Архив статей журнала

Эволюционные процессы современности (2025)
Выпуск: Т. 15, № 1 (2025)
Авторы: Соловьев Анатолий Алексеевич

В статье рассматривается идея, что Россия может сыграть ключевую роль в поиске компромиссов на международном уровне, так как мир XXI века должен стать миром компромиссов для обеспечения выживания человечества. Авторы призывают к переосмыслению устойчивого развития, подчеркивая необходимость нового подхода к стратегии человечества, которая укрепит кооперацию, уменьшит конфронтацию и обеспечит коэволюцию человека с окружающей средой. Это требует разработки новых тактических и стратегических инструментов для формирования новых общественных отношений и связности, характерной для следующей фазы развития.

Сохранить в закладках
Ключевые индикаторы успешного управления человеческим капиталом в рыночных условиях (2025)
Выпуск: Т. 15, № 1 (2025)
Авторы: Кузнецова Инна Геннадьевна

Человеческий капитал является важным фактором развития организаций, и его эффективное использование имеет прямое отношение к достижению целей. Понимание основных его аспектов и принципов позволяет разрабатывать эффективные стратегии и методы его развития и оценки. Развитие человеческого капитала требует системного подхода и глубокого понимания его основных аспектов и принципов. Знание этих аспектов позволяет руководителям разрабатывать стратегии, направленные на максимизацию потенциала своих сотрудников, создание среды, способствующей обучению и росту, а также внедрение систем оценки, которые помогут учитывать вклад каждого работника в общие результаты. Введение этих стратегий не только оптимизирует использование имеющихся ресурсов, но и способствует созданию более устойчивой и адаптивной организации, способной преодолевать вызовы времени и активно реагировать на изменения в внешней среде.

Методика и методы исследования. Объектом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования и развития человеческого капитала аграрной сферы на трансграничных территориях. Предметом исследования выступают условия, факторы, принципы и механизмы, возникающие в процессе формирования и человеческого капитала. Объектом наблюдения послужили аграрные хозяйствующие субъекты и их работники, государственные органы управления сельским хозяйством, образовательные учреждения аграрного профиля, различные представители сельского населения, включая сельскую молодежь. В зависимости от решаемых задач применялись следующие методы исследования: монографический, абстрактно-логический, библиографический и т. д.

Результаты. Показатели оценки эффективности человеческого капитала представляют собой инструменты, используемые для измерения и оценки результативности использования человеческих ресурсов в организации. Эти показатели позволяют оценить вклад человеческого капитала в общую эффективность организации и принять обоснованные решения по его оптимизации. Они включают в себя финансовые и производственные показатели, которые позволяют оценить влияние человеческого капитала на финансовые результаты и производственные процессы организации. Взаимосвязь между показателями эффективности человеческого капитала и общими показателями эффективности организации является ключевым аспектом в процессе управления человеческими ресурсами. В статье уточняется принципы, лежащие в основе концепции человеческого капитала, к которым относятся: принцип непрерывного обучения, принцип сохранения здоровья, принцип стимулирования мотивации к обучению, принцип необходимости интеграции человеческого капитала в стратегическое управление организацией, принцип социальной ответственности.

Выводы. Системный подход к управлению персоналом позволяет рассматривать человеческие ресурсы как ценный актив, способствующий достижению стратегических целей компании. Разнообразные инструменты и методы оценки уровня человеческого капитала, такие как анализ компетенций, управление производительностью, обучение и развитие персонала, позволяют оптимизировать работу с сотрудниками и повысить эффективность производственной деятельности. Дальнейшие исследования в области управления человеческим капиталом будут способствовать появлению новых подходов и методик, которые помогут компаниям лучше использовать потенциал своих сотрудников.

Сохранить в закладках
Социально‑философский анализ пролегоменов образовательного пространства: обзор статей в научном журнале «Философия образования / Philosophy of education» (2016–2020 гг.). Часть 2 (2025)
Выпуск: Т. 15, № 1 (2025)
Авторы: Яковлева Ирина Владимировна, Косенко Татьяна Сергеевна, Чжан Юньшэн, Цаплин Сергей Николаевич

Актуальность исследования состоит в интеграции философии, теории образовательной деятельности, науковедения и других смежных областей знания с целью создания науки об образовании с четко обозначенными границами своей предметности, понятийным аппаратом и отрефлексированной методологией в анализе образовательных проблем и противоречий. Социально-философская рефлексия пролегоменов образовательного пространства осуществлена в рамках критического анализа научных статей в научном журнале «Философия образования / Philosophy of education» в период с 2016 по 2020 г. и представлена в виде краткого изложения ряда основных идей, содержащих аналитический фрейм авторских дискурсов в аспекте формулировки философских определений ключевых положений онтологии образовательного пространства. Исследование позволило зафиксировать в авторском дискурсе сущность и содержание образования и науки в контексте социального бытия, обозначить специфику теории отражения образовательного пространства и аксиологическую артикуляцию главных общественно-образовательных ценностей их специфику и трансформацию с предложениями путей решения.

