В статье представлен анализ ключевых проблем и характеристик демографических процессов в России. Обосновано, что снижение численности населения обусловлено не только факторами низкой рождаемости, но и деформацией института семьи, высоким уровнем социальных девиаций и просчетами миграционной политики. Сделаны выводы о необходимости расширения комплекса мероприятий проводимой демографической политики в сторону создания условий для реализации социального потенциала населения, развития комфортной и безопасной социальной среды
Введение. Представленная статья посвящена актуальной проблеме, связанной с исторической ролью диаспорных сообществ в последовательной консолидации социального пространства Юга России. В традиционной контактной зоне с переходным фронтиром дифференцированные этнические группы, не имеющие автохтонного происхождения, формировали значимый опыт системной интеграции, обеспечивающей постоянное сохранение исходной идентичности. Региональные диаспоры традиционно находились в исследовательском фокусе отечественной и зарубежной науки, ориентированной в приоритетном порядке на комплексную реконструкцию национального своеобразия, не всегда представлявшую органичный фундамент для культурного консенсуса.
Материалы и методы. Источниковую базу представленного исследования сформировали как референтные результаты известных переписей российского населения, так и разнообразные нарративы официального и личного характера. Методологическую основу исследовательской практики образуют традиционные подходы, связанные с компаративным анализом социокультурного взаимодействия локальных сообществ. Значимые результаты были достигнуты и в результате осознанного применения междисциплинарных технологий, органично интегрирующих профильные методы этнической социологии, прикладной конфликтологии и микро-исторической эпистемологии.
Анализ. Миграционные потоки, стимулируемые геополитическими процессами, способствовали последовательному формированию на Юге России широкого круга этнических диаспор, постепенно вписывавшихся в региональные экономические, социальные, политические и культурные процессы. Естественный процесс пространственной и ментальной адаптации позволили сконструировать устойчивые механизмы внутреннего взаимодействия диаспорных структур и автохтонного населения, опирающиеся как на исторический опыт, так и на практическое восприятие динамичной общественной жизни. Практическое регулирование складывающихся взаимоотношений нередко осуществлялось властными структурами, использовавшими силовые методы и сформировавшими глубокие ментальные травмы, влияющие и на современное состояние межэтнических контактов.
Результаты. Значимую роль в рамках целенаправленной гармонизации диаспорного функционирования на Юге России играет превентивная медиация, опирающаяся как на проверенные стереотипы индивидуального и массового сознания, так и на актуальные результаты исследовательской практики отечественных специалистов.
Введение. США в первой трети XX в. продолжали испытывать нагрузку на внутриполитическую жизнь по причине сохранявшегося объема внешней миграции. Заинтересованными политиками и общественными деятелями в этот период активно разрабатывались идеи регулирования миграционных процессов. Поскольку любое изменение закона проходит обсуждение в стенах высшего законодательного органа страны, то обращение к истории работы Конгресса США является непременным условием анализа немаловажной миграционной проблемы.
Материалы и методы. Опора на документы Конгресса США, законодательные акты, а также периодическую печать позволила проанализировать процесс разработки мер по ограничению иммиграционного потока в США в период 1920 – 1921 гг. Принцип объективности и сравнительно-исторический метод, примененный в работе, позволил проследить различия в позициях представителей власти, проанализировать аргументы в пользу корректировки миграционного законодательства или сохранения существующих мер.
Анализ. Рассмотрение политических дебатов дает возможность определить, что на процесс обсуждения и принятия решений влияла партийная принадлежность членов Конгресса. Поначалу, обсуждаемые ограничительные меры поддерживались республиканцами и демократами от южных штатов. Однако к 1921 г., на фоне экономической рецессии, мнения демократов изменились в пользу открытой поддержки рестрикционизма или молчаливого согласия.
Результаты. Причина изменений в позициях демократов заключалась в переоценке электората партии, поскольку ограничительный вектор политики был задан в 1917 г. и отложенный эффект избирательного процесса был уже невыполним. Кроме того, откровенное лоббирование крупными предпринимателями своих интересов по миграционному вопросу, в том числе через представителей демократической партии, стало резко критиковаться обществом. Следовательно, для сохранения политического веса, партия была вынуждена пересмотреть отношение к миграционному вопросу. Основным механизмом ограничения был выбран количественный показатель, который предполагал введение квоты для каждой страны.
