Статья посвящена анализу визуальных образов католицизма и ирландцев, созданных знаменитым американским художником Томасом Настом в 1860–1870-е гг. В подобном ракурсе проблема не рассматривалась ни в американской, ни в отечественной историографии. Томас Наст создал негативный образ римско-католической церкви, как консервативной, застывшей в средневековье, далекой от прогресса, стремящейся установить политическое господство в США. Отдельно рассматривается попытка католической церкви добиться государственного финансирования собственных школ. В статье анализируется расистский дискурс Т. Наста, выразившийся в создании расхожего стереотипа ирландцев, как дегенеративных, обезьяноподобных существ, принадлежащих к низшей по сравнению с англосаксонской, кельтской расе, наделенных набором отрицательных коннотаций. Томас Наст создал десятки антикатолических и антиирландских карикатур, способствовавших формированию американского общественного мнения в духе ксенофобии и разжигания межэтнической и межконфессиональной вражды. В то же время он отстаивал светский характер общественных школ и защищал принцип отделения церкви от государства. Методологическая основа статьи опирается на компаративистику, включает историко-генетический, историко-типологический методы, дискурсивный анализ текстов, достижения имагологии и visual studies. Источниками исследования послужили визуальные материалы, созданные Т. Настом для американского еженедельника “Harper’s Weekly” за 1860–1870-е гг. Статья вносит вклад в понимание феномена широкого распространения нативизма, ксенофобии, нетерпимости к ирландским католикам и католицизму в период Реконструкции.
В статье анализируется изменение позиции Грузии в отношениях с США на фоне кризиса стратегического партнерства. Она нацелена на осмысление логики действий грузинского руководства в условиях современной международно-политической турбулентности с опорой на многофакторный анализ и метод прогнозирования. Автор рассматривает американо-грузинские отношения как целостную систему со своими структурно-функциональными связями и выделяет в них две значимые и независимые переменные – устойчивость нынешней власти в Грузии и степень ее поддержки американской администрацией. На основе комбинации этих переменных предлагается четыре сценария развития американо-грузинских отношений – «восстановление диалога», «крушение мечты», «индифферентные отношения», «авторитарный откат» – и представляются краткосрочные прогнозы.
Научная новизна статьи определяется двумя положениями. Во-первых, Грузия рассматривается не как объект политики крупных держав, а как субъект со своими интересами и возможностью самостоятельно выбирать путь своего политического развития. Во-вторых, в силу актуальности последних событий в Грузии (конституционный кризис и протесты осени 2024 г.) в российской политической науке еще не предпринимались попытки проанализировать приостановку американо-грузинского стратегического партнерства в корреляции с внутриполитическими изменениями в самой Грузии.
В статье рассматриваются репрезентации Второй мировой войны в дискурсе японской манги. Автор анализирует мангу как культурно значимый объект исторической памяти, иллюстрирующий отношение японского общества к итогам Второй мировой войны на протяжении десятилетий. Объектом изучения стали японские комиксы, вышедшие с 2001 по 2024 г. Данный период был выбран как переломный в истории отношений США и Японии и переосмыслении итогов Второй мировой войны в популярной культуре обеих стран. В статье используется конструктивистский подход для изучения образа врага как социального конструкта и понимания мотиваций противоположной стороны, а также дискурс-анализ, позволяющий выявить репертуар смыслов, обусловленный текстом о Второй мировой войне, и охарактеризовать актуальные для современного японского общества нарративы ее восприятия. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что японская манга иллюстрирует путь японского общества от травмы к триумфу.
Статья посвящена анализу направлений использования искусственного интеллекта (ИИ) в исследованиях внешней политики и международных отношений. Автор рассматривает четыре ключевые области применения ИИ: прогнозирование международных событий, моделирование дипломатических переговоров, оценка рисков автоматизированных решений в ядерной сфере и анализ процесса принятия внешнеполитических решений. В центре внимания – сравнительная оценка моделей, разработанных в США, Китае и России, и возможности локальных ИИ как эффективного инструмента экспертного анализа. Особое внимание уделяется методам бенчмаркинга и роли эксперта в интерпретации результатов.
В статье анализируются состояние и перспективы американо-северокорейских отношений в период второго президентского срока Д. Трампа в контексте его неоднократных высказываний как в ходе президентской избирательной кампании 2024 г., так и после возвращения в Белый дом в январе 2025 года, об умении лучше других «ладить» с северокорейским лидером Ким Чен Ыном. Показывается, что практические действия Трампа после возвращения к власти фактически продолжают линию предыдущей администрации Дж. Байдена и самого Д. Трампа в период его первого президентского срока (2016-2929 гг.) по оказанию максимального военно-политического давления КНДР. Однако в условиях радикальных перемен в геополитической обстановке, закрепления КНДР своего статуса как ядерной державы в конституции страны продолжать добиваться денуклеаризации этой страны, по мнению все большего числа американских экспертов, нереалистично. Администрации Трампа советуют вместо этого перейти к контролю над вооружениями и снижению рисков развязывания ядерного конфликта на Корейском полуострове. Сделан вывод о маловероятности достижения до конца срока второй администрации Д. Трампа договоренностей с КНДР по ядерной проблеме и другим ключевым вопросам двусторонних отношений.
