ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЗНАНИЯ: К ВОПРОСУ О "НОСИТЕЛЕ" ИНФОРМАЦИИ (2023)

Статья раскрывает суть информационного подхода в интерпретации сознания в контексте взаимосвязи интеллекта и психофизиологии организма, с одной стороны, и взаимосвязи «естественного » и «искусственного» интеллекта, - с другой. В статье представлен критический анализ теорий и подходов на концептуальной базе исследований Д. И. Дубровского. Информационный подход рассматривается авторами статьи как наиболее методологически оправданный и продуктивный в исследовании проблемы сознания, поскольку именно благодаря полученной информации разнообразные материальные системы изменяют характер своего поведения, что при определенных условиях можно считать сознательным актом. Материальные системы, способные к сохранению и передаче информационного взаимодействия, возникают как в ходе естественной эволюции в живой природе, так и искусственно создаются человеком. Таким образом, в плане генетических предпосылок сознания информация и информационное взаимодействие можно рассматривать как атрибутивное свойство сущего.

Издание: СОЦИУМ И ВЛАСТЬ
Выпуск: № 3 (97) (2023)
Автор(ы): Борисов Сергей Валентинович, Сидоров Денис Николаевич
Сохранить в закладках
Сновидения и семиотические схемы как посредники между душой и телом (2025)

В статье обсуждается еще один вариант связи души и тела. Но сначала автор рассматривает решение этого вопроса в Древнем мире, Аристотелем, Декартом и З. Фрейдом. У Декарта решение сводится к предположению, что телесный процесс (движение животных духов) создает условия для психического (страстей), а у Фрейда вырисовывается более сложная картина: душевные (психические) процессы создают условия для телесных трансформацией, а те, в свою очередь, - для новых душевных изменений. Собственный подход автор основывает на предположении, что между душой и телом в качестве посредников выступают сновидения и семиотические схемы. Для обоснования этого предположения он предлагает реконструкцию и объяснение двух кейсов (детского сновидения автора и подросткового воспоминания К. Юнга). Автор показывает, что все основные процессы, участвующие в построении сновидений, двояки: и психологические, т. е. относящиеся к душе, и физиологические, относящиеся к телу. Так желание как программа, это с одной стороны, семиотическое и психическое образования, в которых посредством языка заданы события, подлежащие реализации. С другой стороны, программа - физиологический процесс, создающий в организме давление и напряжение, требующие разрешения. Двойная природа программ и других процессов сновидения позволяет считать сновидения посредниками между душой и телом. В рациональном осмыслении главную роль играет построение схем. Схема - это построение (изобретение) индивида, позволяющая разрешить проблемную ситуацию, задать тем самым новую реальность и видение, открыть возможность по-новому действовать. В конце статьи автор проблематизирует вопрос о желании психолога и медика получить ответ на вопрос о том, как устроены механизмы, позволяющие переходить от души к телу и обратно, обусловливающие эти переходы. На его взгляд, подобная постановка вопроса не совсем правильная. Не переходы, а взаимообусловленность, одновременное действие души и тела, посредниками между которыми выступают сновидения и схемы.

Издание: ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕХНИКА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Розин Вадим Маркович
Сохранить в закладках
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА: ЦЕННОСТИ, ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОСТОЯНИЯ И ПУТИ ЗАЩИТЫ (2024)

Введение. Усложнение современного мира вызывает у человека информационную перегруженность и желание автоматизировать и упростить все эти процессы. Такая реакция является закономерным ответом психики, которая стремится не допустить чрезмерных нагрузок. При этом данной естественной защитной реакцией манипулируют силы, имеющие возможность контролировать информацию и преследующие собственные узконаправленные цели. Так появился и развился феномен информационных войн.

Цель. Рассмотрение информации в качестве способа негативного воздействия в рамках информационных войн современности.

Методы. В работе был использован аксиологический подход, раскрывающий важность изучения войны не только с материалистических позиций, но и с духовных, ценностных; метод систематизации позволил рассмотреть на первый взгляд разрозненные явления и события как части единой системы; с помощью структурно-функционального метода был всесторонне изучен феномен информации и выявлены ключевые механизмы его влияния на человека и общество. Новизна исследования. В работе изучены те аспекты информации, которые позволяют использовать ее и в позитивном направлении, и в негативном. Автором приводятся актуальные данные, касающиеся информационных войн, и анализируется вовлеченность современной России во все эти процессы. Информационная война рассматривается с позиции преимущественно аксиологического подхода, при этом исследуются возможности влияния новых видов информационных войн на процессы изменения ценностных ориентиров и духовных традиций. Также раскрывается значимость идеологемы «западные ценности» в контексте информационной войны, которая представляет собой новый этап в длительном процессе цивилизационного противостояния.

