В статье обосновывается роль и значение языка искусства для воспитания человеческой личности. Автор опирается на достижения русской философии, русской педагогической мысли, русской эстетики и искусствоведения, отраженные в трудах В. С. Соловьева, Н. К. Рериха, Е. И. Рерих, Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, Д. С. Лихачева. Особое внимание уделяется художественно-эстетическому опыту, художественным открытиям и теоретическим работам В. В. Кандинского, К. Малевича, М. Шагала, Н. К. Рериха. Рассматриваются основные функции языка искусства - эстетическая, этическая и аксиологическая. Акцентируется необходимость их учета в преподавании гуманитарных дисциплин (философии, теории и истории культуры, теории и истории искусства, истории русской культуры и искусства) на русском языке с целью повышения культурного уровня современной молодежи, как русских, так и иностранных учащихся. Автор приходит к выводу, что более глубокое постижение русской культуры и русской истории и приобщение к основополагающим ценностям русского народа через личный эстетический опыт человека возможно именно на языке искусства. Более того, искусство способствует изменению мировоззрения человека и его личности в нравственном отношении, формированию его личных этических принципов и взращиванию в нем высоких идеалов Истины-Добра-Красоты в целом.
Преимущества и возможности, которые открывает цифровой мир, не избавляют высшие учебные заведения от проблем, требующих научного поиска. В современном мире быстро развивающиеся цифровые технологии уже охватили все области нашей жизнедеятельности, не исключение и область высшего образования. В связи с требованиями Четвертой промышленной революции вузам необходимо обеспечить готовность будущих специалистов к полноценному владению и готовности к постоянному совершенствованию навыков в области цифровых технологий. Современные профессии и требования к ним динамично трансформируются под влиянием развития цифровой экономики, генерируя будущие совершенно новые профессии. Важно с учетом драйверов цифровой трансформации и сквозных (универсальных) технологий определить надпрофессиональные и инновационные компетенции в разрезе трансформации и развития цифровой экономики. Образовательные программы должны адаптироваться для предоставления студентам цифровых компетенций, необходимых для построения более справедливого и продуктивного мира для общества. По нашему мнению, преподаватели вузов должны, опираясь на технологические драйверы, использовать цифровые технологии в обучении и понимать ускоренное развитие областей разноплановых знаний, способствовать продвижению и реализации цифровых компетенций у студентов в условиях цифровой трансформации. Авторами работы был проведен анализ данных проблем и представлены пути их решения. В работе описана новая образовательная парадигма, основанная на применении соответствующих цифровых компетенций и на необходимости совершенствования и повышения квалификации, переобучения и повторного обучения заинтересованных сторон.
В рамках не затихающего палестино-израильского конфликта остро стоит так называемый еврейский вопрос как во всем мире, так и в нашей стране. Часто звучит термин «сионист» в негативном контексте. Кроме того, многие не разделяют евреев и сионистов, полагая, что это идентичные слова. Тем не менее существуют различия и нюансы при подходе к теме еврейского вопроса, а в частности культуры, традиций. В этой связи работа призвана уточнить ряд вопросов по теме и расширить ее историографию. При подготовке публикации были применены историко-генетический и историко-системный методы исследования. Новизна вопроса заключается в том, что трудов, посвященных культурной работе в сионистском движении, крайне мало, а введение в научный оборот документов, посвященных данному вопросу, расширит историографию сионистского движения. Отличительной чертой культурной работы сионистов в рамках воспитания участников движения было то, что она велась не только среди молодежи, но и среди взрослых сторонников течения. Изучение тенденций культурной работы с целью воспитания строителей будущего государства Израиль позволит вычленить основные направления этой деятельности, провести параллели между традиционным еврейским воспитанием и образованием и воспитанием и образованием в сионистской среде. Статья подготовлена на основе российских и зарубежных архивных документов, чье введение в научный оборот пополнит источниковую базу по истории сионистского движения в Советской России.
