МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР В РОССИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНЫХ ПОТРЯСЕНИЙ (2025)

Теракт в «Крокус Сити Холле» стимулировал активную законодательную деятельность, направленную на ужесточение российской миграционной политики. При помощи анализа статистических данных и нормативно-правовой литературы, результатов социологических опросов, институционального и структурно-функционального подходов авторы показывают, что исключительно ограничительные инициативы в долгосрочной перспективе недостаточно эффективны, поскольку несут такие риски, как а) снижение темпов экономического роста; б) этническая анклавизация; в) усиление социальной и межнациональной напряженности. Избежать указанных рисков и интенсифицировать включение иммигрантов в российское общество позволят меры стимулирующего характера, в т. ч. домиграционная подготовка, организованный набор иностранной рабочей силы и адаптационные классы для детей-мигрантов.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № S1 (2025)
Автор(ы): Бабаев Кирилл Владимирович, КРАМАРЕНКО Анастасия Сергеевна
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ РФ И КНР РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОРЯДКА В СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОЙ АЗИИ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВОЙ ПОВЕСТКИ ЕАЭС И ИНИЦИАТИВЫ ЦИФРОВОГО «ШЕЛКОВОГО ПУТИ» ЧАСТЬ 1 (2025)

Работа посвящена проблеме формирования технологического порядка в странах Центральной Азии (ЦА) при участии РФ и КНР. В статье приводится теоретическая основа анализа влияния РФ и КНР с точки зрения теорий структурного реализма и морального реализма. В работе рассматриваются факторы влияния РФ и КНР на страны региона, а также ключевые аспекты сотрудничества этих крупных держав с государствами ЦА в сфере развития высоких технологий, цифровизации и инновационной инфраструктуры на двухсторонней основе и в многостороннем формате в ЕАЭС и ШОС. Автор делает обзор взаимодействия как на межгосударственном уровне, так и по линии инвестиционной активности китайских и российских предприятий и транснациональных корпораций.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 4 (2025)
Автор(ы): Ашихмин Александр Евгеньевич
Сохранить в закладках
ПОЛИТИКА ПАМЯТИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ОБРАЗ СССР В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (2025)

В статье рассматриваются общие тренды формирования образа СССР и восприятие его роли в исторической памяти государств Центрально-Азиатского региона (Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Кыргызстан) в контексте исследования политики памяти на постсоветском пространстве.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 3 (2025)
Автор(ы): Антоновская Варвара Владимировна
Сохранить в закладках
ЭЛИТООБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (2025)

В статье рассматривается механизм образования политических элит в странах Центральной Азии, роль патрон-клиентских отношений и кланов. Автор анализирует факторы, которые потенциально могут повлиять на изменение механизма элитообразования, - вызревание инновационного типа элит; демографические процессы, омоложение населения и элит; внешние влияния; роль гражданского сектора и НКО; проблемы имитационно-имиджевых моделей элитности. По результатам исследования автор приходит к выводу, что изменения механизма образования элит в странах Центральной Азии возможно под воздействием комплекса факторов, однако в ближайшей перспективе такие изменения вряд ли произойдут.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 3 (2025)
Автор(ы): Комлева Валентина Вячеславовна
Сохранить в закладках
LOST PARADISE: THE PHENOMENON OF ‘SOVIET KOREAN ADVANCED KOLKHOZES’ IN CENTRAL ASIA (PART 2) (2024)

In the history of Soviet kolkhoz (collective-farm) research, the ‘advanced kolkhoz (millionaire) phenomenon’ remains almost unexplored, although it was a notable social-economic phenomenon. Members of the Korean advanced kolkhozes in Central Asia, which operated since the late 1930s to the 1980s, at first adapted to the kolkhoz system through hard work, but later became very active in creating social-cultural institutions within the kolkhoz system for common benefit (not only ethnic Koreans but also natives). Regionally, the overwhelming majority of Korean advanced kolkhozes, including the legendary ‘Polar Star’ and ‘Politotdel’, were active in Uzbekistan, followed by Kazakhstan. Perhaps, Korean advanced kolkhozes in Central Asia reached the peak of the Soviet-style socialist agricultural civilization in the 1960s - 1970s. These well-to-do Korean kolkhozes in Central Asia developed a strong social infrastructure in their community as a basis for the contemporary living culture. Local common assets were formed from their own abundant undivided funds, consumption and cultural funds. However, what is more important is that Korean kolkhozes-millionaires not only built an excellent material and technical foundation in the villages based on their high economic performance, but also created harmonious multiethnic communities while enjoying various social benefits similar to city life.

