ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС: ОТ БРЕНДА РАБОТОДАТЕЛЯ К СТРАТЕГИИ «LOVEMARK» (2025)

Предмет, современные практики управления персоналом, направленные на формирование эмоциональной привязанности сотрудников к организации, с фокусом на стратегию «Lovemark», её биологические, культурные и управленческие основания. Цель: осмысление и адаптация концепции «Lovemark» к сфере управления персоналом с целью формирования устойчивой лояльности и приверженности работников организации на основе эмоциональных связей, психологической безопасности и заботливого лидерства. Дизайн исследования: на основе контент-анализа научных источников, данных прикладных исследований и систематизации результатов опросов и экспериментов выдвинута гипотеза о том, что: во-первых, стратегия «Lovemark» позволяет сформировать у сотрудников глубокую эмоциональную привязанность к компании; во-вторых, высокий уровень эмоционального интеллекта, доверия и психологической безопасности усиливает вовлечённость и производительность; в-третьих, биохимические процессы (выработка «гормонов счастья») лежат в основе устойчивого формирования привязанности и мотивации персонала. Обоснована взаимосвязь между заботливым лидерством, культурой, управленческими практиками и нейропсихологическим состоянием работников. Результаты: сформулированы основные элементы стратегии «Lovemark» в управлении персоналом, основанные на принципах эмоционального интеллекта, доверия, психологической безопасности и заботливого лидерства. Показано, как учёт биологических факторов (окситоцин, дофамин, серотонин, эндорфины) и внедрение практик неформального взаимодействия способствуют росту мотивации, снижению стресса и повышению приверженности персонала. Предложены направления управленческого воздействия, усиливающие эмоциональную связь между организацией и сотрудниками, включая развитие эмпатии, поддержку социальных связей и признание достижений, что обеспечит предпосылки для снижения текучести, роста вовлечённости и устойчивого развития организационной культуры.

Издание: СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Выпуск: № 8 (188) (2025)
Автор(ы): Митина Наталья Николаевна
Сохранить в закладках
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПЕРСОНАЛА НА РЫНКЕ ТРУДА (2024)

Статья посвящена одному из факторов, который способен предсказать успешность человека в карьере и в повседневной жизни и обеспечить эффективное взаимодействие с коллегами, основанное на эмоциональных связях при эффективном управлении собственными эмоциями. Изложена суть понятия «эмоциональный интеллект», указано время появления этого понятия и условия трансформации его в «концепцию эмоциональной грамотности». Выделив основные компоненты модели эмоционального интеллекта, авторы проанализировали данные, полученные в ходе ряда исследований, проведённых как российскими, так и зарубежными учёными на базе научных лабораторий высших учебных заведений, крупнейших рекрутинговых агентств, на основании которых пришли к выводу о том, что успешность и эффективность выполнения должностных обязанностей напрямую связаны с уровнем развития эмоционального интеллекта сотрудников, в том числе занимающих руководящие должности. Так, представители топ-менеджмента по сравнению с рядовыми сотрудниками продемонстрировали более высокий средний балл по различным показателям, связанным с измерением уровня развития эмоционального интеллекта. Далее авторы рассмотрели особенности одной из наиболее популярных методик оценки показателей эмоционального интеллекта, связанных с компетентностью на основе самооценки, и перечислили ряд способов повышения уровня эмоциональной грамотности.

Издание: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА
Выпуск: Т. 13 № 2 (2024)
Автор(ы): Мерцалова Светлана Леонидовна, Карпова Инна Вячеславовна, Тихомиров Александр Павлович
Сохранить в закладках
Развитие эмоционального интеллекта как ресурса будущей профессиональной успешности студентов и курсантов (2025)

Введение. Актуальность статьи обусловлена проблемой повышения требований современного общества к качеству профессиональной подготовки выпускников. В статье говорится о необходимости развивать эмоциональный интеллект как интегрированную систему профессионально-личностных качеств и свойств у студентов и курсантов, результат которой выражается в готовности специалиста решать актуальные коммуникативные задачи в будущей профессиональной деятельности.

