Статьи в выпуске: 6
В статье анализируются зарубежные подходы к количественному исследованию доверия в экономической сфере (Edelman Trust Barometer, World Values Survey, PwC, Google, McKinsey и др.). Выделены ключевые закономерности, актуальные для изучения доверия; сделан вывод о том, что трансформация социальных отношений требует пересмотра традиционных механизмов формирования доверия в экономике. Автором предложено альтернативное уравнение доверия на основе подхода Д. Майстера, Ч. Грина и Р. Гэлфорда, где ключевыми показателями — ресурсами формирования доверия — являются репутационный капитал, общность ценностей, прозрачность действий и соучастие в деятельности акторов. Предложенный подход может быть использован в исследованиях как институционального, так и межличностного доверия в экономике.
В статье рассматриваются условия и причины расцвета и упадка неолиберальной экономической идеологии в США. Актуальность исследования обусловлена концептуальными проблемами обоснования и реализации экономической политики администрации президента США Дж. Байдена на фоне сохраняющегося инерционного потенциала неолиберальной идеологии. На основе историко-логического анализа доктринальных концепций выявлено, что обозначение совокупности неоконсервативных и либертарианских идей термином «неолиберализм» является неточным и дискуссионным. Популярность неолиберализма в начале 1980-х гг. обусловлена кризисом сложившихся в середине XX в. идей и практики настоящего прогрессивного либерализма кейнсианско-рузвельтианского толка. В работе анализируются экономические мемы либерализма, где основное внимание уделено «просачиванию сверху вниз». Экономическая политика Дж. Байдена — « байденомика» — о характеризована как настоящий возврат к идеям и практике американского прогрессивного либерализма. Показано, что налоговая политика администрации Байдена представляет собой существенный отход от неолиберальных принципов, также как и усиление нормативного регулирования экономики, активизация контактов с профсоюзами и полномасштабная промышленная политика, направленная на реиндустриализацию Америки, особенно в части высокотехнологичных отраслей. Альтернативная экономическая политика — «трампономика» — в своей основе также противостоит неолиберализму, несмотря на такие фрагментарные совпадения с последним, как дерегулирование и снижение налогов. Однако промышленная политика Трампа, в основном в виде таможенной защиты внутреннего рынка, оказалась более выгодной средне-, а не высокотехнологичным отраслям. Парадоксальный «трампо-байденовский консенсус» по вопросам промышленной политики и протекционизма с точки зрения неолибералов есть отход от единственно правильного «свободного рынка», но фактически является подтверждением абсурдности неолиберального наследия для решения актуальных задач современного экономического развития США.
Статья посвящена анализу факторов, влияющих на процесс институционализации партийных систем в посткоммунистических странах Европы. Рассматриваются особенности воздействия систем правления на динамику смены партийных предпочтений избирателей. В качестве показателя степени устойчивости и предсказуемости межпартийной конкуренции избран индекс электоральной подвижности. Автор подчеркивает, что системы правления с выраженной политической ролью парламентов, сложившиеся в посткоммунистических странах Европы, потенциально создавали благоприятные условия для институционализации партийных систем. Однако сохранение преимущественно высоких значений индекса электоральной подвижности свидетельствует об ограниченном влиянии институционального фактора на процесс укрепления партийно-групповых связей. Автор приходит к выводу, что неустойчивая институционализация партийных систем является результатом действия объективных факторов, прежде всего — политической культуры.
Аудиовизуальный контент включает в себя множество видов фото-, видео- и аудиоматериалов, которые в совокупности оказывают значительное влияние на сознание потребителя. В условиях цифровизации модель медиапотребления подвергается изменениям, в связи с чем типы контента меняются местами в своей иерархии по значимости воздействия на общественность. В ходе работы было выявлено, что глобальная цифровизация оказывает влияние на медиаиндустрию, так как данная отрасль тесно связана с инновационными процессами. Взгляды и предпочтения потребителя трансформируются, поэтому производители контента меняют способы передачи ключевой информации от отправителя к получателю. Также установлено, что визуальный контент в цифровой реальности усиливает воздействие сообщения и усваивается в сознании человека быстрее, чем текстовый.
В статье рассматриваются проблемы распространения недостоверной информации в социальных сетях и ее воздействия на настроения студенческой молодежи. На основе анализа существующих подходов к исследованию информационного влияния на общественные настроения определены основные тенденции в формировании сознания молодого поколения. В результате исследования выявлено, что высшие учебные заведения принимают недостаточное участие в противодействии фейковой информации в сети Интернет и обеспечении развития цифровой грамотности молодежи, в соответствии с чем автором разработан ряд практических рекомендаций.
В статье на основе дискурсивного анализа описываются механизмы формирования образа «экзистенционального Другого» при наличии кризиса доверия между Россией и Западом. Анализируются зарубежные, восточные и отечественные подходы к экзистенциализации кризиса в отношениях между РФ и западными странами. В рамках этого выделены и описаны ключевые дискурсивные механизмы: надуманности, конструирования нарративных миров, введения в политическую, социокультурную и экономическую повестку «темных интенсиональных контекстов», а также механизм, направляющий дискурс в русло мифологик. Предложенный подход может быть использован в исследованиях экзистенциализации современного мирового кризиса.