Проблема политизации водных отношений по-прежнему остро стоит для стран Центральной Азии. Несмотря на усилия, рост дефицита водных ресурсов провоцирует повышенное внимание к проблеме стран региона и внерегиональных государств. Водная политика стран Центральной Азии стала формироваться после распада СССР, когда кардинально изменилась геополитическая ситуация. Получение независимости центральноазиатские государства расценили в качестве возможности упрочить свои позиции в регионе, прежде всего, за счет проведения самостоятельной и национально ориентированной водной политики. Внешнеполитический курс в сфере гидроэнергетики формировался под влиянием внутриполитических процессов, которые получили развитие на момент распада СССР. Несмотря на нарастание проблем в водной сфере, страны региона продолжали проводить курс, который игнорировал интересы соседних государств и не предполагал развитие многостороннего сотрудничества в водной сфере. Большая часть вопросов, касающихся использования ресурсов трансграничных водотоков, находилась под мощным прессингом политических факторов. Сказывалось геополитическое соперничество между центральноазиатскими государствами. Перспективные проекты гидротехнических сооружений рассматривались в контексте исключительно национальной политики, направленной на укрепление своего влияния в регионе и получение геоэкономических преимуществ. Лишь в последние годы, в связи с внутриполитическими изменениями и нарастанием дефицита водных ресурсов, страны Центральной Азии стали менять свои позиции, выступая за развитие диалога. Используя метод сравнительного и системного анализа, выявлено влияние политических факторов на водную сферу стран Центральной Азии. Автором сделан вывод, что, несмотря на смягчение центральноазиатскими странами риторики при обсуждении проблем, связанных с использованием ресурсов трансграничных водотоков, и расширением двустороннего и многостороннего взаимодействия, политические аспекты по-прежнему будут влиять на водный курс стран Центральной Азии.
Геополитическое переформатирование Каспийского региона, начавшееся после распада СССР, продолжается. За прошедшие десятилетия сформировались новые транспортные коридоры, сложилась новая архитектура трубопроводов, по которым на внешние рынки поставляются нефть и газ. Страны региона активно наращивают сотрудничество в энергетической сфере, которая остается основой развития для новых прикаспийских государств. Значительные успехи достигнуты в решении ключевой проблемы - международно-правового статуса Каспия. Подписание в 2018 г. Конвенции о правовом статусе Каспийского моря позволило стабилизировать геополитическую ситуацию, определить общие подходы прикаспийских государств к решению проблем региона и наметить пути сотрудничества. Были сформулированы и закреплены ключевые принципы многостороннего взаимодействия в разных областях, а также их приоритет в определении основных направлений развития региона. Саммит глав прикаспийских государств, который прошел в июне 2022 г., сформулировал основные подходы к сотрудничеству в Каспийском регионе. Речь идет о создании многосторонних механизмов взаимодействия и реализации новых инфраструктурных проектов. Вместе с тем в последние годы выявились новые тенденции, которые имеют значительные отличия. Это свидетельствует о высокой динамике процессов, которые происходят на Каспии. В качестве методологической основы исследования использовался системный анализ процессов, происходящих в регионе, с учетом внешнеполитических изменений и роли внерегиональных акторов.