Оценивается вклад институтов территориального развития Дальнего Востока на состояние и развитие человеческого потенциала на примере преференциальных режимов «Территория опережающего развития» (ТОР) и модель «Свободный порт Владивосток» (СПВ). На основе сравнения законодательной базы проведено сравнение налоговых преференций, предоставляемых резидентам рассматриваемых режимов. Проведен анализ основных показателей деятельности за 2016-2022 гг. и определен вклад рассматриваемых преференциальных режимов в динамику инвестиций в основной капитал и занятости субъектов Дальневосточного федерального округа (ДФО). Выявлено менее значимое влияние режимов ТОР и СПВ на занятость населения по сравнению с их инвестиционной ролью, что негативно отражается на возможностях наращивания человеческого потенциала в регионах ДФО. На основе анализа динамики основных параметров человеческого потенциала ДФО отмечено значительное сокращение численности населения вследствие его естественной убыли и миграционного оттока, что отразилось на снижение уровня высококвалифицированных трудовых ресурсов округа. Показано, что сложившиеся уровни доходов и бедности в регионах Дальнего Востока не способствуют улучшению в них качественных характеристик человеческого потенциала. Выявлен более высокий уровень заработной платы на предприятиях-резидентах преференциальных режимов по сравнению со среднерегиональным у большинства субъектов ДФО. Отмечено, что в силу незначительного вклада режимов в занятость они практически не оказывают заметного влияния на улучшение благосостояния населения округа. В целом сделан вывод о необходимости анализа результативности применяемых органами власти программ, направленных на закрепление населения в регионах Дальнего Востока и соответствующей их корректировки с позиции создания высокого уровня условий жизни в регионах и изменения миграционных намерений населения, обусловливая тем самым сохранение и развитие количественных и качественных параметров человеческого потенциала макрорегиона.
И методы. В качестве исходного материала использовались данные государственной статистической отчетности, на основании которых рассчитывались показатели естественного прироста и естественной убыли населения, коэффициенты рождаемости и смертности. Результаты и обсуждение. В последние десятилетия в большинстве регионов Российской Федерации отмечаются тенденции к сокращению численности населения. Частично это происходит из-за долговременных тенденций, сформировавшихся после второй мировой войны, частично - вследствие социально-экономических особенностей последних десятилетий. Численность населения области, начиная с середины прошлого века, демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению. За последние три десятилетия она снизилась на 25,4 % с 1312283 человек в 1991 году до 956292 на первое января 2024 года. Естественная убыль характерна для всех муниципальных образований региона. В большинстве муниципальных образований значение общего коэффициента естественной убыли колеблются в пределах -11,3 %о…-17,8 %о. Выводы. Основная причина этого заключается в существенном превышении показателей смертности над рождаемостью, а также значительном миграционном оттоке. Несмотря на все принимаемые меры, кардинальным образом изменить ситуацию пока не удается, что связано, во-первых, с недостаточно высокой эффективностью проводимых мероприятий, а, во-вторых, с характерной для демографических процессов инерционностью.
Авторы проводят обстоятельный анализ проблемы экстремизма и терроризма как одного из существенных факторов, угрожающих национальной безопасности и целостности российского государства. В статье раскрываются внутренние экономические, социально-политические, идеологические и внешние причины экстремистских проявлений, их влияние на многие сферы жизни российского социума. Авторы подчеркивают, что противодействие экстремизму и терроризму - сложная и многогранная задача, требующая консолидации усилий государства, гражданского общества и каждого гражданина.
Цель - исследование особенностей динамики населения за постсоветское время и современного воспроизводства населения регионов России для типологии и оценки направлений достижения демографической безопасности. Материалы и методы. Использовались статистический, системно-структурный, аналитический, картографический, сравнительный, литературный, конкурентный и другие методы исследования. Статистической основой работы являлась информация Росстата. Результаты и обсуждение. Выделены 7 типов регионов по динамике и особенностям демографического развития. Главные черты динамики населения в постсоветское время достаточно закономерны. Заметно изменилась плотность населения, усилилось демографическое «опустынивание» востока РФ. На разных уровнях происходит концентрация населения в стране, сдвиг на юг и на запад, в Европейскую часть, в Москву и региональные центры. На Сибирь с Дальним Востоком приходится 73,9 % территории страны, но только 19,4 %населения. За постсоветские годы индекс территориальной концентрации между восточной и западными частями страны вырос с 52,5 ед. до 54 ед. На уровне федеральных округов индекс территориальной концентрации также растет - с 46,5 ед. в 1991 г. до 49,5 ед. в 2024 году. Заключение. Необходима значительная дифференциация демографической политики на окружном и региональном уровнях. Регионы с большей естественной депопуляцией 4-6 типов динамики населения находятся почти во всех федеральных округах страны. Именно для этих регионов необходимо дополнительное стимулирование рождаемости. За пределами РФ живут около 30 млн. русских. Необходима создать такую государственную политику, которая будет способствовать возвращению русских людей.