Издание: КРЕСТЬЯНОВЕДЕНИЕ
Выпуск: Т. 9 № 4 (2024)
Автор(ы): Kim Chang Jin
Сохранить в закладках
Перестройка геополитического ландшафта Центральной Азии в контексте глобальной конкуренции держав (2025)

Предметом настоящего исследования является геополитическая трансформация Центральной Азии в условиях нарастающей конкуренции между глобальными и региональными акторами за влияние в стратегически важном евразийском пространстве. Объектом анализа выступают стратегии внешнеполитического поведения России, Китая, США, Европейского союза, Турции, Индии и Ирана, а также ответные реакции государств Центральной Азии на усиливающееся внешнее давление и меняющиеся условия международной среды. Автор подробно рассматривает институциональные, экономические и нормативные механизмы влияния со стороны указанных держав, а также формы адаптации и политического маневрирования со стороны Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и других стран региона. Особое внимание уделяется формированию новой модели региональной субъектности, проявляющейся в виде стратегической многовекторности, выборочной интеграции, отказа от жесткой зависимости и политико-институционального прагматизма. Методологическая база включает элементы неореализма, теории регионализма, концепции «мягкой силы», а также сравнительно-политический и институциональный анализ. Научная новизна работы заключается в формулировке и обосновании аналитической категории «мягкая региональная резистентность», отражающей способность стран Центральной Азии сохранять стратегическую автономию, минимизировать риски асимметричной зависимости и селективно адаптировать внешние инициативы к национальным приоритетам. Исследование показывает, что государства региона отходят от роли пассивных объектов геополитического давления и выстраивают устойчивую рамку субъектности, основанную на институциональной гибкости и прагматичном балансе интересов. Сделан вывод о том, что именно мягкие формы адаптации отказ от прямой конфронтации, ограниченное участие в международных проектах, диверсификация партнерств становятся доминирующей стратегией в условиях многополярного мира. Работа вносит вклад в развитие современной теории международных отношений, расширяя понятийный аппарат анализа периферийных акторов.

Издание: ПРАВО И ПОЛИТИКА
Выпуск: № 8 (2025)
Автор(ы): Чжао Ханьюй
Сохранить в закладках
Взаимодействие государств-членов ШОС (на примере проблемы Афганистана) (2025)

Государства-члены ШОС, включающие в себя азиатские и европейские страны, каждая из которых имеет различные культурные корни и уровень развития, образуют сложную сеть взаимоотношений. При изучении взаимодействия государств-членов ШОС типичным примером является Афганская проблема, поскольку государства-члены имеют тесные связи с Афганистаном и все сталкиваются с такими многогранными проблемами, как религия, антитерроризм, беженцы и наркоторговля. Предметом исследования статьи является взаимодействие стран-членов ШОС по Афганистану, анализ моделей взаимодействия и факторов влияния стран-членов на Афганскую проблему с точки зрения теории реляционизма. Цели исследования: Проанализировать механизм взаимодействия государств-членов ШОС, роль продвижения, хеджирования и переосмысления в процессе сотрудничества между государствами-членами; дать теоретические обоснования и политические рекомендации для развития ШОС после расширения организации. Основываясь на теории релятивизма, данная статья анализирует взаимодействие отношений государств-членов ШОС, дает уроки для развития ШОС после расширения и способствует построению Сообщества единой судьбы человечества. В статье используется метод сравнительного анализа для выявления особенностей взаимодействия различных государств-членов по Афганской проблеме. Новизна данной статьи заключается в том, что она анализирует взаимодействие государств-членов международных организаций через призму реляционистской теории, подчеркивая, что идентичность и интересы занимают центральное место во взаимодействии. Несмотря на сложность афганской проблемы, государства-члены ШОС сталкиваются со множеством вызовов, на основе продвижения идентичности и общих интересов формируется многоуровневый и многомерный режим взаимодействия между государствами-членами по афганской проблеме. Идентичность является важной основой взаимодействия между государствами-членами, а общие интересы - основной движущей силой взаимодействия между государствами-членами. Сотрудничество ШОС по Афганской проблеме предполагает следующее: на основе идентичности необходимо регулярно проводить Контактную группу ШОС-Афганистан с целью расширения влияния на Афганистан и поддержания регионального мира и безопасности; решать дилеммы несовпадающих интересов, повышать взаимное доверие и практиковать многосторонность посредством двусторонних или многосторонних способов взаимодействия.

