Прогнозирование кадровых потребностей в общем образовании: HR-практики и модель кадрового планирования столичных школ (2024)

Введение. Развитие человеческого капитала имеет определяющее значение для подготовки эффективного ответа российского общества на большие вызовы, связанные с обеспечением устойчивого экономического роста, развитием и внедрением новых перспективных технологий, увеличением производительности труда, улучшением качества жизни граждан. Ключевую роль здесь играет состояние сферы образования, от которого напрямую зависит освоение населением востребованных экономикой и рынком труда компетенций, знаний и навыков. Обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов с учетом изменения кадровых потребностей общества и тенденций развития цифровой экономики относится к актуальной проблеме управления и прогнозирования кадровым состоянием в системе российского образования.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили отчеты международных организаций, национальных агентств в области образования, доклады рабочих групп, а также отечественные и зарубежные исследования в области прогнозирования кадрового состояния; официальные интернет-страницы органов федеральной и региональной исполнительной власти, осуществляющих управление и контроль в сфере образования; сайты образовательных организаций общего и высшего образования; информация из открытых источников данных. По полученному набору данных был проведен качественный анализ данных с использованием общенаучных методов познания.

Результаты исследования. Проанализированные решения имеют ограничения, которые затрудняют их прямой перенос в модель кадрового прогнозирования для московских школ. Они не учитывают особенности столичного образования, например направления стратегии развития образования Москвы, специфику номенклатуры должностей и аттестации руководящих кадров, городские проекты предпрофессионального образования, оптимизацию административного персонала и пр. При создании сервиса кадрового прогнозирования для московских школ следует принимать во внимание преимущества платформенных решений, обеспечивающих комплексный междисциплинарный подход с использованием больших объемов данных. Вместе с тем прогноз должен учитывать особенности московской системы образования, способные повлиять на кадровый состав школ.

Обсуждение и заключения. На основании проведенного анализа разработано модельное решение прогнозирования кадрового состояния образовательных организаций в системе столичного образования, включающее методологические подходы оценки; направления оценки динамики изменения кадрового состояния школ; структуру кадрового состава московских школ; структуру первичных данных; набор показателей.

Издание: ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 12, № 3 (2024)
Автор(ы): Вачкова Светлана Николаевна, Мысина Татьяна Юрьевна, Петряева Елена Юрьевна, Салахова Валентина Борисовна, Федоровская Мария Николаевна
Сохранить в закладках
ЦИФРОВИЗАЦИЯ КОНТРОЛЛИНГА КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ (2024)

Цифровизация структуры и содержания контроллинга инженерного бизнеса, включающего организацию производства, управленческий учет и инновационную деятельность, является актуальной задачей. Для выживания в жесткой конкурентной борьбе цифровизация помогает реализовывать стратегические направления его деятельности в режиме реального времени. Вместе с тем в условиях нестабильных внешних факторов существования предприятия контроллинг с применением цифровых методов обработки информации обеспечивает ему высокую скорость адаптации к ним. В статье рассмотрены перспективные направления трансформации методологии и практики бухгалтерского учета, а именно роль цифрового контроллинга. Обусловлена необходимость реализации направления цифровизации в сфере контроллинга тем, что она позволяет раскрыть нереализованный до настоящего времени потенциал роста ресурсоэффективности. С другой стороны, цифровая трансформация также влияет на сам контролинг. Когда дело доходит до цифровизации контроллинга, он сам должен решать новые задачи, использовать возможности цифровизации и становиться более эффективным за счет стандартизации и автоматизации. Внедрение моделей цифрового контроллинга дает возможность учитывать специфику той или иной отрасли, а также факторы динамично меняющейся внешней среды. Однако нет единого мнения о том, как формировать цифровую трансформацию в контроллинге и какими темпами она должна происходить. Первым этапом реализации, обеспечивающим условия для дальнейшего эффективного развития, является формирование больших объемов первичных данных, необходимых для управленческого учета. На втором этапе процесса цифровизации процесса контроллинга на современном предприятии необходима разработка инструментов упреждающего прогнозирования на основе собранных на первом этапе массивов данных.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Овчинников Сергей Олегович
Сохранить в закладках
ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО: ОЦЕНКА ПОДЧИНЕННЫМИ (2024)