Сохранить в закладках
Трудности формирования и развития идентичности студентов с ограниченными возможностями здоровья (2025)
Выпуск: Т. 15, № 1 (2025)
Авторы: Коптяева Светлана Владимировна

Введение. Трудности формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности (самоопределения) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются одними из ведущих проблемных сфер в обеспечении качества образования. Обобщенная модель трудностей, включая попытки интегративной типологии трудностей формирования и развития идентичности студентов с ограниченными возможностями здоровья – важная, актуальная научная задача современных социальной психологии и педагогической психологии.

Постановка задачи. В современной науке и практике поставлены и решаются задачи изучения трудностей формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, однако нет их системного изучения, интегративной модели. Цель исследования – анализ трудностей формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Методика и методология исследования. Методологическая основа исследования – системный подход к осмыслению трудностей формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности студентов с ограниченными возможностями здоровья. Основной метод исследования – теоретический анализ специфики трудностей формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты. Некоторые личностные, межличностные, учебные и профессиональные компетенции и идентичность у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья нередко сформированы и развиты не в полной мере (им труднее порой заявлять о своих нуждах или самораскрываться, оценивать свою и чужую активность, нести и возлагать ответственность, есть деформации локуса контроля, труднее представлять себя, самопрезентироваться), поэтому им труднее самоопределяться и идентифицироваться. Отмечается важность трансформации образовательной среды в соответствии с меняющимися возможностями ученика с ограниченными возможностями здоровья, а также системы поддержки развития студентов с ограниченными возможностями здоровья: поддержка семьи, однокурсников, сверстников, педагогов, тьюторов и иных ассистентов-помощников, в том числе академических служб сопровождения.

Выводы. На основании исследования автору удалось выделить ряд ключевых, типичных трудностей формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и меры их преодоления.

Сохранить в закладках
Развитие эмоциональной сферы у людей с ограниченными возможностями здоровья: исследование эффективности использования рабочих art‑тетрадей и онлайн‑занятий для формирования и поддержания эмоциональной сферы (2025)
Выпуск: Т. 15, № 1 (2025)
Авторы: Гудовский Игорь Витальевич, Дундуа Софико Владимировна

Введение. Статья посвящена развитию эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью рабочих тетрадей, в которых дети могут заниматься самостоятельно, без сопровождения.

Постановка задачи. Цель исследования – разработка комплексного подхода к поддержке и развитию эмоционального благополучия, направленного на успешную адаптацию и интеграцию людей с ОВЗ в общество.

Методика и методология исследования. Проведено теоретическо-методологическое обобщение проблемы исследования, которое включает в себя анализ и интерпретацию зарубежного и отечественного опыта.

Результаты. Представлено практическое исследование, включающее диагностику, разработку формата занятий для работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Выводы. Приведены практические результаты. Даны рекомендации по созданию специализированных программ поддержки и тренировок, способствующих улучшению их эмоционального благополучия и социальной адаптации.

Сохранить в закладках
Компоненты устойчивости образовательных систем к стрессам инноваций (2025)
Выпуск: Т. 15, № 1 (2025)
Авторы: Кривотулова Елена Владимировна, Демчук Анастасия Владимировна, Хотеева Раиса Ивановна

Введение. Современные исследования образования уделяют значительное внимание проблематике устойчивости людей, групп, организаций перед лицом многочисленных стрессов. Однако вопросам устойчивости и составляющих устойчивости образования и его субъектов в отношении стрессов инноваций и псевдоинноваций посвящено мало исследований. В теории организаций и менеджмента эта проблема связывается с возникновением системных ошибок в функционировании и развитии организации, меньше внимания уделяется отдельным субъектам, а также компонентам и стадиям устойчивости. В контексте психолого-педагогического осмысления проблемы «организационной», «групповой» и «личностной» устойчивости эти моменты являются центральными. Поэтому их изучение имеет и практическую, и теоретическую значимость и в настоящий момент обладает высокой научной новизной.

Постановка задачи. Цель исследования – анализ компонентов устойчивости образовательных систем к стрессам инноваций. Новизна исследования связана с дальнейшей разработкой интегративной концепции стресса инноваций в сфере образования, в том числе изучении компонентов устойчивости образовательных систем к стрессам инноваций.

