Цель - исследование особенностей динамики населения за постсоветское время и современного воспроизводства населения регионов России для типологии и оценки направлений достижения демографической безопасности. Материалы и методы. Использовались статистический, системно-структурный, аналитический, картографический, сравнительный, литературный, конкурентный и другие методы исследования. Статистической основой работы являлась информация Росстата. Результаты и обсуждение. Выделены 7 типов регионов по динамике и особенностям демографического развития. Главные черты динамики населения в постсоветское время достаточно закономерны. Заметно изменилась плотность населения, усилилось демографическое «опустынивание» востока РФ. На разных уровнях происходит концентрация населения в стране, сдвиг на юг и на запад, в Европейскую часть, в Москву и региональные центры. На Сибирь с Дальним Востоком приходится 73,9 % территории страны, но только 19,4 %населения. За постсоветские годы индекс территориальной концентрации между восточной и западными частями страны вырос с 52,5 ед. до 54 ед. На уровне федеральных округов индекс территориальной концентрации также растет - с 46,5 ед. в 1991 г. до 49,5 ед. в 2024 году. Заключение. Необходима значительная дифференциация демографической политики на окружном и региональном уровнях. Регионы с большей естественной депопуляцией 4-6 типов динамики населения находятся почти во всех федеральных округах страны. Именно для этих регионов необходимо дополнительное стимулирование рождаемости. За пределами РФ живут около 30 млн. русских. Необходима создать такую государственную политику, которая будет способствовать возвращению русских людей.
Предмет: цифровая трансформация регионов России представляет собой системный процесс внедрения цифровых технологий в государственное управление, экономику и социальную сферу для повышения качества жизни населения, оптимизации административных процессов и обеспечения технологического суверенитета. Предмет исследования охватывает анализ организационных, технологических и социально-экономических механизмов, определяющих успешность цифровизации регионов, совокупность критериев оценки результативности процессов цифровизации. Цель: настоящее исследование направлено на классификацию регионов Российской Федерации по типологическим группам (кластерам) на основе показателей внедрения цифровых технологий предприятиями и показателя валового регионального продукта на душу населения, а также на анализ динамики их трансформации. Дизайн исследования: информационной базой исследования послужили данные Росстата об использовании цифровых технологий и валового регионального продукта в 2018, 2022 годы. В работе использовались методы статистической кластеризации и сравнительного анализа. Результаты: проведённый анализ позволил выделить типологические группы регионов России, объединённых схожими показателями развития и уровнем внедрения цифровых технологий предприятиями в течение двух временных периодов. Исследование включало оценку динамики трансформации кластеров и их структурных изменений. Результаты данного исследования обладают прикладной ценностью для органов государственной и муниципальной власти, бизнеса и граждан, так как позволяют определить регионы с низким уровнем цифровой зрелости и потенциалом развития цифровой экономики, требующие приоритетного внимания.
Целью исследования является выявление основных тенденций эволюции государственного и муниципального управления в России на региональном и местном уровнях после внесения изменений в Основной Закон РФ. Установлено, что поправки к Конституции Российской Федерации 2020 года дали старт организационно-правовому оформлению единой системы публичной власти в стране. На основе поправок уже трансформировано федеральное законодательство об организации власти на региональном уровне, ожидаются серьёзные изменения в правовом регулировании и организации местного самоуправления. Ключевой направленностью изменений являются унификация, централизация и «вертикализация» системы публичной власти. В то же время государственная власть в субъектах Российской Федерации получит дополнительные возможности в части регулирования деятельности местной власти и контроля над ней. Общая направленность уже принятых и предлагаемых к принятию новелл укрепляет систему вертикального политического и ресурсного контроля вышестоящих уровней публичной власти над нижестоящими. Она содействует государственной экономической политике, основанной на перераспределении ресурсов, аккумулируемых в федеральном центре, через государственные программы и проекты вниз по вертикали. Ключевыми проблемами в функционировании такой конструкции являются сложности при принятии решений об оптимальном распределении ресурсов, отчуждение граждан от процесса выработки и реализации государственной политики, искажение информации при превалировании иерархического политико-управленческого контроля.
