Статья посвящена анализу представлений о Франции в трактатах французских полемистов первой половины XV в. Показано, что Французское королевство этого времени соотносилось с термином «государство», понимаемом не только в частно-правовом, но и в публичном аспектах. Делаются выводы о восприятии Франции авторами исследуемых сочинений в качестве родины. Акцентируется внимание на том, что помимо идеи Природы («естественная любовь» человека к отчизне, которая предопределяет круг его обязанностей), патриотические взгляды полемистов основывались также на представлениях о «гражданском» долге и обязанностях каждого перед государством как «делом общественным».
В статье осуществляется среднесрочное прогнозирование будущего профсоюзов России с учетом актуальных политических и социально-экономических тенденций. Авторы приходят к выводу, что в обозримой перспективе объединения наемных работников традиционного типа не утратят своего привилегированного положения в системе социального партнерства. Они сохранят приверженность ценностно-идеологической позиции президента РФ и его национально ориентированному курсу на обеспечение суверенитета. Тенденция к централизации системы публичной власти рано или поздно экстраполируется на профсоюзы, заставив их повысить уровень внутренней исполнительской дисциплины и иерархической упорядоченности. Общее число членов профсоюзов будет плавно расти по мере постепенной деприватизации промышленных предприятий, однако проблема низкой мотивации профсоюзного членства не утратит своей актуальности даже в условиях расширения государственного сектора экономики.
Автором предпринята попытка систематизации научных подходов и концептуальных положений, обосновывающих сущность, содержание и основные формы непрофессиональной деятельности граждан в сфере политики. Рассмотрены особенности формирования и проявления феномена политического участия в условиях трансформационных процессов. Предложено авторское понимание указанного феномена и выделены наиболее распространенные виды актуальных активностей граждан в политической сфере.
В статье анализируется творческий путь Игоря Андреевича Исаева — авторитетного ученого в области истории государства и права, философии права, теории государства и права. Предпринята попытка проследить этапы становления И. А. Исаева как исследователя, формирование и трансформацию его научных интересов, проанализированы основные идеи и выводы, которыми руководствовался юбиляр. Предложен анализ его основных трудов с указанием ключевых мыслей, повлиявших на формирование соответствующих сфер научного познания. Отмечены его идеи, ставшие основой для многих современных теорий и научных школ. Несмотря на то что И. А. Исаев прошел непростой преподавательский и профессиональный путь, его творческий пытливый ум всегда занимали сложные и важные вопросы — в области как теории права, так и теории государства, истории права и философии. Наибольший научный интерес вызывали проблемы, связанные с взаимодействием власти и государства. Вклад И. А. Исаева в науку и ее развитие неоценим, и как один из способов отдать дань уважения творчеству великого мастера подготовлена настоящая работа.
Статья посвящена группе научных специальностей 5.1 «Право», которая является составной частью номенклатуры научных специальностей, утвержденной приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 24.02.2021 № 118. Авторы статьи принимали непосредственное участие в формировании данной группы научных специальностей. Работа шла в обстановке широкой дискуссии в научном юридическом сообществе. Учитывались мнения и практических работников. Основная цель состояла в увеличении потенциала и максимальном использовании возможностей юридической науки, в которой к этому моменту обнаружились очевидные признаки кризиса. Представляется, что были созданы условия для более свободного научного поиска, поскольку сознательно пришлось отказаться от излишней детализации направлений исследований. С момента утверждения новой номенклатуры прошло определенное время, и уже можно подводить некоторые итоги. Разумеется, какие-то проблемы есть и будут. Но для того и существует наука, чтобы их решать.