Методика и методология исследования. Методы исследования – теоретический анализ и синтез исследований проблематики компонентов устойчивости образовательных систем к стрессам инноваций. В работе отражена попытка системного осмысления проблематики компонентов устойчивости образовательных систем к стрессам инноваций.

Результаты. Чтобы минимизировать деформации образовательных систем и их субъектов и последствия деформаций, возникающие в результате некорректного применения новаций, необходимы системный анализ и учет компонентов устойчивости образовательной сферы и ее субъектов на основе осмысления основных нарушений и проблем, создание и направленное применение психолого-педагогических технологий помощи субъектами образования, вовлеченных в ход разработки, внедрения и завершения инноваций.

Выводы. Предотвращение и минимизация уже существующих стрессов инноваций требует активности по формированию и развитию способности и стремления образовательных систем и их субъектов к предвосхищению, направленно-волевому совладанию и рефлексии перемен, использованию негативных сторон и последствий новаций для укрепления системы образования в целом и отношений отдельных групп субъектов в ней, достижение гармоничного соотношения устойчивости и изменчивости системы.

Сохранить в закладках
Субъектность обучающихся в процессе нейроцифровизации образования (2025)
Выпуск: Т. 15, № 1 (2025)
Авторы: Валеева Галина Валерьевна, Филатова Лилия Эльдаровна, Меньшиков Петр Викторович, Арпентьева Мариям Равильевна

Введение. Нейроцифровизация образования – процесс внедрения, апробации и усовершенствования в образовании цифровых технологий и основанных на них принципов обучения и устройств, играет важную роль в современном развитии как школьного, так и вузовского образования, в том числе реализации принципа субъектности и смежных с ним принципов современного образования (индивидуализации, гуманизации, активизации).

Постановка задачи. В современной психолого-педагогической науке и практике поставлены и решаются задачи изучения и обеспечения субъектности обучающихся в процессе нейроцифровизации образования, однако системного изучения, интегративной модели субъектности обучающихся в процессе нейроцифровизации образования не существует. Цель исследования – анализ феномена субъектности обучающихся в процессе нейроцифровизации образования.

Методика и методология исследования. Методологическая основа исследования – системный подход к осмыслению феномена субъектности обучающихся в процессе нейроцифровизации образования. Основной метод исследования – теоретический анализ феномена субъектности обучающихся в процессе нейроцифровизации образования.

Результаты. Некоторые личностные, межличностные, учебные и профессиональные компетенции и сама субъектность обучающихся сформированы и развиты не в полной мере (многим не только школьникам, но и студентам бывает сложно открыто заявлять о своих нуждах/состояниях и позициях/ целях и ценностях (самораскрываться), также сложно бывает оценивать/рефлексировать свою активность, нести или возлагать ответственность, представлять себя и результаты своего учебно-профессионального труда (самопрезентироваться), самоопределяться и идентифицироваться как будущие специалисты и индивидуальности. Поэтому важно отметить значимость трансформации образовательной среды и отношений в ней в соответствии с задачами обеспечения субъектности обучающихся, в том числе в процессе нейроцифровизации образования.

Выводы. Интегративное осмысление основных, типичных условий, способствующих и мешающих формированию и развитию субъектности обучающихся в процессе нейроцифровизации образования, – важный шаг на пути обеспечения качества образования. Перспективы исследования связаны с разработкой и апробацией системно-деятельностной модели субъектности обучающихся в процессе нейроцифровизации образования.

Сохранить в закладках
Изучение и анализ уровня читательской грамотности студентов педагогического университета (2025)
Выпуск: Т. 15, № 1 (2025)
Авторы: Калугина Лидия Алексеевна

Введение. Научная новизна заключается в разработке авторского банка тестов для диагностики читательской грамотности студентов, а также в проведении комплексного исследования, направленного на выявление уровня данного вида грамотности среди студентов 1 курсов педагогического университета.

Постановка задачи. Цель – изучить уровень читательской грамотности студентов педагогических университетов.

Методика и методология исследования. Методы: теоретический анализ включает обзор и обобщение научных исследований по проблемам функциональной и читательской грамотности, а также анализ нормативных документов и международных исследований (PISA, PIAAC, TIMSS). Метод тестирования предполагает проведение измерений уровня читательской грамотности студентов с использованием специально разработанных тестов. Методы количественного и качественного анализа данных ориентированы на обработку и интерпретацию результатов тестирования.

