В статье, на примере торговой отрасли Российской Федерации, выявлены и систематизированы вызовы, исходящие из макро- и микросреды, проведен анализ развития российского рынка электронной и розничной торговли, определены вызовы и возможности для их дальнейшего развития. Базой исследования являются методы анализа, синтеза, сравнительного анализа. Предложен механизм управления экономической безопасностью как части системы управления предприятием торговли, включающий в себя следующие элементы: объект, субъект, предмет, цель, задачи, методы, подходы, инструменты, критерии оценки. Показаны действия лиц, принимающих решения в области обеспечения экономической безопасности. Сделаны выводы о том, что система экономической безопасности находится в постоянном развитии и совершенствовании, для обеспечения экономической безопасности торговой отрасли РФ необходим механизм управления, в основе которого лежит системный и комплексный подход к устранению угроз и решению существующих проблем предприятий торговли.
В статье отражены результаты исследования проблемных вопросов, раскрывающих специфические черты сценариев управления рисками с учетом критериев достижения экономической безопасности организации. Рассматриваемая методология сценариев управления рисками предопределила возможность зафиксировать их ключевые этапы: идентификация, анализ, прогнозирование и мониторинг рисков. Цель исследования представляет собой определение зависимости производственной деятельности хозяйствующего субъекта от дестабилизирующих факторов в виде вызовов, угроз и рисков, а также выявление инструментальных методов управления рисками и причин изменения экономической безопасности организации в следствии отрицательного воздействия тех или иных угроз. Определены следующие задачи исследования: обосновать теоретические аспекты управления рисками; выявить методы обеспечения экономической безопасности организации в условиях глобальных вызовов и внешних угроз; исследовать методический инструментарий сценариев управления рисками. В качестве методологического инструментария применены процессный и сценарный подходы. Для целей получения необходимых результатов использованы методы описания, обобщения, конструирования, сравнительный анализ и метод логики. Результатами исследования следует считать: обоснование сущности и содержания понятия «сценарий управления рисками», позволяющее изменить подходы к принимаемым управленческим решений в условиях неопределенности и изменчивости; разработка сценария управления рисками, включающего этапы, каждый из которых подвержен цикличному повторению, а сам процесс управления реализуется непрерывно и неизменно во времени.
Статья посвящена изучению влияния развития и широкого распространения инструментов искусственного интеллекта (ИИ) на систему образования и рынок труда в современной экономике. В ней намечены важные исследовательские направления, связанные с развитием инструментов ИИ и процессами их интеграции в системе «образование — рынок труда». Представлен комплексный анализ процессов внедрения и интеграции технологий ИИ в существующие производственные процессы и последствий этого для современной системы образования.
Цель исследования — не только оценить трансформацию педагогических практик под влиянием ИИ, но и рассмотреть его опосредованное воздействие на рынок труда, обусловленное кардинальным изменением востребуемых в связи с распространением такового профессиональных компетенций.
Методология и подходы: исследование построено на анализе современных тенденций и включает практический кейс, демонстрирующий возможности ИИ в обработке образовательного контента. Особое внимание уделено оценке рисков и ограничений, связанных с повсеместным внедрением ИИ.
Результаты: выявлены и систематизированы ключевые тренды внедрения ИИ в систему образования, такие как персонализация обучения, автоматизация рутинных функций преподавательской деятельности, появление новых образовательных форматов и практик. Определены перспективные направления использования ИИ в образовательных целях и дана системная оценка сопутствующим рискам его внедрения. Рассмотрены направления трансформации существующих профессий и изменения структуры занятости под влиянием распространения ИИ.