В статье проводится комплексный анализ современной геополитической стратегии Японии в контексте трансформации международной системы безопасности и динамики Восточно-азиатского региона. Автор исследует эволюцию японской внешнеполитической доктрины, опираясь на исторический и теоретический анализ традиционных геополитических моделей – континенталистской и атлантической, а также на разработки японских авторов. Особое внимание уделяется влиянию глобальной напряженности и региональных вызовов, включая военно-политическую активность Китая и угрозу со стороны Северной Кореи, на формирование японской стратегии национальной безопасности. Исследуются ключевые геополитические предпосылки, предопределяющие международные приоритеты Японии, в том числе фактор ее островного положения, ограниченность природных ресурсов и необходимость поддержания стабильного экономического роста через интеграцию в глобальные торговые и оборонные союзы. В статье проводится сравнительный анализ идей ведущих японских геополитиков, таких как Икки Кита и Танака Гиити, и их сопоставление с концепциями западных мыслителей, включая К. Хаусхофера и Н. Спикмена. Отдельное внимание уделяется роли Японии в альянсах коллективной безопасности, прежде всего в рамках стратегического партнерства с США. Анализируются изменения в оборонной политике Японии, включая пересмотр ограничений на применение Сил самообороны и рост военного сотрудничества с союзниками. В статье также рассматривается экономический аспект японской внешней политики, включая инициативы по расширению торгового влияния и участие в ключевых региональных экономических объединениях. Особое внимание уделено японской дипломатии в области «мягкой силы», включая культурное и технологическое влияние в регионе. В заключении формулируются выводы о характере японской геополитической стратегии, ее перспективах в условиях глобальных изменений и возможных направлениях эволюции в XXI веке. Работа представляет интерес для специалистов в области международных отношений, стратегических исследований и регионоведения, а также для всех, кто изучает динамику безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Современное состояние мировых дел характеризуется новым витком противоборства между великими державами, что стало следствием стремления ряда стран построить многополярный мир, который бы на более широкой основе учитывал их интересы. Естественно, что такой ход событий не отвечает интересам Соединенных Штатов, стремящихся сохранить за собой статус единственной сверхдержавы.
Развитие экономики, доступ к новейшим информационным и технологическим разработкам позволил России, Китаю и Ирану создать конкурентоспособные технологии ведения войны и инициировать процесс перераспределения власти и могущества на пространстве Евразийского континента. В связи с этим вооруженные силы США, в общем, и Силы специальных операций (далее – ССО), в частности, начали переориентироваться с операций по борьбе с террористами к мероприятиям по противодействию конкурирующим державам. ССО США играют все более важную роль в глобальной конкуренции с Китаем, Россией и Ираном, особенно в области нерегулярных боевых действий.
Цель настоящего исследования заключается в анализе возможных путей применения подразделений ССО в вопросе сдерживания конкурентов США.
Статья посвящена анализу практических аспектов цифровой дипломатии США к Израилю в период с 2009 по 2016 гг. Указанный период примечателен началом развития американской цифровой дипломатии как правительственного инструмента реализации «мягкой силы». В статье изучается реализация американской цифровой дипломатии как механизма воздействия на зарубежную аудиторию в отношении государства-союзника – Израиля, с которым у США при администрации Барака Обамы складывались напряженные отношения.
Используя институциональный подход и метод изучения документов, автор рассматривает институты, реализующие американскую цифровую дипломатию, а также инициативы и программы, осуществляемые Соединенными Штатами в Израиле и на Палестинских территориях. Особое внимание в статье уделяется Твиттер-дипломатии США к Израилю. Благодаря контент-анализу были рассмотрены твиты аккаунтов американского президента и госсекретарей США, госдепартамента и посольства США в Израиле, а также премьер-министра Израиля.
Проблема выбора исторического пути развития для нашего государства всегда является актуальной и острой. Поэтому возникает вопрос относительно выбора вектора внешнеполитического курса. И здесь отношения с Западом встают во главу угла, поскольку долгое время наша страна развивалась по западноцентричному пути и была связана с Западом партнёрскими отношениями. Начиная с 2014 г., украинский кризис резко ухудшил отношения между Россией и Западом во главе с США. Следует отметить, что антизападная риторика не могла не повлиять на мировоззрение молодежи. Однако, несмотря на рост напряженности со странами Запада, российская молодежь сохранила позитивный настрой в перспективе взаимоотношений между странами, так как молодые россияне причисляют себя в большей степени к западной (европейской) культурно-исторической традиции. Ввиду недавней смены политического режима в Белом доме в отношениях между Россией и США наметилась явная оттепель. В качестве цели исследования было выбрано изучение взглядов молодежи на развитие российско-американских политических взаимоотношений. Результаты авторских социологических исследований дают возможность оценить отношение российской молодежи к реанимированию российско-американских отношений, они также свидетельствуют, что значительная часть молодых россиян не воспринимает Запад в качестве противника.