В статье представлены параметры привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику Дальневосточного федерального округа в 2019-2021 гг. Качественно оценены сформировавшиеся тренды привлечения ПИИ в экономику Дальневосточного федерального округа (ДФО) в 2010-е г. и на рубеже 2019-2021 гг. на основе анализа динамики поступления ПИИ в территориальном, отраслевом и страновом разрезе (в т. ч. из стран Северо-Восточной Азии) по данным Банка России. Установлено, что в ДФО вплоть до периода 2022-2024 гг. сохранялась существенная отраслевая асимметрия в привлечении ПИИ; подавляющая часть (порядка 90%) накопленных ПИИ концентрировалась в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых вместе с геологоразведкой. При этом географическая структура привлекаемых ПИИ в ДФО сохранялась, также как и существенно не менялось их территориальное распределение по субъектам ДФО. Кроме этого, определено, что в условиях новой геополитической реальности, санкционного давления и прямых запретов со стороны недружественных стран, выхода компаний из реализуемых на Дальнем Востоке крупных и средних проектов, с высокой степенью вероятности можно констатировать негативные тенденции как в текущих притоках ПИИ в экономику региона, особенно из недружественных стран (включая Японию и Республику Корея), так и снижение общих остатков ПИИ в целом для ДФО и его субъектов. Выявлено, что текущая финансово-хозяйственная деятельность предприятий с иностранным участием в 2022-2023 гг. продолжилась и существенно не изменилась, внося свой вклад в экономическое развитие региона в целом и его субъектов в частности. Несмотря на существующие геополитические риски и экономическую неопределенность в 2022-2024 гг., в реализуемых иностранными инвесторами проектах (особенно китайских) в целом на территориях с особыми режимами сохранилась положительная динамика капиталовложений, которые, к сожалению, все еще не привели к серьезному изменению взаимодействия ПИИ и региональной макро- и микроэкономики.
В статье рассматривается взаимосвязь между уровнем внедрения инклюзивных технологий и показателями конкурентоспособности и устойчивого развития малого бизнеса в российских городах-миллионниках. Цель научной статьи -проанализировать уровень внедрения инклюзивных технологий и оценить его влияние на конкурентоспособность и устойчивое развитие малого бизнеса в России. Данные построены на базе официальных статистических массивов Росстата, ФНС, портала «Социальное предпринимательство» и региональных информационных систем. Применены методы корреляционного и сравнительного анализа, а также нормализация показателей для обеспечения сопоставимости данных. Результаты демонстрируют положительную корреляцию: в городах с высокой долей инклюзивных предприятий рост оборота малого бизнеса за 2023 г. превысил 13 %, а занятость в секторе составляет до 60 % экономически активного населения. Выявлено, что развитие инклюзивной инфраструктуры расширяет клиентскую базу и повышает устойчивость к шокам, стимулируя инвестиции в социально-экологические проекты. Практическая значимость исследования заключается в формировании рекомендаций для региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса: субсидирование внедрения инклюзивных решений, тиражирование лучших практик и интеграция критериев доступности в систему госзакупок. Научная новизна работы проявляется в комплексной, статистически обоснованной оценке влияния инклюзии на конкурентоспособность в российском контексте, где подобные связки ранее изучались преимущественно качественными методами. Сделаны выводы о необходимости институционализации инклюзивных стандартов для малого бизнеса как драйвера его долгосрочного роста и вклад в достижение Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций.
В последние годы в Российской Федерации (далее – РФ, Россия) наблюдается экспоненциальный рост онлайн-покупок. Этот рост значительно ускорился во время пандемии COVID-19. Однако данные свидетельствуют, что существуют межрегиональные различия в развитии онлайн-торговли. Это также касается различий между поколениями, городскими жителями и жителями сельской местности. В данном исследовании рассматриваются факторы, определяющие особенности в развитии онлайн-торговли в России. Автор выделил 5 основных факторов, которые могут повлиять на данное развитие: интернет-инфраструктура (измеряемая региональными расходами на внедрение цифровых технологий и количеством подключенных абонентов мобильной связи), экономическое благосостояние (измеряемое валовым региональным продуктом), уровень жизни (измеряемый уровнем доходов населения), уровень бедности и численность населения региона. В исследовании используются данные Федеральной службы государственной статистики и Ассоциации компаний интернет‑торговли для анализа 85 регионов РФ. Многоуровневый регрессионный анализ позволил изучить 5 факторов, а также контекстуальное влияние 8 федеральных округов России. Результаты показывают, что интернет-инфраструктура, экономическое благосостояние, численность населения и 8 федеральных округов оказали влияние на развитие онлайн-покупок в РФ, но уровень жизни не был статистически значимым. Автор рекомендует политикам обратить внимание на эти основополагающие факторы.
