Уровень и качество образования, полученного родителями, определяя качество их жизни, создают в свою очередь запрос на приемлемые по представлениям родителей уровень и качество образования для их детей. Родители, формируя, с одной стороны, в семье условия для образования детей путем поддержки их успеваемости, выбора образовательных траекторий, с другой стороны, передавая им социальный и культурный капитал, способствуют воспроизводству образовательного капитала регионов. В ряде работ доказано, что неравенство регионов России по уровню социально-экономического положения и доле населения с высшим образованием существенно влияет на наличие и доступ к образовательным ресурсам, что определяет максимально и эффективно поддерживаемое неравенство. Несмотря на неравенство возможностей финансирования общего образования в регионах и попытки выровнять бюджетную обеспеченность субъектов РФ, усилия региональных исполнительных органов власти по обеспечению доступности общего и дополнительного образования находятся в фокусе внимания федерального центра. Показатели эффективности глав регионов, рейтинг качества жизни Агентства стратегических инициатив (АСИ), Индекс детского благополучия и ряд других подходов содержат оценки условий образования и развития, которые создаются на уровне регионов страны, и могут быть объектами управленческих воздействий региональной власти. Цель работы - обосновать необходимость социологического исследования для оценки условий образования и развития в регионе. Для решения поставленной задачи использован обзор и теоретический анализ методических подходов к оценке элемента среды «Образование и развитие» в рейтинге качества жизни АСИ, подходы к оценке домена «Образование и развитие» в индексе детского благополучия, итоги оценки индекса детского благополучия в Республике Башкортостан, статистические данные и нормативно-правовые акты по теме общего и дополнительного образования региона. Это позволило определить перспективы социологического исследования и получения субъективных оценок удовлетворенности качеством образования школьников. Качество образования может определяться в контексте процесса получения общего и дополнительного образования, а также получаемыми и полученными в его ходе результатами, которые также связаны с мотивами выбора и востребованностью разных видов дополнительного образования школьников, влияя на образовательные траектории (вуз, СПО, профессиональная ориентация). Делается вывод о том, что в России выстроена система оценки качества образования и необходимы способы получения субъективных оценок об удовлетворенности созданными условиями образования и развития, поскольку наличие условий не всегда означает доступность и получение детьми образования. В работе проводится обоснование методики социологического опроса - разработка группы вопросов анкеты для оценки факторов удовлетворенности условиями образования и развития в регионе, что позволит затем выявить наиболее актуальные способы покрытия выявленных дефицитов.
Качество жизни населения находится в фокусе внимания многих наук, в том числе социально-экономической географии, которая рассматривает данную категорию в региональном аспекте, исследуя территориальные общности людей (социум), сформировавшийся в границах конкретных регионов. Ключевыми составляющими качества жизни выступают материальное благополучие, комфортность и безопасность среды жизнеобитания, ожидаемая продолжительность жизни, но наиболее значимой признается физическое и социальное здоровье человека. Медицинская география как особая ветвь общественной географии призвана всесторонне и комплексно исследовать данную проблематику. Здоровье каждого человека и социума в целом является важнейшей ценностью государства, поэтому сохранение здоровья населения и здоровьесберегающая политика находятся в числе приоритетных целей развития нашей страны. В статье представлен пространственный анализ заболеваемости населения социально опасным заболеванием - туберкулезом, который подвержен влиянию ряда факторов, среди которых важнейшими выступают природно-климатические и социально-экономические. Цель исследования заключается в пространственном анализе распространения заболевания в разрезе субъектов РФ, выявлении его динамики, а также степени влияния различных факторов. Диагностика проведена на основе данных официальной статистики посредством математических, картографических, аналитических методов и подходов. В статье раскрываются территориальные особенности заболеваемости туберкулезом (минимальный и максимальный показатели различаются почти в 15 раз). Проведена группировка регионов, рассчитаны коэффициенты корреляции между заболеваемостью активным туберкулезом и различными группами факторов, наиболее значимые из которых представлены в статье. Расчеты доказали, что ни один из факторов не показал высокую степень зависимости. Следовательно, не каждый в отдельности, а вся совокупность факторов определяет уровень заболеваемости туберкулезом. Выявлено, что при общей тенденции снижения показателя в восточных регионах страны сохраняется высокий уровень заболеваемости, а значит, и повышенный риск заражения. Таким образом, региональная политика, нацеленная на здоровьесбережение, должна включать не только меры по борьбе с болезнью, но и систему предотвращения и профилактики, в том числе и информационную работу с населением.
