ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Архив статей журнала

МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КАК НОВАЯ ПАРАДИГМА ПРОЦЕССОВ КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ И ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ (2024)
Выпуск: Т. 24 № 2 (2024)
Авторы: САВЕЛЬЕВА ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА

Введение. Многие образовательные системы признают важность развития у молодого поколения навыка бесконфликтной коммуникации, основанного на толерантности или умении принимать других, не осуждая. Статистика свидетельствует о наличии большого количества теоретических работ, посвященных формированию толерантности. Однако психологи фиксируют рост агрессии и конфликтности в российском обществе. Проблема, по мнению автора, не в содержательном компоненте формирования личности (поскольку он тщательно проработан и нравственно релевантен), а в применяемых школой методах.

Теоретический анализ. Проводя компаративный анализ методов влияния на поведение школьников, автор отмечает односторонность тех, что применяются в России. Все они относятся к парадигме «воспитание». Между тем зарубежные школы для коррекции поведения применяют не только воспитательные методы, но и методы обучения, например, стратегиям совладания (дыхательным, медитативным и т. п.).

Заключение. Обосновывается авторская мысль о том, что педагогическая парадигма формирования личности должна включать в себя не только методы воспитания, но и методы преодоления (например, стресс и другие негативные эмоции). Предлагается классификация методов преодоления на бихевиористские, аутотренинговые и коммуникационные на основе механизма и агента влияния.

Сохранить в закладках