В статье рассматриваются особенности становления идеологии и политики национализма в постсоветских государствах. Обращение к национализму в них было связано с тем, что на смену коммунистической идеологии после распада СССР нужно было поставить новую, которая бы определяла ориентиры строительства национального государства, его миссию в мировой истории, место в системе региональных и международных отношений. Она как нельзя лучше подходила для решения этих задач. Идеология национализма оказалась востребованной и под влиянием глобализации, охватившей весь мир, и в том числе постсоветское пространство. Под его воздействием проходила унификация развития, размывалась идентичность национальных государств и проживавших в≈них народов, ограничивался их суверенитет. Ответом на эти процессы явился национализм, который возводил в абсолют интересы национального государства и нации. Обращение к национализму в постсоветских государствах было связано также и с тем, что к восприятию идеологии либерализма они оказались не готовы. Традиционалисткие общества с присущей им системой взглядов отвергали основные постулаты либерализма. Поэтому идеология национализма стала доминирующей во всех постсоветских государствах. В статье подчеркивается, что национализм представляет собой легитимизирующий принцип политики строительства национального государства, т. к. никакой другой принцип не пользуется безоговорочной поддержкой людей. Задачей идеологии и политики национализма в постсоветских государствах является воссоздание ощущения целостности и исторической непрерывности жизни народа, укрепление связи со своим прошлым, преодоление отчужденности между человеком и меняющимся обществом, которое несет новый общественный порядок. Автор выделяет в идеологии и политике национализма в постсоветских государствах несколько присущей ей общих черт. В них стремятся доказать историческую непрерывность существования постсоветских государств, которая якобы была искусственно прервана колонизаторской политикой сначала царской, а затем Советской России. Их прошлое героизируется и мифологизируется. Во многих постсоветских государства ставятся под сомнение оправданность и легитимность тех государственных границ, которые они получили после распада СССР. Необходимость их пересмотра оправдывается ссылками на историческое право. Во многих постсоветских странах широкое распространение получила концепция создания национальных государств в этнических границах, что означает пересмотр межгосударственных границ, ранее бывших межреспубликанскими. По мнению автора, образование независимых национальных государств на постсоветском пространстве является составной частью общеевропейского процесса возникновения таких государств, который оформился в Европе в 19 веке и продолжается по сей день. Рост влияния национализма является закономерным и неизбежным явлением в ходе государственного строительства на постсоветском пространстве. Строительство независимых национальных государств в этом регионе растянется на длительную историческую перспективу и поэтому идеология и политика национализма будут господствовать здесь очень долго.
В статье были исследованы основные символические концепты, конституирующие содержательное наполнение общероссийской гражданской идентичности, проанализированы отдельные аспекты реализации государственной политики в этой сфере, определены риски устойчивости гражданской идентичности в современном российском обществе. Гражданская идентичность рассматривалась как тип социальной идентичности, определяющий целеполагание участников политического процесса. Использование концепций мифо-символического комплекса и этносимволизма позволило выявить системообразующие символы и мифы общероссийской гражданской идентичности, а также обозначить важность обеспечения их релевантности в условиях конкурентной природы символической политики. Автор отмечает, что основой мифо-символического комплекса общероссийской гражданской идентичности является символическое пространство СССР, системообразующую роль выполняет символ Победы в Великой Отечественной войне. Реализация государственной политики в сфере идентичности также во многом повторяет советскую модель. Вместе с тем социокультурные трансформации российского общества, протекающие по направлению демографических изменений, связанных с увеличением доли граждан, не рассматривающих советское символическое пространство в качестве консолидатора гражданской идентичности, а также обусловливающие актуализацию этнических идентичностей, потенциально способны снизить эффективность существующей конфигурации общероссийской гражданской идентичности. В качестве возможной меры уклонения от рисков предложено использование существующего концепта «государствообразующего народа» как перспективной символической основы гражданской идентичности.
В статье рассматривается специфика визуальной реактуализации Реформации в германских землях первой половины XIX в. Различия в толкованиях исторической роли Мартина Лютера показаны на примере проектирования первого монумента реформатору по инициативе Патриотическо-литературного общества графства Мансфельд. Анализ вариантов, предложенных на конкурс мемориальных проектов, дает преставление об особенностях бюргерской идеи национального памятника в начале века. Изменения в социополитическом климате к 1820-м гг. находят свое отражение в утвержденной версии монумента, демонстрирующей консервативную точку зрения монархической власти. Развитие символики Реформации на протяжении 300 лет прослеживается на примере опубликованной коллекции монет, посвященной юбилейным праздникам 1617, 1717 и 1817 гг. Тенденция к персонализации исторического события изучается на основе графических циклов Вильгельма фон Лёвенштерна, Карла Августа Швердгебурта и Густава Кёнига. Таким образом, исследование широкого комплекса визуальных источников выявляет не только различные стратегии популяризации исторических образов, но и наглядно демонстрирует конфликт рецепций вокруг наследия Реформации, возникший при формировании нового национального символа.
