Статья: Модель истории и философии науки в контексте постсекулярного мышления (2025)

Читать онлайн

Введение. В статье рассматриваются две модели развития научного знания: секулярная и постсекулярная, анализируемые в контексте фундаментальных установок мышления.

Постановка задачи. Задачей является концептуализация постсекулярной модели становления науки как наиболее адекватной современному образовательному пространству, находящемуся в состоянии Постпросвещения.

Методика и методология исследования. Описательный и компаративистский анализ, метод моделирования.

Результаты. В постсекулярной модели акцентируется роль христианства как культурной революции в переходе от античного знания к современному, в результате чего христианство рассматривается не как оппонент, а как бенефициар классической греческой цивилизации. Выявляется особая роль в становлении научного знания сирийских христианских школ, вследствие чего подчеркивается, что античное знание попало в арабскую культуру через сироязычный мир. Показывается, что фундаментальные установки традиционного типа мышления не позволили блестящей арабской учености преодолеть аристотелевско-птолемеевскую космологию. Почву для перехода от античной картины мира к современной подготавливают христианские школы и университеты.

Выводы. Необходимо переосмыслить значение средневековой науки и метафизической теологии и рассматривать их как преемников, не только воспринявших античное наследие, но и подготовивших все условия для перехода к секулярному мышлению и современной научной картине мира.

Ключевые фразы: история и философия науки, модель развития науки, секуляризм, ПОСТСЕКУЛЯРИЗМ
Автор (ы): Абрамова Наталья Ивановна, Круглова Инна Николаевна
Журнал: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Философия
УДК
141.1. Философские системы по количеству и качеству основных принципов
Префикс DOI
10.20913/2618-7515-2025-2-2
Для цитирования:
АБРАМОВА Н. И., КРУГЛОВА И. Н. МОДЕЛЬ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ В КОНТЕКСТЕ ПОСТСЕКУЛЯРНОГО МЫШЛЕНИЯ // ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 2025. Т. 15, № 2
Текстовый фрагмент статьи