Издание: ПРАВО И ПОЛИТИКА
Выпуск: № 4 (2025)
Автор(ы): Ли Цзымань
Сохранить в закладках
Конституционные гарантии в странах Центральной Азии: основные гражданские права и свободы де-юре и их состояние де-факто (2025)

В данной статье проводится сравнительный анализ основных прав и свобод, определенных в конституциях стран Центральной Азии (Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана), а также оценивается состояние этих гарантий на практике в свете докладов международных правозащитных организаций. Исследование основано на двух основных источниках: Доклад «Свобода в мире 2025», опубликованный Freedom House, и «Отчеты о правах человека 2024» Amnesty International. Хотя в конституциях права обычно определяются широко, при авторитарных режимах эти права де-факто ограничены. В этом контексте необходимо укреплять независимую судебную систему, верховенство закона и демократические институты, чтобы повысить эффективность конституционных гарантий. В исследовании обращается внимание на структурное противоречие между нормами и практикой. На основе методов сравнительного конституционного анализа и качественного контент-анализа в статье системно анализируются конституционные гарантии и их реализация в странах Центральной Азии. Конституционные порядки стран Центральной Азии анализируются в сравнительном плане с точки зрения основных прав и свобод, в анализ также включены отчеты и результаты исследований международных организаций. Хотя существует множество исследований, посвященных конституционным правам и свободам в Центральной Азии, сравнительные исследования, систематически рассматривающие разницу между конституционно признанными правами (де-юре) и их практической реализацией (де-факто), весьма ограничены. Данная статья восполняет этот пробел и анализирует положения об основных правах в конституциях Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана в сравнении с эмпирическими данными международных правозащитных организаций. Таким образом, в исследовании раскрываются не только нормативные положения, но и фактическая неэффективность этих положений, а также то, как они становятся нефункциональными в условиях авторитарных режимов. Обеспечение верховенства закона, защита свободы слова и укрепление независимой судебной системы должны стать основными приоритетами для того, чтобы конституционный порядок в этих странах стал действительно действующим не только в письменных текстах, но и в социальной жизни.

Издание: ПРАВО И ПОЛИТИКА
Выпуск: № 4 (2025)
Автор(ы): Ярар Мурат
Сохранить в закладках
Политика ведущих западных стран как доноров инвестиций и помощи развитию в Центральной Азии: логика восприятия и митигации рисков (2025)