Формулируются и теоретически обосновываются основные закономерности развития трудовых ресурсов в условиях цифровизации. Особое внимание уделено социальным и гуманитарным проблемам труда, развитию человека как творческой личности. Сделан вывод, что трансформационные изменения сферы труда и постоянное совершенствование материально-технических и организационных условий развития современного общества приводят к формированию работника широкого профиля, овладевшего смежными профессиями. При благоприятных производственных условиях это неизбежно генерирует трудовую активность работника, сообщает ей энергию ускоренного развития. Новые формы и методы организации трудового процесса в эпоху цифровизации требуют нового подхода к подготовке кадров, его личностному компоненту. Возрастает значение общеобразовательной подготовки как фундамента профессионализма. Показано, что инновационный характер современного развития актуализирует проблему ликвидации разрыва между новейшими достижениями цифровизации и квалификацией инженеров. Возникает настоятельная потребность сделать упор на опережающую подготовку инженерных кадров для перспективных научно-технических направлений, так как их дефицит способен стать серьезным тормозом развития цифрового общества как целостного образования. При этом учебу как вид творческого труда студента и инженера необходимо стимулировать и морально, и материально. Целесообразно вовлечение студентов в решение реальных практических задач в области развития новых цифровых технологий на возможно более ранней стадии обучения - в зависимости от индивидуальных особенностей. Результаты исследования позволили выработать практические рекомендации, направленные на совершенствование сложившегося механизма государственного регулирования, а также определить перспективные направления повышения трудовой активности работников.
5 января 2025 года на 86 году ушел из жизни видный деятель педагогического образования, ученый, географ, замечательный педагог, одаренный руководитель, общественный деятель - Вячеслав Витальевич Подколзин. В статье раскрыт жизненный путь В. В. Подколзина со школьной скамьи и до ректора Воронежского государственного педагогического университета.
В статье рассматривается роль русского изобразительного искусства в духовно-нравственном воспитании школьников в контексте современных вызовов и задач, определенных государственной политикой в области сохранения традиционных ценностей. Автор анализирует потенциал живописи как инструмента формирования духовно-нравственного фундамента личности, способного противостоять негативным тенденциям современности. Предлагается интеграция произведений русского искусства в различные школьные дисциплины (например, в историю, обществознание, основы духовно-нравственной культуры народов России), смещая акцент с формального анализа к личностному восприятию и рефлексии. На примере конкретных картин русских художников (П. А. Федотова и современных художников О. Д. Савостьяновой, Ф. Иванова) для разных возрастных групп (начального общего, основного общего и среднего общего образования) демонстрируются методические подходы к использованию живописи для обсуждения нравственных понятий, исторической памяти и культурной идентичности. Особое внимание уделяется роли педагога как медиатора, осмысливающего и транслирующего ценностное содержание произведений искусства. Подчеркивается, что личная вовлеченность и искренность восприятия учителя является ключевым фактором эффективности воспитательного воздействия искусства. Обосновывается важность обращения к отечественной культуре как источнику национально-культурной идентичности и духовных идеалов.
В статье исследуется проблема влияния санкций на национальную систему университетского образования и академической науки России. Актуальность темы обусловлена тем, что санкционное давление Запада распространилось не только на финансово-экономическую сферу, но и на гуманитарные аспекты развития страны, в частности на систему высшего образования. До недавнего времени российское образование развивалось в русле глобализации, а в процессе отказа от этой парадигмы столкнулось с рядом ограничений. Автор отмечает, что санкции не смогли оказать существенного прямого воздействия на систему университетского образования, однако их влияние на состояние российской науки и образования носит многогранный характер. Для системного представления ситуации в статье применяется методология SWOT-анализа, позволяющая структурировать последствия, возникающие в системе академической науки и высшего образования под воздействием санкций. Проведенный анализ показал, что санкции в отношении национальной системы университетской науки и образования несут в себе отложенные риски и косвенно влияют на социально-экономическую систему, а также на обороноспособность государства. В статье представлены рекомендации, которые, по мнению автора, должны лечь в основу антисанкционной политики России в сфере образования. В их числе переход к этапу «индустриализации образовательной системы», создание национальной научно-производственной базы для снижения импортозависимости университетского образования от зарубежных технологий; использование потенциала различных институциональных структур для организации межвузовского сотрудничества; переосмысление исторического опыта российской педагогики высшей школы с целью обеспечения реальной суверенизации национальной системы университетского образования.