Статья посвящена комплексному рассмотрению проблемы укрепления национальной идентичности России на основе исторически сложившихся духовных ценностей, при этом особое внимание уделяется роли ислама в условиях конфессионального многообразия и светского характера государства. Автор ставит цель - выявить институциональные механизмы и общественные практики, способствующие сохранению и защите русской культуры и традиций, а также анализирует потенциал и ограничения интеграции ислама в общенациональную идентичность. При этом подчеркивается важность системных мер государственного регулирования, образовательной и миграционной политики, а также информационного сопровождения с целью предотвращения радикализации и сохранения приоритета русских ценностей. Значимость темы объясняется тем, что, с одной стороны, Россия исторически отличается многонациональным и многоконфессиональным составом, где ислам традиционно занимает весомое место; с другой - растущая глобализация, миграционные процессы и риск экстремистских проявлений ставят перед российским обществом задачу эффективно оградить свою культурную и цивилизационную самобытность от возможного негативного влияния внешних факторов. В заключение обосновывается необходимость сбалансированного подхода, сочетающего поддержку исконных религиозных конфессий и защиту русских духовно-культурных ценностей, что позволит гармонично укреплять национальную идентичность России без чрезмерного влияния ислама на общественно-политические процессы и традиционный уклад страны.
В настоящей статье исследуется понятие смысловой (ментальной) войны, описываются каналы для достижения результатов и целей, связанных с захватом виртуального и когнитивного пространства и его программированием, приводящим к смене культурно-исторических кодов и разрушению традиционных ментальных ценностей. Установлено, что влияние разрушительных манипулятивно-пропагандистских технологий, используемых современными украинскими политическими элитами, обусловило становление разрушительнъыхценностнъых идеалов, утверждающих равенство государственных и националистических символов. Усиление информационно-психологического воздействия на русский мир и введение пакетамер под названием «культура отмены» в настоящее время способствовали формированию в сознании русского человека понимания значимости идей русской православной культуры, которая традиционно является основой национальной идентификации и основным фактором победы в войне смыслов. Отмечено, что средством формирования российской национальной идентичности является русский язык, забота о котором в настоящее время вышла на первое место. Особое внимание уделяется описанию комплекса мероприятий, направленных на повышение статуса русского языка в нормативноправовом и массмедийном поле российского общества, а также на поддержку русского языка и распространение ценностей русской национальной культуры в мире. Сделан вывод о важности сохранения русского языка как фактора победы в современной ментальной войне: оторванный от культурноисторического наследия и системы традиционных ценностей, человек начинает формировать свою смысловую основу вне связи с собственной национальной идентичностью.
В статье рассматривается связь понятии реалии и маркеров национальной идентичности в контексте лингвокультурологии. Анализируются отрывки из романа Фернандо Вальехо «La Virgen de los sicarios» / «Богоматерь наемных убийц», проводится интерпретация лексическо-семантических единиц текста, расцениваемых как языковые маркеры национальной идентичности. Отмечается эффективность реалии и национально-специфичной колумбийской лексики как указателей на культурную принадлежность текста, а также важность данных лексических единиц в эстетике романа.
Введение. Война занимает особое место в развитии человечества, т. к. представляет собой неотъемлемую часть его истории. Проблема войны является предметом междисциплинарных исследований на протяжении всего периода становления социальных наук. Осмысление противоборства народов и отдельных социальных групп имеет место в философской мысли со времен возникновения первых крупных цивилизаций. На современном этапе развития общества проблематика войны тесно сопряжена с феноменом национальной безопасности, которая направлена на защиту государства от внутренних и внешних угроз и предупреждение рисков, посягающих на гармоничное развитие человека и общества, инфраструктуру, экономику, а также социально-политическое благополучие нации.
Цель. Определение степени влияния войн современности на национальную безопасность.
Методы. В работе использованы: логический метод для структурирования материалов, исторический метод для корректного и хронологически последовательного изложения фактов, сравнительный метод с целью выявления особенностей рассматриваемых феноменов и дедуктивный метод для формулирования выводов по результатам исследования. Научная новизна исследования. В исследовании проведен детальный анализ современных войн и их воздействия на национальную безопасность. Автором изучены взаимосвязи между различными формами военных конфликтов и их последствиями для стабильности государства. Особое внимание уделено методологии анализа гибридных и асимметричных войн, что позволило глубже понимать их характеристики и влияние на систему национальной безопасности. Этот подход помогает лучше осознавать динамику современных угроз и стратегии их противодействия.