На основе данных репрезентативного социологического опроса, реализованного ИНСАП РАНХиГС в 2023 году, рассмотрены показатели субъективного благополучия и жизненные практики сельского населения России. Актуальность предлагаемого анализа обусловлена как масштабами территориально-поселенческой дифференциации условий жизнедеятельности населения страны, так и особенностями настоящего социально-экономического контекста, формирующими риски снижения благополучия. В фокусе рассмотрения находятся различные аспекты удовлетворенности жизненными условиями и представления о динамике их изменений, практики потребительского и кредитно-сберегательного поведения, а также особенности социальных взаимодействий сельского населения. Результаты исследования иллюстрируют в целом достаточно благополучную ситуацию в отношении удовлетворенности сельских жителей своей жизнью, а в качестве проблемной зоны явным образом выделяется восприятие возможностей получения квалифицированной медицинской помощи. Эмоциональный фон жизни характеризуется тем, что около двух третей селян видят возможности самореализации, при этом регулярное ощущение тревоги и подавленности характеризует более половины опрошенных, однако в сильной степени - лишь каждого десятого. Важной особенностью потребительского поведения является массовая экономия, и около половины сельских жителей вынужденно базируют повседневные покупки на единственном основании - минимальной цене. При этом более половины сельских жителей используют интернет при осуществлении потребительских практик, в том числе каждый пятый - активно. Значительная часть населения поддерживает приемлемый уровень жизни в том числе за счет использования кредитно-сберегательных ресурсов, при этом выделяется значительная группа финансового риска. Субъектными группами, на представителей которых возлагаются наиболее массовые ожидания поддержки, являются представители «близкого круга», а ожидания от институциональных образований - как государственных, так и общественных - кардинально сужены.
Статья посвящена анализу текущего состояния сельских территорий в Российской Федерации и выявлению ключевых проблем, препятствующих их эффективному развитию. Автор указывает на важность сельских территорий как основы продовольственной безопасности страны, подчёркивая их значимость в контексте национальной экономики и социальной стабильности. Основное внимание уделено ключевым вызовам, стоящим перед сельскими территориями: депопуляция, недостаточная развитость инфраструктуры, ограниченный доступ к современным технологиям и образовательным ресурсам. Особое внимание автор уделяет вопросам экономического неравенства между сельскими и городскими территориями, что усугубляет ситуацию с оттоком населения и снижением качества жизни в сельской местности. Заключение статьи акцентирует внимание на необходимости интегрированного подхода к реализации предлагаемых мер. Автор подчеркивает важность взаимодействия различных уровней власти, частного сектора и общественных организаций для достижения устойчивого роста сельских территорий России. Устойчивое развитие сельских территорий рассматривается как комплексная задача, требующая координированных усилий и долгосрочного планирования. Таким образом, статья формулирует ряд научно обоснованных рекомендаций для преодоления вызовов, стоящих перед сельскими территориями России, и нацелена на инициирование широкого научного и практического обсуждения в этой области.
Предмет исследования. Ситуация онкологического заболевания ребенка связана с длительным психоэмоциональным напряжением родителя, которое сохраняется в период выхода заболевания в ремиссию и негативно влияет на качество жизни всех членов семьи. Тревога и беспокойство родителей негативно сказываются на качестве жизни как самого родителя, так и семьи в целом. Качество жизни, наряду с ответом опухоли и безрецидивной выживаемостью, является одним из показателей эффективности лечения детского рака. В статье представлены результаты исследования связи семейных отношений и оценки качества жизни родителей, воспитывающих подростков имеющих в анамнезе онкологические заболевания, находящиеся в ремиссии сроком до 5 лет на момент исследования. В группе родителей подростков (N=70) оценивались показатели качества жизни и семейной адаптации и сплоченности. Использовались опросник качества жизни SF-36 (Medical Outcomes Study - Short Form Health Survey) и шкала семейной адаптации и сплоченности FACES-3. Факторный анализ методом главных компонент позволил выявить 6 факторов семейных отношений, влияющих на жизнеспособность семьи и качество жизни: физическое функционирование (0,567), психическое здоровье (0,688), социальное функционирование (0,571), жизненная активность (0,634), сплоченность (0,730), гибкость (0,607). Впервые исследована связь семейных отношений и качества жизни родителей подростков с онкозаболеваниями в ремиссии. Полученные данные демонстрируют, что семейные отношения родителей подростков характеризуются высокой степенью сплоченности и взаимозависимости, а также гибкостью и некоторой хаотичности в процессе адаптации. Результаты исследования могут быть использованы специалистами в области психологии, медицины и социальной работы для создания программ социально-психологической реабилитации, направленной на улучшение качества жизни не только самого подростка, но и его семьи в целом. В качестве основных направлений психологических интервенций для семей, имеющих детей с онкологическими заболеваниями в ремиссии необходимо рассматривать развитие целеполагания, внутренних опор родителей и семьи в целом.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания вклада разных аспектов образа жизни в структуру представления о старении у взрослых с целью последующей работы над конструированием продуктивной старости населения.