Постановка задачи. Цель исследования – выявление комплекса компонентов эмоционального интеллекта в логике психологической и педагогической наук.

Методика и методология исследования. Анализ научных публикаций показал, что проблема развития эмоционального интеллекта является предметом исследования многих зарубежных и отечественных специалистов в области педагогики, психологии, социологии и других науках. На основе проведенного теоретического этапа исследований авторы пришли к выводу о том, что развитию эмоционального интеллекта способствует особенное психическое состояние индивида и наличие у него модели действий и направленность на их реализацию, которые определяются соответствующими способностями и условиями, необходимыми для успешного ее осуществления деятельности, опора на понимание опережающего отражения действительности, обеспечивающего предупредительное приспособление к предстоящим изменениям внешних условий или формирование подготовительных изменений для будущих событий.

Результаты. К результатам исследования можно отнести описание и анализ проблемы исследования эмоционального интеллекта в логике психологии и педагогики. Раскрыто представление о структуре эмоционального интеллекта, построенной на принципах его реализации; раскрыто содержание каждого ее компонента. Представлена программа формирования эмоционального интеллекта, включающая диагностический комплекс, содержание работы на каждом этапе, и варианты вероятностного результата подготовленности.

Выводы. Проблема исследования эмоционального интеллекта носит практико-ориентированный характер и позволяет констатировать. Эмоциональная готовность студентов и курсантов к будущей деятельности представляет собой «предупредительное» приспособление к будущим трудовым событиям.

Издание: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выпуск: Т. 15, № 1 (2025)
Автор(ы): Шитакова Ольга Юрьевна, Гуськов Александр Юрьевич, Шмаков Александр Александрович, СИДОРИНА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА
Сохранить в закладках
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ К ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ (2024)

В статье рассматриваются актуальные вопросы трансформации подходов к воспитанию молодежи в условиях глобальных вызовов. Текущая социальная ситуация требует от педагогов и общественности разработки и внедрения в практику новых подходов к воспитанию. Авторы представляют анализ приоритетных направлений и современных подходов к проблеме воспитания. В современном научном сообществе прослеживается тенденция формирования полисубъектного и междисциплинарного подхода к воспитанию. Полисубъектный подход выявляет приоритетные условия, объективные закономерности и основные принципы взаимодействия субъектов в рамках современной развивающейся общественной системы. Междисциплинарный подход подразумевает использование субъектами воспитательной деятельности вне образовательных учреждений многообразия новых технологий, методов и приемов. В качестве приоритетных направлений воспитательной работы выделяются общекультурное, духовнонравственное и общеинтеллектуальное. В статье рассматриваются понятия «патриотизм» и «гражданская ответственность». Патриотизм объединяет общекультурные, духовно-нравственные и социальные ценности. Гражданская ответственность проявляется в осознании экзистенциального значения суверенитета, территориальной целостности и экономического благополучия Родины. Авторы выделяют актуальные технологии патриотического воспитания: развитие позитивной социальной активности, развитие эмоционального интеллекта, повышение медиаграмотности. Позитивная социальная активность молодежи в период цифровизации общества может реализоваться в организации форумов для обсуждения актуальных вопросов. Участие в волонтерском движении играет важную роль в повышении уровня эмоционального интеллекта, развитии навыка адекватно реагировать на негативные ситуации. В статье подчеркнута необходимость обучения молодежи правильному использованию цифровых инструментов и ресурсов для повышения медиаграмотности и развития навыков верификации информации. Авторы теоретически обосновывают необходимость интеграции технологий, направленных на развитие позитивной социальной активности, эмоционального интеллекта и повышение уровня медиаграмотности, в воспитательный процесс, который выходит за рамки образовательных учреждений.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 4 (23) (2024)
Автор(ы): МОРОЗОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА, Мельников Антон Владимирович
Сохранить в закладках
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА РУКОВОДИТЕЛЯ (2024)

