: в 65 т. Т. 46: Пола - Призмы оптические / гл. ред. О. Ю. Шмидт. М.: Советская энциклопедия, 1940. 408 с.
8. Клименко Л. В., Посухова О. Ю. Профессиональные династии в бизнесе: специфика и потенциал развития // Мир России. 2020. Т. 29, № 1. С. 80-102. EDN: FGCHEU
9. Посухова О. Ю. Профессиональная династия как результат семейных стратегий: инерция или преемственность? // Власть. 2013. № 12. С. 100-103. EDN: RSCXUT
10. Калашникова К. А. Профессиональные династии в современном российском институте здравоохранения: автореф. дис. … канд. социол. наук. Волгоград, 2012. 27 с. EDN: QIDLTH
11. Бондаренко А. И., Коровина И. А. Различные аспекты медицинской науки как основа научной деятельности одной медицинской династии // Молодежный инновационный вестник. 2019. Т. 8, № 51. C. 6-7. EDN: FQWCKN
12. Китаева Л. А. Медицинские династии. Профессия по наследству // Образование. Карьера. Общество. 2020. № 3 (66). C. 37-40. EDN: DADIKJ
13. Черевкова А. И. Детские мечты представителей медицинских династий (по материалам автобиографических интервью) // Современное общество в условиях социально-экономической неопределенности“. XV Международная научная конференция “Сорокинские чтения” - 2021: сборник материалов. М.: МАКС Пресс, 2021. С. 310-312. EDN: SXDBMA
14. Нор-Аревян О. А. Потенциал профессиональных медицинских династий в преставлениях нединастийных медиков // Власть. 2021. Т. 29, № 6. С. 81-89. EDN: YBMPFD
15. Панфилова Ю. С. Поколенческие особенности восприятия профессиональных династий медицинскими работниками Ростова-на-Дону // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 4. С. 225-233. EDN: EGTJIB
16. Мостовая И. В., Клименко Л. В., Посухова О. Ю. Методологические аспекты исследования профессиональных династий в российском обществе // Гуманитарий Юга России. 2019. № 6. С. 70-82. EDN: SFJLAL
17. Посухова О. Ю. Профессиональная династия как результат семейных стратегий: инерция или преемственность? // Власть. 2013. № 12. С. 100-103. EDN: RSCXUT
18. Нор-Аревян О. А. Династийность как ресурс успешной карьеры в представлениях нединастийных медиков (на материалах эмпирического исследования) // Гуманитарий Юга России. 2021. № 5. С. 132-143. EDN: TGHMXH
19. Lentz B. F., Laband D. N. Why So Many Children of Doctors Become Doctors: Nepotism vs. Human Capital Transfers // Journal of Human Resources. 1989. Vol. 24, № 3. P. 396-413. EDN: HISWLD
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Несмотря на актуальность изучения психологического времени, в современном мире имеют место методологические проблемы, ограничивающие исследования в данном направлении. Это обусловило цель работы – обосновать применимость конструкта «временной фокус» для исследования психологического времени личности и адаптировать методику его измерения для русскоязычной выборки. Теоретический анализ позволил обнаружить несколько методик, диагностирующих представление личности о настоящем, прошлом и будущем, в том числе оригинальную методику для исследования временного фокуса. Эмпирический анализ. Подробно изложена процедура адаптации опросника на российской выборке. Результаты эксплораторного и конфирматорного факторного анализа (N = 622), а также результаты корреляционного анализа подтвердили факторную и конвергентную валидность трех шкал методики: фокус на прошлом, фокус на настоящем и фокус на будущем. Обнаружены интерпретируемые корреляции субшкал с уровнем удовлетворенности жизнью, с жизненными ценностями и базисными установками. Шкала показывает приемлемый уровень надежности шкал по внутренней согласованности. Заключение. Настоящее исследование расширяет возможности проведения исследований когнитивного компонента психологического времени, в том числе кросскультурных, за счет применения в них валидного универсального диагностического инструмента.