Результаты. Информация исследована как философская категория, выделены ее функции и прочие характеристики. Представлены различные подходы к изучению информационной войны. Выделены отличительные признаки информационной войны как разновидности войн нового поколения. Особое внимание уделено раскрытию аксиологии информационной войны, а также способам противодействия информационной агрессии.

Выводы. Успешное общество в XXI веке должно уметь использовать новейшие технологии для сохранения своей уникальности, самобытности, национальной идентичности для противостояния информационным войнам современности.

Издание: СОЦИУМ И ВЛАСТЬ
Выпуск: № 3 (101) (2024)
Автор(ы): КОВАЛЕВ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ
Сохранить в закладках
Эмоционально-чувственное восприятие как основа формирования вторичного образа (2025)

В статье рассматриваются актуальные, но недостаточно разработанные аспекты роли вторичных образов в деятельности и поведении человека. Показаны, в частности, плохо стыкующиеся между собой теоретические выкладки разных ученых, расплывчатостью формулировок. Предметом исследования является роль эмоционально-чувственного восприятия в процессе формирования вторичного образа. Приводятся идеи К. Юнга, связывающие мир образов с отдельным миром, которой строится на основе опыта конкретного человека, и этот опыт становится для него реальностью. Отмечается использование Э. Тоффлером понятия сигналов, воспринимаемых различными сенсорными системами, для описания образов. В совокупности эти сигналы образуют ментальную модель действительности отдельного человека. Выделяется инвариант в интерпретациях образной сферы: образ - это квинтэссенция субъективной картины мира человека, которая обусловлена эмоционально-чувственно воспринимаемыми им признаками реальной (в физическом смысле) действительности. В контексте данного исследования, вторичный образ интересен авторам с практической точки зрения в том смысле, что он может быть изменен привнесенным новым опытом, опосредованным эмоционально-чувственным восприятием человека. Особо отмечается подход ленинградской психологической школы. Нам наиболее близок подход представителей ленинградской психологической школы, которая при глобальном интересе к человеку наиболее полно разработала понимание системы образов человека в его психике и индивидуальности. Ленинградская психологическая школа ориентировалась на понимание того, что ментальная составляющая человека формируется из образов, и при этом опосредуется ей же. Подчёркивается эмоционально-чувственная их составляющая, которая интересна с практической точки зрения в смысле возможности изменения новым опытом, опосредованным эмоционально-чувственным восприятием человека.

Издание: ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕХНИКА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Головинов Евгений Иванович, Гостев Андрей Андреевич
Сохранить в закладках
ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ: БЕСЕДЫ О СОЗНАНИИ И ОБ ИСКУССТВЕННОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ (2024)

Весной 2024 года онлайн-кинотеатр Okko, входящий в экосистему Сбера, совместно с продюсерской компанией «БМП» представил научное шоу «Границы познания». В роли ведущего выступил директор Управления исследований и инноваций Сбербанка Альберт Ефимов. Гостями программы стали известные российские ученые, в том числе нейробиолог Константин Анохин и математик Алексей Семенов. Константин Анохин поделился знаниями о том, что такое гиперсетевая теория сознания и где находятся память, разум и мышление. Алексей Семенов рассказал о создании интуитивного искусственного интеллекта, трансформации личности в цифровой реальности и актуальности математических проблем в современном мире. В статье представлены расшифровки бесед.

Издание: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Выпуск: № 2 (98) (2024)
Автор(ы): Анохин Константин Владимирович, Семенов Алексей Львович, Ефимов Альберт Рувимович
Сохранить в закладках
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОЛИ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ (2024)

Введение. В статье представлен аксиологический аспект воли как феномена регуляции человеком своего поведения и научной деятельности, в частности. Исследование механизмов волевых решений в научном познании необходимо, прежде всего, потому, что воля отвечает за формирование целей и осуществление усилий для их реализации. Цель философского исследования – выявление онтологических источников феномена воли и их аксиологический анализ в научной деятельности, приводящей к креативным суждениям.

Теоретический анализ. Аксиологический подход позволяет исследовать возможности разума в противовес импульсивным желаниям, в условиях принятия волевых решений как в науке, так и других формах познания. Онтологическим основанием воли служит наличие преграды, преодоление которой становится выполнением цели. В научной деятельности воля препятствует проявлению эмоционального возбуждения, выступая детерминантой научно-исследовательской деятельности. Аксиологический анализ воли как ценности и источника положительных эмоций демонстрирует достижение цели путем удовлетворения потребности преодоления препятствия, имеющего корреляцию с категорией сингулярности.

