В статье рассматриваются проблемы становления и развития социального предпринимательства. Анализируются основные модели «социального предпринимательства», верифицируются признаки и критерии данного явления. Цель исследования заключается в определении потенциала социального предпринимательства для улучшения качества жизни в регионе, на примере Республики Мордовия. Исследование основывается на теоретических подходах, рассматривающих социальное предпринимательство через концепции социального капитала, социальной и моральной ответственности, качества жизни. Направления и критерии социального предпринимательства рассмотрены на основе нормативно-правовой базы, представлены данные экспертного опроса. Выводы. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что социальное предпринимательство в настоящее время становится активным субъектом социальной политики, реализуемой на уровне региона. Авторы предлагают рассматривать социальное предпринимательство как гибридное явление, которое сочетает в себе экономические стратегии и социальную активность. В Республике Мордовия социальное предпринимательство выступает как инструмент для решения местных социально-экономических проблем. В регионе наблюдается увеличение инициатив, направленных на поддержку уязвимых слоев населения, создание рабочих мест и развитие местных сообществ. Социальные предприниматели становятся катализаторами изменений, формируя новое сознание, в котором каждый человек имеет возможность внести свой вклад в общее благо. Эмпирические данные показывают, что социальное предпринимательство способствует развитию социального капитала через укрепление социальных связей, создание доверия, поддержание репутации и внедрение социальных инноваций.
Особая роль семьи в формировании фундаментальных ценностей как основного вектора реформирования современного образования Африки подчеркивается его модернизацией и сохранением потенциала традиционной системы обучения. Проблема взаимодействия семьи и школы активно обсуждается в ряде африканских стран в связи с начавшимся активным реформированием сферы образования. Однако отсутствуют обобщающие работы, посвященные взаимодействию семьи и школы при решении проблем образования в Гвинейской Республике. Цель исследования – определить роль семьи в обучении школьников и развитии образования в Гвинее на основе экспертного опроса.
Материалы и методы. Теоретическим основанием послужил подход П. Бурдье и Ж.-К. Пассрона. В качестве экспертов отобраны 20 представителей сферы образования: учителя, директора школ, работники Министерства образования Гвинейской Республики. Эмпирическую базу исследования составили статистические данные экспертных интервью.
Результаты исследования. В исследовании выявлены тенденции развития школьного образования в Республике Гвинея: гуманизация, выражающаяся через вариативные школьные программы, учитывающие возраст учащихся, их религию, открытость школы для взаимодействия с семьей; ориентация на модернизацию и совершенствование школьного образования при сохранении традиционных ценностей. Экспертная оценка сотрудничества семьи и школы в процессе образования и воспитания школьников показала декларирование в стране общего права на доступное и бесплатное образование, однако воспроизводится большой разрыв между стратами гвинейского общества, обусловленный неравенством образовательных возможностей детей. В большей степени неравенство в доступе к образованию связано с местом проживания. Решение сложившихся проблем в образовательной системе Гвинеи зависит от школы, государственной политики в области образования и семьи. Эксперты указали на повышение роли семьи в обучении детей и обозначили значимые формы взаимодействия между школой и семьей: непрерывный контакт с учителями и администрацией, участие в разработке и корректировании учебных планов, структурах гражданского общества.
Обсуждение и заключение. Материалы статьи могут представлять интерес для исследователей, занимающихся вопросами образования, учителей, специалистов, участвующих в разработке образовательной политики в Гвинее.