Статья посвящена американо-югославским отношениям в 1969-1980 гг. В центре исследования - восприятие в Вашингтоне личных и политических качеств И. Б. Тито, оставившего глубокий след в истории Югославии и международных отношений. Показано, что политический выбор этого политика в пользу дистанцирования от СССР и стран Варшавского договора, его независимая внеблоковая стратегия и особая роль в создании и развитии Движения неприсоединения учитывались при решении администраций Р. Никсона, Дж. Форда и Дж. Картера пойти на сближение с СФРЮ. Развитие американо-югославских связей было важным элементом стратегии США. Отмечается, что в государственном руководстве и экспертном сообществе США высоко оценивали достижения Тито в управлении страной. В течение всего десятилетия в Вашингтоне существенное внимание уделяли проблеме преемственности власти, поскольку от этого зависели перспективы сохранения территориальной целостности и государственного суверенитета Югославии. Статья написана на основе широкого круга российских и американских документов и опирается на достижения современной историографии. Эмпирический материал препарируется методами историко- динамического анализа. Первоочередное внимание уделено оцениванию американскими аналитическими службами (Государственный департамент, СНБ, ЦРУ) перспектив сохранения наследия Тито после его ухода из жизни и влиянию этих оценок на формулирование стратегических задач Вашингтона в отношении этой страны в 1969-1981 гг. Обосновываются выводы о том, что в Соединенных Штатах были осведомлены о реальном положении дел в Югославии и отслеживали развитие политических процессов в этой стране. Эксперты знали об отсутствии адекватного механизма преемственности власти, вытекающих из этого обстоятельства последствиях в виде разрушения федерации и даже возможной гражданской войны и строили свою региональную и глобальную политику с учетом данного обстоятельства.
Статья посвящена истории формирования границ на севере Тихого океана в конце XVIII - первой четверти XIX в. Данный период характеризуется борьбой между великими державами за обладание территориями в Северной Америке. Главными соперниками являлись Россия, Испания и Великобритания. В 1799 г. Россия объявила о своих претензиях на колонии в северной части Тихого океана. Великобритания и Испания не смогли возразить, так как были слишком заняты европейскими делами. В последующие десятилетия произошло значительное ослабление Испании. В ее колониях начались революции, которые привели к образованию независимых государств, в том числе Мексики. Россия не смогла воспользоваться сложившейся ситуацией в полном объеме. На территорию бывших испанских колоний пришли Соединенные Штаты Америки. Граждане этого государства стали активно заниматься торговлей и предпринимательством. В начале 1820-х гг. произошел новый виток противостояния между державами. На этот раз соперничество было между Россией, Великобританией и США. Россия первая объявила о своих притязаниях, объявив о расширении своих владений в южном направлении на несколько градусов. На этот раз соперники России сумели отреагировать, начались русско-американские и русско-английские переговоры. Российское правительство вынуждено было пойти на уступки. В результате в 1824 и 1825 гг. были заключены конвенции между Россией, Великобританией и США, которые определили границы владений этих держав в указанном регионе. Эти же конвенции регулировали торговлю и мореплавание.
В статье рассматриваются новые сдвиги в динамике общемирового товарного обмена, отмечавшиеся в прошедшем году и предшествующем периоде. Рассматриваемый пятилетний этап оказался весьма непростым для международной торговли товарами, претерпевшей значительную по масштабам трансформацию фактически на грани ее переформатирования. Постепенно накапливавшийся в данной сфере на глобальном уровне немалый конфликтный потенциал закономерно предопределял текущую траекторию динамических процессов. Среди негативно влиявших на них факторов можно напомнить о попытках сегментировать систему мировой торговли при помощи создания в обход Всемирной торговой организации (ВТО) разного рода элитных интеграционных блоков, союзов, наращивание практики санкций, дискриминирующих неугодных торговых партнеров (включая Российскую Федерацию, Республику Беларусь и др.). Недооцененным пока и чрезвычайно мощным испытанием позднее стало широкомасштабное распространение новой вирусной инфекции, вынудившее принять ответные защитные меры. По этим и прочим причинам на современную динамику стоимостных объемов международного товарного обмена оказывалось столь значимое неблагоприятное давление, что в итоге сформировался перманентный синусоидный тренд в ее эволюции со сменяющими друг друга все чаще подъемами и падениями. Однако экспертам Международного валютного фонда (МВФ) казалось, что процессы восстановления мирового хозяйства и глобального товарообмена, несмотря на их невысокие темпы, постепенно нормализуют ситуацию. Но критический момент, по их оценке, наступил в 2025 г. с приходом новой администрации США, в короткое время создавшей на общемировом уровне «исключительные обстоятельства». Так, в начале апреля текущего года Соединенные Штаты сообщили о введении в отношении основных торговых партнеров и их важнейших отраслей набора новых тарифов. Это вызвало заметное смятение в среде многочисленных контрагентов, ведь при нынешнем уровне взаимозависимости подобные шаги напоминают цунами, а мир оказался на пороге новой пертурбации. Предпринятый автором анализ традиционно базируется на общепризнанной методологии сравнительного статистического исследования.