Выводы: обладая огромным потенциалом для улучшения жизни людей, ИИ в то же время связан с углублением цифрового разрыва — он может стать барьером для одних и привилегией для других, а не средством формирования инклюзивного общества. Взаимодействие ИИ с системой образования как социальным институтом представляет собой сложный и многогранный процесс ее инновационного развития. Широкое внедрение инструментов ИИ в процессы обучения — это не просто техническая модернизация, а институциональная трансформация, затрагивающая все стороны образовательной системы. Широкое внедрение ИИ в сферу труда воздействует на структуру занятости и профессиональный состав кадров, меняя тем самым требования к образовательной системе.
В данной статье изучены ожидания и риски цифровизации образовательного процесса по физической подготовке. В течение последних 10 лет цифровые технологии прочно вошли в ведомственную подготовку и даже на законодательном уровне получили статус инструмента, который может быть использован образовательным процессом. Также появляются системы электронного обучения, онлайн-курсы, возможности цифрового обучения в автономном режиме. В развитии цифрового образования наблюдается активная динамика. Цифровое образование в системе МВД России постепенно становится частью естественного процесса обучения. Однако его реализация не идеальна, и в процессе возникают проблемы, которые необходимо решать как можно скорее. Чтобы преподаватель смог ориентироваться в новом формате работы, необходимо подготовить его к новому типу подачи информации. А это требует разработки новой научной стратегии подготовки кадров в образовательных организациях. При этом рассматривается не только внедрение новых форм обучения, но и разработка методов и алгоритмов, по которым будет осуществляться профессиональная деятельность контингента обучающихся - сотрудников полиции. Необходимо разработать специальные методики подготовки квалифицированных кадров для системы МВД России, приобщить их к профессиональной деятельности. При этом преподаватель должен сохранять способность творчески подходить к процессу обучения, чтобы развиваться в рамках профессии. В любом образовательном процессе преподаватель играет первостепенную роль, так как именно он является проводником информации, которая становится понятной и доступной для обучающихся. Поэтому в цифровом процессе обучения важно правильно продумать стратегию образовательной организации, оказать преподавателю необходимую поддержку. Сделан вывод о том, что положительные результаты цифровизации могут быть достигнуты при наличии у преподавателей и обучающихся достаточной компьютерной грамотности, качественной разработке программного обеспечения и предоставлении образовательным организациям и обучающимся соответствующих технических средств, снижающих возможные риски.
Целью статьи является анализ особенностей инклюзивного образования в Российской Федерации. Именно эти вопросы в современный период выступают как одно из ключевых направлений государственной политики, направленной на создание равных условий для всех, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. В последние годы в стране наблюдается активное развитие инклюзивного образования, однако его реализация сталкивается с несколькими серьёзными вызовами. Во-первых, существует недостаток квалифицированных специалистов, готовых эффективно работать в инклюзивных классах. Учителя зачастую не имеют достаточной подготовки и ресурсов для работы с детьми с различными потребностями, что негативно сказывается на качестве образования. Во-вторых, инфраструктура образовательных учреждений не всегда соответствует требованиям инклюзии. Многие школы не обеспечивают доступные условия для детей с физическими ограничениями, что ограничивает их возможность полноценного участия в образовательном процессе. Третьим, но не менее важным вопросом является общественное восприятие инклюзии. Стереотипы и предвзятость по отношению к детям с ограниченными возможностями по-прежнему распространены, что создаёт преграды для их интеграции в общество и учебный процесс. Несмотря на указанные проблемы, существуют значительные перспективы для развития инклюзивного образования в России. Государственная политика в этом направлении включает программы поддержки и обучения для педагогов, создание специализированных материалов и методических рекомендаций, а также содействие в адаптации образовательных стандартов. Увеличение финансирования и внедрение инновационных технологий также могут значительно улучшить ситуацию. Для успешной реализации инклюзивного образования в Российской Федерации необходим комплексный подход к решению обозначенных вызовов, включающий подготовку кадров, модернизацию инфраструктуры и изменение общественного сознания. Лишь через консолидированные усилия государства, образовательных учреждений и общества в целом можно добиться реальных изменений и создать полноценную инклюзивную среду для всех детей.