На сегодняшний день понятие «эмоциональный интеллект» изучено гораздо меньше, чем понятие «коэффициент умственного развития». А между тем эмоциональная компетентность способна помочь выстроить эффективное поведение в любой ситуации. В рамках анализа теоретических источников было обнаружено, что эмоциональная компетентность руководителя выступает одним из факторов влияния на качество исполнения определенных задач, а наличие трений с руководителем может привести к административным нарушениям. На основе различных теоретических разработок исследователей, в том числе модели Д. Гоулмана, Кодекса деловой этики для сотрудников компании ОАО «РЖД» и матрицы корпоративных компетенций ОАО «РЖД», была предложена модель эмоционального интеллекта (EIQ), которая применяется в структурных подразделениях данной организации. Целью проведенного автором исследования было выявление уровня эмоционального интеллекта руководителей ОАО «РЖД» и анализ того, насколько эмоциональный интеллект руководителя влияет на управление персоналом организации и на эффективность его деятельности. Были использованы следующие методы: анализ документов, экспертное интервью, опрос в форме анкетирования, психологическое тестирование, а также методы математической статистики и стратегические методы. В ходе исследования был выявлен ряд ограничений, связанных с эмоциональным интеллектом руководителей и влияющих на деятельность предприятия, а именно: средний уровень эмоционального интеллекта, низкая способность сдерживать импульсы, контролировать свои эмоции, проблемы в коммуникативном процессе, снижение эффективности работы и т. п. Это позволило автору выйти на основную проблему исследования - неэффективное применение EIQ руководителями в своей трудовой деятельности. По результатам исследования автором был предложен ряд проектных рекомендаций по совершенствованию эмоционального интеллекта руководителей структурных подразделений ОАО «РЖД».

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 4 (23) (2024)
Автор(ы): МУБАРАКШИНА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА
Сохранить в закладках
Влияние эмоционального интеллекта на стратегии совладания (2025)

Эмоциональный интеллект отражает способность личности осознавать и управлять своими эмоциями, а также удерживать себя, играя важную роль в личной и социальной жизни. Предметом исследования является изучение влияния уровня эмоционального интеллекта на выбор стратегий совладания со стрессом у студентов. Объектом исследования выступают механизмы взаимодействия между уровнем развития эмоционального интеллекта и способами совладания со стрессовыми ситуациями у студентов. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как анализ существующих подходов к определению эмоционального интеллекта. Особое внимание уделяется рассмотрению стратегий совладания со стрессом, которые используются при столкновении с жизненными проблемами. В статье исследованы вопросы взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и эффективностью той или иной стратегии совладания. В качестве методов исследования были использованы: опросник стратегий борьбы Лазаруса; методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана; Фрайбургский личностный опросник (Фаренберг, Х. Зарг и Р. Гампел); для корреляции личностных характеристик и определения половых различий студентов был использован U-критерий Манна-Уитни. Эмоциональный интеллект отражает способность личности осознавать и управлять своими эмоциями, а также удерживать себя, играя важную роль в личной и социальной жизни. Лица с высоким уровнем эмоционального интеллекта применяют более ориентированные на решение проблемы стратегии совладания для эффективного управления стрессом. Они анализируют проблему и ищут пути ее решения. Низкий уровень эмоционального интеллекта побуждает личность обращаться к стратегиям, ориентированным на эмоции, которые в основном направлены на облегчение эмоциональных переживаний и в меньшей степени способствуют решению проблемы. Исследования показывают, что лица с высоким эмоциональным интеллектом демонстрируют большую гибкость и конструктивность в отношении стресса. Особым вкладом автора в исследование темы является систематизация существующих подходов к изучению связи между эмоциональным интеллектом и стратегиями совладания, а также реализации эмпирического исследования для выявления определенных факторов влияния уровня эмоционального интеллекта на выбор копинг-стратегий студентов в условиях стресса. Новизна исследования заключается в выявлении связи между эмоциональным интеллектом и стратегиями совладания через практические примеры. Подчеркивается возможность повышения устойчивости личности к стрессу путем развития эмоционального интеллекта.