Результаты. Педагогическая диагностика показала значительные различия в уровне сформированности читательской грамотности у студентов. Наибольший успех достигнут в компоненте «нахождение и извлечение информации», в компонентах «интегрирование и интерпретирование информации» и «оценивание содержания и формы текста» выявлены значительные трудности. Особенно низкий уровень показан в критической оценке текста и применении информации для решения практических задач, что требует дополнительного внимания в педагогической практике.

Выводы. Представленные теоретические положения, выявленные закономерности и предложенные методики могут быть использованы при разработке образовательных программ для педагогических университетов, а также в практике подготовки будущих учителей с целью повышения их профессиональной компетентности.

Сохранить в закладках
Развитие эмоционального интеллекта как ресурса будущей профессиональной успешности студентов и курсантов (2025)
Выпуск: Т. 15, № 1 (2025)
Авторы: Шитакова Ольга Юрьевна, Гуськов Александр Юрьевич, Шмаков Александр Александрович, СИДОРИНА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

Введение. Актуальность статьи обусловлена проблемой повышения требований современного общества к качеству профессиональной подготовки выпускников. В статье говорится о необходимости развивать эмоциональный интеллект как интегрированную систему профессионально-личностных качеств и свойств у студентов и курсантов, результат которой выражается в готовности специалиста решать актуальные коммуникативные задачи в будущей профессиональной деятельности.

Постановка задачи. Цель исследования – выявление комплекса компонентов эмоционального интеллекта в логике психологической и педагогической наук.

Методика и методология исследования. Анализ научных публикаций показал, что проблема развития эмоционального интеллекта является предметом исследования многих зарубежных и отечественных специалистов в области педагогики, психологии, социологии и других науках. На основе проведенного теоретического этапа исследований авторы пришли к выводу о том, что развитию эмоционального интеллекта способствует особенное психическое состояние индивида и наличие у него модели действий и направленность на их реализацию, которые определяются соответствующими способностями и условиями, необходимыми для успешного ее осуществления деятельности, опора на понимание опережающего отражения действительности, обеспечивающего предупредительное приспособление к предстоящим изменениям внешних условий или формирование подготовительных изменений для будущих событий.

Результаты. К результатам исследования можно отнести описание и анализ проблемы исследования эмоционального интеллекта в логике психологии и педагогики. Раскрыто представление о структуре эмоционального интеллекта, построенной на принципах его реализации; раскрыто содержание каждого ее компонента. Представлена программа формирования эмоционального интеллекта, включающая диагностический комплекс, содержание работы на каждом этапе, и варианты вероятностного результата подготовленности.

Выводы. Проблема исследования эмоционального интеллекта носит практико-ориентированный характер и позволяет констатировать. Эмоциональная готовность студентов и курсантов к будущей деятельности представляет собой «предупредительное» приспособление к будущим трудовым событиям.

Сохранить в закладках
Использование видеоматериалов при обучении иностранному языку в техническом вузе (2025)
Выпуск: Т. 15, № 1 (2025)
Авторы: Збойкова Надежда Александровна

Введение. Применение фильмов на занятиях по иностранному языку является эффективным средством совершенствования коммуникативной компетенции в условиях отсутствия аутентичной языковой среды, способствует формированию общекультурных компетенций, повышению мотивации к изучению иностранного языка Постановка задачи. Необходимо показать возможности использования видеофильмов как элемента интерактивных технологий и проанализировать перспективы данного методического подхода применительно к обучению иностранных языков. В настоящее время видеоматериалы широко используются в образовательном процессе всех уровней и видов подготовки. В статье рассматриваются теоретические подходы к внедрению современных интерактивных методов в процесс преподавания иностранного языка с учетом потребностей изучающих иностранный язык, приводятся конкретные примеры их применения. Методика и методология исследования Статья основана на нашем опыте использования фильмов на занятиях по иностранному языку со студентами технического вуза. В статье рассмотрен методологический и дидактический потенциал видеоматериалов при изучении английского языка как иностранного и английского языка для профессиональных целей. Обсуждаются основные особенности преподавания иностранного языка в вузе. Исследованы типы видеоматериалов с точки зрения их использования в конкретной аудитории, выбора лингвистического материала, мотивации обучаемых и целей обучения. Результаты. Организация процесса обучения иностранному языку в техническом вузе в условиях модернизации высшего образования в России должна предусматривать активное внедрение широкого спектра интерактивных ресурсов в учебный процесс, что является универсальной возможностью обучения студентов и имеет перспективы дальнейшего расширения в системе преподавания в неязыковом вузе. Выводы. В заключении делается вывод об огромных возможностях использования видеоматериалов на занятиях по иностранному языку. Этот интерактивный прием позволяет решать различные учебные задачи, знакомит обучаемых с особенностями речевого поведения носителей языка и в целом максимально приближает к естественным ситуациям общения.