Статья представляет неизвестную ранее рукопись с материалами переписи «корелян», переселившихся в XVII веке в пятины Новгородской земли с территорий, которые отошли к Швеции после Смуты. Рукопись объединяет подлинные книги с материалами о «выходцах из-за шведского рубежа» четырех пятин. В статье представлены наблюдения о структуре текста разных частей рукописи с точки зрения кодикологии, а также о соотношении частей и приемах работы над текстом. Рассмотрен также вопрос места рукописи в ряду источников по истории миграции карел в Русское государство.
Особенность влияния миграции на формирование населения Казахстана заключается в том, что она явилась одним из факторов складывания регионализации. Начало этому процессу было положено в 1920-е гг. при проведении национально-государственного размежевания. А миграционные процессы 1940-1950-х гг., когда в республику в добровольном, организованном и принудительном порядке переселяли представителей различных этносов, усилили регионализацию территории Казахской ССР, четко сформировав регионы по экономическим и этническим признакам. Это связано с тем, что в экономическом плане сформировались (с учетом национальных особенностей) сельскохозяйственный Южный экономический район и промышленные Северный, Восточный и Центральный экономические районы. В этническом плане закрепились регионы с преобладающим казахским (Южный и Западный экономические районы) и европейским (Восточный, Северный и Центральный экономические районы) населением.
Статья посвящена исследованию межнациональных и межрелигиозных отношений, а также их роли в провоцировании конфликтов. Анализируется важность эффективной национальной политики для обеспечения государственной безопасности, особенно в условиях многонационального и многоконфессионального общества, характерного для России. Рассматриваются ключевые факторы, способствующие возникновению этнических конфликтов, включая когнитивно-психологические катализаторы, такие как нежелание мигрантов интегрироваться в новое общество и предвзятое отношение местного населения к иностранцам. Обсуждается роль диаспор, их положительные и отрицательные аспекты, а также значение справедливого правосудия в урегулировании конфликтов.
В интервью профессора НИУ ВШЭ Н. Е. Покровского обсуждается его путь в науку, связанную с проблематикой сельско-городского развития. Отталкиваясь от собственного опыта изначально городского жителя, Покровский размышляет, как и почему горожане приходят в деревню со своими проектами и планами проживания и обустройства окружающей действительности. В интервью рассматриваются жизненные траектории разных социальных страт горожан в их сельских поисках. При этом даются сущностные характеристики динамики сельских изменений последних десятилетий, в том числе на основе личного опыта Покровского, связанного с многолетней работой Угорского проекта сельского развития в Костромской области. Как социолог-американист Покровский обращается в своих размышлениях и к американским корням сельского образа жизни, связанным с идеями Т. Джефферсона и Г. Торо, а также своим личным впечатлениям от работы и проживания в сельских регионах США. Большое внимание в интервью уделяется вопросам пространственного переосмысления сельско-городского развития, связанных, с одной стороны, с критикой современного образа жизни в крупных городах, а с другой - с новыми направлениями не только экономических и технологических, но также культурно-исторических и рекреационно-экологических практик в сельской местности. В заключение ставится вопрос о возможности нового картографирования сельских пространств с целью комплексной оценки развития локальных территорий.
В современных условиях развитие экономики любой страны в значительной степени зависит от эффективности рынка труда, что определяется его структурой, высокой степенью адаптации к экономическим тенденциям, развитой законодательной базой, а также статистическими изменениями в трудовой миграции. В статье изучаются теоретические основы в области миграционных процессов, рассматриваются и характеризуются различные виды «гендерной сегрегации», кроме этого, особое внимание уделяется гендерной специфике в миграционных процессах, оказывающих определенное воздействие на рынок труда. Проведенный статистический анализ определил реальное состояние рынка труда в России, учитывающий особенности гендерных аспектов. В процессе работы были выявлены тенденции, оказывающие негативное воздействие на существующую трудовую миграцию среди женщин, а также выделены ключевые барьеры, ограничивающие доступ на отечественный рынок труда женщин трудовых иммигрантов. На основе проведенного исследования были сформулированы конкретные меры, направленные на снижение уровня гендерного дисбаланса и формирование постоянного увеличения занятости на рынке труда в России.