Актуальность данной статьи обусловлена сложностью как самого феномена лидерства, так и его оценки. Существует огромное количество различных методик, направленных на оценку лидерства и его качеств, но универсальной методики на данный момент нет. Стремление исследователей выделить универсальный инструментарий, позволяющий наиболее точно раскрыть и оценить лидерство, является актуальной задачей и в настоящее время. Это необходимо для выработки рекомендаций по более эффективному управлению и руководству организациями и коллективами. В настоящей статье представлены результаты социологического исследования на тему «Лидерство в воинском коллективе, его критерии и оценка подчиненными» ( n = 300, 2023 г.). Данное исследования проведено среди курсантов военного института войск национальной гвардии России. Для проведения социологического исследования применялись следующие методики: методика «Эффективность лидерства», метод оценки «360 градусов» и интервьюирование. Для качественного исследования эффективности и оценки лидерства оно было представлено в виде системы, включающей в себя отдельные компоненты и критерии. Эти компоненты рассмотрены посредством выделения характеризующих показателей. Раскрывается содержание каждого критерия и подтверждается его связь с феноменом лидерства. Обосновывается возможность оценки лидерства через отдельно выделенный критерий. Подтверждаются выводы, полученные в теоретической части на основе результатов проведенного социологического исследования. На основании проведенного анализа и полученных выводов по теоретической и практической части дается общая оценка феномену лидерства и выделяются критерии, позволяющие получить наиболее обоснованные и объективные результаты.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Корчагин Максим Владимирович
Сохранить в закладках
ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2025 Г. И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2026 И 2027 ГГ (2025)

Представлена оценка ключевых параметров прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан на среднесрочный период. Авторами выявлено, что достижение большинства прогнозных показателей, заявленных в базовом сценарии, при сохранении текущих тенденций является вполне реалистичным и обоснованным. В условиях возникновения внешних и внутренних рисков более вероятным является реализации консервативного сценария. Однако, по мнению авторов, с учетом вклада инвестиций в рост ВРП для достижения показателей, заложенных в базовом и консервативном сценариях прогноза, необходимы опережающие темпы роста инвестиций, по сравнению с динамикой ВРП. Одним из ключевых рисков развития экономики в ближней и среднесрочной перспективе является дефицит рабочей силы. В этих условиях для достижения прогнозных темпов роста объемов ВРП государству и бизнесу следует вовлекать в экономику «недоиспользованные» трудовые резервы, а также активно участвовать в различных программах по подготовке и переподготовке кадров, повышению производительности труда, привлечению высококвалифицированных кадров в экономику региона и др. Авторами отмечено, что в представленном документе отсутствуют прогнозные значения индекса производительности труда Республики Башкортостан, что затрудняет процесс принятия обоснованных управленческих решений относительно социально-экономического развития региона в среднесрочной перспективе. В заключение представлены выводы о возможности достижения показателей, представленных в прогнозе социально-экономического развития региона.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Мамлеева Эльвира Рашидовна, Екомасова Наталья Вадимовна, Сазыкина Марина Юрьевна\
Сохранить в закладках
ЛИНГВОАКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ АВТОРСКИХ РЕМАРОК В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ДРАМАТУРГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (2024)

В статье приведены результаты системного анализа ремарочного фонда англоязычной драматургии XX и XXI вв. с позиций дискурсивно-аксиологического подхода. Представлена и проиллюстрирована шестикомпонентная лингвоаксиологическая типология ремарок, формирующих особый субдискурс внутри стилизованного диалога. Доказано, что комментарии драматурга, сопровождающие оценочные реплики персонажей, конкретизируют комплексные ценностно-оценочные смыслы и участвуют в конструировании лингвоаксиологического уровня коммуникативной ситуации.

Издание: ДОКЛАДЫ БАШКИРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Т. 9 № 4 (2024)
Автор(ы): СТАРОСТИНА ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА
Сохранить в закладках
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И ЦИФРОВЫЕ ИННОВАЦИИ (2025)

Цвет является одним из ключевых элементов визуального искусства, играя важную роль в передаче эмоций и создании художественных образов. Предметом исследования: Современные подходы к развитию цветовосприятия в профессиональном художественном образовании, включая интеграцию цифровых технологий и совершенствование методик обучения. Актуальность исследования обусловлена необходимостью интеграции новых технологий, таких как виртуальная реальность и цифровые платформы, а также разработки объективных критериев оценки. Цель статьи - проанализировать современное состояние преподавания цветовосприятия в художественном образовании и предложить пути его совершенствования. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теоретические и практические аспекты обучения цвету, выявить проблемы в оценке и обратной связи, разработать рекомендации по внедрению цифровых технологий и обновлению учебных программ, предложить меры по улучшению подготовки преподавателей. Методология исследования: Использован комплексный подход, включающий теоретический анализ научной литературы по проблеме цветовосприятия, сравнительное исследование традиционных и современных методов обучения, анализ практического опыта внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Особое внимание уделено изучению опыта китайских учебных заведений в данной области. Новизна исследования, выводы: В данной статье дан системный анализ современного состояния и существующих проблем в сфере развития цветовосприятия в профессиональном художественном образовании, а также показана важная роль цвета как интуитивного и выразительного визуального языка в творчестве и преподавании искусства. Впервые выполнен комплексный анализ современных методов обучения цветовосприятию с учетом цифровых инноваций. Разработаны практические рекомендации по модернизации учебных программ, внедрению цифровых технологий и совершенствованию системы оценки для китайских художественных учебных заведений. Показана эффективность сочетания традиционной теории цвета с современными концепциями дизайна и применением цифровых платформ. Полученные результаты могут быть использованы в художественных школах и вузах различных стран для повышения качества подготовки специалистов в области визуальных искусств.