Введение. Проблема адаптационной готовности обучающихся находится в состоянии активной разработки и поиска методологических основ исследования. Необходимо выявить научный потенциал наиболее применяемых методологических подходов в психологии к изучению адаптационной готовности личности. Теоретический анализ. Изучая адаптационную готовность как целостную систему, можно говорить о психофизиологической, психологической и социально-психологической адаптационной готовности. Адаптационная готовность участников образовательных отношений в рамках субъектного подхода характеризует субъекта как носителя не просто активности, а активности по интеграции различных психических образований, начиная с темперамента и завершая опытом приспособления в различных бытийных пространствах. Экопсихологический подход к исследованию адаптационной готовности субъектов образования позволяет выявить несоответствие требований среды и внутренних возможностей, преобразовать отношения в системе «личность – среда», провести рефлексию и сформировать адаптационную готовность на будущее.
Заключение. Системно-структурный анализ способствует пониманию сложной и многоуровневой организации адаптационной готовности обучающихся. Субъектный подход акцентирует внимание на активности обучающихся в функционировании их адаптационной готовности. Экопсихологический подход направляет исследование на изучение условий и механизмов адаптационной готовности в системе «личность – образовательная среда».
Введение. В статье представлен социально-психологический (ордерный) подход к исследованию эстетического аспекта духовности. В соответствии с представлениями С. Л. Франка о четырехаспектности феномена духовности построена вербальная социально-психологическая модель эстетического идеала отношения к другому человеку, на базе которой разработана опросная методика (анкета) для изучения представлений об эстетическом идеале отношения к другому человеку у респондентов разного возраста. Теоретический анализ. Выполнен краткий обзор истории формирования эстетики как самостоятельной науки, даны определения основных категорий эстетики (прекрасное, красота), показаны ее связи с научной психологией как на уровне исторических прецедентов разработки психологических эстетических концепций, так и на уровне понятийного аппарата (эстетическое сознание, эстетическое восприятие, эстетическое отношение, эстетические ценности, эстетический идеал). В представленной теоретической модели эстетического идеала отношения к другому человеку моделеобразующим параметром выступает отношение. В структуре модели выделены шесть основных параметров: 1) поддерживает людей в неловких для них ситуациях; 2) замечает светлые стороны других людей и умеет их подчеркнуть в общении с третьими лицами; 3) думает о других людях с симпатией; 4) стремится внести гармонию и мир в отношения с людьми; 5) увлекает других людей своими творческими интересами; 6) духовен (ценит прекрасное в природе, искусстве, людях, в предметах окружающей среды). Эмпирический анализ (разработка методики исследования). Методика исследования эстетического идеала отношения к другому человеку разработана на базе параметрической ранее описанной модели. Данная опросная методика представляет собой комбинированную анкетус открытыми и закрытыми вопросами. Цель открытых вопросов состоит в уточнении субъективных представлений респондентов о прекрасном (красивом) в отношении к другим людям за счет предоставления наглядных примеров проявления этих качеств во взаимодействии людей.
Заключение. Выполненная разработка теоретической параметрической модели эстетического идеала отношения к другому человеку и основывающейся на ней методике изучения данного феномена открывает возможность приступить к эмпирической части исследования эстетического аспекта духовности.
Введение. В статье рассматривается специфика кинематографических образов СССР в российской мифотворческой практике. Главной задачей исследования является анализ воздействия образов советского прошлого, создаваемых и транслируемых постсоветским кинематографом, на формирование исторической памяти об СССР. Теоретический анализ. В качестве основы исследования была принята гипотеза о том, что кинематограф представляет собой один из значимых аспектов мифотворчества, принимающих непосредственное участие в конструировании коллективных представлений о прошлом. Исследовательский интерес к особенностям образов советской истории, транслируемых российской киноиндустрией, обусловлен процессом возвращения советского символического капитала в современную социально-политическую практику.
Заключение. В процессе возращения советского наследия в социальнополитическую практику в российском кинематографе стал преобладать героический нарратив. То есть образы СССР, транслируемые отечественным кинематографом, становятся элементом конструирования героического мифа. В то же время кинообразы советского прошлого можно рассматривать в качестве инструмента рефлексии над историей Советского Союза и проработки травмы, спровоцированной его распадом.