В настоящее время к числу важнейших экономических и социальных задач относятся последовательное увеличение денежных доходов во всех социальных группах населения, сокращение численности и удельного веса бедных слоев, а также снижение чрезмерной дифференциации в уровнях доходов между различными социальными группами населения. Цель исследования состоит в анализе основных источников повышения денежных доходов населения в регионах Центрального федерального округа, в определении типичных подгрупп регионов в зависимости от приоритетных для них источников доходов и в оценке имеющихся резервов дальнейшего увеличения денежных доходов по основным социальным группам населения. Углубленный анализ социально-экономического положения регионов Центрального федерального округа с использованием официальной статистической отчетности Росстата на основе статистических группировок и вычисления системы обобщающих показателей позволил определить и оценить резервы дальнейшего увеличения денежных доходов во всех регионах и группах населения, что должно послужить оценкой эффективности управленческой деятельности региональных органов власти. Для получения корректных, то есть адекватных реальной ситуации, оценок социально-экономического положения в регионах предложено увеличивать совокупность применяемых методов и статистических показателей, а также не использовать расчетные или фиктивные средние величины вместо представительных средних величин, которые являются типичными и характерными для всех объектов изучаемой совокупности. Оценка относительного и абсолютного влияния главных факторов на повышение денежных доходов населения позволила предложить для внедрения в регионах комплекс приоритетных мер по повышению номинальных и реальных доходов населения, особенно в низкодоходных группах.
Быстрый рост биотехнологической отрасли связан с внедрением инновационных решений в медицине, фармацевтике, сельском хозяйстве и промышленном производстве. Цель исследования заключается в выявлении ключевых технологических инноваций и региональных трендов, определяющих перспективы развития глобального рынка биотехнологий в среднесрочной перспективе, а также в оценке влияния данных факторов на формирование стратегий роста отрасли. Для достижения этой цели применялся междисциплинарный подход, включающий экономический анализ, оценку управленческих решений и анализ научно-технологических тенденций. В работе рассмотрены показатели роста биофармацевтики, ферментации, нанобиотехнологии и других направлений, формирующих структуру рынка. Особое внимание уделено влиянию правительственных инициатив, инвестиционной привлекательности и региональных особенностей на развитие данной сферы. Сравнительный анализ, охватывающий Соединённые Штаты Америки, Европейский союз и Азиатско-Тихоокеанский регион, позволил выявить особенности локальных стратегий, а также основные факторы, стимулирующие научно-исследовательскую деятельность и коммерциализацию биотехнологических продуктов. В заключение статьи подведены итоги относительно перспектив отрасли и приведены рекомендации по дальнейшему развитию рынка, включая совершенствование механизмов государственной поддержки, укрепление межрегиональной кооперации и адаптацию новых технологических платформ.
Цель исследования состоит в оценке уровня и структуры потребления продуктов питания и потребительских расходов населения на питание в зависимости от самообеспечения регионов продовольствием и структуры регионального аграрного сектора. В процессе анализа авторами исследована взаимосвязь продовольственного самообеспечения регионов с периодически возникающим дефицитом по отдельным продуктам, который приводит к снижению покупательной способности денежных доходов населения. В структуре потребительских расходов населения в регионах Приволжского федерального округа значительную часть составляют расходы на питание, в малодоходных группах - около половины. Для повышения уровня жизни всех доходных групп населения, улучшения рациона питания, а также для сокращения численности и удельного веса бедных слоев, важнейшим направлением является увеличение производства и удешевление основных продовольственных товаров. Статистическая группировка регионов по стоимости продуктов питания на душу населения позволила авторам определить наиболее характерные направления развития агропродовольственных комплексов в типичных подгруппах регионов, которые разделились по продовольственному самообеспечению на вывозящие, завозящие и сбалансированные. Сравнительный анализ позволил выделить главные направления и тенденции развития агропродовольственного комплекса в регионах Приволжского федерального округа.