Результаты. Дано определение национальной безопасности через феномен войны, определены особенности обычной войны, которые оказывают влияние на национальную безопасность государства. Также сделан анализ влияния методов асимметричной войны на национальную безопасность, определены особенности гибридной войны в противостоянии основам национальной безопасности, рассмотрены новые вызовы российской национальной безопасности и ответы на них.
Выводы. На современном этапе развития мирового сообщества классификация войн существенно изменилась и расширилась. Это обстоятельство, в свою очередь, требует от государства изменения принципов обеспечения национальной безопасности, основанной на превентивных способах организации и практической реализации, устойчивой национальной идентичности, эффективной работе всех акторов национальной безопасности, стремлении к социально-экономической и политической стабильности.
В статье рассматриваются особенности китайской национальной идентичности, конструируемой в рамках публичных выступлений политических деятелей КНР. Сопоставляются лексические маркеры репрезентации собственной национальной идентичности Китая и лексические единицы, интерпретирующие специфику восприятия Китая в политическом дискурсе России. Авторы приходят к заключению, что представления китайских и российских политических деятелей о составляющих китайского менталитета и национального сознания в целом совпадают, что может оказать положительное влияние на ведение межкультурного диалога и способствовать укреплению взаимопонимания и стратегического партнерства двух стран в свете современных социальных изменений и политических вызовов.
Введение. Статья посвящена теоретическому анализу ценностных оснований политической идентичности и представляет авторский вариант их концептуального понимания в пространстве политико-психологического знания.
Цель. Концептуально осмыслить ценностные основания политической идентичности в региональном, национальном и цивилизационном измерениях в контексте актуальных российских реалий.
Методы. Методология анализа опирается на идентитарный подход, который позволяет рассматривать идентичность как комплексный феномен, в котором проявляются разные аспекты самоопределения человека и группы в социальном пространстве в целом и его политическом сегменте в частности. Определение ценностных оснований политической идентичности осуществляется в рамках политико- психологического подхода. Научная новизна исследования. Авторы предлагают рассматривать политическую идентичность в современной России как многоуровневую конструкцию, в которой региональные, национальные и цивилизационные составляющие сопрягаются на ценностной основе, носящей традиционный характер.
Результаты. Политическая идентичность рассматривается как политико-психологический феномен, в структуре которого выделяются три компонента - ценности, образы и символы. Определяются сущность и основные характеристики политических ценностей как смыслообразующих оснований идентичности политического сообщества, обозначается их роль в конструировании ее образно-символического пространства. Концептуально рассматриваются региональная (макрорегиональная), национальная (национальногражданская, национально-государственная) и цивилизационная идентичности как уровни политической идентичности, уделяется внимание особенностям той макрополитической идентичности, которая формируется в современной России.
Выводы. Авторы приходят к выводу, что политическая идентичность в современной России может быть определена как цивилизационно-государственная. Это открывает новые исследовательские возможности и определяет задачи ее конструирования в рамках разных направлений внутренней политики.
В статье исследуются этнополитические нарративы и технологии символической политики, использовавшиеся кандидатами в ходе президентских выборов 2024 года в Республике Северная Македония (РСМ). Основное внимание уделяется анализу предвыборных программ, публичных выступлений и символической визуализации политических стратегий, отражающих позиции кандидатов по вопросам национальной идентичности, евроинтеграции и межэтнических отношений. Предметом исследования выступают этнополитические (в том числе, идентичностные) нарративы, а также их воплощение в избирательной кампании посредством технологий символической политики. Акцент делается на политико-управленческих потенциалах института президентства в условиях развития этнополитических противоречий между македонским большинством и албанским меньшинством. Исследование показало, что ключевым нарративом кампании стала тема евроинтеграции, однако кандидаты по-разному интерпретировали ее последствия для македонской идентичности. Методологическая база включает системный и институциональный подходы для анализа политических механизмов РСМ; сравнительный этнополитический анализ, позволяющий сопоставить стратегии кандидатов в условиях этнической неоднородности страны; дискурс-анализ предвыборных программ и публичных выступлений; анализ приемов символической визуализации политических концептов (включая дизайн графического оформления материалов политической рекламы кандидатов); анализ вторичных статистических данных. Выводы статьи подчеркивают, что, несмотря на очевидную этнополитическую поляризацию, кандидаты от крупнейших политических партий, претендующие на победу, избегали радикальных заявлений, стремясь сохранить символико-политическую роль президента как гаранта единства гражданской нации. Кандидаты-македонцы стремились сохранить национальную идентичность, критикуя уступки в пользу Греции и Болгарии, в то время как кандидаты-албанцы делали акцент на консоциональной демократии и приоритете европейских ценностей. Действующий президент занимал компромиссную позицию, сочетая поддержку евроинтеграции с риторикой всемакедонского гражданского единства. Однако, при этом, избирательные программы претендентов отражали глубокие различия, существующие у этнических македонцев и албанцев, в понимании будущего страны, что свидетельствует о сохранении существенной этнополитической напряженности в македонском обществе.