Построение многополярного мира требует от государства, претендующего на роль полюса, предложения конкурентоспособной модели общественного устройства и миропорядка, признаваемой как собственным населением, так и участниками международного общения. Эта модель должна опираться и отражать ту силу, которая позволяет государству претендовать на соответствующий статус, выигрышно отличает соответствующий «полюс» от прочих участников международного общения и способна обеспечить необходимое равновесие сложной системе международных отношений. В настоящее время в Российской Федерации указанная модель не артикулирована, хотя и обозначена политическим руководством страны. Имеющиеся трудности ее разработки обусловлены целым рядом причин. Одна из них — вопрос культурного суверенитета, другая — сложный самоорганизующийся характер системы общественных отношений. В статье обозначен ряд теоретико-правовых вопросов, на которые необходимо обратить внимание в процессе формирования соответствующей модели в современной России: язык юридической науки, государственно-правовые идеалы, включая понятие справедливости, и т. д. Подчеркивается также, что разработка модели должна осуществляться специалистами различных направлений научного знания с привлечением методологии постнеклассической науки, позволяющей рассматривать государственно-организованную систему общественных отношений и международный порядок как сложную саморазвивающуюся открытую систему.
В статье представлена рецензия на книгу Я. М. Рабкина «Израиль: война и мiръ», вышедшую в Москве в 2024 г. Автор, опираясь на материалы многочисленных (в том числе израильских) исследователей и исходя из иудейской традиции, предлагает оригинальный для русскоязычной аудитории взгляд на сионизм, а также историю и сущность Государства Израиль; взгляд, альтернативный сионистской точке зрения, изложенной в подавляющем большинстве публикаций и доминирующей в русскоязычном сегменте тематической литературы. Особую актуальность данная книга приобретает в контексте нового витка арабо-израильского конфликта и актуальных попыток мирного урегулирования, а также значимых геополитических процессов в регионе Ближнего Востока.
Введение. Война занимает особое место в развитии человечества, т. к. представляет собой неотъемлемую часть его истории. Проблема войны является предметом междисциплинарных исследований на протяжении всего периода становления социальных наук. Осмысление противоборства народов и отдельных социальных групп имеет место в философской мысли со времен возникновения первых крупных цивилизаций. На современном этапе развития общества проблематика войны тесно сопряжена с феноменом национальной безопасности, которая направлена на защиту государства от внутренних и внешних угроз и предупреждение рисков, посягающих на гармоничное развитие человека и общества, инфраструктуру, экономику, а также социально-политическое благополучие нации.
Цель. Определение степени влияния войн современности на национальную безопасность.
Методы. В работе использованы: логический метод для структурирования материалов, исторический метод для корректного и хронологически последовательного изложения фактов, сравнительный метод с целью выявления особенностей рассматриваемых феноменов и дедуктивный метод для формулирования выводов по результатам исследования. Научная новизна исследования. В исследовании проведен детальный анализ современных войн и их воздействия на национальную безопасность. Автором изучены взаимосвязи между различными формами военных конфликтов и их последствиями для стабильности государства. Особое внимание уделено методологии анализа гибридных и асимметричных войн, что позволило глубже понимать их характеристики и влияние на систему национальной безопасности. Этот подход помогает лучше осознавать динамику современных угроз и стратегии их противодействия.
Результаты. Дано определение национальной безопасности через феномен войны, определены особенности обычной войны, которые оказывают влияние на национальную безопасность государства. Также сделан анализ влияния методов асимметричной войны на национальную безопасность, определены особенности гибридной войны в противостоянии основам национальной безопасности, рассмотрены новые вызовы российской национальной безопасности и ответы на них.
Выводы. На современном этапе развития мирового сообщества классификация войн существенно изменилась и расширилась. Это обстоятельство, в свою очередь, требует от государства изменения принципов обеспечения национальной безопасности, основанной на превентивных способах организации и практической реализации, устойчивой национальной идентичности, эффективной работе всех акторов национальной безопасности, стремлении к социально-экономической и политической стабильности.
В данной статье описаны современные финансовые риски, которые представляют собой сложную и многогранную систему угроз, ставящих под вопрос стабильность, как отечественной экономики, так и благополучие каждого отдельного человека. Данная статья анализирует ключевые понятия, формирующие суть финансовых рисков. Так, на финансовый риск в разной степени могут влиять изменения в глобальной экономике, геополитические события, технологические инновации и т. д. Сами же финансовые риски подразделяются на различные виды, каждый из которых имеет свои специфические характеристики и разные потенциальные последствия. К основным типам относятся кредитный риск, связанный с невыполнением заемщиком своих обязательств; рыночный риск, обусловленный колебаниями цен на активы; операционный риск, возникающий из-за ошибок или сбоев в деятельности организации; риск ликвидности, отражающий возможность нехватки денежных средств для выполнения текущих обязательств; системный риск, связанный с возможными глобальными проблемами. Понимание и эффективное управление финансовыми рисками является ключевым фактором для обеспечения финансовой стабильности и устойчивого развития в современном мире. Это требует постоянного обучения, адаптации и внедрения передовых практик управления рисками, а также поддержания открытого диалога между участниками рынка и различными регуляторами.
