Преподавание правоведения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования неюридического профиля (2024)

Введение. В условиях модернизации образования особая роль отводится вопросам повышения качества подготовки специалистов. При этом формирование в рамках учебно-воспитательного процесса конкурентоспособной личности, ориентирующейся в современном мире, невозможно без овладения необходимым комплексом правовых знаний, умений и навыков. Вместе с тем следует отметить, что восприятие права студентами-юристами и студентами неюридических специальностей заметно отличается, надо учитывать особенности преподавания правовых дисциплин именно в неюридических образовательных учреждениях.

Постановка задачи. Цель нашего исследования заключается в анализе особенностей процесса организации обучения студентов образовательных учреждениях высшего профессионального образования неюридического профиля правовым дисциплинам и выявлении сильных и слабых сторон этого педагогического процесса, влияющих на повышение качества обученности. «Правоведение» как учебная дисциплина для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профиля подготовки, «Правоведение и правоохранительная деятельность» отличается от классической учебной дисциплины «Правоведение» для неюридических направлений подготовки тем, что в данном курсе изучаются проблемы взаимосвязи права с другими науками в системе научного гуманитарного знания. Это обусловлено тем, что традиционно в курсе «Правоведение» делается обзор основных отраслей российского права (конституционного, гражданского, семейного, трудового и уголовного).

Методика и методология исследования. Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику всего педагогического процесса. Оно в отличие от любого другого взаимодействия представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и студента, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Понятие «педагогическое взаимодействие» шире, чем педагогическое воздействие, педагогическое влияние и даже педагогическое отношение, которое является следствием самого взаимодействия педагогов и студентов. Показано, что «педагогический процесс» представляют как систему из пяти элементов: 1) цель обучения (Ц) (для чего учить); 2) содержание учебной информации (С) (чему учить); 3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (М) (как учить); 4) преподаватель (П); 5) учащийся (У). Как всякая большая система, она характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.).

Результаты. Изучаемая дисциплина дает обучающимся знания об основных понятиях и категориях права и государства, основных положениях отраслей российского права, прививает умение ориентироваться в законодательстве Российской Федерации, соотносить реальные жизненные события (юридические факты) с нормами права, знакомит с содержанием права и механизма государства, с основными правовыми системами современности, раскрывает содержание основных положений отраслей российского права и институтов российского государства, прививает умение правильно ориентироваться в законодательстве и давать правовую оценку событиям, имеющим юридическое значение. Раскрыто, что студенту важно добиться не простого заучивания материала, а его осмысления и понимания. Это возможно только при активном участии самих обучающихся в процессе обучения. Главной формой приобретения знаний была и остается самостоятельная работа по изучению курса с учетом рекомендаций преподавателя.

Выводы. В заключительной части работы говорится о том, что проблема исследования носит практико-ориентированный характер и позволяет констатировать, что методика обучения юридическим дисциплинам студентов неюридического профиля вносит некие коррективы, в особенности необходимость в начале курса в базовых представлениях преподнести общетеоретические положения права как юридический факт, правовая норма, правоотношения и их содержание, ответственность и условия ее применения в различных отраслях права и т. д. Решение ситуационных задач способствует развитию у студентов инициативности, аналитических навыков, правильной идентификации интерпретируемых норм права, информации и повышает умения аргументированно обосновывать свои решения. Полученные знания помогут правильно действовать в соответствующих ситуациях, грамотно подходить к решению серьезных вопросов, не нуждаясь в помощи третьих лиц, что позволят в работе добиться серьезного опыта и широкого кругозора во всех областях знаний. Краеугольным камнем современной российской педагогики является представление о единстве взаимосвязи педагога и обучающегося, то есть необходимы взаимное понимание траекторий для дальнейшей деятельности и представление современных технологий образования в вышесказанном ключе, позволяющем вузам производить компетентные кадры.

Издание: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выпуск: Т. 14, № 2 (2024)
Автор(ы): Шалимова Анастасия Евгеньевна, Шалимов Андрей Сергеевич, СИДОРИНА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА
Сохранить в закладках
АНТИЭКСТРЕМИСТСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ЗНАЧИМЫЙ ФАКТОР БОЕСПОСОБНОСТИ ВОИНСКОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА (2025)

В статье раскрываются основные тенденции боеспособности воинского подразделения и работоспособности трудового коллектива, что позволяет выявить базовый потенциал результата - антиэкстремистскую направленность воинского и трудового коллективов, что выводит фактор человеческого сообщества, базирующегося на антиэкстремистской направленности в одно из значимых условий боеспособности воинского подразделения и работоспособности трудового коллектива. В основу анализа заложена логика взаимосвязи антиэкстремистской направленности как атрибута сознания и внутренней позиции человека (осознание чувства коллективизма, взаимовыручки, а также мотивации и навыков производственного персонала, компетенций аппарата управления производственного участка); антиэкстремистского сознания как закрепленного в обществе представления об экстремизме; идеологического мировоззрения личности, влияющего на боеспособность подразделения и работоспособность производственного участка. Цель исследования - выявить антиэкстремистскую направленность личности как ценностную основу эмоционально-волевой и идеологической устойчивости, влияющей на уровень нарушений уставных взаимоотношений. Авторы обосновывают идею о том, что эффективность исследуемого процесса достигается в военном вузе за счет формирования у курсантов антиэкстремистской направленности, которая обусловлена интеграцией взаимосвязанных процессов: процесса формирования антиэкстремистской направленности курсантов военных институтов, развивающего профессиональную мировоззренческую позицию будущих офицеров, и процесса соблюдения воинской субординации на разных уровнях их реализации. Это способствует профилактике конфликтности в подразделении и трудовом коллективе, основой которых являются уставные служебные взаимоотношения.

Издание: ВОЕННО-ПРАВОВЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ СИБИРИ
Выпуск: № 1 (23) (2025)
Автор(ы): ЕРОШКИН ЕВГЕНИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ, СИДОРИНА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА
Сохранить в закладках