Издание: ПЕДАГОГИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Ли Янань
Сохранить в закладках
ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ОЦЕНКИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПО ВНУТРЕННЕМУ УБЕЖДЕНИЮ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН (2024)

Введение: исследование посвящено анализу процесса свободной оценки доказательств по внутреннему убеждению по законодательству Республики Казахстан. Актуальность темы обусловлена стремлением обеспечить максимальную объективность судопроизводства и исключить фиктивную трактовку фактов. Целью статьи является выявление недостатков существующей системы и разработка предложений по ее совершенствованию.

Материалы и методы: анализ основан на изучении законодательства Республики Казахстан, а также научных трудов и исследований по данной тематике. Применены методы дедукции, индукции, а также формально-юридический метод, позволяющие всесторонне рассмотреть проблему.

Обзор литературы: проведен анализ научных исследований и трудов ученых, затрагивающих вопросы оценки доказательств. Это позволило выявить различные подходы к свободной оценке доказательств и обозначить ключевые аспекты, требующие дальнейшего исследования и переосмысления.

Результаты исследования: выявлены противоречия и неэффективность действующей системы оценки доказательств, в частности, недостаточно четкое разграничение между «использованием» и «исследованием» доказательств, что ведет к ошибкам в правоприменении. Обнаружена потребность в более четком определении роли внутреннего убеждения судьи в процессе оценки доказательств.

Обсуждение и заключение: исследование подтвердило необходимость существенной корректировки законодательства Республики Казахстан в части оценки доказательств. Предложены пути оптимизации процесса, направленные на усиление объективности и справедливости судопроизводства. Автор предлагает пересмотреть нормы, регулирующие доказывание, в аспекте углубления принципа свободной оценки доказательств, что способствует повышению качества и эффективности правоприменительной деятельности.

Издание: ВЕСТНИК КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Выпуск: Т. 15 № 2 (56) (2024)
Автор(ы): ДАРМЕНОВ АКЫНКАЛИ ДАУТБАЕВИЧ
Сохранить в закладках
ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (2025)

Исследование посвящено проблеме разработки эффективной системы оценки уровня профессиональной готовности будущих учителей начальных. Цель работы - изучение и анализ эффективных подходов в оценки уровня профессиональной готовности будущих учителей начальных классов. Методология исследования включает такие подходы, как системный, аксиологический, гуманистический, личностный критериально-уровневый и компетентностный. Основные результаты показывают, что эффективная система оценки должна быть комплексной и многомерной, учитывающей не только предметные знания, но и педагогические умения, личностные качества и ценностные ориентации будущих учителей. Системный подход интегрирует оценку в более широкий контекст подготовки, аксиологический - фокусируется на ценностных основах профессии, гуманистический - на индивидуальном развитии каждого будущего учителя. Личностный и критериально-уровневый подходы оценивают уровень владения ключевыми компетенциями. Компетентностный подход делает акцент на практических навыках и умениях. Научная новизна заключается в том, что исследование выявило ряд ключевых факторов, влияющих на эффективность системы оценки: ясность и прозрачность ее критериев; достоверность и надежность инструментов оценки; обратная связь и поддержка и интеграция оценки в учебный процесс. Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут служить основой для дальнейших исследований эффективных подходов в оценки уровня профессиональной готовности будущих учителей начальных классов и разработки практических рекомендаций по оптимизации оценки уровня профессиональной готовности в системе высшего образования.

Издание: МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Автор(ы): Савченков Александр Витальевич
Сохранить в закладках
САМООЦЕНОЧНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ В ИСПАНСКОЙ И РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ. ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ (2025)