Статья посвящена анализу и развитию отраслевой политики государства в условиях современных экономических вызовов. В условиях глобализации и технологических изменений эффективное управление отраслями экономики становится ключевым аспектом достижения устойчивого и сбалансированного роста экономических показателей. В работе рассматриваются основные механизмы, которые государства могут использовать для стимулирования конкурентоспособности и инновационного потенциала в различных секторах. Особенное внимание уделяется взаимодействию между центральными и региональными органами власти, а также необходимости индивидуализированного подхода к каждому региону с учетом его специфических особенностей и потребностей. В заключение статьи приведены рекомендации по внедрению цифровых технологий и обеспечению прозрачности в реализации отраслевой политики, что, в свою очередь, будет способствовать эффективному функционированию экономики и повышению ее устойчивости к внешним факторам. Результаты работы могут быть полезны как для специалистов в области государственного управления, так и для исследователей, занимающихся экономической политикой.
В исторической традиции устоялось наименование образовавшегося во 2-й половине XV в. Русского государства «централизованным». Вместе с тем четкого и недвусмысленного определения сущности этого термина в отечественной исторической литературе нет, а имеющиеся определения носят расплывчатый и туманный характер. Эта неопределенность связана с тем, что сама по себе «централизованность» представляет собой сложный и многоплановый политико-правовой феномен, и процессы централизации власти на разных уровнях протекали с разной скоростью. Раннемодерные государства по этой причине являлись недоцентрализованными. Автор статьи доказывает этот тезис на примере «двоеначалия» русского права в эпоху «долгого XVI в.» (середина XV - середина XVII в.). В это время коронное право сосуществовало с обычным правом. При этом обычное право по своей значимости не уступало праву коронному. Это было связано с институциональной слабостью раннемодерного государства. Не обладая развитой «мускулатурой» власти, оно было вынуждено искать поддержки «снизу». Эта вынужденная необходимость способствовала консервации традиционной правовой культуры и обычного права как ее неотъемлемого компонента. В результате правовое поле раннемодерных государств, в том числе и Русского, на деле представляло собой сшитое на скорую руку «лоскутное одеяло». И до тех пор, пока такое положение сохранялось, говорить о завершенности процессов централизации преждевременно.
Введение: противодействие терроризму и экстремизму рассматривается как элемент идеологической функции государства.
Материалы и методы: исследование основано на использовании общенаучных методов и приемов: анализ, синтез, индукция, дедукция. Наибольшее значение получили формально-правовой и сравнительный методы, используемые для толкования положений анализируемого законодательства.
Результаты исследования: автор обозначает проблематику существования угроз государству в идеологической сфере, на основании чего противодействие таким угрозам осуществляется посредством реализации идеологической функции. Актуальными угрозами в настоящее время следует считать терроризм и экстремизм, являющие собой определенные идеологические системы.
Обсуждение и заключение: автор предлагает разделить формы противодействия терроризму и экстремизму на две группы: правоохранительные меры и меры в рамках идеологической деятельности государства. Под правоохранительными мерами следует понимать широкий спектр мероприятий, режимов и деятельности, которые направлены на предотвращение, пресечение и ликвидацию последствий террористических актов и экстремистской деятельности. Меры противодействия в рамках идеологической деятельности государства направлены на недопущение экстремизма и терроризма как элемента идеологической жизни общества. Таким образом, противодействие терроризму и экстремизму проявляется как в практическом аспекте (согласованной деятельности правоохранительных органов, органов власти и силовых ведомств), так и идеологическом (составляющим отдельное направление идеологической функции государства).