Цель: изучение влияния компонентов здорового образа жизни и психологического благополучия на позитивное представление о старении. Гипотеза: здоровый образ жизни (ЗОЖ) и психологическое благополучие способствуют формированию позитивного представления о старении. Участники: N = 92 в возрасте от 22 до 64 лет (Mвозраст = 34,5; SD = 12,9). Респонденты проживают в разных регионах Российской Федерации, 27,2% из них – мужчины, 72,8% – женщины. Методы (инструменты): методика для определения представления о старении, основанная на зарубежном опроснике «Восприятие старения» / The Ageing Perceptions Questionnaire (APQ) (M. Barker, A. O’Hanlon, H. M. McGee, A. Hickey, R. M. Conroy); для исследования аспектов образа жизни использован опросник «Профиль здорового образа жизни» (М. Д. Петраш, О. Ю. Стрижицкая, И. Р. Муртазина); шкала психологического благополучия (К. Рифф в адаптации Е. Г. Трошихиной, Л. В. Жуковской) для определения выраженности компонентов психологического благополучия.
Результаты: посредством ANOVA выявлены различия по параметрам «физическая активность», «внутренний рост», «управление стрессом» и общему показателю Про ЗОЖ, а также по параметру психологического благополучия «компетентность» в сторону большей выраженности в группе с осознанным подходом к образу жизни. По параметрам представления о старении статистически значимых различий не выявлено. Произведена оценка параметров представления о старении, ЗОЖ и психологического благополучия в зависимости от возраста и степени осознанности образа жизни. Выявлена структура связей между параметрами ЗОЖ, а также психологического благополучия с представлением о старении. Основные выводы. Подход к образу жизни играет значимую роль для позитивного представления о старении посредством включения компонентов ЗОЖ; психологическое благополучие стабилизирует детерминирующую роль старения в жизни человека и влияет на «положительный контроль». Практическая значимость: выявленные особенности могут быть использованы в индивидуальной психологической работе для формирования позитивного восприятия старения и конструирования продуктивной старости посредством коррекции образа жизни у взрослого населения.
Введение. Актуальность исследования определяется необходимостью дальнейшего развития национальных проектов - инструмента, доказавшего свою эффективность как альтернативы программно-целевого подхода, заложенного в государственные программы, при практически полном их дублировании в части отдельных проектов. Цель исследования - рассмотреть историю формирования, задачи и результаты реализации национальных проектов в социальной сфере (в России в целом и в отдельных регионах); риски их реализации, возможности повышения эффективности за счет применения цифровых инструментов.
Материалы и методы. Методы исследования включают стандартные общенаучные (анализ, синтез, формализация, дедукция и индукция, сравнение и описание) и экономико-статистические. Исследовательская база включает данные официального портала о национальных проектах, сайты органов власти, паспорта национальных проектов, законодательную базу в этой области, исследования других авторов о реализации национальных проектов на территории конкретных регионов и их результаты. Результаты и выводы. В качестве результатов исследования продемонстрировано отсутствие однозначного разграничения между государственными программами и национальными проектами, единой методологии оценки реализации национальных проектов на региональном уровне, цифровой системы для открытого информирования общественности о результатах реализации проектов в регионах, должного уровня коммуникации с населением как основными стейкхолдерами, учета рисков реализации в паспортах проекта. Недостаточно применяются цифровые методы маркетинга социальных программ на национальном и региональном уровнях (представлены текущие и перспективные его инструменты). Полученные результаты могут быть применены органами федеральной и региональной власти в части новых национальных проектов в социальной сфере, вступивших в силу с 2025 года, а также в исследовательских целях. Обсуждение. Национальные проекты как метод стратегического управления экономикой и социальной сферой эволюционируют во времени, сохраняя цели социального развития в рамках ключевой повестки деятельности органов власти. Интеграция государственных программ и национальных проектов на региональном и федеральном уровне в настоящий момент уже производится. Вопросы создания единой методики оценки эффективности реализации национальных проектов в социальной сфере, поднимаемые многими учеными, осознаются и органами власти - созданы соответствующие индикаторы в системе статистической информации. Каждый последующий набор национальных проектов становится более проработанным с точки зрения структуры, механизмов финансирования и возникающих рисков.