Данная статья посвящена анализу самооценочных высказываний с точки зрения языковых средств выражения самооценки в дискурсивных условиях интервью. Самооценка рассматривается в рамках категории оценки как ее частный случай, отличительной чертой которого является совпадение субъекта и объекта оценки. Исследование проводится в сопоставительном ключе на материале испанского и русского языков. Самооценочные высказывания анализируются с позиций гендерного подхода. Рассматриваются специфика выражения человеком оценки своей деятельности, личностных качеств, внешности, эмоционального состояния и темперамента. В процессе анализа практического материала выделяются наиболее характерные средства выражения самооценки личности. Подчеркивается специфика использования тех или иных единиц языка в зависимости от гендерной принадлежности личности. В конце статьи делаются выводы обобщающего характера по результатам проведенного анализа. This article is devoted to the linguistic means of expressing selfassessment when analyzing self-assessment statements in interviews. Selfassessment is studied as a particular category of assessment in which the subject and object of assessment are the same. Self-assessment statements in Spanish and Russian languages are analyzed to find out gender differences in expressing male and female assessment of their activities, personal qualities, appearance, emotional state and temperament. The most typical characteristic features of self-assessment are singled out and different language means of expressing self-assessment are identified. It is claimed that the language units used to characterize self-assessment by men and women depend on the gender of the individuals. At the end of the article, general conclusions are made to prove the results of the analysis.

Издание: ЯЗЫК, КОММУНИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА
Выпуск: № 23 (2025)
Автор(ы): ФИЛИППОВА Т.Н., БЕССАРАБОВА Г.А.
Сохранить в закладках
СИНОПСИС ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ АРКТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ ЯКУТИИ (2025)

В статье кратко рассмотрены проблемы оценки управления развитием территориальных образовательных систем в Арктической зоне Российской Федерации на примере арктических районов Республики Саха (Якутия). Установлено региональное своеобразие образовательных систем арктических районов Якутии: территориальная разобщенность, малокомплектность и низкий уровень дифференциации образовательных организаций, удаленность органов управления образованием. Выявлена пространственная и демографическая маркированность управления образованием в Арктике. На основе исследований, проведенных в Северо-Восточном федеральном университете в 2012-2024 гг., раскрываются особенности позиционирования арктических районов в образовательном пространстве республики. Выделены доминантные компоненты управления развитием образовательных систем арктических районов. Показаны расширение масштаба и разнообразие используемых методов оценки, их вариативность и адаптируемость к контекстным факторам.

Издание: МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Автор(ы): Саввинов Василий Михайлович
Сохранить в закладках
НАПРАВЛЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РИТЕЙЛЕРОВ (2024)

В статье рассмотрены теоретические аспекты инновационной деятельности организаций, представлены различные трактовки данного понятия российскими и зарубежными учёными. Ряд вопросов по определению перспективных направлений инновационной деятельности в сфере ритейла, которые связаны со стратегией развития компании, продвижением торговой политики, достижением показателей результативности, обеспечением финансовой устойчивости компаний, остаются актуальными и определяют новизну, практическую значимость и цель исследования. Для проведения исследования использовались методы системного и комплексного подходов, метод группировок, метод сравнительных оценок, статистический методы. В статье выделены направления инновационной деятельности участников рынка ритейла. Проведена оценка результатов инновационной деятельности по комплексу показателей эффективности в процессе введения инноваций. Платёжеспособность предприятия оценивалась по кругу комплексных показателей, отражающих ликвидность и обеспеченность активами. Авторами предложены направления инновационной деятельности ритейлера с целью улучшения своих позиций на рынке и повышения конкурентоспособности компаний.

Издание: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА
Выпуск: Т. 13 № 3 (2024)
Автор(ы): Власова Марина Валерьевна, Батурина Наталья Анатольевна, Макарова Татьяна Николаевна, Пашкевич Людмила Аркадьевна
Сохранить в закладках
ГЕОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭЛЬГИНСКОГО УГОЛЬНОГО КОМПЛЕКСА НА ИЗМЕНЕНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ (2024)

Якутия является регионом, богатым различными природными, в том числе топливно-энергетическими, ресурсами. Разработка угольных месторождений вызывает техногенное нарушение природной среды, что определяет актуальность научных исследований по минимизации последствий нарушения экологического баланса территорий промышленного освоения. Содержание многих научных разработок является покомпонентным, направленным на изучение отдельных компонентов природы, в то время как исследование должно базироваться на комплексной геосистемной основе. В статье использованы комплексные системные методики ландшафтного анализа и геотехнических систем. Целью статьи является разработка схемы комплексного геосистемного анализа составляющих взаимодействия Эльгинского угольного комплекса и природной среды как угледобывающей геотехнической системы, который необходим для выбора направлений снижения негативного экологического воздействия на природные ландшафты. Показатели схемы характеризуют изучение производственного воздействия на изменение воздушной и водной сред, дают оценку степени устойчивости ландшафтов и оценку антропогенного изменения территории на ландшафтном уровне. В целом исследование взаимодействия между крупными объектами энергетики и природной средой на основе геосистемного подхода может лечь в основу разработки направлений снижения негативного экологического воздействия и природосберегающих мероприятий, дифференцированных по ландшафтным комплексам.

Издание: УСПЕХИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Выпуск: № 7 (2024)
Автор(ы): Николаева Надежда Анисимовна
Сохранить в закладках