В статье рассматривается ситуация, сложившаяся в экономике России в условиях введения санкций, обусловленная уходом иностранных компаний, утечкой мозгов и оттоком капитала, что в значительной степени снижает её конкурентоспособность, а значит и уровень финансовой и экономической безопасности государства. Это вызывает необходимость принятия эффективных рисков в целях обеспечения финансовой безопасности. Важная роль в этом процессе отводится Банку России. Описываются инструменты, позволяющие эффективно реализовать риски в сфере финансовой безопасности. Проведённый в статье анализ состояния финансовой сферы России основан на статистических данных Федеральной службы государственной статистики и Банка России. Анализ проводился с учетом особенностей российской национальной экономики. В результате исследования удалось описать факторы, оказывающие влияние на уровень финансовой и экономической безопасности государства и предложить направления, снижающие степень воздействия этих факторов на возникновение угроз
В статье рассмотрены современные проблемы государственной инновационной политики России и недостатки модели формирования и реализации последней. В качестве инструмента совершенствования такой политики предложена модель, содержащая логически выстроенную последовательность взаимосвязей и взаимодействий в сфере формирования и реализации инновационной политики, направленную на создание благоприятной институциональной среды научно- технологического развития с учетом влияния совокупности макроэкономических факторов и условий.
В статье дана оценка влияния санкций Запада на экономику Тюменской, Самарской, Сахалинской, Оренбургской областей, республик Татарстан и Башкортостан, а также Красноярского края: снижение темпов экономического роста и доходов от экспорта, установление больших скидок покупателям, рост затрат на логистику, финансовые ограничения. В постсоветский период именно эти регионы играли ключевую роль в добыче и переработке нефти и газа, а также служили своеобразными локомотивами экономического роста. Предложены меры по дальнейшему расширению внутреннего рынка топливно-энергетических ресурсов, обеспечению технологической независимости, экономической и цифровой трансформации, по усилению роли и инициативы регионов. В новых условиях стратегической задачей является глубокая модернизация топливно-энергетического комплекса с акцентом на суверенитет страны, экологичность, гибкость и ориентированность на новые рынки.
Появление новых технологий неизбежно приводит к формированию новых рисков и угроз для охраняемых законом ценностей, в том числе требующих их оценки с точки зрения необходимости формирования уголовно-правовых и административно-правовых запретов как механизма исключения случаев причинения вреда личности, обществу и государству. Первым этапом такой оценки как составного элемента процесса криминализации, деликтолизации деяний выступает идентификация соответствующих рисков и угроз для охраняемых законом ценностей. Идентификация, классификация, систематизация рисков и угроз для охраняемых законом ценностей, порождаемых развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, предполагает определенность в вопросе о сущности и содержании технологий искусственного интеллекта как источника рисков и угроз. Между тем наличествуют объективные факторы в виде неопределенности в технических, экономических, политических и юридических науках содержания соответствующей категории. В статье доказана необходимость уточнения совокупности рисков и угроз, охраняемых законом ценностей, порождаемых развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, по мере уточнения содержания соответствующей категории в доктрине и позитивном праве. Выявлены источники рисков и угроз для охраняемых законом ценностей. Доказано, что бесконтрольное расширение применения технологий искусственного интеллекта может привести к изменению социального ландшафта, что ставит задачу должного правового опосредования и формирования гарантий прав и законных интересов граждан, организаций, органов публичной власти. Показана роль неправомерного вмешательства в функционирование интеллектуальных систем, использующих технологии искусственного интеллекта. Определены потенциальные угрозы, связанные со злонамеренным использованием технологий искусственного интеллекта в противоправных целях.