Данная глава монографии «Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований» посвящена рассмотрению предпосылок развития комплексных оценок благополучия, включающих оценку разных аспектов жизни индивидов и общества. Такие аспекты в разных подходах могут включать материальное благополучие, здоровье, образование, субъективное благополучие, работу, инфраструктуру, безопасность, жилье, экологию, структуру бюджетов времени, гражданские права и др. Показано, что такие комплексные оценки получили широкое развитие после того, как было доказано, что сугубо экономические показатели, такие как ВВП или уровень доходов, не дают полного представления о реальном благополучии людей. Также в главе обобщены и структурированы ключевые тренды в развитии этих комплексных подходов к измерению благополучия, среди которых мультидоменность, методологическая проработанность, соотнесение со стратегическими целями развития на определенной территории, корректировка на неравенство, использование субъективных и объективных индикаторов, отражение показателей человеческого потенциала. Авторами предпринята попытка показать, что современное понимание благополучия и качества жизни не мыслится без учета аспектов развития человеческого потенциала. Более того, эти концепты и подходы к их измерению тесно переплетены, и их соотнесение требует дальнейшей теоретико-методологической проработки.
Предмет: предметом данного исследования являются приоритетные направления стратегического развития жилищной и коммунальной сфере региона. Цель: систематизация теоретических взглядов на проблему построения стратегии, целеполагания и планирования в сфере обеспечения населения региона достаточным объемом комфортного жилья. Дизайн исследования: использованы общенаучные методы - дедуктивный, индуктивный, системный и др. Показатели для оценки жилищной сферы разделены не только по традиционному признаку измеримости на количественные и качественные, но также выделены уже активно используемые и предлагаемые к внедрению в системы анализа и оценки. Результаты: предложены методы, показатели и способы их отбора для тщательной оценки уровня, качества и эффективности решения задач в сфере развития жилищного обеспечения граждан в регионе. Обобщены многообразные методы и инструменты их реализации для работы с наблюдаемым разнообразием стратегических целей в сфере региональной жилищной политики и широта охвата ими объектов ЖКХ. Предлагается развитие и расширение уже используемой системы количественных показателей, характеризующих состояние жилищной сферы региона или иного территориального образования, а также уровень решения стратегических задач развития этой сферы.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью научного обоснования и разработки методов улучшения качества жизни в пожилом возрасте.
Цель: изучение особенностей представления о старении у мужчин и женщин в периоды средней и поздней взрослости. Гипотеза: особенности восприятия старения у мужчин и женщин проявляются в представлении о каузальной роли старения в контексте изменений, происходящих со здоровьем, а также в эмоциональном отношении к старению. Половозрастная специфика проявляется в части позитивных и отрицательных последствий старения, а также в изменениях, обусловленных старением, и детерминации причин старения. Участники: 217 респондентов в возрасте 30–68 лет (nмуж = 57; nжен = 123), проживающих в разных регионах Российской Федерации. Выборка представлена 4 возрастными группами: от 30 до 45 лет (n = 37 чел.); от 46 до 55 лет (n = 51); от 56 до 59 лет (n = 52); от 60до 68 лет (n = 77). Методы (инструменты): для оценки представления о старении применена методика «Aging perception questionnaire» («Восприятие старения») (E. Sexton, B. L. King-Kallimanis, K. Morgan, H. McGee в адаптации К. М. Крупиной, М. Д. Петраш, Д. И. Голубицкой, О. Ю. Стрижицкой).
Результаты: выявлены значимые различия в выраженности параметра «детерминация причин старения» с большей представленностью в выборке мужчин. Обнаружено влияние половозрастного фактора на параметр «детерминация причин старения». Основные выводы. Каузальная роль старения для собственной жизни проявляется в большей степени у мужчин, нежели у женщин. Специфика представления о старении для мужской и женской подвыборок проявляется в разном эмоциональном отношении к старению, возможности контроля собственной жизни и последствиях старения, а также в детерминации причин старения. Практическая значимость. Данные могут быть реализованы в практике психологического консультирования с целью формирования позитивного восприятия старения. Учет половозрастной специфики представлений о старении может способствовать конструированию продуктивной старости и последующему улучшению качества жизни в пожилом возрасте.
В представленной Концепции развитие системы альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) в России обосновывается необходимостью обеспечения условий использования АДК детьми и взрослыми с отсутствующей или затрудненной речью. Спектр этих условий определяется законодательным, организационным, методическим, кадровым, материально-техническим уровнями. Достижение целей и задач обозначенных направлений Концепции возможно на основе комплексного межведомственного взаимодействия органов власти и общества. Только при данных обстоятельствах появляются перспективы для реализации прав и законных интересов пользователей АДК, обеспечивается качество их жизни. В Концепции приводится определение АДК, последовательно излагаются основные понятия АДК, определяются ценности и принципы использования АДК. Человек, испытывающий трудности в коммуникации и использовании речи, должен иметь условия для использования АДК как в личной, так и в общественных (социальной, экономической, политической и духовной) сферах жизни, независимо от его возраста, состояния здоровья, места жительства, места пребывания, условий проживания. Важным условием развития системы АДК является подготовка специалистов, компетентных в обучении ее использованию. В образовательные программы всех ступеней профессионального образования необходимо ввести соответствующие дисциплины, разработка которых строится на научно обоснованных теориях и лучших практиках. Внедрение Концепции развития системы альтернативной и дополнительной коммуникации позволит снять противоречие между востребованностью АДК среди не использующих или ограниченно использующих речь детей и взрослых и дефицитами обеспечения применения АДК. Представленная Концепция разрабатывалась в течение последних полутора лет коллективом специалистов, имеющих большой опыт тестирования и внедрения подходов и средств в обучении АДК детей и взрослых - как в той или иной степени пользующихся устной речью, так и не владеющих ею. Концепция прошла долгий путь обсуждений, согласований и была представлена в марте 2024 г. на конференции Альянса «Ценность каждого» широкому кругу работающих с детьми и взрослыми с ментальной инвалидностью специалистов, руководителям профильных учреждений и организаций в сфере образования, социальной защиты населения и здравоохранения, а также родителям. Многие замечания, пожелания и предложения были приняты во внимание и позволили придать Концепции законченный вид.
Статья посвящена критике макроэкономических показателей, традиционно используемых для оценки общественного и индивидуального благосостояния, и поиску индикаторов, способных более полно и достоверно оценивать не только объективное, но и субъективное благополучие людей. Обнаружено, что влияние ВВП на общественное благосостояние является неоднозначным. Показана ограниченность используемых макроэкономических показателей как денежных индикаторов, измеряющих материальное благополучие, но не несущих информации о качестве жизни людей и о том, как сами индивиды оценивают благополучие и качество своей жизни. Раскрыта неспособность действующих индикаторов в полной мере отражать и оценивать происходящие изменения в экономике и жизни общества, когда по мере роста потребностей человека уровень благополучия и удовлетворенности жизнью в большей степени определяются показателями, которые не имеют денежной оценки, такими как свободное время и расширение возможностей для развития личности. На основе методологии экономической теории счастья обобщены концептуальные подходы к понятиям субъективного благополучия, счастья, удовлетворенности жизнью и отражены возможности использования субъективных оценок как индикаторов благосостояния общества. Предложен комплексный индекс удовлетворенности качеством жизни, включающий семь категорий, отражающих объективные стороны качества жизни (материальное благополучие, здоровье, социальные связи, образование, безопасная среда, баланс работы и отдыха, экология), и субъективные оценки удовлетворенности жизнью. Индекс рассчитан как среднее геометрическое восьми нормализованных переменных и оценен для России на основе данных официальной статистики и РМЭЗ НИУ ВШЭ за 2015–2022 гг. Динамика индекса показала рост благополучия населения в период с 2015 по 2021 г. и его снижение в 2022 г.