Сохранить в закладках
Экология русского языка и аксиологические доминанты сознания студенчества в практике формирования коммуникативных компетенций будущих лингвистов‑переводчиков (2025)
Выпуск: Т. 15, № 1 (2025)
Авторы: Безкоровайная Галина Тиграновна, Долгова Елена Геннадьевна, Пригожина Кира Борисовна

Введение. Рассматривается проблема повышения эффективности подготовки будущих лингвистов-переводчиков в вузе в русле современной парадигмы экологии языка и аксиологии перевода. Подчеркивается важность актуализации в образовательном процессе принципов эколингвистики, лингвоконцептодидактики и лингвистической герменевтики, а также когнитивно-аксиологической модели перевода с учетом факторов эколого-лингвистического спектра и факторов эколого-личностного и экопсихологического спектра (диалектический и критический подходы).

Постановка задачи. Цель исследования – проанализировать лингвистические и экстралингвистические причины и условия нарушения экологии русского языка, повысить степень осведомленности будущих лингвистов-переводчиков о влиянии экологии языка на аксиологические доминанты перевода и эффективность коммуникации в лингвосоциуме, выявить возможные пути решения этой проблемы.

Методика и методология исследования. Теоретико-методологическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых в области эколингвистики, лингвоконцептодидактики и герменевтики, что расширило спектр сравнительно-сопоставительного анализа подходов к формированию компетенций будущих лингвистов-переводчиков в русле экологии языка и аксиологической парадигмы перевода. Теоретико-прикладные методы позволили очертить круг факторов, воздействующих на принятие переводческих решений.

Результаты. Выявлены доминирующие подходы для эффективной организации образовательного процесса в русле парадигмы экологии языка и аксиологии перевода. Выявлены факторы, влияющие на экологию языка в современном российском обществе и формирующие аксиологические доминанты мировоззрения членов лингвосоциума. Представлена модель формирования коммуникативных компетенций будущих лингвистов-переводчиков в рамках когнитивно-аксиологической модели перевода с использованием основных принципов эколингвистики, лингвоконцептодидактики и лингвистической герменевтики с целью поддержания аксиологических доминант перевода и экологии русского языка.

Выводы. В статье представлены значимые теоретические и практические результаты, направленные на повышение эффективности процесса подготовки лингвистов-переводчиков в современных реалиях. Выявлены факторы влияния на выбор переводческих решений под воздействием экологии языка и аксиологических доминант, предложены практические рекомендации по организации процесса подготовки будущих лингвистов-переводчиков в вузе.

Сохранить в закладках
Аксиологический портрет выпускника ветеринарного факультета (2025)
Выпуск: Т. 15, № 1 (2025)
Авторы: Куламихина Ирина Валентиновна, Бойко Марианна Георгиевна, Винокурова Татьяна Николаевна

Введение. Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, изменениями общественных норм и стандартов относительно вопросов экологии, прав и благополучия животных, с другой – специфическими изменениями внутри ветеринарной профессии, связанными с появлением новых технологий, переосмыслением этического статуса животных, проблемами морального, физического и психического благополучия ветеринаров. Постановка задачи. Цель исследования заключается в описании специфики аксиологического портрета будущего ветеринарного врача. Исследование направлено на изучение ценностных предпочтений, мотиваций и ожиданий как составляющих аксиологического портрета выпускника ветеринарного факультета. Методика и методология исследования. На первом этапе исследования на основе теории базовых ценностей Ш. Шварца был дан анализ ключевых ценностей ветеринарии. На следующем этапе разработана анкета и проведено анкетирование среди выпускников ветеринарного факультета Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина. На заключительном этапе на основе количественного и качественного анализа данных были определены доминирующие ценности респондентов и выстроена иерархия ценностных предпочтений и мотиваций выпускников. Результаты. Установлено, что иерархия ценностей выпускника ветеринарного факультета отражает комплексный подход к профессиональной деятельности, в которой первостепенное значение имеют профессионально-важные качества ветеринара, такие как ответственность, самоконтроль, вежливость и доброта, соблюдение профессиональной этики, позитивная коммуникация на работе и профессиональное развитие. Социальный статус и карьерные амбиции играют менее важную роль, что подчеркивает альтруистические представления выпускников о профессии ветеринара. Выводы. Полученные результаты можно использовать в разработке учебных программ по направлению подготовки «Ветеринария» и «Ветеринарно-санитарная экспертиза» с целью интеграции аксиологического компонента в образовательный процесс для более глубокой подготовки будущих специалистов с высоким уровнем профессиональной ответственности и устойчивой профессиональной направленностью.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →