Рассмотрен российский и европейский подходы к регулированию технологий, использующих биометрические персональные данные. Выделены и проанализированы три ключевых направления применения биометрических технологий муниципальными органами власти: обеспечение безопасности; оказание муниципальных услуг; анализ данных и планирование. Выявлены проблемы правоприменения, связанные с несовершенством действующего законодательства, и предложены пути их устранения.
Выделяются и анализируются ключевые факторы, влияющие на конституционное развитие России: поправки 2020 г. к Конституции РФ, легально закрепившие единство публичной власти, и современные вызовы экономической системе страны. Отмечается, что положения поправок к Конституции о единстве публичной власти являются рамочными и не предопределяют усиление в государственном строительстве тенденций централизации, исполнительности и дисциплины. Автор посредством анализа Федерального закона от 20 марта 2025 г. № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» приходит к выводу о том, что единая система публичной власти посредством применения сугубо административного метода превращается во властную вертикаль, хотя включение местного самоуправления в единую систему публичной власти само по себе позволяло эффективно настроить взаимодействие и соучастие органов местного самоуправления и органов государственной власти. Отмечается, что методология конституционного права как проводника конституционных ценностей позволяет найти ответы на современные вызовы цифровизации, экономического неравенства и недобросовестной международной конкуренции.
Рассматриваются вопросы применения финансово-правового механизма финансирования отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления. Анализируются особенности финансово-правового механизма обеспечения отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, практика предоставления межбюджетных трансфертов в форме субвенций. Выявлена проблема определения форм, расчета и порядка передачи органам местного самоуправления соответствующих финансовых средств. Сделан вывод о том, что в целях достижения высоких результатов публичной финансовой деятельности, повышения эффективности использования бюджетных средств, обеспечения заинтересованности органов местного самоуправления в исполнении переданных им полномочий финансово должны обеспечиваться фактические затраты последних.
Актуальность исследования обусловлена тем, что для обозначения территорий местного самоуправления конституционный законодатель использовал юридическую конструкцию «муниципальное образование», при этом не дав инструментов для их правового конструирования. Прежде всего, это заключается в отсутствии легального определения понятия «муниципальное образование» - нет его не в тексте Конституции Российской Федерации, не вообще в российском законодательстве. Отсутствует законодательное определение и целого ряда других, относительно новых терминов, связанных прежде всего с набирающим обороты процессом агломерирования в нашей стране, причем не только на городских (урбанизированных) пространствах, но и на сельской территории, что требует выработки правовых аспектов формирования и управления городскими и особенно сельскими агломерациями. В статье приводится анализ данных процессов, а также обоснование того, что данные юридические конструкции требуют своего содержательного определения, в том числе в федеральном законодательстве. Кроме того, в статье уделено отдельное внимание временной ретроспективе территориальной организации местного самоуправления в нашей стране, субъектам и объектам местного самоуправления в контексте конструирования муниципальной территориальной организации, а также вопросу осмысления правовой природы «муниципальной корпорации» в российском контексте и ее соотношению с принципом поселенческой организации местного самоуправления.
В статье рассматривается ряд исторических аспектов хозяйственно-экономической деятельности органов местного самоуправления Уфимской губернии периода конца XIX – начала XX вв. Основные положения и показатели уездных и губернского земских бюджетов анализируются с точки зрения их влияния на развитие территории Уфимского края. В контексте проведенного анализа сформулированы выводы и предложения о том, что в условиях совершенствования модели местного самоуправления в России решение вопросов стабильного и полноценного финансового обеспечения полномочий муниципалитетов, сегодня, как и на рубеже XIX-ХХ веков, является важным фактором управления развитием территории в условиях эффективного встраивания местного самоуправления в единую систему публичной власти в субъектах Российской Федерации
Введение. Компетенция местного самоуправления является предметом исследования российских ученых с начала 1990-х гг. Несмотря на большое количество работ, так или иначе связанных с проблематикой компетенции местного самоуправления и органов муниципальных образований, объем вопросов местного значения и сложности в их решении требуют всестороннего изучения этого вопроса. Компетенция местного самоуправления является комплексной и состоит из собственной компетенции, делегированной компетенции и факультативной компетенции. Важной и неотъемлемой частью компетенции местного самоуправления являются вопросы охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.
Материалы и методы. При подготовке научной публикации использовались разные общенаучные и частно-научные методы научного познания. Среди специальных методов метод толкования правовых норм, формально-юридический метод юридико-технический метод, сравнительно-правовой метод. Были исследованы законодательные акты Российской Федерации, посвященные вопросам организации и осуществления местного самоуправления, охране окружающей природной среды и животного мира, лесных и водных объектов, земель, атмосферного воздуха, а также обеспечению экологической безопасности. Изучена литература по общей теории муниципального права и по вопросам экологических полномочий местного самоуправления российских авторов 1990-2000-х гг., 2010-х гг., а также настоящего времени.
Анализ. Компетенция местного самоуправления напрямую зависит от правового акта, которым устанавливается, способа определения компетенции и органа муниципального образования, компетенция которого устанавливается, а также вида муниципального образования. Реализуя муниципальное управление органы местного самоуправления, в том числе, решают вопросы местного значения и исполняют отдельные делегированные полномочия в природоохранной сфере и сфере обеспечения экологической безопасности. Компетенция местного самоуправления в указанной сфере устанавливается как Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так и большим количеством законодательных актов, которые относятся к сфере экологического права. Причем, прямо у органов местного самоуправления нет таких полномочий как «охрана окружающей природной среды» или «обеспечение экологической безопасности», так как эти полномочия комплексные и включают в себя ряд других, четко определенных вопросов местного значения, вопросов компетенции органов местного самоуправления. Вероятно, по этой причине в современной правовой науке выделяются несколько основных направлений исследования компетенции органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере.
Результаты. По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности представляют собой совокупность прав и обязанностей, направленных на охрану природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности, управление и утилизацию отходов, участие в экологическом нормотворчестве в пределах своей компетенции. Компетенция органов местного самоуправления в России в рассматриваемой сфере охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности носит децентрализованный и производный характер. В целом органы местного самоуправления играют ключевую роль в решении локальных экологических проблем в России, но их эффективность ограничена фрагментарностью законодательства и ресурсной недостаточностью бюджетов муниципальных образований.
Цель исследования. Статья посвящена территориальной организации местного самоуправления в России. Представляются доктринальные подходы к определению территориальной организации местного самоуправления. Изучаются правовые подходы к закреплению территориальной организации местного самоуправления. Рассматриваются особенности развития территориальной организации местного самоуправления, показываются особенности организации территориальной организации местного самоуправления в ряде зарубежных государств. Целью исследования является изучение территориальной организации местного самоуправления в России. В статье используются диалектический, исторический, формально-юридический, логический, сравнительно-правовой и другие методы познания. Выводы. Для местного самоуправления важной составляющей его эффективного функционирования и создания возможностей для всех граждан реализации права на осуществление местного самоуправления является его территориальная организация. Правильный выбор (одноуровневый, многоуровневый) подход территориальной организации местного самоуправления должен исходить от потребностей самого населения и сложившейся системы территориальной организации в каждом субъекте Российской Федерации. Современное развитие местного самоуправления в России будет еще более эффективным, если использовать накопленный позитивный опыт, в том числе и в территориальной организации.
Введение. Актуализация процессов совершенствования конституционных предписаний в современной России обусловливает необходимость поиска теоретических основ конституционных преобразований. Поводом для написания статьи послужила юбилейная дата – 30-летие принятия Конституции Российской Федерации в 2023 г. Любой юбилей – это всегда повод задуматься, проанализировать, вернуться во времена, когда все начиналось. В качестве цели исследования определен анализ эволюции российского конституционализма в период с 1993 – 2023 гг., переосмысление подходов к моделям, способам и инструментам изменения отечественной правовой реальности.
Материалы и методы. Трансформация конституционной модели государства как предмет научного исследования в данной работе основана на анализе преобразований Конституции за три десятилетия, изучении отечественного опыта правового регулирования общественных отношений, интерпретации конституционных положений и институтов.
Анализ. Конституция Российской Федерации определяет структуру и принципы организации публичной власти, права и обязанности граждан и многое другое. Однако, несмотря на свою значимость, Конституция Российской Федерации, как, впрочем, и основные законы других стран, не всегда соответствует реалиям жизни и нуждается в постоянном обновлении и совершенствовании.
Результаты. Статья посвящена исследованию конституционных преобразований в аспекте ретроспективного и сравнительно-правового анализа некоторых конституционно-правовых институтов – федерализма, публичной власти, особое внимание в статье уделяется вопросам эволюции конституционных гарантий реализации прав и свобод человека.
В истории Российской империи Северный Кавказ занимает особое место как регион, активно переживавший процессы колонизации и интеграции в состав государства. В конце XIX - начале XX в. отношения между некоторыми горцами и представителями царской власти стали особенно напряженными и многогранными, отражая как местные традиции и обычаи, так и амбициозные планы самодержавия по укреплению своего влияния. Этот период, отмеченный кризисом и политическими потрясениями, стал ключевым моментом, когда темы национальной идентичности, борьбы за права и социальную справедливость вышли на передний план. Царская власть, осознавая необходимость более эффективного контроля над регионом на фоне нарастающих межнациональных конфликтов и бандитизма, предприняла ряд шагов для пересмотра своей политики в отношении коренного населения региона. Восстановление Кавказского наместничества в 1905 г. и назначение И. И. Воронцова-Дашкова, сторонника диалога и регионализма, указывали на изменения в подходе к управлению и взаимодействию с местными жителями. Тем не менее подобные нововведения не всегда приводили к ожидаемым результатам. В данной статье мы рассмотрим и проанализируем ключевые, по мнению автора, аспекты взаимодействия коренного населения Северного Кавказа с институтами самодержавия.
В статье показаны особенности организации коммуникации органов местного самоуправления и населения в условиях ускоренной цифровизации, основные рамки которой были заложены в федеральном законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Авторы рассматривают эффективную коммуникацию как один из факторов легитимации местного самоуправления, показателем которого выступает доверие. Контент-анализ сайтов и страниц местных администраций в социальных сетях позволил сделать вывод, что форсированное создание интернет-ресурсов пока не привело к повсеместному качественному обмену информацией между властью и обществом. Исследование выявило несущественные региональные различия в плане функционирования официальных сайтов и страниц в социальных сетях муниципальных органов власти. Опираясь на эмпирические данные всероссийского мониторинга о динамике уровня доверия к местной власти, авторы делают вывод, что доверие к местной власти коррелирует с оценками уровня развития МСУ в стране. При этом коммуникация между властью и населением как механизм легитимации МСУ оценивается как низкоэффективная.
Целью статьи является исследование процессов формирования региональных идентичностей в контексте изменения системы местного самоуправления в России. Авторы опираются на оригинальные эмпирические данные, которые были получены в одном из преобразуемых в округ муниципальных районов Республики Карелия. Региональные идентичности формируются на разных уровнях в ходе процесса регионализации. Растущая самостоятельность регионов является причиной стремления государств к преобразованиям в сфере государственного и муниципального управления. В Карелии преобразование одного из муниципальных районов в муниципальный округ стало поводом для формирования политического антагонизма между городской и сельскими администрациями. Антагонизм выходит за пределы политико-административных отношений и находит выражение в нарративах о социальных и культурных факторах, конструирующих представление о границах региона. В ходе политического конфликта катализируются процессы формирования региональных идентичностей. В условиях объединения муниципальных образований отсутствие единого инфраструктурного кластера может приводить к росту протестных настроений в сёлах, где в результате передачи полномочий в районный центр предполагается снижение уровня автономии в решении вопросов местного значения. Авторы приходят к выводу, что муниципальные преобразования могут способствовать формированию региональной идентичности в локальных сообществах сотрудников сельских администраций, что потенциально создает условия для более острого социального конфликта и политической дестабилизации региона.
Введение: в статье рассматриваются особенности организации местного самоуправления в советский период развития государства, уделяется внимание полномочиям местных советов, анализируются проблемы реформирования самоуправления на различных исторических этапах, трансформация уровней советской государственности.
Материалы и методы: нормативной правовой основой исследования стали отдельные положения Декретов советской власти, Закона РСФСР от 19.07.1968 «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР»; Закона РСФСР от 29.07.1971 «О районном Совете народных депутатов РСФСР», Закона СССР от 09.04.1990 № 1417-1 «Об основных началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», Закона от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР», Положения об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы 1993 года. Теоретико-методологическую основу исследования составили работы ученых - специалистов в области конституционного права, муниципального права, исторической науки, выдержки из публичных выступлений государственных деятелей в различные годы. Методологическую основу исследования составили системный подход, общедиалектический метод научного познания, а также сравнительно-правовой и историко-правовой методы исследования.
Результаты исследования: выявлены особенности историко-правового развития института местного самоуправления в советский период, проанализированы полномочия местных органов власти, обоснованы изменения, связанные с деятельностью местного самоуправления с периода образования РСФСР и до принятия Конституции Российской Федерации.
Обсуждение и заключение: авторы делают выводы о существенном изменении принципов организации и функционирования системы органов местного самоуправления в зависимости от проведения конституционных реформ, о незавершенности процесса формирования эффективно функционирующей системы реализации местной власти в советском обществе, что во многом определятся динамикой политической практики и необходимостью ее разностороннего теоретического осмысления