Издание: ПСИХОЛОГ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Юлдашев Шеригит Эргашевич, Илаева Раиля Анисовна
Сохранить в закладках
ИЗМЕНЕНИЕ ИМИДЖА ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (2024)

Статья посвящена анализу ситуации, связанной с трансформацией статуса педагога в современных условиях. Изменения, связанные с переосмыслением ценности образования в целом, ставят статус педагогического работника в противоречивое положение. С одной стороны, длительные условия пандемии продемонстрировали потребность в создании новой методической системы всех форм образования, предъявляя тем самым новые требования к личности и профессиональному уровню педагога. С другой стороны, наличие проблем, связанных с кадровой дефицитарностью педагогических работников, создает ограничители для вхождения в систему новой личности, отвечающей современным образовательным вызовам и запросам. Вместе с тем справедливыми остаются научные дискуссии по поводу того, каким именно должен быть современный педагогический работник, чтобы его имидж и уровень доверия со стороны обучающихся и родителей начали расти. На сегодняшний день имидж становится основным атрибутом социально-профессиональных отношений. В педагогической деятельности все большую актуальность приобретают процессы по созданию профессионального имиджа, который заключается в усвоении и репродукции личностью социального опыта. В связи с переосмыслением процессов профессионального самоопределения и становления возникает необходимость анализа профессиональных компетенций в контексте подготовки будущего педагогического работника. Во многом профессиональная деятельность педагога предполагает конструктивное взаимодействие с субъектами образовательного процесса: с коллегами, обучающимися и их родителями. Вместе с тем, на ряду с классическими критериями, имидж современного педагога определяет и соответствие новым требованиям, а именно наличие эмоционального интеллекта и его правильная проекция на обучающихся с учетом их запросов и социальных потребностей. Этот вектор целесообразно закладывать на этапе освоения программ высшего педагогического образования, системно меняя образовательные программы по подготовке будущих педагогов. В статье раскрываются вопросы, связанные с имиджевыми характеристиками статуса современного педагога, основанными на эмпирических оценках основных субъектов образовательного процесса. Отмечена перспективность научного осмысления данной проблематики наряду с ростом интереса к поиску оптимальных механизмов, направленных на повышение роли и значимости педагогической профессии в современных условиях.

Издание: ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ РОССИИ
Выпуск: № 2 (107) (2024)
Автор(ы): Черевко Марина Александровна
Сохранить в закладках
Эмоциональный интеллект в управленческой деятельности и технологиях искусственного интеллекта (2024)

В работе рассматриваются роль эмоционального интеллекта (англ. emotional quotient) при осуществлении управленческой деятельности и конкурирующая позиция искусственного интеллекта (далее – ИИ), пытающегося его освоить через алгоритмы обучения и реализации в практике управления. Изучаются подходы к обучению ИИ эмоциям, систематизируются проблемы внедрения технологий ИИ в управленческий процесс, а также перспективы их разрешения. Актуальность социологического исследования эмоций в процессе социального управления обоснована возрастающими тенденциями влияния и развития искусственных технологий, активно проникающих во все сферы современного общества и приводящих к изменениям, последствия которых еще слабо прогнозируемы, а поэтому требуют своевременной оценки. Методом исследования выступает качественный контент-анализ научных и научно-практических источников, посвященных предмету работы – эмоциональному интеллекту в профессиональной управленческой деятельности. В качестве выводов обосновываются необходимость освоения эмоциональных навыков руководителями организаций социальной сферы, в том числе правоохранительной направленности, в практической деятельности которых преобладает необходимость эффективного коммуницирования с внешней и внутренней средой функционирования, а также включение эмоциональных компетенций в качестве приоритетных при освоении лидерских качеств руководителей.