Предметом исследования является взаимодействие между государственными органами Российской Федерации, институтами гражданского общества и Русской Православной Церковью (РПЦ) в основных социально-политических сферах в период 2014-2025 гг. Анализируется природа и функциональные особенности данного трехстороннего сотрудничества в современном российском контексте на примере трёх “ключевых событий” во внутренней и внешней политике России, таких как события «русской весны», пандемия COVID-19 и Специальная военная операция (СВО). Цель исследования заключается в определении приоритетных направлений и устойчивых моделей сотрудничества государственных структур, РПЦ и институтов гражданского общества. На основе выявленных закономерностей устанавливается значимость моделей подобного взаимодействия для сохранения стабильного функционирования общества и государства в условиях кризисов. В работе применяется исторический метод, метод системного анализа, метод качественного контент-анализа и дискурс-анализ. После рассмотрения различных практик церковно-государственного партнерства выделяется специфика текущего вектора его развития, обусловленного как исторической традицией («симфония Церкви и государства» в период Российской Империи; секулярный советский период; постсоветское религиозное возрождение), так и глобальной макроэкономической и геополитической ситуацией. Выделяются несколько «ключевых событий» во взаимоотношениях Церкви, государства и гражданского общества. Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе взаимодействия РПЦ с государством и гражданским обществом на примере кризисов современности. Теоретическая значимость исследования состоит в анализе деятельности РПЦ, как комплексного института, балансирующего между общественно-государственным запросом и внутренними интересами. Практическая ценность состоит в указании на наиболее важные аспекты взаимодействия РПЦ с государством, выделены как сильные стороны (внедрение православия в российскую общенациональную идентичность; социальное служение в период геополитической нестабильности), так и слабые (политизация религии; периодическое противостояние со светским гражданским обществом). По итогам анализа делается общий вывод о преимущественно положительном векторе этого взаимодействия.
В статье рассматривается геймификация политики, процесс внедрения игровых элементов и механик в политическое пространство, а также использование видеоигр как инструмента влияния на общественное мнение. Предметом исследования являются видеоигры как социокультурный и политический феномен, их роль в формировании общественного мнения и политического просвещения. Цель исследования заключается в изучении роли видеоигр как инструмента влияния на общественное мнение. Авторы стремятся выявить механизмы геймификации политики, оценить потенциал видеоигр в манипуляции общественным сознанием, а также спрогнозировать некоторые тенденции развития данного социокультурного феномена. Задачи исследования включают анализ теоретических аспектов геймификации политики, исследование видеоигр как инструмента политических коммуникаций, оценку их образовательного потенциала и разработку рекомендаций для продвижения национальных интересов. Основная гипотеза исследования заключается в том, что видеоигры являются не только развлекательным продуктом, но и инструментом влияния на общественное мнение, способным к манипуляции сознанием, политическому просвещению и сохранению исторической памяти. Методологической основой исследования является теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований, посвященных общественному мнению и геймификации политики. Используются качественные методы, включая кейс-стади (при анализе случаев с видеоиграми). Источники включают академические статьи, статистику игровой индустрии, официальные нормативные-правовые акты и заявления российских властей о регулировании индустрии видеоигр. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе видеоигр как инструмента формирования общественного мнения и политического просвещения. В статье показано, что видеоигры содержат политические символы, образы и дискурсы, способные вовлекать игроков и влиять на их сознание. Мировой рынок видеоигр оценивается в 185 млрд долларов, а в России 88 млн человек старше 18 лет хотя бы раз пробовали играть в видеоигры. Кейсы, такие как “Black Myth: Wukong“ и “Бессмертная симфония”, демонстрируют образовательный потенциал видеоигр и их влияние на культурные предпочтения. В заключении отмечается, что видеоигры являются важным элементом современных политических коммуникаций и нуждаются в государственной поддержке для создания конкурентоспособных продуктов, особенно в условиях санкций. Рекомендуется развивать механизмы контроля за содержанием видеоигр и продолжать исследования их влияния на политические коммуникации.