Актуальность статьи связана с изменениями государственной политики по приоритетам пространственного развития России в сторону малых городов и сельских поселений. Новые национальные проекты ставят перед ними трудные задачи в силу недостаточного числа профессиональных работников по реализации государственных политических вопросов. Авторы анализируют системные меры, принятые для решения поставленных проектами задач в Дальневосточном федеральном округе, в т. ч. ключевой проблемы - демографической, с чем связан продолжающийся миграционный процесс. Показаны социальные проблемы Приморского края, в частности в малых городах Спасск-Дальний и Большой Камень, потери населения из-за миграционных процессов, требующих наличия приоритетных проектов по модернизации инфраструктуры. Авторы обращают внимание на значение и недостатки специально разработанного Индекса качества городской среды. В век технологий особо отмечается необходимость в регионах новой культуры управления, его эффективность, ответственность. Авторы выдвигают суждение об изменениях в молодежной политике, предлагают возможные решения проблем образования в малых городах и на селе. Результаты исследования могут быть рекомендованы управленческим структурам регионов.
В статье автор рассматривает и обосновывает основополагающие принципы реформирования образовательной системы в России. Они определяются на основе историко-ретроспективного анализа отечественного и зарубежного опыта, а также развития современных образовательных процессов, к которым можно отнести принципы исторической преемственности, государственной детерминации и целеполагания. Автор раскрывает содержание каждого из указанных принципов и доказывает целесообразность их применения в современных условиях модернизации российского образования.
В статье рассматривается проблема профессионального выгорания преподавателей высшей школы. Дано понятие «выгорание». Выделены 5 причин профессионального выгорания. Показаны внешние и внутренние факторы профессионального выгорания. Приведены результаты исследования преподавателей высшей школы. Предлагаются рекомендации по профилактике профессионального выгорания преподавателей высшей школы.
Рассмотрены особенности управленческой деятельности в студенческих спортивных клубах (СКК). Актуальность проблемы обусловлена заметно возросшей в последние несколько лет ролью СКК в деле эффективного развития общества и вовлечения в активные жизненные процессы молодежи, получающей образование в высших и профессиональных учебных заведениях России. Для устойчивого и эффективного функционирования любой структуры, в том числе и СКК, важным фактором является совершенствование методов управления клубом. Целью работы является анализ особенностей развития студенческого спорта в современной России в исторической параллели с опытом возникновения студенческих спортивных организаций в СССР в 20-30-х гг. ХХ в., рассмотрение факторов, влияющих на развитие студенческого спорта, методов управления ССК, а также изучение недостатков в этой сфере. Анализируется нормативно-правовая база, регулирующая вопросы функционирования ССК на государственном уровне. На основе исследования опубликованных в научных журналах и ЭСМИ материалов авторы выделяют шесть особенностей, отличающих работу именно студенческих спортивных клубов от региональных спортивных организаций или спортивных клубов при промышленных предприятиях. Отдельно подчеркивается важность работы студента в качестве функционера в структуре ССК, где молодой человек получает практический опыт управленческой деятельности, крайне необходимый в дальнейшей профессиональной деятельности. Авторами вводится в оборот термин «самоактуализация» в узком смысле, под которой понимается процесс самоопределения молодого человека в обществе, его успешной социализации и адаптации к условиям, в которые он поставлен в процессе обучения в высшем учебном заведении.
Исследование посвящено историческому анализу основных принципов образовательной политики руководства КНР в отношении малочисленных народностей. Выявлено, что национальная политика Китая в отношении неханьских народов имеет глубокие корни, и основные ее принципы были приняты за основу в условиях КНР. Особый подход к реализации национальной политики был разработан в сфере образования, который получил название позитивной дискриминации. В рамках данной статьи предпринята попытка выявить основные результаты образовательной политики руководства КНР в отношении малочисленных народностей на примере первой национальной автономии - Внутренней Монголии. Автор выдвигает предположение, что постепенное сворачивание преференциальной политики является закономерным результатом консолидации малочисленных народностей Китая в единую нацию.