Заключение. Ценностный анализ феномена воли показывает возможности человеческого мышления для наиболее продуктивной научной деятельности, выражающиеся в сочетании оптимального уровня эмоционального напряжения и сильной воли.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Выпуск: Т. 24 № 3 (2024)
Автор(ы): АРХИПОВА ЮЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА, СТЕКЛОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА
Сохранить в закладках
ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА БЫТИЙСТВЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА (2024)

Введение. Атеистическая литература настаивает на том, что религиозная вера обязана своим возникновением невежеству человека. В свою очередь это «невежество» человека тесно связано с онтологическими основаниями институционального человека, определяющими цивилизационную основу его бытийственности. Теоретический анализ. Преодолевая интеллектуальную ограниченность, исследование онтологических оснований становления социального бытия в настоящее время приобретает важное как научное, так и социально–политическое значение в развитии социального пространства. Рассматривая бытие человека через категорию институционального человека, философская концепция институционального человека предполагает разноплановые исследования, включающие анализ цивилизационной основы бытийственности социального пространства и жизненного пространства человека как взаимообусловленных категорий, связанных с историческими задачами. Эмпирический анализ. В настоящее время действие законов развития социального бытия в контексте задач истории остаётся мало проработанной проблемой. Когда вскрывается взаимообусловленность законов самоорганизации и организации бытия, рождается новое знание, расширяется цивилизационная основа бытийственности институционального человека.

Заключение. Расширяющиеся возможности вышедшей в космос цивилизации влекут изменения в организации социального бытия. Появляются новые смыслы институционального человека – Человека системы мироздания.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Выпуск: Т. 24 № 1 (2024)
Автор(ы): АРТЕМОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ
Сохранить в закладках
Сознание вне мозга (2025)

В статье рассматривается «берклианский» подход к решению психофизической проблемы, согласно которому единственной подлинной реальностью является сознание, а весь воспринимаемый мир, включая тело и мозг, существует лишь как субъективные образы внутри него. Автор предлагает модифицированную версию берклианства, избегающую солипсизма за счет введения надындивидуальной сферы сознания - общей для всех субъектов и обеспечивающей согласованность восприятия. Основной аргумент Дж. Беркли заключается в невозможности мыслить трансцендентные сознанию объекты, поскольку их понятие не имеет смысла без соответствующего опыта. Однако его концепция критикуется за непоследовательность: отрицая материальную реальность, он сохраняет трансцендентность Бога и других сознаний. Чувственный опыт признается приватным, тогда как умопостигаемая (смысловая) компонента обладает интерсубъективным статусом. В этой модели «генератор реальности» располагается внутри сознания, создавая коррелированные приватные миры, что объясняет коллективную иллюзию объективного мира. Исследование основано на анализе философских и нейрофизиологических исследований, показывающих несостоятельность натуралистического подхода к решению психофизической проблемы. Рассматриваются такие теории, как двухаспектный подход, интуитивизм, функционализм, информационный подход. Используются результаты эмпирических исследований “расщепленного мозга”, внетелесного опыта, околсмертных переживаний. Новизна работы заключается в том, что в отличие от материалистических теорий - отрицается производность сознания от мозга. Мозг рассматривается не как его источник, а как элемент «дневного сна», необходимый для соблюдения принципа каузальной замкнутости физических законов. Это объясняет, почему повреждения мозга влияют на сознание: его функция - обеспечивать видимость причинности в воспринимаемом мире. Приводятся аргументы против натурализма, включая необъяснимость квалиа, целостности и индивидуальности сознания с позиций физики и нейрофизиологии. Альтернативные теории (двухаспектный подход, интуитивизм, функционализм) критикуются за неспособность решить эти проблемы. В пользу «сознания вне мозга» свидетельствуют феномены внетелесного опыта и околосмертных переживаний. Делается вывод, что берклианская онтология предлагает последовательное решение «трудной проблемы сознания» (по Д. Чалмерсу), избегая тупиков материализма и дуализма. Она согласуется с научными данными, объясняет паранормальные явления и открывает новые перспективы исследования природы сознания.

