Статья: Математическая статистика в исследовании: педагогический аспект (2025)

Читать онлайн

Введение. Актуальность статьи обусловлена проблемой применения методов математической статистики в педагогических исследованиях.

Постановка задачи. Цель исследования состоит в обобщении информации о применении в педагогических исследованиях наиболее часто встречающихся методов математической статистики и показ их применения в исследованиях авторов статьи.

Методика и методология исследования. Исследование включает обзор библиографических и теоретических источников по раскрытию особенностей использования математической статистики в исследованиях педагогов и показ парадокса матстатистики, которая сама по себе не раскрывает сущности явления и не объясняет причины различий между отдельными сторонами этого явления.

Результаты. К результатам работы можно отнести описание и анализ проблем, связанных с раскрытием понятий зависимой и независимой переменных в педагогическом исследовании, количественных и качественных методов исследования, критериев и показателей оценки результатов исследований. Раскрыто представление о том, что только рациональное применение статистики позволяет и педагогу находить зависимости между экспериментальными данными, выявлять наличие или отсутствие тенденций в экспериментальных и контрольных группах. Авторами предложены методы математической статистики, которые они применили в своих педагогических исследованиях: критерий φ* Фишера, критерий Краскела – Уоллиса, критерий «хи» – квадрат Пирсона и методика И. К. Шалаева по оценке результативности экспериментальной работы.

Выводы. В заключительной части работы говорится о том, что проблема применения методов матстатистики носит практико-ориентированный характер и успех научного исследования зависит не только от творческой мысли исследователя и расширения диапазона его математического аппарата.

Ключевые фразы: СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, педагогика, гипотеза, вычисление, обработка информации
Автор (ы): Шитакова Ольга Юрьевна, Гуськов Александр Юрьевич, Горбачева Наталья Евгеньевна, Орлов Роман Викторович, СИДОРИНА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА
Журнал: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Образование
УДК
378.014.15. Академический устав. Университетский статут
Префикс DOI
10.20913/2618-7515-2025-2-14
Для цитирования:
ШИТАКОВА О. Ю., ГУСЬКОВ А. Ю., ГОРБАЧЕВА Н. Е., ОРЛОВ Р. В., СИДОРИНА Т. В. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА В ИССЛЕДОВАНИИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 2025. Т. 15, № 2
Текстовый фрагмент статьи