Цель исследования состоит в оценке влияния главных факторов на экономическую доступность продовольственных товаров для населения в зависимости от уровня развития в регионах агропродовольственного комплекса, объёмов производства продовольствия на душу населения, уровня денежных доходов населения, отраслевой структуры региональной экономики. В процессе анализа исследована комплексность при решении в регионах основных задач продовольственной безопасности, когда наряду с физической доступностью продовольствия выдвигается вторая, более острая, задача обеспечения экономической доступности продуктов питания для малодоходных групп населения. Исследование региональной экономики осуществлено на основе официальной статистической отчетности Росстата, выявлены и оценены аналитические возможности утверждённой системы показателей. Совершенствование и дополнение применяемой системы показателей и комплекса статистических методов анализа позволит получать исчерпывающие характеристики социально-экономического положения регионов, а также эффективности деятельности региональных властей. В Приволжском федеральном округе в типичных группах регионов по уровню развития собственного агропродовольственного комплекса различия в объемах и качестве потребляемых продуктов питания в наибольшей степени зависят от денежных доходов населения региона и в меньшей степени от объемов производства продовольствия на душу населения. Проведенный авторами анализ позволил выявить главные факторы различий уровня обеспечения продовольственной безопасности регионов. В результате недостаточный уровень развития агропродовольственного комплекса в отдельных регионах приводит периодически к дефициту отдельных повседневных продуктов, к резким скачкам цен на них в целом по стране, падению покупательской способности малодоходных групп населения.
Введение. Трансформация мироустройства является одной из магистральных тем политических исследований, начиная с 1990-х гг. Тем не менее, доминирующие подходы отличает определенная одномерность. В научном и экспертном дискурсе преимущественное внимание уделяется перспективам формирования новой конфигурации великих держав на мировой арене, то есть новой итерации миропорядка на основе государственно-центричной (Вестфальской) парадигмы. Между тем в последние тридцать-пятьдесят лет, помимо существенного изменения мирополитической акторной линейки, само государство претерпевает глубокие структурные изменения, а вслед за этим новое качество приобретают и другие акторы. И важный элемент этой институциональной динамики государств сопряжен с процессами субнационализации, под которой можно понимать усиление политической субъектности субнациональных регионов и местных сообществ. И это имеет не только внутриполитическое, но и всё более ощутимое международно-политическое измерение. Как субнациональный фактор (субнационализация) влияет на трансформацию мироустройства и проблему развития?
Материалы и методы. В качестве материалов используются данные из разных политико-географических ареалов и разных сфер субнациональной политической активности. Представленная линейка примеров призвана продемонстрировать значимость субнационального фактора в самых разных обществах и непохожих друг на друга государствах. Важно подчеркнуть, что субнационализация не является западным феноменом, как это часто по инерции подаётся в научном дискурсе. Также субнационализация всё менее привязывается к федерализму как наиболее подходящему ей типу государственного устройства. Теоретико-методологическая база исследования состоит из акторного подхода и компаративного метода для сравнения процессов в разных субнациональных регионах. Также применяются элементы теории транснационализации и теории идентичности.
Результаты исследования. Субнационализация – явление связанное, но не сводящееся к регионализации. Cубнационализация связана с проблемой глобального и странового социально-политического развития. Кризис многочисленных программ устойчивого развития порождает альтернативные концепты, которые также находится под влиянием субнационального фактора.
Обсуждение и заключение. Автор приходит к выводу, что субнационализация самостоятельный феномен и тренд, который необходимо принимать во внимание при анализе текущих процессов и проектировании сценариев развития мира. В то же время субнационализация соотносится с проблемой развития бинарным образом, являясь и ресурсом, и инструментом. И социально-политическое развитие конкретных обществ, и мирополитическая эволюция во всё большей степени будут опираться на субнациональный фактор.
Республика Узбекистан имеет богатый опыт развития туристской индустрии. Успешные практики развития туризма, используемые в Республике Узбекистан, могут быть адаптированы в регионах Российской Федерации. Особое внимание в статье уделено стратегиям, позволившим Узбекистану значительно увеличить туристический поток и диверсифицировать туристический продукт. В статье проанализированы меры государственной поддержки отрасли, среди которых внедрение системы электронных виз, упрощение процедур регистрации для иностранных туристов и развитие туристской инфраструктуры. Представлен опыт создания свободных туристских зон, например, «Чарвак», с особым налоговым и таможенным режимом, что может быть релевантным для территорий с высоким туристским потенциалом. Развитие халяль-туризма в регионах Российской Федерации, обладающих богатым исламским наследием, представляет собой перспективное направление для стимулирования экономического роста и укрепления культурных связей. В частности, регионы, с исторически сложившимися мусульманскими общинами, такие как Республика Татарстан, Республика Башкортостан, а также регионы Северного Кавказа, обладают значительным потенциалом для привлечения туристов, ориентированных на соблюдение норм ислама. Представляет интерес и опыт Узбекистана в развитии гастрономического туризма, включая организацию фестивалей национальной кухни и создание тематических туристических маршрутов. Адаптация данных практик требует учета региональных особенностей и культурного контекста.