Издание: ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ
Выпуск: № 7 (2025)
Автор(ы): Иванов Евгений Михайлович
Сохранить в закладках
Феноменологическая нейропластичность как ядро биологического механизма сознания (2025)

Предметом исследования является феноменологическая нейропластичность, рассматриваемая как ключевой биологический механизм, обеспечивающий возникновение и развитие сознания. Объектом исследования выступает процесс формирования субъективного феноменального опыта, реализуемый через динамическую перестройку нейронных сетей в мозге. Особое внимание уделяется эволюционной роли нейропластичности, прослеживаемой от ранних позвоночных, таких как рыбы, до сложных форм самосознания, характерных для человека. Автор подробно анализирует такие аспекты, как синаптическая пластичность, включающая долговременную потенциацию и депрессию, структурная пластичность, связанная с ростом нейронных связей, функциональная пластичность, обеспечивающая перераспределение функций между мозговыми областями, и нейронная синхронизация, поддерживаемая гамма-ритмами. Эти процессы исследуются в контексте гипотезы обучения, где сознание интерпретируется как «чувство смысла», способствующее адаптивности организма. Задачей исследования является обоснование феноменологической нейропластичности как ядра сознания, которое интегрирует нейробиологические механизмы и эволюционные подходы, предлагая целостную модель формирования субъективного опыта и его биологической основы. Исследование основано на анализе нейробиологических данных, эволюционной модели градации раздражимости и теоретическом синтезе концепций сознания. Использованы методы сравнительного анализа и интерпретации экспериментальных исследований нейропластичности. Основными выводами исследования является установление феноменологической нейропластичности как ключевого биологического ядра сознания, обеспечивающего формирование и развитие феноменального опыта. Эта пластичность эволюционировала от простейших форм у ранних позвоночных до сложного самосознания человека, подчеркивая её роль в эволюции сознания. Новизна работы заключается в интеграции нейропластичности с гипотезой обучения, которая рассматривает сознание как адаптивный механизм, создающий «чувство смысла» для повышения выживаемости организма. Значимым вкладом автора является разработка целостной модели, связывающей биологические процессы, такие как синаптическая и структурная пластичность, с субъективностью. Эта модель открывает новые перспективы для нейронауки, предлагая пути изучения нейронных коррелятов сознания, и для философии сознания, переосмысливая природу квалиа и субъективного опыта.

Издание: ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ
Выпуск: № 7 (2025)
Автор(ы): Сафронов Алексей Владимирович
Сохранить в закладках
Архитектура как основа синтеза искусств: анализ взаимодействия сквозь призму концепции дополнительности (2025)

В статье исследуется феномен синтеза искусств, главным связующим в котором является архитектура (зодчество). Сама архитектура в городской среде представляет собой взаимодействие искусства, науки и техники. В качестве детерминанта классического синтеза искусств автор статьи полагает гармоничное соотношение логических связей и отношений в искусстве со связями и отношениями реального мира. Однако синтез искусств сегодня все чаще взаимодействует с техносферой. В этом кроются как соответствующие «угрозы и вызовы» (способность детерминировать эстетическую, психологическую, интеллектуальную и ценностную дезориентацию общественного сознания), так и широчайшие перспективы дальнейшего развития синтеза искусств. Сама эпоха несет новые эстетические возможности (рождается индустриальная форма синтеза искусств) для реализации новых эстетических норм. Методология исследования строится на совокупности теоретических и эмпирических методов, включающих общенаучные методы анализ и синтез, диалектический подход, метод интеллектуальной спекуляции, моделирование, проектный метод, педагогический и художественно-творческий опыт. Новизной исследования являются представленные в последнем параграфе: 1) пример синтеза архитектурного пространства храма и живописи, которые в своей совокупности представляют эмпирическую апробацию методологии «интегрированного мышления» и обоснование авторского видения синтеза искусств; а также 2) «модель - схема» синтеза искусств на примере синтеза основных цветов. В результате анализа синтеза искусств сквозь призму диалектических противоположностей: форма-содержание, часть-целое, качество-количество, необходимое-случайное, выявлено и обосновано принципиальное значение интегративной особенности искусства. В ходе исследования установлено, что синтез искусств в архитектуре возможен на основе их взаимодополнительных качеств, что позволяет достичь меры монументального гештальта - объединенной целостности нового порядка с совокупностью искомых свойств. Сделано обобщение, что архитектура является основой данного синтеза. Выявлено, что синтез искусств - это одновременно как чисто человеческая способность по узнаванию, пониманию и интерпретации смыслов, так и деятельность по их созданию. Интеграция классического синтеза искусств с техносферой становится сегодня необходимой ступенью в процессе трансформации/эволюции нашего предмета исследования в результате появления новых задач и развития соответствующего инструментария.