Во многих регионах мира в последние годы наблюдается всё большее нарастание политического и экономического соперничества западных стран с Россией и Китаем. Не стала исключением и Центральная Азия, где объектом межгосударственной конкуренции и политической инструментализации становятся, в частности, инвестиционные потоки и программы содействия международному развитию (СМР). Целью данной статьи является определение того, как ключевые западные доноры воспринимают характер и масштаб инвестиционных политических рисков в регионе и какие инструменты они используют для их митигации. В первом разделе выявлена специфика регионального преломления глобального тренда на усиление позиций незападных стран в структуре финансовых потоков. Автор заключает, что тенденция к перераспределению баланса в пользу незападных государств в Центральной Азии проявляется весьма рельефно, заставляя западные страны адаптировать свою политику в регионе к меняющемуся ландшафту политических рисков. Во втором разделе рассмотрено, как проблема противодействия растущему влиянию России и КНР в Центральной Азии осмысляется в программных документах ведущих стран Запада: США, Германии и Великобритании. Показано, что всех их в данном контексте объединяет стремление обусловить предоставление помощи развитию реализацией мер, направленных на снижение влияния Китая и России на региональные дела. В третьем разделе перечислены практические шаги указанных государств в данной области, направленные в том числе на митигацию политических рисков для их национальных компаний на пространстве Центральной Азии. Автор показывает, что, несмотря на определенные различия, основную митигационную нагрузку во всех трех случаях несут именно «классические» инструменты СМР. К ним относятся в первую очередь программы совершенствования судебно-правовых систем, противодействия коррупции, помощи в улучшении бизнесклимата, а также в переформатировании энергетической инфраструктуры региона в целях ее замыкания на западные страны. По мнению автора, подобная политика западных доноров в сфере СМР, направленная на митигацию рисков, исходящих, в их понимании, от РФ и КНР, хотя и имеет неоднозначные результаты, создает в свою очередь значимые риски для внешнеэкономической деятельности китайских и российских компаний в Центральной Азии. Анализ этих рисков, однако, требует отдельного научно-прикладного исследования.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ XXV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Выпуск: Т. 17 № 2 (2025)
Автор(ы): Мендагазиев Арман Еркинович
Сохранить в закладках
МТК "СЕВЕР - ЮГ": ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ И РИСКИ. ЧАСТЬ 1 (2024)

К настоящему времени в России опубликовано немного обобщающих исследований, нацеленных на выявление явных и скрытых геополитических рисков и вызовов проекту МТКСЮ. В научной среде еще не сложилось общего представления об их фактической и мнимой значимости, остроте, взаимосвязях и взаимообусловленности. Это не удивительно по причине того, что руководство страны лишь недавно пришло к пониманию стратегической важности и геоэкономической значимости МТКСЮ. Поскольку изначально главное внимание ведущих участников проекта - России, Азербайджана и Ирана - было приковано к «западной ветке» МТКСЮ, именно на этот маршрут пришлись внешнеполитические вызовы со стороны США и ЕС, Турции, Индии и Китая, а также Пакистана, республик Центральной Азии и Армении. При этом главная опасность согласованной работе РФ, Азербайджана и Ирана в рамках проекта исходит от США и их союзников по НАТО. Не скрывая своей враждебности к РФ, Ирану и Китаю, они прилагают усилия по вовлечению Азербайджана и других бывших республик СССР в свою геополитическую игру на Южном Кавказе. Определенное влияние на поведение Баку оказывают турецкие «пантюркисты», стремящиеся переключить его внимание на проект ТМТМ. При этом им импонирует то, что он пользуется поддержкой Запада. К числу геополитических вызовов и рисков следует отнести азербайджано-иранские и азербайджано-индийские противоречия, конкуренцию Индии с Китаем и Пакистаном в Центральной Азии, претензию Армении на создание параллельной МТКСЮ транспортной инфраструктуры. В статье объясняется подоплека и масштаб всех этих вызовов и рисков для России и проекта МТКСЮ в целом, их основательность, мнимая и фактическая острота. По мнению автора, главный вызов (фактически - угроза) проекту сегодня исходит от США, которые активизировали свое участие в замирении Баку и Еревана. В этой связи настораживает стремление Вашингтона к вытеснению РФ из Армении и превращению ее в подконтрольное Западу государство, а также к заключению сделки с Турцией и Азербайджаном за счет Армении путем принудительного осуществления «Зангезурского проекта».

Издание: УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Выпуск: № 6 (186) (2024)
Автор(ы): Шумилов Михаил Михайлович
Сохранить в закладках
Перспективы расширения торгового влияния Китая на постсоветском пространстве (2025)