Введение. Идеология как категория политической философии в условиях цифрового общества не может определяться нейтрально и автономно от деятельности определяющего ее субъекта. Теоретический анализ. На примере конкретной системы взглядов показана неизбежность идеологичности и идеологизированности понятия «идеология». При рассмотрении учебника А. Г. Дугина «Философия политики» предпринята попытка выявить ту грань, за которой философское исследование выходит за критерии научной академической объективности и подчиняется задаче конструирования собственной мировоззренческой системы, включающей в себя авторский политический идеал. Доктринальный анализ настоящей работы показывае тэлиминацию концепта идеологии из его дидактических единиц, хотя традиционные программы данной учебной дисциплины ее содержат. Устанавливается доминирование широкого подхода к пониманию политической философии в данной работе, позволивший ее автору «растворить» идеологию в содержании политического и де факто отождествить идеологию и политику. В этом случае идеология теряет роль методологического концептуального инструмента и трансформируется в стихию живого мышления, что выявляют идеолога, направляющего свое интеллектуальное усилие на удержание пробабилистического характера политики как области максимальной реализации человеческой сущности.
Заключение. Отождествление идеологии и политики выступает способом дистанцирования от конкурирующих проектов философии политики, определения их в качестве не-сущностных и потому не соответствующих смыслу и предназначению политики.
Введение. В статье рассмотрены теоретические аспекты соотношения понятий «цивилизация», «идеология», «мировоззрение». Показаны мировоззренческие аспекты цивилизационного анализа общества. Теоретический анализ. Аргументируется методологическая и теоретическая возможности создания новой концепции цивилизационного развития и предлагается вариант взаимной дополнительности стадиальной и циклической моделей цивилизационного процесса. Это представляется оптимальным вариантом осмысления на мировоззренческом уровне природы и перспектив российской цивилизации. Подчеркивается, что при всем значении традиций и опыта истории концепция цивилизации должна быть ориентирована на исследование проблемного поля современного общества, его будущего и перспектив развития. Рассматривается возможность использования концепта «другой Европы» для характеристики специфики российской цивилизации. В рамках предлагаемой теоретической позиции изучены некоторые особенности российского цивилизационного развития.
Заключение. Определена перспектива разработки новой концепции цивилизационного развития России, интегрирующая в себе потенциал новых «гибридных» идеологических конструктов, которые будут ей соответствовать и выражать социальные интересы большинства общества.
Введение. В статье исследуется социальный институт странничества как феномен русского культурного кода в его эволюции и формировании традиции социальной практики. Теоретический анализ. Автор использует как методологию культурологического исследования, так и подходы социологии знания, философско-антропологический и цивилизационный анализы для целостного понимания явления странничества. В рамках культурно-исторического рассмотрения предлагается перспектива двух периодов становления этой традиции – времени калик-перехожих и последовавшего периода секуляризации и обмирщения. Утверждается, что дифференциация этапов выступает эпифеноменом смены антропологической парадигмы и возникает при номиналистической десакрализации народного бытования в целом, к которой приводят прогрессистские реформы и ориентация на модернизирующееся западноевропейское общество. Эмпирический анализ. Используется подход классической философской антропологии с концепциями трансцендирования М. Шелера и эксцентрической позиции Х. Плеснера как детерминант человеческой природы. При этом интернальная ориентация на трансцендентное в традиции странничества указывает на специфичность цивилизационной идентичности, в рамках которой она оказывается возможной, и которая сама противопоставляется утилитаристской прагматике, формирующей феномен общества потребления.
Заключение. Формулируется вывод, согласно которому странничество выступает как элементом отечественного культурного наследия, так и инструментом понимания более фундаментальных философских оснований российской цивилизации.