Издание: ЦИФРОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: Т. 7, №4 (2024)
Автор(ы): Сломова Ирина Васильевна, Бондаренко Роман Александрович, Лащёнов Михаил Сергеевич
Сохранить в закладках
«МЯГКИЕ» НАВЫКИ КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ: ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ (2025)

Рассмотрена эволюция подходов к определению и классификации «твёрдых» (hard) и «мягких» (soft) навыков в контексте профессиональной подготовки будущих специалистов. На основе анализа отечественных и зарубежных исследований авторы подчёркивают возрастающую роль «мягких» навыков в современных условиях рынка труда, где ценятся умения специалиста быстро адаптироваться и эффективно взаимодействовать в коллективе. Представлены основные исторические вехи развития концепции «мягких» навыков. Особое внимание уделено российским классификациям и авторским моделям, раскрывающим многообразие подходов к формированию «мягких» навыков. Автор отмечает важность системного и интегрированного обучения, позволяющего готовить компетентных, социально ответственных и креативных специалистов, способных к успешной профессиональной деятельности и личностной самореализации.

Издание: ИЗВЕСТИЯ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ПЕДАГОГИКА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Вязанкин Вадим Сергеевич
Сохранить в закладках
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩЕГО МУЗЫКАНТА-ПЕДАГОГА В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ КЛАССЕ (2025)

В статье рассматривается один из аспектов проблемы обучения будущего педагога-музыканта в исполнительском классе, а именно развития у обучающегося эмоционального интеллекта. Для специалиста такого профиля в равной степени необходимо как совершенствование его когнитивных способностей, так и способностей к широкому спектру владения эмоциями. Особенно это важно в ходе подготовки выученной в исполнительском классе программы к сценическому выступлению. В статье излагается ретроспектива взглядов на дефиницию понятия «эмоциональный интеллект», выявляются сущностные характеристики рассматриваемого феномена. Подчеркивается значимость эмоционального интеллекта для гармонизации личностных и творческих взаимоотношений «учитель - ученик», для интенсификации учебного процесса. Повышение уровня развития эмоционального интеллекта в значительной степени способствует минимизации негативных состояний и стрессовых ситуаций, сопутствующих выступлению перед слушательской аудиторией, помогает трансформировать тревожность и страх во время сценического выступления в артистическую радость и вдохновение, дает возможность музыканту-исполнителю продемонстрировать публике свои лучшие профессиональные качества.

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Выпуск: № 1-1 (2025)
Автор(ы): Куромысова Мария Алексеевна, Мариупольская Татьяна Геннадиевна
Сохранить в закладках
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ШКОЛЕ (2024)

В статье рассматривается проблема формирования у школьников рефлексивных умений на уроке иностранного языка в школе; обосновывается значимость их формирования для познавательно-коммуникативной деятельности учащихся; описываются пути развития рефлексивных умений у школьников на уроке иностранного языка; раскрываются функции рефлексии в образовательном процессе по иностранному языку; приводится перечень видов рефлексии; дается развернутая характеристика эмоциональной рефлексии учащегося и предлагаются приемы обучения, направленные на формирование умений эмоциональной рефлексии на разных образовательных уровнях в школьном иноязычном образовании; раскрываются критерии и показатели сформированности у школьников умений эмоциональной рефлексии средствами иностранного языка.

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Чернышов Сергей Викторович
Сохранить в закладках
ЭМОЦИОНАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ШКОЛЕ (2024)

На фоне существенных изменений социальной ситуации развития детей вследствие цифровизации, охватившей все сферы общественной жизни, особо актуальной проблемой современного образования в целом и иноязычного образования в частности выступает поиск путей развития эмоционального интеллекта школьников как основы для их эффективного социального взаимодействия в современном информационном обществе. Иностранный язык обладает большими дидактическими возможностями для развития эмоциональной сферы школьников. В статье представлено научное обоснование эмоционально-развивающего подхода к обучению иностранным языкам, призванного обеспечить развитие у учащихся эмотивных языковых и речевых способностей как значимых конституентов эмоционального интеллекта и воспитание у школьников высших чувств. Раскрыты концепция, цель, стратегия, принципы эмоционально-развивающего обучения, выступающие основными компонентами предлагаемого подхода и составляющие его методологическую основу.

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Выпуск: № 6 (2024)
Автор(ы): Чернышов Сергей Викторович
Сохранить в закладках