Наиболее прогрессивным направлением выявление и оценка радиационной, химической и биологической (РХБ) обстановки является внедрение технологий на основе искусственного интеллекта. Цель работы – разработка архитектуры перспективной системы мониторинга радиационной, химической и биологической обстановки с использованием искусственного интеллекта. Информационная база исследования. Публикации по применению математических моделей в ИИ, доступные через сеть «Интернет». Метод исследования – аналитический, от общего к частному. Рассматривали особенности использования искусственного интеллекта в автоматизированных системах управления. Результаты и обсуждение. Конфронтации с Украиной под протекторатом Запада носят многовариантный пространственный характер, и требуют постоянного мониторинга в условиях недостатка конкретной информации. Применение технологий ИИ позволит выйти за рамки простого отображения текущей ситуации, предоставляя инструменты прогнозирования развития событий. Предлагаемая архитектура перспективной системы предполагает создание единой базы данных, наполняемой верифицированной информацией из открытых источников. Разработанная структура веб-приложения, представляющего собой интерактивный интерфейс для анализа и реагирования на изменения РХБ обстановки, включающая в себя возможность между информационными слоями и получение данных в режиме реального времени. Вывод. Применение нейросетевых технологий войсками РХБ защиты позволит осуществлять поиск по заданным параметрам и проводить ретроспективный анализ данных, тем самым качественно повлияет на эффективность мониторинга РХБ угроз для войск и населения Российской Федерации.
В данной статье исследуется специфика законодательного закрепления основных угроз транспортной безопасности в современном обществе. В ходе проведения анализа действующего законодательства выявлены основные угрозы транспортной безопасности, не в полной мере соответствующие актуальному состоянию. Формируется вывод о том, что в нормативно-правовых актах, содержащих в себе перечисление основных угроз транспортной безопасности в большой мере уделяется внимание террористическим актам, и лишь поверхностно идет речь о кибератаках, которые, между тем, способны причинить огромный ущерб, как безопасности граждан, так и безопасности всего государства. Также сделан вывод о недостаточном внимании закона к лицам, являющимся участниками рассматриваемых правоотношений.
Авторами отмечено, что текущее определение транспортной безопасности оказывается неполным и требует пересмотра. Принимая во внимание все вышеизложенное, рекомендуется переформулировать законодательные положения, стремясь к более четкому признанию людей как первостепенных объектов защиты в сфере транспортной безопасности. Кроме того, анализ действующего законодательства выявил, что сфокусированность государственной политики в области транспортной безопасности преимущественно ориентирована на предотвращение и противодействие террористическим угрозам. Однако такой подход не охватывает все сферы рисков, актуальных для современной транспортной системы. Особенно заметен недостаток внимания к растущей опасности цифровых угроз, таких, как кибератаки, которые могут быть направлены против объектов транспортной инфраструктуры и самих транспортных средств.
Предмет: в современных условиях меняющейся экономической конъюнктуры рынков вопросу обеспечения экономической безопасности корпорации все чаще уделяют существенное внимание. Каждая корпорация имеет индивидуальный набор технологий производства. Качество используемых в работе материальных и интеллектуальных технологий существенно влияет на эффективность функционирования корпорации, а следовательно, и на уровень обеспечения техникотехнологической безопасности. Цель: комплексное исследование сущности технико-технологической безопасности как одной из ключевых составляющих обеспечения экономической безопасности организации, изучение аспектов организации производственных процессов корпорации. Дизайн исследования: определение и изучение роли технико-технологической безопасности в системе обеспечения экономической безопасности корпорации. Систематизированы факторы, отрицательно сказывающиеся на эффективности процесса обеспечения технико-технологической безопасности корпорации. Были выявлены основные показатели уровня технико-технологической безопасности корпорации. Результаты: технико-технологическая безопасность обеспечивает защиту технологических процессов, материальных ценностей, персонала и информации, а также минимизирует риски и обеспечивает устойчивое функционирование корпорации. Важными аспектами обеспечения данной безопасности являются оценка и анализ рисков, мониторинг и контроль, которые позволяют достичь максимального уровня обеспечения экономической безопасности в целом.