Введение. Статья посвящена анализу немецкого романтизма через социально-философское рассмотрение его возникновения, особенностей и методологических оснований в историческом и культурологическом контекстах. Теоретический анализ. Предлагается рассмотреть аналитику и методологию немецкого романтизма с применением философского метода генеалогии. Генеалогическая процедура гетерогенна по своей сути, поскольку предполагает выявление двойственности начала, истока социальности. В романтическом мировоззрении это слияние эстетического восприятия и понятийного мышления. Установлено, что философские методологические основания немецкого романтизма заложены немецкой идеалистической трансцендентальной философией (Кант и Шеллинг) в единстве гносеологического, эстетического и антропологического аспектов. Эмпирический анализ. Генеалогическое осмысление конкретных социальных условий в Германии в конце XVIII – начале XIX в. позволило выявить первичное понятие немецкого романтического мировосприятия как исток социальности – свободная общительность – и определить его многоаспектность как понимание и признание Другого (правила поведения и общения, создание программ вечного мира, интерес к истории и народному языку). Академической реализацией понятия свободной общительности становится основание Берлинского университета.
Заключение. Формулируется вывод о том, что цель раннего немецкого романтизма – свободное единство как новая форма человеческой солидарности – надолго определила гуманистическую направленность романтического мировосприятия.
Введение. В статье обосновывается положение, согласно которому, помимо собственного предмета конкретных мысленных экспериментов, каждый из них вскрывает общие принципы работы воображения – элементы трансцендентальной схемы, которую И. Кант противоречиво определяет как чистое представление, являющееся одновременно интеллектуальным и чувственным. В этом смысле воображение является метапредметом мысленного эксперимента. Теоретический анализ. С помощью мысленных экспериментов, оперирующих предельными представлениями, проясняются необходимые схемы синтеза, связанные с фундаментальными понятиями. Связь мысленного эксперимента с воображением очевидна и в специальной литературе, по замечанию Р. Соренсена, рассматривается как тривиальная, в мысленном эксперименте «воображение заменяет восприятие», а надежность результата зависит от того, насколько хорошо воображение справляется с ролью восприятия. При этом двусмысленность трактовки воображения, характерная для интеллектуальной культуры Нового времени, непосредственно отражается на оценке эпистемологического статуса, тесно связанного с ним мысленного эксперимента. Воображение понимается, с одной стороны, как нечто противоположное разуму – источник химер и заблуждений; с другой стороны, воображение является фундаментальным условием познания, поскольку вне синтеза, с которого начинается любое предметное знание, познавательная деятельность вообще невозможна, и «знать» означает «уметь представить», т. е. вообразить. Устройство этой способности как раз и выявляет мысленный эксперимент, в котором нереалистические посылки используются для демонстрации работы трансцендентального схематизма, т. е. необходимого способа синтеза, подобно тому, как карта отображает не только местность (которой может и не быть), но и способ работы картографа (который будет запечатлен с необходимостью).
Заключение. Кроме предмета, выступающего явной целью конкретного мысленного эксперимента, в нем раскрывается инвариантный для всех мысленных экспериментов предмет – принципы работы воображения.
Введение. В данной статье предпринята попытка проанализировать патриотизм как этико-социальный феномен. Предметом исследования является содержание древнего философского трактата Кун-цзы цзя юй (Речи школы Конфуция), который атрибутируется как конфуцианский текст. Теоретический анализ. Основой для развития патриотизма в Кун-цзы цзя юй служат конфуцианские добродетели: сыновняя почтительность, человеколюбие, преданность и др. Патриотизм несет в себе идентификационную, регулятивную, гармонизирующую, интегративную функции, а также функцию этического самосовершенствования для индивида. Носителями патриотических идей выступают конфуцианские благородные мужи, а конечной целью патриотических поступков являются принесение пользы своему государству, умиротворение Поднебесной и личное моральное саморазвитие. Будучи частью политической доктрины конфуцианства, патриотизм как этико-социальный феномен с древности занимал важное место в научных изысканиях видных философов и со временем стал мощной духовной силой китайской нации.
Заключение. Роль патриотизма как основы стабильности социума, духовного подвига личности сложно переоценить и в то же время ее необходимо детально анализировать и осмысливать в разные исторические периоды, учитывая специфику текущей мировой обстановки. Патриотизм в современном китайском обществе является мощной консолидирующей и духовной силой для многонационального народа.
Издательство
- Издательство
- СГУ
- Регион
- Россия, Саратов
- Почтовый адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- Юр. адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- ФИО
- Чумаченко Алексей Николаевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@sgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (845) 2261696
- Сайт
- https://www.sgu.ru/