Издание: ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Деменёв Денис Николаевич
Сохранить в закладках
Психологические основы эмоционально-нравственного развития личности. Часть 1. Исследовательская проблема эмоционально-нравственного развития личности (2024)

Введение. Актуальность исследовательской проблемы состоит в том, что в психологической науке некоторые теоретики, занимающиеся изучением эмоций, считают, что состояния эмоционального переживания неизменны. Поскольку принципы неизменности и постоянства эмоциональных переживаний имеют большое значение для понимания сознания, важной разновидностью которого у человека являются эмоции, так как именно они влияют на его перцептивные и когнитивные процессы и поведение.

Постановка задача. Существуют особые классы эмоциональных явлений, такие как настроение, чувства, которые проявляются общим фоном происходящих событий и сохраняются по их завершении. Именно такие фоновые переживания – основа исследовавших в работе эмоциональных оценок. Нравственно-эстетические переживания, связанные с искусством, познанием человека через искусство, обеспечивают его развитие как субъекта нравственных отношений к другим людям и самому себе, способствуют изменениям его нравственного опыта и личностных (в том числе эмоциональных) особенностей.

Методика и методология исследования основаны на изучении философской, социологической, психологической и педагогической научно-методической литературы, что дало возможность разработать концепцию психологических основ.

Результаты. Наше исследование носит обучающий характер управления эмоциями и чувствами. Представлено в динамике развитие результатов нашего исследования эмоциональных состояний личности, ее переживаний по авторским методикам в форме ведения эмоционального дневника с 1997 г., способствующего саморазвитию личности как компонента личностной зрелости.

Выводы. Практическая ценность исследования в рамках общей психологии заключается не только в том, что определены основные направления оптимизации процесса эмоционально-нравственного развития личности, обоснованы рекомендации по совершенствованию специализации людей, работающих с детьми, повышению их профессионального мастерства, но и в разработке программы психологического изучения ЭНРЛ, диагностики специфических и неспецифических эмоциональных явлений, что обеспечивает своевременную коррекцию процесса ЭНРЛ. Полученные данные могут учитываться в школах и вузах в процессе прогнозирования моральной атмосферы среди подростков и студентов, а также в моральной атмосфере общества.

Издание: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выпуск: Т. 14, № 3 (2024)
Автор(ы): Корниенко Нина Алексеевна
Сохранить в закладках
Влияние позитивизма на понимание сущности религии М. О. Меньшиковым (по неопубликованным записным книжкам) (2025)

Объектом данного исследования выступает мировоззрение известного дореволюционного публициста, мыслителя и общественного деятеля Михаила Осиповича Меньшикова. Предметом исследования является проблема влияния позитивизма на систему взглядов М. О. Меньшикова о сущности и природе религии. В существующих ныне исследованиях говорится о не стабильности его религиозных взглядов, иногда об их противоречивости на разных этапах его жизни. Также отмечается существенное влияние на мировоззрение Меньшикова позитивизма, одного из значимых культурных направлений XIX века. Однако этот вопрос не имеет детального рассмотрения: в чем конкретно проявилось это влияние, насколько оно было абсолютным. Соответственно, целью нашего исследования становится рассмотрение взглядов Меньшикова о религии с точки зрения их идейных истоков в позитивизме. Материалом исследования выступают ранние дневниковые записи Меньшикова, которые на данный момент не опубликованы и не изучены в подобном контексте. Методологическая база исследования включает как общенаучные (анализ, синтез, сравнение обобщение, каузальный и др.), так и частнонаучные методы (герменевтический, биографический и сравнительно-исторический анализ). Их совокупность направлена на объективное изучение преемственности идей с учетом биографии Меньшикова и исторического контекста, в рамках которого писались личные рассуждения Меньшикова. Научная новизна исследования заключается в выявлении и описании непосредственного влияния позитивизма на мировоззрение Меньшикова в целом и на его представление о религии в частности. Сравнение смысловых структур высказываний мыслителя о религии с ключевыми принципами позитивистов XIX века позволяет заключить, что преемственность идей позитивизма имеет частичный характер. Осмысление религии им строится на бинарном пересечении позитивистских и рационалистических принципов. С одной стороны, Меньшиков, как и многие позитивисты, отказывается от метафизического понимания сущности религии. Он призывает перепроверять ее систему взглядов эмпирическими и точными науками. Но с другой - оставляет за дедуктивным методом решающее значение в сущностном познании. Также принцип эволюционизма сопровождается непринятием агностицизма, который был тогда свойственен позитивистской философии. Это ставит его взгляды в данном вопросе в оппозицию позитивизму.

Издание: ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Поздняков Алексей Васильевич, Орлов Андрей Сергеевич
Сохранить в закладках