Предметом исследования является расширение торгового влияния Китайской Народной Республики на постсоветском пространстве в период 2013-2024 гг. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как развитие транспортной инфраструктуры, энергетическое сотрудничество и индустриальные проекты КНР в странах Центральной Азии, Южного Кавказа и Восточной Европы. Особое внимание уделяется геоэкономическим механизмам КНР, включая инициативу «Один пояс, один путь», использование финансовых инструментов Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, а также стратегию «ресурсы в обмен на инфраструктуру». Анализируются формы внедрения китайского капитала в экономику региона, включая совместные предприятия, модернизацию логистических узлов и трансформацию внешнеторговой структуры. Объектом наблюдения выступают двусторонние торговые отношения Китая с ключевыми странами бывшего СССР и их участие в инфраструктурных инициативах Пекина. Исследование направлено на выявление устойчивости и долгосрочных последствий данных процессов для регионального баланса сил. Методология исследования опирается на системный и сравнительно-исторический подход, включает анализ статистических данных, официальных программ и инфраструктурных проектов, а также применение SWOT-анализа для выявления сильных и слабых сторон китайской стратегии. Основными выводами проведенного исследования являются выявление ключевых направлений и механизмов торгового внедрения Китая в постсоветское пространство, а также определение факторов, способствующих его экономическому доминированию в регионе. Новизна исследования заключается в комплексном анализе китайской стратегии, сочетающей инвестиции, торговлю, инфраструктурное развитие и энергетическое сотрудничество. Особым вкладом автора в исследование темы является систематизация эмпирических данных по товарообороту, инфраструктурным проектам и инвестиционной активности КНР в различных странах постсоветского региона. В работе также предложена оригинальная интерпретация баланса влияния между Китаем, Россией и Западом в условиях полицентричной модели взаимодействия. Сделан вывод о том, что китайская торговая модель имеет долгосрочный и стратегический характер, постепенно трансформируя экономическую карту Евразии и закрепляя за КНР статус одного из ключевых внешнеэкономических акторов постсоветского пространства.

Издание: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Янов Александр Александрович, Костенко Ростислав Александрович, Шерги Закария
Сохранить в закладках
МТК «СЕВЕР - ЮГ»: ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ И РИСКИ. ЧАСТЬ 2 (2025)

К настоящему времени в России опубликовано немного обобщающих исследований, направленных на выявление явных и скрытых внешних рисков проекту МТКСЮ, стратегическая важность и геоэкономическая значимость которого не вызывает сомнений. Цель статьи формирование адекватного представления о фактической и мнимой значимости этих рисков, их остроте, взаимосвязях и взаимообусловленности. На основе комплексного анализа массива обширной информации автор пришел к выводу об изначально повышенном внимании ведущих участников проекта - России, Азербайджана и Ирана - к «западной ветке» МТКСЮ. Одновременно было установлено, что именно на этом проекте сосредоточились наиболее острые вызовы со стороны США и ЕС, Турции, Индии и Китая, республик Центральной Азии, Армении и Пакистана. При этом подчеркивается, что главная опасность согласованной работе РФ, Азербайджана и Ирана в рамках проекта исходит от США и их союзников по НАТО. Не скрывая своей враждебности к РФ, Ирану и Китаю, они прилагают усилия по вовлечению Азербайджана и других бывших республик СССР в свою геополитическую игру на Южном Кавказе. Также установлено определенное влияние на поведение Баку со стороны «пантюркистского» движения, озабоченного переключением внимания Азербайджана на проект ТМТМ. Пантюркистам импонирует то, что он пользуется поддержкой Запада. К числу геополитических вызовов и рисков автор также относит азербайджано-иранские и азербайджано-индийские противоречия, конкуренцию Индии с Китаем и Пакистаном в Центральной Азии, претензию Армении на создание параллельной МТКСЮ транспортной инфраструктуры. В статье объясняется подоплека и масштаб всех этих вызовов и рисков для России и проекта МТКСЮ в целом, их основательность и острота. По мнению автора, главный вызов (фактически - угроза) проекту сегодня исходит от США, которые активизировали свое участие в замирении Баку и Еревана. В этой связи он призывает следить за стремлением Вашингтона к вытеснению РФ из Армении и превращению ее в подконтрольное Западу государство. Также привлекается внимание к опасной для РФ перспективе заключения сделки между Турцией и Азербайджаном за счет Армении в направлении принудительного осуществления «Зангезурского проекта».

Издание: УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Выпуск: № 1 (187) (2025)
Автор(ы): Шумилов Михаил Михайлович
Сохранить в закладках